СОДЕРЖАНИЕ
Введение.................................................................................................................. 5
Раздел 1. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях
Вариант 1................................................................................................................. 6
Вынужденное автономное существование.......................................................... 6
Ситуации криминогенного характера................................................................. 7
Уголовная ответственность несовершеннолетних............................................. 8
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.... 9
РСЧС, Гражданская оборона............................................................................... 10
Современные средства поражения и защита населения от них 12
Вариант II.............................................................................................................. 20
Вынужденное автономное существование........................................................ 20
Ситуации криминогенного характера............................................................. 22
Уголовная ответственность несовершеннолетних........................................... 22
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного
характера................................................................................................................ 23
РСЧС, Гражданская оборона............................................................................... 24
Современные средства поражения и защита населения от них 26
Раздел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Вариант I............................................................................................................... 34
Основы медицинских знаний............................................................................. 34
Основы здорового образа жизни........................................................................ 40
Вариант II............................................................................................................. 41
Основы медицинских знаний............................................................................. 41
Основы здорового образа жизни........................................................................ 47
|
Раздел 3. Основы военной службы
Вариант I.............................................................................................................. 49
Вооруженные силы РФ........................................................................................ 49
Боевые традиции.................................................................................................. 50
Символы воинской чести.................................................................................... 52
Вариант II.............................................................................................................. 53
Вооруженные силы РФ........................................................................................ 53
Боевые традиции.................................................................................................. 54
Символы воинской чести.................................................................................... 55
11 класс
Раздел 1. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Вариант I............................................................................................................... 57
Здоровый образ жизни........................................................................................ 57
Правила оказания первой медицинской помощи............................................. 61
Вариант II.............................................................................................................. 68
Здоровый образ жизни........................................................................................ 68
Правила оказания первой медицинской помощи............................................. 71
Раздел 2. Основы военной службы
Вариант I............................................................................................................... 78
Воинская обязанность.......................................................................................... 78
Особенности военной службы............................................................................ 82
Военнослужащий — защитник Отечества........................................................ 87
Международное гуманитарное право................................................................ 89
|
Психологические основы подготовки к военной службе............................... 91
Вариант II.............................................................................................................. 92
Воинская обязанность.......................................................................................... 92
Особенности военной службы............................................................................ 96
Военнослужащий — защитник Отечества...................................................... 102
Международное гуманитарное право.............................................................. 104
Психологические основы подготовки к военной службе............................. 105
Ответы на тестовые задания
10 класс 107
11 класс 109
РАЗДЕЛ 1 Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях
ВАРИАНТ I
Вынужденное автономное существование
1.Выживание — это:
а) условия проживания, когда исключена возможность использования технических и других достижений;
б) активная деятельность, направленная на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в экстремальных условиях;
в) нахождение человека в определенных условиях изолированности, когда ограничена или исключена вероятность помощи.
2.Выберите среди перечисленных причины, приводящие к вынужденному автономному существованию в природных условиях:
а) авария транспортного средства в незнакомой местности;
б) потеря ориентировки на местности;
в) утрата части продуктов питания;
г) потеря средств связи;
д) крупный лесной пожар.
2.Какие из перечисленных предметов участник туристического похода должен взять с собой?
а) сумка для переноски личных вещей;
б) художественная книга;
в) куртка с капюшоном (штормовка);
|
г) легкий головной убор (шапочка);
д) полиэтиленовая накидка от дождя;
е) тетрадь для записей;
ж) фляжка для питьевой воды;
з) складной нож;
и) запасная обувь (кроссовки);
к) рюкзак с широкими лямками и поясным ремнем.
3. В каких условиях целесообразно использовать метод движения по азимутам?
а) ясный солнечный день;
б) густой туман;
в) лесной массив;
г) заросли камыша;
д) темная ночь;
е) незнакомая местность, бедная ориентирами;
ж) сильный снегопад.
4. Какое место лучше всего подходит для разведения костра?
а) открытое, но защищенное от ветра и дождя;
б) на торфяных болотах;
в) рядом с сухими деревьями, где достаточно топлива;
г) вблизи воды;
д) зимой — под большими деревьями.
5. По возможности в условиях вынужденного автономного существования надо употреблять горячую пищу, так как она:
а) безопасна;
б) лучше усваивается организмом;
в) дольше переваривается;
г) вкусна.
Ситуации криминогенного характера
6. Укажите среди перечисленных правила безопасного поведения на улице:
а) ключи от квартиры (дома) и деньги хранить во внутренних карманах одежды;
б) при пользовании банкоматом проявлять наблюдательность и осторожность;
в) при движении держаться ближе к стенам домов;
г) избегать малолюдных и плохо освещенных мест;
д) при необходимости можно принимать предложение подвезти от незнакомого водителя;
е) не обращаться за помощью к продавцам магазинов, кассирам, охранникам.
7. Чего не следует делать при пользовании общественным транспортом?
а) спать в транспортном средстве;
б) при отсутствии сидячих мест стоять в центральном проходе;
в) садиться в пустом автобусе (трамвае, троллейбусе) близко к водителю;
г) ожидать транспорт в плохо освещенном месте.
Уголовная ответственность несовершеннолетних
8. К преступлениям средней тяжести согласно Уголовному Кодексу Российской Федерации относят умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает:
а)10 лет лишения свободы;
б) одного года лишения свободы;
в) 2 лет лишения свободы;
г) 5 лет лишения свободы.
9. Расположите приведенные ниже виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним, в порядке возрастания их строгости.
а) лишение права заниматься определенной деятельностью;
б) исправительные работы;
в) штраф;
г) арест;
д) обязательные работы;
е) лишение свободы на определенный срок.
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
10. Если землетрясение застало человека дома, то ему необходимо:
а) срочно покинуть здание, используя лифт;
б) быстро выйти на балкон;
в) подойти к окну и посмотреть, что происходит на улице;
г) укрыться в безопасном месте.
11. Укажите последовательность действий при угрозе схода оползня.
а) закрыть окна, двери, вентиляционные отверстия;
б) вынести из дома мусор и опасные химические вещества;
в) включить телевизор (радио) и прослушать сообщение и рекомендации;
г) выключить электричество, газ, воду, погасить огонь в печи;
д) перенести ценное имущество в дом и укрыть его от влаги;
е) выйти из дома и перейти в безопасное место.
12. Безопасными местами в доме при внезапном урагане, смерче или буре являются:
а) места вблизи окон, чтобы можно было наблюдать за обстановкой на улице;
б) ниши в стенах;
в) дверные проемы в капитальных стенах;
г) балконы и лоджии;
д) встроенные шкафы;
е) под прочными полками.
13. Какие из перечисленных мероприятий надо выполнить при пожаре в здании?
а) сообщить в пожарную охрану;
б) покинуть здание, используя лифт;
в) двигаться в сторону, противоположную пожару;
г) покинуть здание через незадымленный выход;
д) покинуть здание, прыгнув с балкона или из окна любого этажа.
14. Что надо делать при аварии на радиационио опасном объекте, если нет индивидуальных средств защиты?
а) подойти к окну и посмотреть, что делается на улице;
б) вынести скоропортящиеся продукты и мусор;
в) включить телевизор (радио), прослушать сообщение и рекомендации;
г) закрыть окна и двери;
д) загерметизировать помещение;
е) приобрести в ближайшем магазине необходимые продукты для создания резерва;
ж) защитить продукты питания;
з) сделать запас воды;
и) провести йодную профилактику;
к) ждать дальнейшую информацию и указания.
15. Что делать человеку, оказавшемуся в зоне лесного пожара?
а) двигаться под прямым углом к направлению распространения огня;
б) быстро выходить из зоны пожара в любом направлении;
в) при сильном задымлении двигаться пригнувшись, дышать через мокрую ткань;
г) если возможно, окунуться в ближайшем водоеме;
д) попытаться обогнать лесной пожар.
РСЧС, Гражданская оборона
16. Каким законом определены права и обязанности граждан в
области защиты от чрезвычайных ситуаций?
а) Законом Российской Федерации «О безопасности»;
б) Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
в) Федеральным законом «О гражданской обороне»;
г) Федеральным законом «О радиационной безопасности населения».
17. Укажите закон, закрепляющий правовые основы обеспечения
безопасности личности, общества и государства.
а) Федеральный закон «Об обороне»;
б) Закон Российской Федерации «О безопасности»;
в) Федеральный закон «О гражданской обороне»;
г) Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
18. Гражданская оборона — это:
а) система мероприятий по прогнозированию, предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;
б) система, обеспечивающая постоянную готовность органов государственного управления для быстрых и эффективных действий по организации первоочередного жизнеобеспечения населения при ведении военных действий;
в) система мероприятий но подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
г) система мероприятий по прогнозированию, предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в военное время.
19. В каком году была создана Гражданская оборона СССР?
а) в 1932 г.;
б) в 1961 г.;
в) в 1924 г.;
г) в 1941 г.
20. В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается:
а) с момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий;
б) после введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях;
в) по решению Государственной Думы Российской Федерации;
г) при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
д) в зависимости от конкретной ситуации в том или ином регионе.
21. Основными задачами обучения населения в области гражданской обороны являются:
а) изучение порядка действий по сигналам оповещения;
б) изучение приемов оказания первой медицинской помощи;
в) изучение правил пользования индивидуальными и коллективными средствами защиты;
г) освоение приемов проведения специальной обработки техники и территорий;
д) изучение порядка обеззараживания техники и сооружений;
е) изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Современные средства поражения и защита населения от них
22. Ядерное оружие — это:
а) вид оружия, эффективность которого достигается за счет точного попадания в цель;
б) вид оружия, действие которого основано па использовании кинетической энергии поражающих элементов;
в) вид оружия массового поражения взрывного действия, основанного на использовании внутриядерной энергии;
г) вид оружия, действие которого основано на использовании радиоактивных веществ, способных поражать противника без взрыва.
23. Проникающая радиация — это:
а) ионизирующее излучение, представляющее собой поток гамма-лучей и нейтронов;
б) радиоактивность воздуха, воды, почвы, материалов и различных предметов, возникающая в результате их облучения нейтронами;
в) излучение, представляющее собой поток бета- и альфа- лучей.
24. Если светящаяся область ядерного взрыва не касается поверхности земли (воды), а взрыв произведен на высоте до нескольких километров, то это:
а) высотный взрыв;
б) воздушный взрыв;
в) наземный (надводный) взрыв;
г) космический взрыв.
25. Укажите поражающие факторы ядерного взрыва:
а) электромагнитный импульс;
б) ударная волна;
в) ультразвуковое излучение;
г) радиоактивное загрязнение;
д) световое излучение;
е) проникающая радиация;
ж) наведенная радиация.
26. Каким фактором определяется время действия проникающей радиации на наземные объекты?
а) мощностью ядерного взрыва;
б) временем подъема облака ядерного взрыва на высоту, при которой гамма-нейтронное излучение не достигает поверхности земли;
в) видом ядерного взрыва;
г) временем до образования облака грибовидной формы.
27. Укажите наиболее эффективное коллективное средство защиты от всех поражающих факторов ядерного оружия:
а) противогаз;
б) противорадиационное укрытие;
в) укрытие простейшего типа;
г) убежище.
28. Химическое оружие — это:
а) вид оружия, воздействующего на химические процессы, протекающие в твердой, жидкой и газообразной оболочках Земли;
б) вид оружия массового поражения, действие которого основано на токсических свойствах некоторых химических веществ;
в) вид оружия массового поражения, действие которого основано на применении химических элементов, обладающих радиоактивностью.
29. Признаками применения химического оружия являются:
а) темные полосы, которые тянутся за самолетом, оседая на землю;
б) маслянистые пятна возле воронок разорвавшихся боеприпасов;
в) светлые полосы, которые тянутся за самолетом;
г) изменение естественной окраски растительности;
д) наличие нехарактерных для данной местности насекомых;
е) маслянистые пятна на листьях деревьев, траве, грунте, зданиях.
30. По действию на организм человека боевые токсичные химические вещества подразделяют на:
а) кожно-паралитические;
б) раздражающие;
в) нервно-паралитические;
г) кожно-нарывные;
д) нервно-нарывные;
е) удушающие;
ж) общеядовитые;
з) психохимические.
31. Мелкие пузыри на коже, которые сливаются в крупные и лопаются, оставляя язвы, свидетельствуют о поражении:
а) раздражающим боевым токсичным химическим веществом;
б) общеядовитым боевым токсичным химическим веществом;
в) кожно-нарывным боевым токсичным химическим веществом;
г) психохимическим боевым токсичным химическим веществом.
32. Металлический привкус во рту, головокружение, тошнота, рвота, судороги, паралич — это признаки поражения:
а) боевым токсичным химическим веществом нервно-паралитического действия;
б) боевым токсичным химическим веществом психохимического действия;
в) боевым токсичным химическим веществом кожно-нарывного действия;
г) боевым токсичным химическим веществом общеядовитого действия.
33. Укажите способы применения бактериологического (биологического) оружия:
а) транспозиционный;
б) аэромеханический;
в) аэрозольный;
г) трансмиссивный;
д) диверсионный.
jesm |
34. Поражающее действие бактериологического (биологического) оружия основано на:
а) токсических свойствах некоторых веществ;
б) использовании болезнетворных свойств микробов;
в) принципах воздействия на наследственный аппарат людей.
35. В комплекс противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий по предотвращению распространения инфекционных заболеваний среди населения, подвергшегося воздействию бактериальных (биологических) средств, входят:
а) обсервация и карантин;
б) санитарная обработка;
в) дегазация местности;
г) дезинфекция зараженных объектов;
д) дезактивация техники;
е) экстренная профилактика.
JSS |
36. Возбудителей каких заболеваний, как правило, используют для снаряжения бактериологического (биологического) оружия?
а) чума;
б) сибирская язва;
в) грипп;
г) холера;
д) коклюш;
е) натуральная оспа;
ж) сыпной тиф;
з) эпидемический паротит.
Какие из перечисленных средств относятся к высокоточному оружию?
а) бетонобойные боеприпасы;
б) разведывательно-ударные комплексы;
в) управляемые авиационные бомбы;
г) боеприпасы объемного взрыва;
д) кумулятивные боеприпасы.
JS5 39. Какие боеприпасы предназначены для разрушения взлетно-
посадочных полос аэродромов и других объектов с бетонным покрытием?
а) осколочные;
б) фугасные;
в) кумулятивные;
г) бетонобойные;
д) объемного взрыва.
40. Действие каких боеприпасов основано на поражении людей,
техники и объектов посредством высоких температур?
а) боеприпасов объемного взрыва;
б) зажигательных боеприпасов;
в) кумулятивных боеприпасов;
г) фугасных боеприпасов;
д) боеприпасов температурного воздействия.
41. Разведывательно-ударный комплекс состоит из двух элементов:
а) поражающие средства;
б) средства защиты от воздействия противника;
в) технические средства, обеспечивающие боевое применение;
г) радиозащитные средства.
42. Расположите в порядке возрастания уровни управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС):
а) межрегиональный;
б) муниципальный;
в) федеральный;
г) объектовый;
д) территориальный.
43. Под оповещением о чрезвычайной ситуации понимают:
а) целенаправленный и системный процесс передачи населению знаний, умений и навыков, необходимых при защите от аварий, катастроф и стихийных бедствий;
б) доведение до органов управления, сил и средств Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), а также населения сигналов оповещения и информации о чрезвычайной ситуации и порядке действий в создавшихся условиях;
в) научная и техническая информация о различных чрезвычайных ситуациях;
г) организационные, правовые, технические и технологические меры по предупреждению различных угроз.
44. Какие средства защиты относятся к коллективным?
а) общевойсковые защитные комплекты;
б) убежища;
в) противогазы;
г) легкие защитные костюмы;
д) укрытия простейшего типа.
45. К какой категории относятся убежища вместимостью на 1000 человек?
а) малой вместимости;
б) средней вместимости;
в) большой вместимости.
46. Какие помещения убежища относятся к вспомогательным?
а) помещение для отдыха людей;
б) фильтровентиляционные камеры;
в) помещение для дизельной электростанции;
г) медицинский пункт;
д) станции перекачки фекальных вод;
е) кладовая;
ж) помещение для баков с водой;
з) помещение для санузлов.
47. Какие из перечисленных средств индивидуальной защиты предназначены для защиты кожи?
а) изолирующий противогаз;
б) фильтрующий противогаз;
в) общевойсковой защитный комплект;
г) легкий защитный костюм;
д) комплект защитной фильтрующей одежды.
48. По принципу защитного действия противогазы подразделяют следующим образом:
а) гражданские;
б) промышленные;
в) детские;
г) фильтрующие;
д) изолирующие;
е) общевойсковые.
49. Индивидуальные противохимические пакеты ИПП-8, ИПП-9, ИПП-10 предназначены для:
б) |
в) г) |
а) обеззараживания капельно-жидких боевых токсичных химических веществ, попавших на тело и одежду человека, средства индивидуальной защиты и инструмент; обеззараживания некоторых аварийно химически опасных веществ, попавших на тело и одежду челевека, средства индивидуальной защиты и инструмент; оказания самопомощи и взаимопомощи при ожогах; предупреждения или ослабления поражения человека отравляющими и аварийно химически опасными веществами;
Д) |
обеззараживания радиоактивных веществ, попавших на тело и одежду человека, средства индивидуальной защиты и инструмент.
50. Аварийно-спасательные работы — это:
а) система профилактических мер по защите населения при авариях и катастрофах;
б) действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайной ситуации и подавлению или доведению до минимального возможного уровня воздействие опасных факторов;
в) комплекс мероприятий, направленных на организацию наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов, а также прогнозирование и профилактика чрезвычайных ситуаций.
51. Укажите основные виды обеспечения аварийно-спасательных работ.
а) разведка;
б) авиационное обеспечение;
в) инженерное обеспечение;
г) гидрометеорологическое обеспечение;
д) информационное обеспечение;
е) транспортное обеспечение;
ж) дорожное обеспечение;
з) продовольственное обеспечение;
и) санитарно-гигиеническое обеспечение; к) техническое обеспечение; л) материальное обеспечение; м) медицинское обеспечение.
52. Укажите виды санитарной обработки населения.
53. а) индивидуальная;
б) местная;
в) частная;
г) частичная;
д) неполная;
е) полная.
54. Полная санитарная обработка проводится обязательно в случаях:
а) загрязнение аварийно химически опасными веществами;
б) любое загрязнение радиоактивными веществами;
в) загрязнение радиоактивными веществами, если после частичной санитарной обработки это загрязнение осталось выше допустимого;
г) любое загрязнение отравляющими веществами;
д) заражение бактериальными средствами.
54. Укажите очередность обезвреживания загрязнителей при од
новременном загрязнении (заражении) радиоактивными, аварийно химически опасными веществами и бактериальными (биологическими) средствами.
а) бактериальные средства;
б) аварийно химически опасные вещества;
в) радиоактивные вещества.
55. Укажите основные способы дегазации, применяемые для
обезвреживания и удаления токсичных и опасных химических веществ.
а) механический;
б) биологический;
в) физический;
г) химический;
д) технологический.
ВАРИАНТ II
Вынужденное автономное существование
Какие из указанных ситуаций относятся к экстремальным?
а) землетрясение;
б) буря;
в) метель;
г) потеря ориентировки на местности;
д) сильный снегопад;
е) авария на воздушном транспорте;
ж) потеря группы на маршруте во время похода;
з) лесной пожар.
2. В каком случае при аварии транспортного средства люди должны остаться на месте и ожидать помощи?
а) происшествие произошло на незнакомой местности;
б) сообщение о месте аварии передано в службу спасения;
в) на месте происшествия бушует лесной пожар;
г) во время аварии несколько человек получили сильные повреждения и не могут передвигаться самостоятельно;
д) местность труднопроходимая (лес, овраги, болота);
е) связи со службой спасения нет.
3. Укажите тот способ ориентирования, который позволяет лишь приблизительно определить расположение сторон горизонта.
а) ориентирование по компасу;
б) ориентирование по небесным светилам;
в) ориентирование по растениям и животным.
4. Какие факторы следует учитывать при строительстве укры-
тия в условиях вынужденного автономного существования?
а) наличие дождя и других осадков;
б) температура воздуха;
в) погода (пасмурная или солнечная);
г) наличие насекомых;
д) наличие материалов для строительства;
е) количество и физическое состояние попавших в беду людей;
ж) наличие вблизи естественных укрытий (пещера, расщелина и др.);
з) продолжительность предполагаемой стоянки.
5. Какие правила в отношении пищи, как важного фактора выживания, в условиях вынужденного автономного существования следует выполнять?
а) для лучшего переваривания пищу пережевывать как обычно;
б) для экономии времени стараться питаться сухой пищей;
в) уменьшить физическую активность;
г) не тратить энергию и время на поиски чего-нибудь съедобного;
д) взять на учет весь запас имеющихся продуктов;
е) стараться приготовить и есть что-нибудь горячее;
ж) искать для употребления в пищу съедобные растения, грибы, животных.
6. Какой способ обеззараживания воды в полевых условиях является наиболее простым и надежным?
а) фильтрование через ткань;
б) фильтрование через песок;
в) кипячение;
г) фильтрование через древесный уголь, песок и траву.
Ситуации криминогенного характера
7. При нахождении в общественном месте рекомендуется выполнять следующие правила безопасного поведения:
а) не привлекать к себе внимание;
б) в кафе (ресторане) стараться занимать столики рядом со стойкой;
в) менять валюту только в специально предназначенных для этого местах;
г) стараться примирять ссорящихся людей;
д) по возможности не посещать общественные туалеты в одиночку.
8. В железнодорожном транспорте рекомендуется соблюдать следующие правила безопасности:
а) не играть с незнакомыми попутчиками в азартные игры;
б) не считать деньги на виду у попутчиков;
в) не пить предложенные посторонними людьми напитки;
г) держать дверь в купе открытой, чтобы в любой момент можно было обратиться к проводнику;
д) по возможности приобретать билеты в вагоны, расположенные в начале или в конце поезда.
Уголовная ответственность несовершеннолетних
9. Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления:
а) исполнилось 13, но не исполнилось 18 лет;
б) исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет;
в) исполнилось 14, но не исполнилось 20 лет;
г) не исполнилось 18 лет.
10. Какие принудительные меры воспитательного воздействия могут быть назначены несовершеннолетнему?
MS |
а) предупреждение;
б) замечание;
в) возложение обязанности загладить причиненный вред;
г) передача иод надзор родителей;
д) выговор;
е) ограничение досуга;
ж) строгий выговор.
MS |
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
11. Если землетрясение застало на улице, необходимо:
а) укрыться около высокого здания;
б) при необходимости передвигаться, укрываясь у стен зданий;
в) выйти на открытое место;
г) при необходимости передвигаться в удалении от зданий;
д) не подходить к полуразрушенным зданиям;
е) укрыться у полуразрушенного здания.
MS |
12. Какие правила безопасности следует выполнять при внезапном наводнении?
а) занять ближайшее возвышенное место;
б) остаться дома и ждать указаний и распоряжений;
в) оставаться на возвышенном месте до схода воды или прибытия спасателей;
г) эвакуироваться в безопасное место, если есть подручные средства (плот);
д) эвакуироваться в безопасное место только тогда, когда вода достигла места вашего нахождения.
13. Если ураган обрушился внезапно, при нахождении в здании необходимо:
а) быстро покинуть здание;
б) подойти к окну и изучить обстановку;
в) отойти подальше от окон;
г) если есть подвал, укрыться в нем;
д) укрыться в дверном проеме или в нише стены.
14. Укажите последовательность выполнения мероприятий при оповещении об аварии на радиационно опасном объекте.
а) включить телевизор (радио) и прослушать сообщение;
б) выключить газ, электричество, воду, погасить огонь в печи;
в) вынести скоропортящиеся продукты и мусор;
г) надеть средства индивидуальной защиты;
д) освободить от продуктов холодильник;
е) проследовать на сборный эвакопункт;
ж) взять необходимые вещи, документы, продукты питания.
15. Укажите последовательность выполнения действий при вы
ходе из зоны заражения аварийно химически опасными веществами.
а) прополоскать рот;
б) тщательно промыть глаза;
в) снять верхнюю одежду;
г) принять душ с мылом.
16. Укажите последовательность действий человека, который ока
зался иод завалом и получил травму.
а) если конечности придавлены, растирать их;
б) постараться принять удобное положение;
в) понять, какую получил травму;
г) оказать себе посильную помощь;
д) голосом или стуком привлечь внимание спасателей.
РСЧС, Гражданская оборона
17. В Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены полномочия:
а) Президента Российской Федерации;
б) Федерального Собрания Российской Федерации;
в) Совета Безопасности Российской Федерации;
г) Правительства Российской Федерации;
д) политических партий и объединений;
е) органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
ж) общественных организаций;
з) органов местного самоуправления.
18. В соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» граждане имеют право на:
а) защиту жизни, здоровья и имущества в случае пожара;
б) участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу;
в) возмещение ущерба, причиненного пожаром в установленном порядке;
г) получение в установленном порядке информации по вопросам пожарной безопасности;
д) обеспечение помещений и строений, находящихся в их собственности, первичными средствами тушения пожаров;
е) участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в деятельности добровольной пожарной охраны.
19. Кто осуществляет руководство гражданской обороной в Российской Федерации?
а) Президент Российской Федерации;
б) Федеральное Собрание Российской Федерации;
в) Совет Безопасности Российской Федерации;
г) Правительство Российской Федерации;
д) МЧС России.
20. На каком уровне осуществляют управление гражданской обороной региональные центры МЧС России?
а) федеральный;
б) межрегиональный;
в) региональный;
г) муниципальный;
д) объектовый.
21. Выберите из приведенных ниже задач те, которые являются основными в области гражданской обороны.
а) обучение населения области гражданской обороне;
б) эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
в) проведение аварийно-спасательных работ только при ведении военных действий;
г) предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
д) проведение мероприятий по световой маскировке;
е) эвакуация раненых военнослужащих из районов боевых действий;
ж) санитарная обработка населения;
з) срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время.
22. Каждый учащийся образовательного учреждения в области
гражданской обороны должен уметь:
а) пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
б) проводить частичную санитарную обработку;
в) изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания;
г) строить и оборудовать укрытия для коллективной защиты;
д) предохранять продукты питания и питьевую воду от загрязнения;
е) работать с приборами радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля;
ж) пользоваться индивидуальной аптечкой.
Современные средства поражения и защита населения от них
23. Световое излучение — это:
а) поток невидимых нейтронов;
б) поток лучистой энергии, состоящий из ультрафиолетовых, видимых и инфракрасных лучей;
в) световой поток продуктов горения, изменяющий состав атмосферного воздуха.
24. Наибольшую опасность радиоактивные вещества представляют:
а) через сутки после выпадения;
б) через несколько часов после выпадения;
в) в первые часы после выпадения.
25. Какой из поражающих факторов ядерного взрыва приводит к большинству разрушений и повреждений зданий?
а) световое излучение;
б) проникающая радиация;
в) ударная волна;
г) радиоактивное загрязнение.
26. Расположите перечисленные ниже материалы в порядке повышения надежности защиты от воздействия гамма-лучей?
а) грунт;
б) древесина;
в) сталь;
г) бетон.
27. Расположите зоны радиоактивного загрязнения в порядке уменьшения их опасного воздействия на человека.
а) зона Б;
б) зона В;
в) зона А;
г) зона Г.
28. Действие какого поражающего фактора ядерного взрыва приводит к массовым пожарам?
а) ударная волна;
б) световое излучение;
в) проникающая радиация;
г) радиоактивное загрязнение.
29. Боевые токсичные химические вещества — это:
а) соединения, которые при определенном внешнем воздействии способны на быстрое самораспространяющееся химическое превращение;
б) специальные смеси, выделяющие при горении большое количество теплоты;
в) химические соединения, которые способны поражать людей и животных на больших площадях, проникать в различные сооружения, заражать местность и водоемы.
30. К какой группе боевых токсичных химических веществ по тактическому назначению относится зарин?
а) смертельный;
б) временно выводящий из строя;
в) раздражающий.