Так выглядит схема внутренней среды организации:
Цели - это конечные состояния или желаемый результат, к которому стремится организация в данный отрезок времени. Все цели разрабатываются руководителем по ходу процесса планирования. Цели имеют публичный характер и не входят в состав конфиденциальной информации - это очень важный фактор для координирования деятельности работников, так как каждый член организации должен ясно представлять, для чего он работает.
Типология целей:
1. По периоду установления:
· стратегические;
· тактические;
· оперативные
2. По содержанию:
· экономические;
· социальные;
· организационные;
· политические;
· кадровые;
· инновационные;
· научные
3. По сфере действия:
· внутренние;
· внешние
4. По приоритетности достижения:
· особо важные;
· приоритетные;
· отсроченные
5. По измеримости:
· качественные;
· количественные
6. По иерархии (цели высшего, среднего и нижнего уровня управления):
· цели организации;
· цели структурных подразделений
7. По стадиям жизненного цикла:
· цели периода создания;
· цели периода роста;
· цели периода зрелости;
· цели периода упадка;
· цели периода обновления
Кроме целей, также немаловажное значение имеют Задачи. Сам по себе термин "задача" означает предписанную работу (ее часть, либо серию работ), которая должна быть выполнена в определенные сроки с требуемым уровнем качества. В общем случае задачи делятся на 3 крупные категории:
1) Работа с людьми;
2) Работа с предметами;
3) Работа с информацией.
Кроме того, задачи не являются константным параметром, они могут, скорее даже должны, менять свой характер и содержание по мере развития организации, прохождения ей стадий жизненного цикла.
|
Ресурсы – то, что необходимо для достижения целей и выполнения задач. К ресурсам относят материальную базу, информацию, финансы, кадры, интеллектуальные ресурсы.
Технология - обычно под этим термином, в среде организаций, подразумевают способ преобразования ресурсов.
Структура, в контексте внутренней среды, подразумевает логически продуманную систему отношений различных уровней между собой, направленных на достижение всех поставленных целей.
Культура - моральные, идеологические, этические нормы, имеющие ценность в данной организации.
Люди являются центральным звеном в любой системе управления. Существует три основных аспекта человеческой переменной в организации:
· поведение индивидов;
· поведение людей в группах;
· характер поведения руководителя.
Понимание и управление человеческой переменной в организации является наиболее сложной составляющей всего процесса управления и зависит от многих факторов. Перечислим некоторые из них:
1. Способности человека. По ним люди наиболее наглядно разделяются внутри организации. Способности человека относятся к характеристикам, которые легче всего поддаются изменениям, например, обучением.
2. Потребности. У каждого человека существуют не только материальные, но и психологические потребности (в уважении, признании и т. д.). С точки зрения управления организация должна стремиться к тому, чтобы удовлетворение потребности работника вело бы к реализации целей организации.
3. Восприятие, или как люди реагируют на окружающие их события. Этот фактор важен для разработки различного рода стимулов для работника.
|
4. Ценности, или общие убеждения по поводу того, что хорошо или плохо. Ценности закладываются в человека с детства и формируются на протяжении всей деятельности. Общие ценности помогают руководителям объединять работников для достижения целей организации.
5. Влияние среды на личность. Сегодня многие психологи говорят о том, что поведение человека зависит от ситуации. Было замечено, что в одной ситуации человек ведет себя честно, а в другой - нет. Эти факты указывают на важность создания такой окружающей обстановки па работе, которая поддерживала бы желательный для организации тип поведения.
Кроме перечисленных факторов на человека в организации влияют группы и управленческое лидерство. Любой человек стремится принадлежать к какой-либо группе. Он принимает нормы поведения этой группы в зависимости от того, насколько ценит свою принадлежность к ней. Организация может рассматриваться как некая формальная группа людей, и в то же время в любой организации есть много неформальных групп, формирующихся не только по профессиональному признаку.
Кроме того, в любой формальной или неформальной группе есть лидеры. Лидерство - это средство, с помощью которого руководитель влияет на поведение людей и заставляет их вести себя определенным образом.
Несомненно, положительная внутренняя среда организации очень важна для успешной работы всей организации в целом, далее мы подробнее остановимся на каждом элементе внутренней среды, сейчас же перейдем к вопросу внешней среды.