Выделенное курсивом – для чтения.




Воланд. (выделенное курсивом не переписывать)

(1. «Воланд сидел на складном табурете, одетый в черную свою сутану.

Его длинная и широкая шпага была воткнута между двумя рассекшимися

плитами террасы вертикально, так что получились солнечные часы. Тень

шпаги медленно и неуклонно удлинялась, подползая к черным туфлям на

ногах сатаны. Положив острый подбородок на кулак, скорчившись на

табурете и поджав одну ногу под себя, Воланд не отрываясь смотрел на

необъятное сборище дворцов, гигантских домов и маленьких, обреченных на

слом лачуг».

2. «Два глаза уперлись Маргарите в лицо. Правый с золотою искрой на

дне, сверлящий любого до дна души, и левый – пустой и черный, вроде как

узкое игольное ухо, как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней.

Лицо Воланда было скошено на сторону, правый угол рта оттянут книзу, на

высоком облысевшем лбу были прорезаны глубокие параллельные острым

бровям морщины. Кожу на лице Воланда как будто навеки сжег загар».)

Сходство Воланда с традиционным изображением Мефистофеля

очевидно. Но по своей роли в романе Воланд «дерзостно» не похож на

Мефистофеля. У Гете дьявол развенчивает все, что представляется высоким

и чистым, искушает людей с помощью обмана и доводит человека до

преступления.

Практически нигде в романе мы не увидим непосредственного

вмешательства Воланда в течение жизни: он наблюдает её, но не изменяет.

Люди, «не заслуживающие света», после смерти остаются в ведомстве

Воланда, и лишь после их смерти Воланд вершит свой суд, определяя их

дальнейшую судьбу. Решения «повелителя теней» основаны только на

фактах (пример тому – хотя бы история Фриды) – это правило,

удерживающее мир от распада и хаоса. Не возмездие осуществляет Воланд, а

справедливость: каждый получает по той мере, в какой нарушил при жизни

этические нормы.

Милосердие чуждо Воланду, ибо оно мешает принимать справедливые

решения: «Иногда совершенно неожиданно и коварно оно (милосердие)

пролезает в самые узенькие щелки», – а «каждое ведомство должно

заниматься своими делами».

Хозяин земли не мог не посетить Москвы, претендовавшей когда-то на

роль третьего Рима, Москвы – сердца страны, провозгласившей новые

принципы жизнеустройства, новые моральные и культурные ценности, – по

сути, построение рая на земле для живых людей, обещанный Христом Новый

Иерусалим. Воланд явился, чтобы воочию убедиться в истинности заверений,

сделать выводы из фактов: не судить, не наказывать, а узнать из

первоисточника. Люди, с которыми он сталкивается, не вызывают у него

гнева: они настолько мелочны и ничтожны, что рождают лишь брезгливость,

желание избавиться от их назойливого любопытства, пресечь их корыстные

стремления. Итоговый эксперимент Воланд проводит во время сеанса черной магии в

Варьете.

Москвичи.

Москвичи разоблачают себя сами – в прямом и переносном смысле.

Пошлая жизнь, алчность, стадность волнами взмывают в варьете, и ни у кого

не возникает вопроса о цене; следствие из этого – позор и унижение.

Вывод Воланда неутешителен: «Люди как боги. Любят деньги, но ведь это

всегда было… Человечество любит деньги… Ну, легкомысленны... ну, что

ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в

общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…»

Москвичи страдают не от самого Воланда, а от проделок его свиты. Похождения Коровьева и Бегемота составляют отдельную сюжетную линию романа; суть их – в обнажении тела. Москва оказывается прибежищем всех смертных грехов: поступками жителей столицы руководит тщеславие, зависть и алчность, они легко впадают в гнев, прелюбодействуют и чревоугодничают. Казалось бы, только уныние им несвойственно. Но этот грех числится за Мастером. Зло скрытое страшнее, опаснее зла проявленного, преданного осмеянию и посрамлению. Зло разлито в московском мире, и именно с ним связываются традиционные представления об аде. В обществе, в той Москве, которую изображает писатель, царствуют подлецы и ничтожества, лицемеры и приспособленцы. Они лгут, наушничают, воруют, берут взятки, и, до тех пор пока не сталкиваются с подручными сатаны, им это вполне удается.

Выделенное курсивом – для чтения.

(Алоизий Могарыч, написавший донос на Мастера, вселяется в его

квартиру. Степа Лиходеев, дурак и пьяница, благополучно работает

директором Варьете. Никанор Иванович, представитель столь нелюбимого

Булгаковым племени домкомов, прописывает за деньги и благоденствует.

Но вот появляется «нечистая сила», и все эти мерзавцы вмиг оказываются

разоблаченными и наказанными. Подручные Воланда (как и он сам)

всесильны и всезнающи: любого они видят насквозь, обмануть их

невозможно.

«Лишь только председатель покинул квартиру, из спальни донесся низкий

голос: – Мне этот Никанор Иванович не понравился. Он выжига и плут».

Моментальное и точнейшее определение – и за ним следует строго

соответствующее «заслугам» наказание.

Степу Лиходеева забрасывают в Ялту, Варенуху делают вампиром

(правда, не навсегда), Максимилиана Андреевича, киевского дядю Берлиоза,

до смерти напугав, изгоняют из квартиры, самого Берлиоза отправляют в

небытие. Каждому по заслугам.)

Коровьев и сотоварищи лишь выявляют, вытаскивают на свет Божий все гадкое, что есть в людях, а не создают это гадкое. «Нечистая сила в «Мастере и Маргарите» не без юмора обнажает перед нами людские пороки», – пишет Б. Соколов. По его мнению, в романе Булгакова сатана представлен «как беспристрастный и высокий судия рода людского, выявляющий его пороки и добродетели».

Вывод: Власть нечистой силы проявляется лишь там, где отступает человеческое. Не над людьми как таковыми издевается свита Воланда, а над их пороками, предавая в конце своего визита очистительному огню главные места их скопления. Свита Воланда, таким образом, воплощает в романе принцип справедливости, возмездия, но не добра.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: