Информационные системы в логистике предполагают быструю и адекватную реакцию на требования рынка, слежение за временем доставки, оптимизацию функций в цепях качественной доставки и своевременного снабжения и многое другое.
Однако при реализации очевидных преимуществ качественного информационного обеспечения логистических процессов возникают проблемы:
- отсутствие оперативного сбора достоверной информации на предприятиях. В основном информация носит неточный, неоперативный и непреемственный характер. Зачастую компании терпят крах по причине несвоевременно полученной либо недостоверной информации;
- слабое развитие коммуникационных сетей по структуре и техническому уровню для информационных систем и отсутствие информационного взаимодействия между поставщиками-производителями и покупателями-потребителями;
- отсутствие эффективных технических средств информационного обеспечения на предприятиях;
- отсутствие единой межнациональной коммуникационной информационной системы, которая была бы способна передавать информацию о материальных потоках и осуществлять контроль над их движением.
Логистические информационные системы обычно разделяют на три группы:
1. Информационные системы для принятия долгосрочных решений о структурах и стратегиях (так называемые плановые системы). Они служат главным образом для создания и оптимизации звеньев логистической системы. Для плановых систем характерна пакетная обработка задач.
2. Информационные системы для принятия решений на среднесрочную и краткосрочную перспективу (так называемые диспозитивные или диспетчерские системы). Они направлены на обеспечение отлаженной работы логистических систем. Некоторые задачи могут быть обработаны в пакетном режиме, другие требуют интерактивной обработки (online) из-за необходимости использовать как можно более актуальные данные. Диспозитивная система подготавливает все исходные данные для принятия решений и фиксирует актуальное состояние в базе данных.
|
3. Информационные системы для исполнения повседневных дел (так называемые исполнительные системы). Они используются главным образом на административном и оперативном уровнях управления, но иногда содержат также некоторые элементы краткосрочной диспозиции. Особенно важны для этих систем скорость обработки и фиксирование физического состояния без запаздывания (т.е. актуальность всех данных), поэтому они в большинстве случаев работают в режиме online. Управление процессами и оборудованием требует интеграции информационных систем коммерческого характера и систем управления автоматикой.
С позиций системного подхода в процессах логистики выделяют три уровня (рис. 9.1).
Первый уровень – рабочее место, на котором осуществляется логистическая операция с материальным потоком, т.е. передвигается, разгружается, упаковывается и т.п. грузовая единица, деталь или любой другой элемент материального потока.
Второй уровень – участок, цех, склад, где происходят процессы транспортировки грузов, размещаются рабочие места.
Третий уровень – система транспортирования и перемещения в целом, охватывающая цепь событий, за начало которой можно принять момент отгрузки сырья поставщиком. Оканчивается эта цепь при поступлении готовых изделий в конечное потребление.
|
В соответствии с логистической концепцией информационные системы, относящиеся к различным группам, интегрируются в единую информационную систему. Различают вертикальную и горизонтальную интеграцию.
Вертикальной интеграцией считается связь между плановой, диспозитивной и исполнительной системами посредством вертикальных информационных потоков.
Горизонтальной интеграцией считается связь между отдельными комплексами задач в диспозитивных и исполнительных системах посредством горизонтальных информационных потоков.
В целом преимущества интегрированных информационных систем заключается в следующем:
- возрастает скорость обмена информацией;
- уменьшается количество ошибок в учёте;
- уменьшается объём непроизводительной, «бумажной» работы;
- совмещаются разрозненные информационные блоки.
При построении логистических информационных систем на базе ЭВМ необходимо соблюдать определённые принципы:
1. Принцип использования аппаратных и программных модулей.
2. Принцип возможности поэтапного создания системы.
3. Принцип чёткого установления мест стыка.
4. Принцип гибкости системы с точки зрения специфических требований конкретного применения.
5. Принцип приемлемости системы для пользователя «человек – машина».
Информационный поток – это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток может существовать в виде бумажных и электронных документов. Путь, по которому движется информационный поток, может не совпадать с маршрутом движения материального потока.
Управлять информационным потоком можно следующим образом:
- изменяя направление потока;
- ограничивая скорость передач до соответствующей скорости приёма;
- ограничивая объём потока до величины пропускной способности отдельного узла или участка пути.