Творческую деятельность Сорокина делят на два периода - русский (с начала 10-х по 1922г.) и американский. В 1922г. опубликована работа Сорокина "Система социологии", которая была представлена на публичный диспут в качестве докторской диссертации.
. Он разработал структуру социологии, главные её направления и основные задачи каждого из них.
Социология изучает общество с трех главных точек зрения:
1) его строения и состава
2) данных в нем процессов или его жизнедеятельности
3) происхождения и развития общества и общественной жизни - таковы основные задачи изучения социологии"
Сорокин разделил социологию на теоретическую и практическую. Теоретическая социология изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения сущего. Теоретическая социология подразделяется на:
1. социальную аналитику, изучающую строение, как простейшего социального явления, так и сложных социальных единств, образованных той или иной комбинацией простейших социальных явлений.
2. социальную механику, изучающую процессы взаимодействия людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется.
3. социальную генетику; "Задача генетической социологии - дать основные исторические тенденции в развитии общественной жизни людей"
Социология практическая изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения должного. Социология практическая, по Сорокину, включает в себя социальную политику.
7. Общество и его структура. -- одна из центральных в социологии.Любое общество предстает не как нечто однородное и монолитное, а как внутренне расчлененное на различные социальные группы, слои и национальные общности. В основе развития социальной структуры общества лежат существенное разделение труда и отношения собственности на средства производства и его продукты. Общественное разделение труда обусловливает появление и дальнейшее существование таких социальных групп, как классовые профессиональные группы, а также большие группы, состоящие из людей города и деревни, представителей умственного и физического труда. Отношения собственности на средства производства экономически закрепляют эту внутреннюю расчлененность общества н складывающуюся внутри него социальную структуру. Как общественное разделение труда, так и отношения собственности являются объективными социально-экономическими предпосылками развития социальной структуры общества. На большую роль разделения труда в жизни общества, в появлении разнообразных видов деятельности людей, развитии материального производства и духовной культуры обоснованно указывали в свое время О.Конт и Э. Дюркгейм, русские мыслители М.И. Тулин-Барановский, М.М.Ковалевский, П.А. Сорокин и др.К основным элементам социальной структуры общества можно отнести:1) классы, которые занимают различное место в системах общественного разделения труда, отношений собственности на средства производства и распределения общественного продукта. С таким их пониманием согласны социологи разных направлений;2) жителей города и деревни;3)представителей умственного и физического труда; сословия;4) социально-демографические группы (молодежь, женщины и мужчины, старшее поколение);5)национальные общности (нации, народности, этнические группы) Почти все элементы социальной структуры неоднородны и в свою очередь делятся на отдельные слои и группы, предстающие как самостоятельные элементы социальной структуры с присущими им интересами, которые они реализуют во взаимодействии с другими субъектами.
|
|
14.Социологи придерживаются единого взгляда на характеристики основных социальных классов в современных обществах и обычно выделяют три класса: высший, низший и средний.
Высший класс в современных обществах состоит преимущественно из представителей влиятельных и богатых династий. К примеру, в Соединенных Штатах более 30% всего национального богатства сконцентрировано в руках 1% верхушки собственников. Владение столь значительной собственностью обеспечивает представителям этого класса прочность положения, которое не зависит от конкуренции, падения курса ценных бумаг и пр. Они имеют возможность влиять на экономическую политику и политические решения, что нередко помогает сохранять и преумножать семейное благосостояние.
Рабочий класс традиционно включает в себя наемных рабочих, занятых физическим трудом в добывающем и производственном секторах экономики, а также тех, кто выполняет низкооплачиваемую, низкоквалифицированную, не охваченную профсоюзами работу в индустрии услуг и розничной торговле. Существует разделение рабочих на квалифицированных, полуквалифицированных и неквалифицированных, что, естественно, отражается на уровне заработной платы. В целом для рабочего класса характерны отсутствие собственности и зависимость от высших классов в отношении получения средств к существованию – заработной платы. С этими условиями связаны относительно низкие стандарты жизни, ограниченный доступ к высшему образованию и исключение из сфер принятия важных решений. Во второй половине XX в. в промышленно развитых странах произошел общий сдвиг в экономике от производственного сектора к сектору услуг, что привело к сокращению численности рабочих. В Соединенных Штатах, Великобритании, в других странах упадок в добывающей и обрабатывающей отраслях промышленности привел к появлению постоянного «ядра» безработных, оказавшихся в стороне от главного экономического потока. Эта новая прослойка постоянных безработных или не полностью занятых рабочих была определена некоторыми социологами как низший класс (underclass).
|
Средний класс включает в себя наемных работников – чиновников среднего и высшего уровня, инженеров, преподавателей, руководителей среднего звена, а также владельцев небольших магазинов, предприятий, ферм.
11.В социальной системе каждый человек занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Однако чаще всего только один из них определяет его положение в обществе. Такой статус называется главным, или интегральным. Главный статус чаще всего обусловливается должностью человека и отражается как во внешнем поведении (одежде, лексиконе и др.), так и во внутренней позиции (установках, ориентациях, мотивациях и т. д.). Социологи различают следующие статусы:
1) предписанные – навязанные обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности, обусловленные этническим происхождением, местом рождения и т. д.;
2) приобретенные (достигнутые), которые определяются усилиями самого человека (писатель, ученый);
3) естественные, предполагающие существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины, женщины);
4) профессионально-должностные – это базисный статус для взрослого человека, чаще всего являющийся основой интегрального статуса. Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Таким образом, социальные статусы – это структурные элементы социальной организации общества, обеспечивающие социальные связи между объектами общественных отношений.
Социальная роль – соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Понятие социальной роли было введено в научный оборот независимо друг от друга американскими социологами Р. Линтоном и Дж. Мидом.
Т. Парсонс выделяет пять основных черт любой социальной роли:
1) эмоциональность – одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие – раскованности;
2) способ получения – одни предписывают, другие завоевывают;
3) масштабность – часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая размыта;
4) формализация – действие в строго установленных правилах либо произвольно;
5) мотивация – на общее благо, на личную прибыль и т. д.
Таким образом, социальная роль – это совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенные социальные позиции.
Эти требования (предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных социальных нормах. Система социальных санкций позитивного и негативного характера направлена на обеспечение надлежащего исполнения требований, связанных с социальной ролью.
16. Гендерная социология — отрасль социологии, изучающая закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей[1]. Предметом исследования гендерной социологии являются исторически сложившиеся неравноправные взаимоотношения мужчин и женщин.
В рамках гендерной социологии существует множество различных теоретических и эмпирических подходов, но при этом все они признают, что пол и властные отношения между мужчинами и женщинами являются одним из решающих принципов организации общества. Понятие пола в социологии является одним из фундаментальных. Для того чтобы отличать изучение пола в социологии, то есть в контексте социальных отношений и процессов, принято использовать понятие «гендер» (от латинского gender — «пол»), введенное в научный оборот сексологом Джоном Мани (1921—2006) в ходе исследований социальных ролей маргинальных групп (трансвеститы, транссексуалы) в современном обществе. Гендер есть социальный пол.С точки зрения структурной социологии и в полном соответствии с традицией Дюркгейма, пол сам по себе есть явление социальное, поэтому использование термина «гендер» представляет собой плеоназм. Но его использование призвано подчеркнуть, что речь идет о социологическом подходе к вопросу пола, когда речь идет о широкой дискуссии.Понятие «пол» (латинское sexus, «пол», «половина», «деление») может использоваться шире и включать в себя анатомические различия и признаки. Понятие «гендер» обычно применяется в сфере собственно социологии или социальной психологии.Согласно Б.М. Бим-Баду и С.Н. Гаврову «Несмотря на преимущественно социокультурную обусловленность наблюдаемых сегодня изменений в содержательном наполнении гендерных ролей, которые играют женщины и мужчины, сама возможность этих трансформаций обусловлена также социобиологически, поскольку мужчина имеет не только собственно мужские гормоны, но и женские, а женщина мужские»
18. Наиболее распространенным методом получения первичной информации является опрос, при котором источником информации выступает словесное сообщение людей. Его основу составляет совокупность вопросов респонденту, ответы на которые дают необходимую исследователю информацию. С помощью опросов получают сведения как о событиях и фактах, так и о мнениях, оценки опрошенных. Различают виды опроса: письменное (анкетирование), устное (интервью), экспертное (опрос компетентных лиц) и социометрическое опроса (изучение социально-психологических проявлений межличностных отношений в группе).
По форме контакта различают следующие варианты опроса: 1) личное или опосредованное (раздаточную, почтовое, прессовое, телефонный) опрос; 2) индивидуальное или групповое; 3) свободное или формализованное, фокусированного (направлено); 4) сплошное или выборочное; 5) по месту жительства или работы, во временных целевых аудиториях (пассажиры поезда, участники собрания).
Анкетный опрос - один из основных видов социологического опроса, сущность которого заключается в том, что опрашиваемые отвечают в письменной форме на вопросы, которые предлагаются им в виде анкеты. Путем письменного опроса можно одновременно охватить большое количество респондентов за сравнительно короткий отрезок времени. Особенностью анкетного опроса является то, что исследователь не может лично влиять на ход опроса.
20.Анализ собранной социологической информации - самый увлекательный этап исследования. Здесь проверяются выдвинутые гипотезы, выявляются новые проблемы, а иногда ждет и разочарование.
Для начала группировка и классификация - элементарные процедуры упорядочения собранной информации.
Простая группировка - это классификация или упорядочение данных по одному признаку. Так, в зависимости от гипотез можно сгруппировать выборочную совокупность по возрасту, полу, роду занятий, образованию или по высказанному суждению. Число членов выделенной группы называют долей или относительной частотой. Здесь сразу можно применить такие статистические приемы обработки информации, как вычисление медианы, среднеарифметических показателей, исчисление частот по процентам.
Перекрестная группировка - это связывание данных, предварительно упорядоченных по двум признакам в таблицах. Например, возраст мужа и возраст жены в семейных парах или отношение к проводимым в стране экономическим реформам в зависимости от возраста, материального положения. Основная задача перекрестной группировки - поиск устойчивых связей изучаемых объектов, например, типичных соотношений возраста семейных пар. Выясняется, что мужья в большинстве случаев старше своих жен. Но в новых городах Севера, где довольно специфичен демографический состав населения, достаточно много семейных пар, где жена старше своего мужа.
Такая группировка в некоторых случаях уже является достаточной для основательного отчета по результатам исследования.