Маркетинг – это система организации производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей и получение прибыли на основе исследования и прогнозирования.
Агромаркетинг – это комплексная система организации производства с/х продукции и доведения ее до потребителя с учетом заготовки, переработки, хранения и транспортировки ориентированная на удовлетворение потребностей и получение прибыли на основе исследования и прогнозирования рынка.
Особенности агромаркетинга Þ необходимость гос регулирования, многочисленность товаропроизводителей долей на рынке, наличие посредников, сосредоточение потребителей в городах, сочетание универсификации и специализации производства, гарантированный спрос, зависимость предложения от погодных условий.
Цели и принципы маркетинга:
Цели:
- обеспечение оптимальной пропорциональности м/д спросом и предложением,
- совершенствование ассортимента,
- улучшение качества продукции,
- формирование системы договорных и рыночных отношений,
- поиск новых рынков сбыта,
- повышение эффективности рыночных отношений.
Принципы:
1) производство основывается на знании потребностей покупателя, внутренней и внешней рыночной ситуации, реальных возможностях производителя.
2) единство стратегии и тактики поведения в целях активного приспособления к изменяющимся потребностям покупателей при одновременном воздействии на их формирование и стимулирование.
3) обеспечение потребностей благодаря разработке и реализации научных идей для подготовки и обеспечения производства перспективных для рынка товаров.
4) удовлетворение потребностей покупателя за счет изучения спроса и реализации товаров и услуг на рынках в намеченные сроки и в запланированных объемах.
Этапы развития маркетинга:
В начале 20 века в концепции М. преобладал подход, который получил название производственная ориентация. Когда спрос на товар превышал предложение Þ было необходимо найти способ увеличения производства. Когда себестоимость товара была слишком высока, Þ надо было найти способ ее снижения.
На 2 этапе большое внимание уделялось совершенствованию товара, улучшению его качества с целью привлечения покупателей (товарная ориентация).
3-й этап характерен обеспечением роста продаж с помощью рекламы и различных мер стимулирования покупателя (получил название сбытовой ориентации).
4-й этап – это чистый маркетинг, сущность которого заключалась в создании продукта, ориентированного на запросы потребителя.
Основной стратегией и тактикой М. является спрос, который позволяет наиболее точно сформировать задачи и цели деятельности в области М. Их 8 Þ
1) вид спроса – негативный, вид М. – конверсионный, задача М. – создать спрос.
2) нулевой, стимулирующий, стимулировать.
3) потенциальный, развивающийся, развивать.
4) снижающийся, ремаркетинг, повысить.
5) колеблющийся, синхромаркетинг, сбалансировать.
6) полноценный, поддерживающий, поддерживать.
7) чрезмерный, демаркетинг, снизить.
8) иррациональный, противодействующий, ликвидировать.
| Сбытовая организация | Маркетинговая организация | |||
| Учет потребностей производителя; продается все, что производится; ассортимент; основная цель – внутренние факторы | Общие подходы | Учет потребностей потребителя; продается все, что пользуется потребительским спросом; широкий ассортимент; цены диктует внешний фактор – потребитель (через рынок) | ||
| Ослаблен личный интерес к формированию и реализации долгосрочных целей; централизованный анализ не приемлем, а результаты часто носят скачкообразный характер | Планирование | Имеется заинтересованность для формирования и реализации долгосрочных целей; исполнение сочетания долгосрочных и краткосрочных целей | ||
| Жесткий; определен особенностями предприятия; получен фондами | Производственный процесс | Очень гибкий; | ||
| Усовершенствование продукта зачастую без учет конкретных интересов потребителей и конкурентов | Исследование и проектирование | Создано конкурентоспособностью продукта на основе анализа спроса, рынка, конкурента | ||
| Создание товаров, которые рассчитывают реализовать; возможно сокращение издержек | Разработка товара | Производство товаров, ориентированных на потребителя; возможно увеличение издержек | ||
| Преимущественно как средство сохранения товаров | Упаковка | Средство возбуждения спроса; информация о товаре; | ||
| В основе цен – издержки производства | Ценовая политика | Учет в ценообразовании конкуренции и потребительского спроса | ||
| Завершает движение продуктов товаропроизводителя | Сбыт | Промежуточная степень в производственно-сбытовой деятельности товаропроизводителя | ||
Общие принципы маркетинга определяют конкретные направления маркетинговой деятельности предприятия, его функции как взаимосвязанный комплекс действий.
В маркетинге существует сложная классификация функций:
1) Аналитическая – функция расчленения и синтеза – анализируется внешняя среда, рынок, его составляющие, потребители, фирменная структура рынка
2) Продуктово-производственная – создание новых продуктов, организация производства новых продуктов, применение новых технологий, управление качеством и конкурентоспособностью в производственных целях
3) Сбытовая (функция реализации) – формирование товарной политики, проведение ценовой политики, организация системы товародвижения, организация сервиса
4) Формирующая (функция убеждения и стимулирования) – организация планирования, информационное обеспечение управления, коммуникационное обеспечение маркетинга, организация контроля маркетинга
Маркетинговое исследование – это систематический сбор, анализ и отражение данных о проблемах, стоящих перед предприятием, а также о путях их решения в связи со сложившейся ситуацией.
Цели: Поисковая, описательная, оправдательная
Принципы: Системность, систематичность, объективность, тщательность, точность
Методы: Наблюдение, эксперимент, фокусирование, метод опроса
Процесс маркетингового исследования:
1. Отбор источников информации
2. Определение проблемы и цели
3. Сбор информации
4. Анализ собранной информации
5. Выработка рекомендаций
6. Представление полученных результатов.
¶ Лекция – 2: Потребитель в системе маркетинга.
Эффективность маркетинга определяется 3-мя показателями:
1. Затратоемкость Þ К=(расходы на обслуживание маркетинга: объем продаж)
2. Прибыльность Þ Пр=(прибыль: численность работников службы маркетинга)
3. Рентабельность Þ Р=(прибыль: общие затраты на маркетинг)
ВОПРОСЫ:
1. Понятие потребителей и их классификация.
2. Факторы, влияющие на поведение потребителей.
3. Маркетинговые среды.
Забота о потребителе сегодня выдвигается на первый план, становится важнейшей составляющей маркетинговой деятельности. Разработана целая наука, определяющая формы эффективной работы с потребителями. В условиях развитых рыночных отношений потребитель является высшим авторитетом для производителя. Необходимо знать запросы потребителя.
Как показали исследования, запросы потребителя сводятся к следующему:
1. Спокойствие и безопасность.
2. Способность позаботится о проблемах, с которыми потребителю трудно справится самому, особенно с покупкой и использованием технически сложного оборудования.
Запросы потребителей:
1. Высокое качество продукции от производителя.
2. Получение удовлетворения от покупки и общения с представителями фирмы
3. Возможность возвращать вещи, которые их на вполне устраивают
4. Возможность прямого доступа и прямых контактов с производителем
5. Желание стать партнером производителя
Потребитель – это конечный пользователь купленного продукта, причем неважно – является ли он клиентом производителя или продавца.
Покупатель – лицо, совершающее покупку и обладающее правами выбирать товар, продавца, оговаривать условия и сроки покупки.
Потребители:
| Новаторы (2-3%) | Адепты (10-15%) | Прогрессисты (25-35%) | Скептики (35-40%) | Консерваторы (15-20%) |