Проект «Рассказывание сказок с использованием карт Проппа»




Автор Марина Горячева

Актуальность.

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить

полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.

По мере развития любознательности, познавательных интересов мышления детей, освоения ими окружающего мира всё чаше прибегаем к использованию моделей, схем, мнемотаблиц и т. д.

Высокие требования к развитию речи предъявляет усложняющаяся деятельность ребёнка.

При определенных условиях воспитания ребёнок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать её строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой.

В дошкольном возрасте дети начинают необычайно легко образовывать слова, менять их смысл.

Языковое поведение ребёнка в данном случае показывает, что за словом он видит реальный предмет. С помощью схем и мнемотаблиц педагог может научить дошкольника производить звуковой анализ слова, составить рассказы, читать, писать, отгадывать кроссворды и т. д

Научить детей анализировать синтезировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, проводить простейшие аналогии – это значит в немалой степени готовить их к успешному обучению. Для этого используются различные модели, схемы, мнемотаблицы, знаки, символы.

В процессе игры, рисования, конструирования и других видов деятельности происходит развитие знаковой функции сознания ребенка, он начинает овладевать построением особого вида знаков – наглядных пространственных моделей, в которых отображаются связи и отношения вещей.

Модель – это система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства системы – оригинала. Модель используется в качестве заместителя изучаемой системы. Модель упрощает структуру оригинала, отвлекается от несущественного. Она служит обобщенным отражением явления.

В деятельности взрослых людей наглядные пространственные модели выступают в виде различного рода схем, чертежей, карт, графиков, объемных моделей, передающих взаимосвязь частей тех или иных объектов. В детской деятельности такими моделями служат создаваемые детьми конструкции, аппликации, рисунки.

Дети очень легко и быстро понимают разного рода схематические изображения и с успехом

пользуются ими.

Таким образом, при соответствующих условиях обучения образное мышление становится

основой для усвоения старшими дошкольниками обобщенных знаний. Усвоение

такого рода обобщенных знаний очень важно для развития самого мышления.

Актуальность данного вопроса натолкнула на мысль создать проект

«Рассказывание сказок с использованием карт Проппа » по овладению детьми старшего дошкольного возраста умением пересказывать сказку последовательно, близко к тексту с опорой на символы (карты Проппа, используя слова и выражения,

характерные для героев данной сказки, логически мыслить, анализировать.

По содержанию - обучающий.

Цель проекта – создать условия для овладения дошкольниками модельно-образными формами мышления, достигающими высокого уровня обобщенности и приводящими детей к пониманию существенных связей вещей.

Задачи:

1. Организовать работу по подготовке детей к построению модельных образов, дающих возможность усваивать, использовать обобщенные знания, - не единственное направление в развитии образного мышления дошкольников.

2. Активно воздействовать на всестороннее развитие детей:

•обогащать словарь за счет слов – антонимов; прилагательных, обозначающих материал из которого шьют одежду; народных пословиц о труде;

•закреплять знания об окружающем мире;

•активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, анализировать).

3. Продолжать учить детей пересказывать сказки последовательно, близко к тексту с опорой на схемы - модели (карты Проппа, используя слова и выражения, характерные для героев данной сказки.

4. Разработать систему занятий, включающих разнообразные игры и упражнения, способствующие развитию связной речи детей.

При реализации данного проекта «Рассказывание сказок с использованием карт Проппа » важно целенаправленно способствовать:

•поднятию на новый уровень наглядно – образного мышления дошкольников

•обогащению активного словаря;

•овладению детьми модельно – образными формами мышления.

Практическая значимость проекта определена в трех аспектах:

1. Раскрывается один из показателей подготовки ребенка к школьному обучению.

2. Представлен систематизированный материал игр и упражнений по развитию связной речи детей, активизации словаря, развитию мышления.

3. Предлагаемая система дидактических игр и упражнений может быть использована в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми.

Этапы реализации проекта:

I этап. Организационный.

•Составление проекта поэтапного плана работы.

•Анализ проблемы: как повысить наглядно – образное мышление.

•Создание банка идей и предложений; подбор методической литературы по выбранной тематике проекта.

•Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

II этап. Планирование реализации проекта.

•Определение задач воспитательно – образовательной работы.

•Планирование деятельности.

•Разработка конспектов занятий, игр.

III этап. Реализация проекта.

Задачи:

•Определить новые направления в работе с родителями.

•Составить новые формы работы с детьми.

•Совершенствование способов мышления.

•Овладение модельно – образными формами мышления, достигающими высокого уровня

обобщенности.

Приложение - карты Проппа.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: