Вывод по первому разделу




В первом разделе курсовой работы описано зарождение и развитие графики. Мы выяснили, что даже в эпоху неолита графика имела не малое значение в жизни человека. За счёт рисунков первобытные люди украшали свой дом, фиксировали какие-либо события, окружающий мир.

Долгое время графика служила средством общения между людьми, заменяя собой письменность. Люди с помощью рисунков излагали совою мысль, закладывая определённые понятия и повествования. С развитием речи рисунки древних людей стали носить то или иное значение, а после преобразовались в привычные нам буквы. Так и образовалась письменность, а после рукописные книги и каллиграфия.

Графика оставила огромный след в нашей истории. Люди сумели превратить царапанье на скалах в вид искусства, письменность. Это огромное достижение графики и человечества.

Во второй части раздела более детально описывается графика как вид искусства. Можно смело сказать, что, не смотря на скупость палитры графика богата, красива и многогранная. Графическое искусство делится на три основных типа так же как скульптура и живопись тем не менее значительно отличается. Графике присуще строгость, недосказанность и лаконичность. Техника и материалы графики очень хорошо отображают внутреннее состояние художника. Мы выяснили, что несмотря на то, что рисунок основа любой картины и скульптуры — это техника является характерной чертой именно графики.

РАЗДЕЛ 2. ГРАФИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ

Монотипия

Графическое искусство очень многогранно и имеет множество самых разных техник. По моему мнению, монотипия одна из самых красивых и необычных приемов графического искусства. Картина в таком исполнении всегда остается индивидуальной, недосказанной и позволяет человеку дать волю своему воображению. Тех­ни­ка монотипия за­клю­ча­ет­ся в на­не­се­нии кра­сок от ру­ки на глад­кую по­верх­ность пе­чат­ной фор­мы (зачастую стекло или доска) с по­сле­дую­щим пе­ча­та­ни­ем на основе (бумага, холст). По­лу­чен­ный от­тиск все­гда бы­ва­ет един­ст­вен­ным. Монотипия ха­рак­те­ри­зу­ет­ся тон­ко­стью цве­то­вых от­но­ше­ний и на­по­ми­на­ет ак­ва­рель. Уникальность монотипии в вот, что ее почти невозможно повторить.

Монотипия (греч. "monos" - один и "typos" - отпечаток) - графическая техника плоской печати, не связанная с процессами гравирования [3, c. 87].

Как и любая другая графическая техника, монотипия имеет свою историю и хорошо отработанную технологию. Принято считать временем появления монотипии XVII век, хотя ещё с XI в. известны оттиски китайской гравюры с многих досок, без чёрного контура, что свидетельствует о применении простейших приёмов монотипии.

Прошло более сотни прежде чем английский поэт, гравер и художник книг У. Блейк снова открыл миру картину оттиска (прилежание 2, илл. 1). Он нашёл свой способ печати, используя монотипию в сочетании с офортом. На медную доску он наносил рисунок лаком. Чистые участки доски Блейк глубоко протравливал кислотой. Контуры рисунка рельефно выступали над гладким фоном. После этого художник накатывал краску на доску и получал оттиск. Так была найдена новая графическая техника - выпуклый офорт, или цинкография.

Уильям выполнял монотипии как самостоятельные произведения, а также использовал её приёмы в большинстве своих гравюр, однако равноправного положения эта графическая техника ещё не получила.

В XIX веке цветная гравюра получила особое развитие. Художники разных стран стали интересоваться новой необычной техникой. В России цветным офортом занимались Г. Скородумов и И. Селиванов. Монотипные приёмы в гравюрах используются все большим количеством художников, но потенциальную возможность монотипии глубже почувствовал французский художник Э. Дега (приложение 2, илл. 2). Благодаря ему монотипия начинает самостоятельную жизнь. Дега одним из первых создал большую серию работ в этой технике. Точное их количество не определено, известно, только, что их более двухсот. Эту технику художник применил и в своих работах пастелью. Э. Дега был великим экспериментатором. Он первый стал использовать в монотипии прозрачную доску, чтобы контролировать ход работы, и применять самые различные инструменты. Дега делал рисунок заостренным концом кисти и палочки, лезвием мастихина. В поисках нужной фактуры и эффекта он растирал краску на доске пальцем, использовал тампоны из разных по фактуре тканей. Стремление Э. Дега объединить монотипию с другими техниками приводило его к новым открытиям. Монотипия привлекала художника возможностью технической и художественной импровизации, увлекал сам процесс появления произведения [2, c. 144]. Дега не оставил пособия по монотипии, но его работы подтолкнули развитие этой техники. Она начала появляться на выставках как самостоятельный эстамп. В печати публикуются статьи об особенностях монотипии. Расширяется круг художников, которые работают в этой графической технике. Делают по несколько монотипий К. Писсарро, А. Матисс, П. Гоген (приложение 2, илл. 3). В Японии художник О. Касиро использует в качестве печатного блока пластик, газеты, картон, верёвку, резину, листья деревьев, ткань, древесный уголь и даже плавники рыб [8, c. 224].

Так зарождалась монотипия, но к ближе к XXI веку монотипия как разновидность техники гравюры меняется, технология становилась сложней, усложнялась фактура оттиска и цветовое решение композиции. Начало XXI века ознаменовалось использованием абстрактных форм, что, пожалуй, наиболее свойственно этому виду импровизационного искусства. Развитие монотипии в этом направлении дает неожиданные и яркие творческие решения.

Сегодня известно множество самых различных классификаций монотипии:

1. деотипия;

2. акватипия;

3. акваграфия

4. негативная монотипия;

5. кляксография;

6. флоротипия (термин предложен Л. Антимоновым);

7. декалькомания.

Монотипию иногда считают самостоятельным видом художественного творчества, соединившим в себе и графические, и живописные качества. По характеру изображения и способу печати монотипия близка к графическим техникам, по возможности получения оттенков цвета и колористическому богатству она не уступает живописи, а в получении фактур может превзойти графику и живопись.

В зависимости от способов получения изображения монотипию можно разделить на два основных вида. Для первого их них характерно то, что изображение художником полностью регулируется. Второму виду монотипии присуще получение сложных и красивых эффектов и фактур, всегда являющихся открытием. Но художник не всегда может предугадать и предвидеть окончательный результат изображения. Поэтому этот вид монотипии частично применяется в тех местах композиции, где необходимо соответствующее фактурное пятно, или если он является подготовительным этапом будущей работы художника.

Обладая некоторым навыком и зная, что изображение зависит от толщины и состава краски, нанесённой на доску, от качества и фактуры бумаги, на которую переносится изображение, от силы давления, от затраченного на работу времени, от степени и скорости высыхания красочного слоя, художник может достичь необходимого эффекта в законченной работе.

По цветовому решению монотипию можно разделить на:

- монохромную;

- полихромную.

Монохромная монотипия, как правило, выполняется одним цветом и чаще всего черной типографской или офсетной краской.

Полихромная монотипия насыщена большим количеством цвета и выполняется разнообразными красками (акварель, масляные и гуашевые, офсетные, типографские). Безграничное множество способов и приемов работы в монотипии дает возможность каждому художнику экспериментировать и открывать свои методы, использовать новые и новые приемы, получать в эстампе своеобразные графические фактуры и цветовые эффекты.

В зависимости от поставленной задачи изображение можно получить светлыми линиями на тёмном фоне, напоминающими ксилографию или фотографический негатив (негативная монотипия), а также темными линиями и штрихами, напоминающими литографию или технику мягкого лака, но с присущей только монотипии фактурой.

Средством выражения в монотипии, как и в других видах художественной практики, являются линия, штрих, пятно, фактура и цвет, однако метод их использования имеет свою специфику.

Процесс создания эстампа во всех видах монотипии различен, ниже я опишу сновные приемы создания эстампа в монотипии.

1. Диатипия

Самой доступной манерой монотипии является именно диатипия (от греч. "de" -отделение, удаление и "typos"- отпечаток).

Материалы:

- стекло, пластик;

- газеты;

- ватман;

- краска;

- эскиз рисунка;

- разбавитель (скипидар);

- чистая тряпка.

Для получения диатипии без применения пресса или станка печатные формы могут быть изготовлены из зеркального или оконного стекла толщиной 5-6 мм. Для этого стекло нарезают на куски нужных форматов и зачищают фаски наждачной бумагой. Можно изготовить также печатные формы из асбестовой плиты.

Для снятия отпечатка с печатной формы при помощи пресса или офортного станка необходимо использовать доски, изготовленные из материалов, устойчивых к сильному давлению. Это могут быть: металлические плиты толщиной 2-3 мм (медь, латунь, цинк, нержавеющая сталь и др.), белый пластик, оргстекло, ДВП, плотный картон и др. Лучшими материалами для изготовления досок являются оргстекло и пластик, которые не требуют большого труда при обработке и позволяют делать хорошего качества оттиски. Для досок, толщина которых превышает 2 мм, необходимо изготовить специальные рамки. Готовится рама для каждой печатной формы отдельно. Величина ее должна быть больше печатной формы на 22 см по ширине и высоте. На полях рамки слева и снизу на расстоянии 2 см от ее края чертятся линии, указывающие размер эстампа и его размещение на плоскости, что дает возможность использовать печатную форму при выполнении горизонтальных и вертикальных композиций и экономно расходовать бумагу [6, c. 273].

В работе над диатипией используют набор различных инструментов:

- иглы;

- деревянные и пластмассовые палочки;

- костяные, пластиковые или резиновые гребешки;

- куски фетра;

- фломастеры;

- щетинные и колонковые кисти;

- картон;

- зубные щетки;

- тампоны из разных фактурных материалов;

- валики и др.

После того, когда все подготовлено (рисунок на кальке, бумага, инструменты, краска), поверхность доски протирают тонким слоем льняного масла или керосином. Офсетная или типографская краска раскатывается на стекле и затем валиком наносится на доску тонким красочным слоем темного тона. В зависимости от количества и консистенции краски, а также от толщины и фактуры бумаги, линии и штрихи будут получаться не равнозначными: чем тоньше красочный слой и тоньше бумага, тем тоньше можно получить штрих и линию. В зависимости от нажима инструментов на бумагу, на оттиске будут получаться более темное или светлое пятно, толстые или тонкие штрих и линия.

После нанесения красочного слоя печатная форма помещается в рамку. И вместе с рамой покрывается листом бумаги, поверх накладывается калька с рисунком. Кальку кладут изображением вниз. Просвечивающийся через кальку рисунок будет в зеркальном изображении, но при снятии окончательного варианта диатипии рисунок приобретает характер первоначального изображения. Бумага и калька крепятся к раме скотчем. Любое случайное прикосновение пальцем или карандашом может дать нежелательное пятно или штрих на будущей работе.

Фактура линий, получаемых в этой манере, столь разнообразна и интересна, что после первого опыта непременно возникает желание экспериментировать. Этот метод работы, как и все последующие, от начала и до конца - творческий и влечет своей таинственностью.

2. Акватипия

При приеме акватипии разводится гуашь и широкими мазками наносится изображение на бумагу. Желательно, чтобы рисунок был крупным. Когда гуашь подсохнет, весь лист покрывается черной тушью. После высыхания верхнего слоя рисунок проявляется в ванночке с водой. В воде гуашь смывается с бумаги, а тушь лишь частично. Таким образом, на черном фоне остается белый рисунок со слегка размытыми контурами. При использовании данного вида монотипии бумага должна быть плотной, чтобы не разорваться при намокании.

3. Акваграфия

Акваграфия представляют собой изображение, полученное с поверхности воды.

Данная техника известна еще с XV века. В Турции и Персии она называлась "искусством облаков". Некоторые иранские источники утверждают, что эбру появилось в Индии, где его переняли фарсы, от которых оно и перешло к туркам. Другие же источники сообщают, что роспись под мрамор появилась в Бухаре, и после иранцев ее переняли турки. На Западе этот вид искусства носит название "турецкая бумага". Но и сегодня художники самостоятельно открывают для себя этот необычный способ получения отпечатка и даже пытаются его патентовать. Многим это удается. Видимо из-за того, что существует большое количество способов мраморирования. В разных странах применяют разные технические приемы. Наиболее часто встречаются два способа: раскраска по воде или размывка краски по клеевой основе.

Наиболее простой способ - мраморирование масляной краской по воде, то есть перенесение цветового узора с водной поверхности на бумагу и другие материалы [11, c. 38].

Для акваграфии применяют довольно простые приспособления. Кювету или ванну соответствующей величины наполняют водой. Масляные, литографские или печатные офсетные краски разводятся скипидаром. Для лучшего удержания красок на поверхности воды добавляют конторский или казеиновый клей (можно и без клея). Каждую краску мешают отдельно в небольшом сосуде. Такие концентраты краски можно применять отдельно или смешивая их между собой. Из красок основными являются синяя, красная и желтая, при умелом смешивании которых можно получить все желаемые дополнительные тона. При необходимости можно также применять черную, белую, золотую и серебряную (в виде порошка, насыпаются позже прямо на красочный слой краски). Рекомендуется использовать краски светлых тонов.

Иногда в продаже можно встретить краски для художников, на этикетках которых написано "Краски для мраморирования". В своей основе это обычные акриловые краски на основе специальных растворителей.

Нет необходимости уточнять рецепты красочных смесей - они зависят от индивидуальности художника, его колористического чутья, фантазии и характера окрашиваемого предмета.

В наполненную водой ванночку капают по очереди приготовленные краски, и они расплываются в воде, создавая нужный узор. Разнообразить узоры помогают палочки, кисти, полоски бумаги и т.д. Иногда достаточно просто подуть на воду.

Необходимо работать быстро. Если образовавшийся на поверхности воды узор удовлетворяет художника, то часть окрашиваемого листа или весь лист медленно и равномерно укладывается на поверхность воды. Сначала на воду накладывается один край бумаги, потом, по дуге, второй. Через 5-10 секунд бумагу можно снимать - так же быстро и с одного края.

В качестве другого способа применяют клейстерную основу, что изменяет вязкость воды. Для основы применяют исландский мох или киселеобразную жидкость из льняных семян. Более простой способ - делать основу из рисового или картофельного крахмала. Раствор варят, процеживают и вливают в соответствующую ванну остывать.

Перед подготовкой красочного слоя проверяется пригодность основы для избранных красителей. Если капля опускается на дно кюветы, то она слишком жидкая. Если при передвижении палочки в красочной поверхности краска перемещается, то основа слишком густая. В таком случае следует изменить консистенцию краски. Так называемая техника под мрамор, предусматривающая обработку красочной поверхности гребешком, требует более густой основы, техника "под турецкий мрамор" - более жидкой. При работе на клейстерной основе применяются анилиновые краски, тушь, темпера, различные красочные порошки, масляная и печатная краска. В качестве растворителя красок используют воду и скипидар. Для "турецкого способа" мраморирования раствор составляют из хозяйственного мыла и мыльного спирта. Иногда мыльная краска может помочь в получении интересных эффектов - например если удастся пустить на поверхности воды красочно-водные пузыри, то на отпечатке вы получите характерные формы.

Краски растворяются до сметанообразной массы и разливаются на поверхности основы при помощи механического движения гребешком или палочкой, организующего цветовую поверхность. На нее затем капают другую, жидкую краску или скипидар и ожидают их действия.

Для мраморирования, в зависимости от задачи, подходят почти все механически изготовленные качественные сорта бумаги, обладающие достаточной прочностью и хорошей впитываемостью. Не рекомендуется использовать глянцевые бумаги, так как краска с них соскальзывает.

По мере приобретения опыта работы в этой технике можно так организовать движение краски в воде и обмакивание бумаги, что в результате будут получаться не только узоры, но и красивые пейзажи, изображения цветов, животных, птиц и т.д.

Отпечатки, полученные в технике акваграфии, можно дорисовывать вручную, способом монотипии или использовать в офорте.

4. Негативная монотипия

Монохромную монотипию можно выполнить и другим способом. После снятия оттиска в манере деотипии на печатной форме образуются светлые следы в тех местах, где бумага прижималась к доске различными инструментами. Уже непосредственно на доске с помощью тех или иных инструментов, можно нанести рисунок.

Доска с продавленным рисунком кладется на поверхность офортного печатного станка, накрывается бумагой, тканью и прокатывается. Рисунок можно доделать, используя валик, карандаши, кисти с красками и другой разнообразный материал [4, c. 84].

Кляксография

Кляксография является одной из самых простейших и непредсказуемых манер монотипии. Выполняется она следующим образом: наливается жидкая краска в центр листа, а затем бумага наклоняется в разные стороны. В результате получаются цветные потеки.

Даже краткое знакомство с видами монотипии позволяет сделать вывод о ее огромнейших потенциальных возможностях в творчестве.

Эта интересная техника имеет качества неповторимости и уникальности сделанного. Кроме этого, процессы работы над доской и печати открывают новые приёмы и способы получения разнообразных эффектов. Это подталкивает к новым поискам, а синтез технических приёмов рождает неповторимые ритмические и цветовые пятна. Монотипия удивляет не только необычностью фактур, цвета, она заставляет работать фантазию и думать об исключительности изобразительных средств этой техники.

5. Флоротипия

Сущность флоротипии заключается в использовании растений и растительных материалов для получения оттиска.

На доску наносится краска кисточкой или валиком. Слой краски не должен быть толстым. Можно нанести не однотонный цвет, а, например, с градацией - от черного до темно-зеленого. На получившейся доске располагается трафарет, листья, кусочки ткани. Чтобы ткань и листья лежали ровно, необходимо ту сторону, которая будет наружу, немного промазать краской. Можно нанести отпечаток ладони и добавить рисунок, выполненный заостренным предметом.

После этого композиция пропускается через офортный печатный станок. Сначала кладется доска, накрывается бумагой, плотной тканью и прокатывается. На отпечаток можно нанести правку используя для этого карандаш, валик с краской и другие подручные материалы.

6. Декалькомания

Декалькомания (от франц. "decalcomanie"; по-английски часто называется "Letraset" - от названия наиболее известной фирмы-производителя) - изготовление печатных оттисков (переводных изображений) для последующего сухого переноса на какую-либо поверхность при помощи высокой температуры или давления. Используется для создания надписей и изображений на бумаге, картоне, керамике, для детских переводных картинок и др. Изобретена в России предположительно в 1860-х годах. Помимо утилитарного использования, применялась также в искусстве (Оскаром Домингесом, Максом Эрнсом и другими) и в науке (для создания фрактальных изображений и в других целях).

О. Домингес в 1936 предлагает метод декалькомании - получение непредсказуемых цветовых пятен раздавливанием краски между двумя листами бумаги.

Ксилография

Понятие ксилография пришло к нам от греков в переводе «дерево пишу». Это гравюра на дереве и оттиск с такой гравюры (Приложение 2, илл. 4). Древнейшая из техник — гравюра на дереве — стала одной из «великих сил, которые превратили Средневековье в современность», писал в 1883 году Джордж Вудберри в своей «Истории ксилографии». Благодаря тиражированию, обычные люди получили доступ к книгам и произведениям искусства, которые раньше могли себе позволить только короли и богачи [7, c. 64].

Описание техники ксилографии. Это процесс создания рисунка на поверхности деревянной доски с помощью ножей и других инструментов. Его можно нарисовать непосредственно на блоке или перенести с листа бумаги, закрасив мелом или графитом тыльную сторону, приложив к панели и проведя по линиям рисунка стилусом. Графит оставляет следы на поверхности, печатник стамеской, долотом или ножом аккуратно вырезает те участки, на которые не должны попасть чернила.

 

На полученный рельеф (вот почему гравюры на дереве относятся к группе техник, называемых рельефной или высокой печатью) с помощью штемпельной подушечки или валика аккуратно наносятся чернила. После этого блок переносят на печатный станок, на его покрытую чернилами поверхность кладут лист увлажнённой бумаги и прижимают прессом (для получения ранних рельефных отпечатков матрицу, по-видимому, просто прижимали к бумаге рукой, не заботясь о равномерном распределении чернил). Гравюра на дереве - разновидность репродукционных форм высокой печати. При изготовлении гравюры гравер острыми инструментами обрезает со всех сторон каждую линию, каждый штрих изображения, т.е. вырезает пробельные места - участки, которые не должны отпечататься на оттиске.

Ксилография делится на два типа:

· торцовая;

· продольную.

Торцовая ксилография. Ксилография, выполняемая на торце — на дереве поперечного распила из твёрдых пород (пальма, самшит) главным образом штихелями. Прорезаемые штрихи выходят белыми в отпечатке. Комбинации штрихов позволяют достигать тональных эффектов в тоновой гравюре. Торцовая гравюра на дереве была изобретена английским художником Т. Бьюиком во второй половине XVIII века. Он сам создал иллюстрации к «Общей истории четвероногих» и двухтомной «Истории птиц Британии» (Приложение 2, илл. 5).

Торцовая гравюра произвела переворот в книжной графике. Ксилография заняла господствующее положение в книге, будучи прежде вытесненной офортом и резцовой гравюрой на металле. Твёрдая и однородная поверхность торцовой доски позволяла несравнимо легче, чем на продольном дереве, получать тончайшие линии и передавать штриховкой любой частоты сложные тональные и цветовые отношения. Печатная форма в торцовой гравюре создается на досках поперечного распила, волокна древесины перпендикулярны поверхности доски.

Торцовая гравюра выдерживает тираж до 15 тысяч оттисков. Если необходимо печатать больший тираж, изготовляют гальваностереотип. Гравюра, предназначенная для печатания вместе с типографским набором, должна равняться росту литер [17].

Продольная ксилография. Также называется обрезной, или очерковой, - старейший вид гравюры на дереве. Выполняется на доске, отпиленной вдоль слоев (ствола) древесной массы.

Для продольной ксилографии применяются мягкие породы деревьев: липа, груша. Так как древесная масса неоднородна, то при гравировании инструменты "легко идут" вдоль и "скачут" поперек слоев дерева, что не позволяет гравировать изображение тонкими линиями и делать его с оттенениями [15, c. 34].

Как в любой технике у ксилографии есть свои нюансы. Деревянные блоки обычно изготавливают из мягких пород дерева, таких как груша. Панели высушивают в естественных условиях для снижения уровня влаги в древесине, что предотвращает коробление и растрескивание. Размер деревянного блока зависит от изображения, но в конечном итоге ограничен параметрами печатного станка. Поэтом большие гравюры печатались по фрагментам, которые затем соединялись вместе. Блоки маленьких размеров менее подвержены растрескиванию из-за старения или давления в процессе печати. Толщина блока также имеет значение для простоты использования и предотвращения износа (идеальная — около 2,5 см).

Одно из отличий ксилографии от других техник изготовления печатных изображений в том, что на бумаге отпечатывается остаточная текстура древесины, из которой изготовлен блок.

Самый известный пример виртуозного использования гравюр на дереве — серии «Апокалипсис» и «Жизнь Марии» Альбрехта Дюрера (приложение 2, илл. 6). Художник также выиграл суд против венецианца Маркантонио Раймонди, который скопировал доски вплоть до авторской монограммы AD. Это первый в истории судебный иск о защите интеллектуальной собственности.

Линогравюра

По моему мнению линогравюра одна из самых интересных графических техник, позволяющая создать неординарную картину.

Линогравюра — способ использования линолеума для создания отпечатков. Наряду с ксилографией относится к группе техник высокой печати, где след на бумаге оставляют выступающие части пластины. Хотя сам линолеум как напольное покрытие был изобретён в 1860-х годах, технику линогравюры впервые опробовали где-то между 1905 и 1913 годами художники группы «Мост» (Die Brücke) в Германии, где подобным образом печатались обои. Линогравюра также относится к выпуклой гравюре. Используя линолеум, художник может создавать рисунок с эффектами, напоминающими продольную ксилографию. Для линогравюры характерна некоторая рыхлость и резкость, но она более монументальна — позволяет резать гравюры большого размера. Мягкая поверхность линолеума упрощает работу. Вырезанные на нем линии характеризуются четкостью.

Технология линогравюры заключается в изготовление оттисков с нанесением рельефа на фрагмент линолеума толщиной от 2,5 до 5 мм. Рисунок в зеркальном отражении вырезается острым ножом или V-образной стамеской. После этого лист с помощью валика покрывается краской того же типа, что используется в ксилографии. При этом стоит учитывать, что большое количество краски может залить мелкие детали, а из-за слишком малого некоторые участки могут остаться непропечатанными. На прокрашенную поверхность кладут лист бумаги и прижимают к матрице прессом или вручную [10, c. 25].

Линолеум — гладкий материал без направляющей текстуры, поэтому его можно резать в любом направлении. И хотя мягкость значительно облегчает резьбу, она зачастую усложняет прорезывание тонких линий.

Цветные линогравюры можно печатать, вырезая отдельные матрицы для каждого задуманного цвета, как в гравюре на дереве. Или, как продемонстрировал Пабло Пикассо, можно использовать один кусок линолеума: наложив очередной цвет на бумагу, художник чистил пластину и срезал уже отработанные фрагменты, оставляя те, на которые ещё нужно нанести краску (приложение 2, илл. 7).

Интересные факты о линогравюре. Техника широко распространилась благодаря Пабло Пикассо и Анри Матиссу. Первым из русских художников линогравюру применил Николай Шевердяев, чьи работы выставлялись в Париже в 1907 году. В 1911 году чешский эмигрант Войцех Прейсиг впервые представил «линолеумную гравюру» в Нью-Йорке. В своих публикациях о линогравюрах в 1926 — 1929 годах художник и гравёр Педро Жозеф де Лемос ввёл новые методы для цветной печати, в том числе — первоначальное печатание ключевых блоков.

Линогравюру использовали в своём творчестве Мауриц Корнелис Эшер, Иван Павлов, Борис Кустодиев, Владимир Фаворский, Александр Дейнека, Яков Гниздовский, Георг Базелиц и многие другие (приложение 2, илл. 8-10). Сегодня линогравюра популярна среди самых разных художников.

Офорт

Офорт — разновидность металлической гравюры, старинная техника глубокой печати с использованием метода травления кислотами печатных форм. Говоря проще офортом называется штриховая углубленная гравюра на металле, выполненная при помощи травления. Свое наименование офорт получил от французского "Геаи forte", то есть крепкая водка - так раньше называли азотную кислоту, которая применяется для травления. Техника офорта позволяет получать с травленых досок большое количество качественных оттисков (эстампов) на бумаге.

В настоящее время к офорту относят не только штриховую травленую гравюру, но также другие манеры, связанные с травлением, и даже некоторые механические приемы гравирования. Во всех случаях офорт - углубленная гравюра. Именно глубина печати придает оттискам особые художественные достоинства. Офорт - самая сложная и трудоемкая из всех графических техник. Известно около десяти различных манер офорта [9, c. 180].

Печатная форма создается на медных или цинковых пластинках, которые называются офортными досками. Игловой офорт, просто офорт, травленый штрих или чистый офорт именно так называют осную манеру офорта. Именно в этой манере лучше всего прослеживается процесс гравирования и печати. Игловая манера является основной, определяющим приемом в технике офорта.

Лицевую сторону офортной доски покрывают тонким слоем кислотоупорного грунта (офортного лака). На этом грунте стальными иглами выцарапывают рисунок, обнажая металл. На черной поверхности грунта очень отчетливо проступают награвированные линии. Используя разные иглы, различные приемы работы ими, художник легко выполняет самый сложный рисунок. Затем офортную доску погружают в кювету с кислотой. Чаще всего для травления пользуются азотной кислотой, разбавляя ее водой в различных пропорциях. Кислотоупорный лак надежно предохраняет доску, и кислота вытравливает в глубину только награвированные штрихи. В соответствии с замыслом художник может вести травление в несколько приемов, то есть протравливать различные места гравюры на разную глубину. На офортной доске можно легко делать поправки, вносить дополнения, ослаблять или же вовсе удалять отдельные места при помощи стальных шаберов и гладилок. Офорт печатается особой краской; печатание производится на специальной офортной бумаге с горячей доски; под очень сильным давлением вала офортного станка краска из всех углублений офортной доски перетискивается на влажную бумагу. Игловой офорт справедливо называется классическим офортом, так как он является основой основ офортного искусства. Только уверенно владея этой манерой, художник может рассчитывать на успех в других манерах [18].

Акватинта широко распространенная манера, позволяющая вводить в офорт тоновые плоскости различной силы и фактуры, напоминающие заливки тушью. Особенно часто акватинта применяется в сочетании с игловым офортом. Хорошим примером сочетания штриха с большими тоновыми плоскостями являются офорты Гойи (приложение 2, илл. 11).

Мягкий лак - так называют одну из манер офорта. Эта манера получила свое название от свойства лака, которым грунтуется доска. Оттиск мягкого лака напоминает карандашный или угольный рисунок. В пейзаже "Ранней весной" (приложение 2, илл. 12) автора привлекла возможность передать трудноуловимое состояние едва пробудившейся природы, используя мягкость карандашного штриха.

Манера сухой иглы не связана с травлением, но ее обычно относят к технике офорта. Способ гравирования прост, а оттиски исключительно красивы. Гравирование производится остро отточенной стальной иглой прямо на шлифованной доске. По краям штрихов образуются острые выступы, заусеницы; эги заусеницы, или, как их называют иначе, барбы, при печатании задерживают около штрихов краску, придавая линии особую сочность, мягкость и бархатистость. Художник В. Волков в листе "Путепровод" удачно применил манеру сухой иглы. Взяв, казалось бы, весьма обыденный мотив из жизни города, художник рассказал, сколь красивым и значительным бывает то, мимо чего мы часто проходим равнодушно. Манера сухой иглы позволила избежать перегрузки произведения штрихом и тоном.

Цветную печать художники практикуют в различных манерах офорта. Известны два способа цветной печати в офорте. Печать с одной доски заключается в том, что награвированную доску набивают различными красками при помощи кистей или маленьких тампонов. Иногда ограничиваются одним цветным оттиском, но чаще по цветному отпечатку еще раз оттискивают ту же доску, набивая ее одним рисующим цветом (обычно черным), что объединяет офорт, смягчает границы цвета. Такого рода цветная печать требует большой сдержанности в использовании цвета. Неумело раскрашенная доска дает оттиск, напоминающий грубо и безвкусно подкрашенную репродукционную гравюру. Значительно выше по художественным достижениям способ печатания цветного офорта с нескольких досок, когда для каждого цвета гравируется отдельная доска. Оттиск отличается гармоничным и скромным цветовым строем.

Подробно останавливаться на других манерах офорта (резерваж, лавис, меццо-тинто и др.) в этом очерке невозможно, но каждая из них имеет свои достоинства. Различные манеры офорта применяются как в чистом виде, так и в многообразных сочетаниях. Для искусства офорта характерно обилие технических приемов во всех процессах создания эстампа (гравирование, травление, печать) [14, c. 139]. Офорт выделяется среди других эстампов особыми художественными качествами, придаваемыми прежде всего глубокой печатью. Штрих на оттиске имеет небольшой рельеф, выступает над поверхностью бумаги, что нетрудно заметить невооруженным глазом или наощупь. Отдавленная на бумаге плоскость доски, имеющая легкий тон, усиливает цельность, собранность произведения. Благодаря рельефности штрих в офорте создает особые цветовые эффекты и отличается большим разнообразием, редкой глубиной и напряженностью тона. Такие широкие возможности, позволяющие решать сложные творческие задачи, издавна привлекали к офорту не только графиков. Лучшими офортистами, как правило, были крупнейшие художники (Рембрандт, Гойя, Коро, Милле, Репин, Серов и т. д.).

Гравирование на металле травлением издавна применялось в прикладном искусстве (для украшения оружия, утвари и т. д.). Первые самостоятельные офорты в игловой манере появились в начале XVI века и гравировались на железных досках. Вскоре железо заменяется более послушным материалом - медью. Одними из первых выполнили свои офорты на меди немецкие мастера А. Альтдорфер и А. Дюрер. Вплоть до XVII века манера травленого штриха (иглового офорта) была господствующей и почти единственной. Параллельно с нею развивалась манера сухой иглы, не имевшая в то время большого самостоятельного значения и чаще всего применявшаяся для правки травленого штриха. Почти все остальные манеры офорта (акватинта, мягкий лак, черная манера и т. д.) возникли в XVIII веке.

Нюансы офорта. Игла для травления легко процарапывает грунт — и этим офорт отличается от резцовой гравюры, где от мастера требуются значительные физические усилия для преодоления сопротивления металла. Офортист может прочерчивать стилусом как короткие штрихи, так и длинные изогнутые линии, исправлять или менять рисунок, создавать нюансы повторным травлением. Поэтому с помощью офортов обычно изображают ландшафты, жанровые сцены и неформальные портреты, тогда как к резцовой гравюре чаще прибегают, чтобы передать пластическую и физическую энергию, добавить солидности официальным портретам.

К офортам часто прибегал в своём творчестве великий новатор Рембрандт. О том, насколько виртуозно он владел этой техникой, рассказывает история гравюры «Мост Сикса», датированной 1645 годом. По легенде, художник и Ян Сикс, его друг и покровитель, решили устроить пикник на природе (приложение 2, илл. 13). Уже уйдя дово<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: