В период выборов в бундестаг 2005 года А. Меркель в одном из своих выступлений обвинила канцлера Г. Шредера в том, что его программа «Повестка дня» нереалистична, что она изобилует обещаниями, исполнить которые правительство не в состоянии, кроме того она заявила буквально следующее: «Вы не сможете оплатить подарки, которые пытаетесь раздавать, а в вопросах, о которых вы, возможно, имеете правильное представление, вас не поддержит собственная партия, - Вы - человек из прошлого, человек, который не смог воспользоваться имевшимися у него возможностями, потому что его подвела партия и собственное представление о реальности»[28].
Г. Шредер, в тот же период, отвечал своему оппоненту, критикой, утверждая, что предлагаемые г-жой Меркель реформы рынка труда, а также изменения в системе медицинского и пенсионного страхования, опасно несбалансированны, в отличие от реформ его правительства. «Госпожа Меркель не поняла, что объединяет всех граждан этой страны, а именно - достаточно развитое чувство сплоченности и справедливости»[29].
Из приведенной мысли понятно, что Г.Шредер не видел себя в коалиции с А. Меркель и как следствие, отказался участвовать в правительстве ФРГ и отказался от депутатского мандата в бундестаге.
Таким образом, в 2005 году во главе Германии оказалось правительство, которое было настроено изначально негативно по отношению к описываемым выше реформам Шредера.
Рассмотрим подробнее действия А. Меркель в социальной сфере. Еще в 2000 году, находясь в оппозиции, Ангела Меркель, разрабатывает документ о «новой социальной рыночной экономике», который по своим положениям базировался на концепциях «социально-ориентированной рыночной экономики» Людвига Эрхарта, углубляя и развивая их[30]. Этот документ, одобренный в декабре 2001 года съездом партии в Дрездене, стал программным документом партии. Эта программа должна была совместить преимущества капитализма с принципами социального государства, зафиксированными в немецкой Конституции[31]. Нового в этом, было немного, и даже многие деятели ХДС признавали, что в целом концепция "нового социального рынка" выглядит очень неопределенно.
|
Когда Меркель стала федеральным канцлером, она далеко не сразу стала проводить некие «контрреформы» по отношению к «Повестке дня 2010». Более того, аналитики неоднократно отмечали, что Меркель пришла к власти без какой-либо собственной четкой программы[32]. Ни у нее, ни у ее правительства не было серьезной альтернативы политике Шредера в принципе (программа «нового социального рынка», как показано выше выглядела очень неопределенно).
Лишь в марте 2006 года Меркель представила свою состоящую из восьми пунктов программу деятельности на вторую половину срока полномочий. В ней намечены основные направления в сфере реформирования федеративной системы, борьбы с бюрократизмом, научных исследований, энергетической политики, бюджетной и финансовой политики, политики в сфере семьи, рынка труда и в частности реформы системы здравоохранения[33].
В этом же 2006 году немецкий журнал «Шпигель» проанализировал, деятельность Меркель и ее администрации, и пришел к выводу, что сделано ими было на удивление мало. Так, смысл социальной политики, проводимой Меркель, состоит в последовательной ликвидации институтов социального государства: уменьшении социальных выплат, сокращении числа детских садов, сворачивании систем бесплатного образования и медицинской помощи и т.п. Предполагается, что при этом должны сокращаться налоги, активизироваться бизнесмены, создаваться новые рабочие места и т.д. Т.е. эта политика мало чем отличалась от политики проводившейся ее предшественником Г. Шредером. При этом курс Меркель явно усиливал имеющуюся тенденцию к увеличению разрыва между доходами богатых и бедных: по данным социологов за 1997 – 2007 годы, доходы самых богатых 10% населения выросли на 10%, а самых бедных 10% упали почти на 5%.[34]
|
Ситуация несколько меняется в 2007 году. Ангела Меркель раздает ряд программных интервью о том, что «идея социальной рыночной экономики жива, и она сопровождает нас сегодня». А. Меркель утверждает, что классического разделения на внутреннюю и внешнюю политику больше не существует и не видит непреодолимых препятствий перед развитием идей Людвига Эрхарда в новых условиях. Чтобы достичь их и вывести стандарты социального государства на глобальный уровень, необходимо, по мнению канцлера Германии, консолидировать усилия всех[35].
Однако, резких изменений курса в 2007-2009 годах так и не было, несмотря на все заявления канцлера.
В 2009 году, Ангела Меркель сохранила пост канцлера, сформировав новое правительство. Христианско-демократический союз и его баварский политический партнер Христианско-социальный союз (ХСС) разработали программу, в основе которой лежат следующие задачи: снижение подоходных налогов, увеличение финансирования сферы образования и защита окружающей среды[36]. Немецкий избиратель поверил этой программе.
|
На своей первой после выборов пресс-конференции Ангела Меркель, подчеркнула, что новое правительство будет проводить социальную политику: главной целью при этом будет рост занятости и создание социальных гарантий, но не за счет будущих поколений[37]. "Социальная рыночная экономика - наш компас"[38], - подчеркнула Меркель.
В настоящее время правительством А.Меркель возрождаются идеи «социального государства», в основе программы нового правительства лежат снижение подоходных налогов (наименее обеспеченные будут платить 13%, а со временем – 12%; для среднего класса предусмотрено повышение доходной ставки, после которой налагается 42-процентный налог), увеличение финансирования сферы образования и продолжение реформы здравоохранения, также в перспективе присутствуют существенные налоговые льготы для семей с детьми[39].
Подведем основные выводы для этой главы.
- в начале XXI века, политическим силам Германии было понятно, что концепция «социального государства» требуется в более или менее серьезном пересмотре. Часть немецких политиков выступала за сохранение сущностей «социального государства» в Германии. Другая часть осознавала необходимость реформирования «социального государства» в Германии;
- лидером той части немецких политиков, которые осознавали необходимость реформирования «социального государства» в Германии стал Г. Шредер. Во время его канцлерства к жизни была вызвана «Повестка дня 2010», которая включала в себя реформы рынка труда, социального страхования, налоговую и финансовую реформу, преобразование системы межбюджетных отношений, меры по дерегулированию экономики, государственное стимулирование инновационной деятельности. Однако, эти реформы, хотя и были экономически обоснованными, в то же время были ультра непопулярны среди ряда заинтересованных сторон – профсоюзов, безработных и т.д., т.е. всех которые оценили на себе все плюсы «социального государства» в Германии. Как следствие Г. Шредер потерял свой пост;
- в 2005 году во главе Германии оказалось правительство Ангелы Меркель, которое было настроено изначально негативно по отношению к реформам Шредера;
- А. Меркель была лидером той части немецких политиков, которые выступали за сохранение сущностей «социального государства» в Германии. Однако, социальная политика ее правительства мало чем отличалась от политики проводившейся ее предшественником;
- начиная с 2007 года А. Меркель последовательно выступает за возрождение идей «социального государства» в Германии, на основе «новой социальной рыночной экономики», с учетом новых экономических реалий и тенденции к глобализации. Эта программа позволила канцлеру Меркель сохранить свой пост в 2009 году.
Заключение
Теперь, в соответствии с поставленными целями и задачами, сформулируем основные выводы нашей курсовой работы.
Понятие «социальное государство» было впервые употреблено в 1850г. экономистом Л. фон Штейном, и практически сразу, после появления этих идей, была сделана первая попытка осуществления некоторых социальных реформ в Германии, которая увенчалась определенными успехами. Примеру Германии в начале XX века последовали Швеция, Великобритания и Италия. Мощный толчок развитию «социального государства» дали «Великая депрессия» и Вторая мировая война, как следствие в 50-е годы в Швеции, Германии, Великобритании и других европейских странах к власти пришли социал-демократы, которые попытались реализовать концепции «социального государства» на практике. В настоящее время большинство развитых стран (в том числе и Россия) в своих Основных законах имеют упоминания о «социальном государстве».
Если резюмировать мнения ученых, а также практику закрепления принципа «социального государства» в Основных законах, то можно прийти к выводу, о том, что социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества.
Модель «социального государства» в Германии имеет свою историю. В период с 1871 по 1933 годы в Германии были созданы определенные институты и механизмы социальной политики. Работа по становлению «социального государства» в Германии прерывалась в 1933-1945 г.г., однако с 1949 года эта идея получила конституционное закрепление. В практике формирования моделей «социального государства», ФРГ была своего рода мировым лидером. Во второй половине XX века в ФРГ происходит становление системы «социального государства» - определенных служб, учреждений, а также нормативно-правовой базы. Приоритетные направления социальной политики Германии сложившиеся за 50-70 е годы XX века, таковы: обязательное медицинское страхование, пенсионная система, социальная помощь неимущим, меры поддержки безработных и т.д.;
«Социальное государство», суть развивающаяся система, и имеет свои внутренние противоречия. К основному такому противоречию в Германии можно отнести противоречие между расширяющейся социальной политикой и экономическим ростом, экономическими трудностями и необходимостью финансирования социальных затрат. В результате возникли сомнения в устойчивости модели «социального государства».
На рубеже XX-XXI веков, стало понятно, что «социальное государство» как система имеет свои достоинства и недостатки. Часть немецких политиков выступала за сохранение сущностей «социального государства» в Германии. Другая часть осознавала необходимость реформирования «социального государства» в Германии. Такое деление вызвало к жизни затяжные дискуссии о реформировании «социального государства в Германии.
Лидером той части немецких политиков, которые осознавали необходимость реформирования «социального государства» в Германии стал Г. Шредер. Во время его канцлерства к жизни была вызвана «Повестка дня 2010», которая включала в себя реформы рынка труда, социального страхования, налоговую и финансовую реформу, преобразование системы межбюджетных отношений, меры по дерегулированию экономики, государственное стимулирование инновационной деятельности. Однако, эти реформы, хотя и были экономически обоснованными, в то же время были ультра непопулярны среди ряда заинтересованных сторон – профсоюзов, безработных и т.д., т.е. всех которые оценили на себе все плюсы «социального государства» в Германии. Как следствие, Г. Шредер потерял свой пост.
В 2005 году во главе Германии оказалось правительство Ангелы Меркель, которое было настроено изначально негативно по отношению к реформам Шредера. Ангела Меркель вместе со своим программным документом о «новой социальной рыночной экономике», была лидером той части немецких политиков, которые выступали за сохранение сущностей «социального государства» в Германии. В то же время первые годы ее канцлерства, социальная политика ее правительства мало чем отличалась от политики проводившейся ее предшественником Г. Шредером. Ситуация меняется начиная с 2007 года, когда А. Меркель начинает последовательно выступать за возрождение идей «социального государства» в Германии, на основе «новой социальной рыночной экономики», с учетом новых экономических реалий и тенденции к глобализации. Эта программа позволила канцлеру Меркель сохранить свой пост в 2009 году.
Таким образом, можно сделать общий вывод, о том, что идеи «социального государства» в Германии актуальны уже на протяжении полутора веков. На рубеже XX-XXI веков, стало понятно, что «социальное государство» как система имеет свои достоинства и недостатки. Часть немецких политиков выступала за сохранение сущностей «социального государства» (А. Меркель) в Германии. Другая часть (Г. Шредер) осознавала необходимость реформирования «социального государства» в Германии. Такое деление вызвало к жизни затяжные дискуссии о реформировании «социального государства в Германии. В то же время можно с уверенностью утверждать, что история «социального государства» Германии еще далеко не закончена.
Список использованной литературы
I. Источники:
1. Основной закон Федеративной Республики Германия от 23 мая 1949 года // под ред. В.В. Ванчугова. М.: РУДН, 1998.
2. Шредер Г. Решения. Моя жизнь в политике. М.: Европа, 2007. – 552с
3. Mein Weg. Angela Merkel im Gespräch mit Hugo Müller-Vogg. Hoffmann und Campe, Hamburg, 2004.
4. WACHSTUM. BILDUNG. ZUSAMMENHALT. 10 Punkte für ein starkes Deutschland. Berlin, 2009.
5. Wolfgang S. Angela Merkel: eine politische Biographie. Neuauflage. München, 2005.
II. Специальная литература:
1. Власов Н.А. Германия в начале XXI века: [Учебное пособие]. - СПб.: Изд-во СПб. Унт-та, 2008. - 307 с.
2. Германия. Вызовы XXI века // Под ред. Белова В.Б. М.: Европа, 2009. – 792 с.
3. Гутник В.П. Германия: успехи и провалы социального рыночного хозяйства // Рыночная демократия в действии. Современное политико-экономическое устройство развитых стран. М.: Изд-во Ин-та экономики переходного периода, 2005. – 157 с.
4. Давлетшина Д.К. Политика ФРГ в Европейском Союзе: учебное пособие. - М.: МГИМО - Университет, 2006. - 151 с.
5. Милецкий В.П. Социальное государство: эволюция теории и практика. Автореф. дис... док. полит, наук. СПб.: 1998. – 32 с.
6. Невский С.Н. Экономика послевоенной Западной Германии: на пути к "экономическому чуду": Учебное пособие. М.: ТЕИС, 2006. - 167 с.
7. Павлов Н.В. Современная Германия: учебное пособие по страноведению. - М., 2005. - 566 с.
8. Патрушев А.И. Германия в XX веке. М.: Дрофа, 2004. – 432 с.
III. Материалы периодических изданий
1. Боген А. Ангела Меркель – серая жемчужина. Дело. – 2007. - № 4.
2. Германия: в ожидании реформ [Обсуждение с участием В.Б. Белова, В.В. Ивантера, Р.С. Гринберга, С.П. Капицы и др.] // Вестник Европы. – 2005. - № 15.
3. Гиль С.С. Социальная работа в Германии. Индустрия и технология социальной политики // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2003. -№ 2 (195).
4. Гончаров П.К. Социальное государство: сущность и принципы // Вестник Российского университета дружбы народов. - Сер.: Политология. - 2000. - № 2.
5. Ланько Д. Герхард Шредер. Человек привыкший начинать заново // Дело. – 2008. - № 31.
6. Merkel glaubt an die Perspektiven des sozialen Staates // Deutsche Welle. – 15. 07. 2007
7. Merkel is short-sighted and dangerous, Schroeder is yesterday's man // The Financial Times. – 08.09.2005.
IV. Интернет-сайты:
1. ru.wikipedia.org/wiki/
2. www.bundeskanzlerin.de
3. www.spd.de
4. www.angela-merkel.de
[1] Павлов Н.В. Современная Германия: учебное пособие по страноведению. - М., 2005. C. 324.
[2]https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE
[3] Милецкий В.П. Социальное государство: эволюция теории и практика. Автореф. дис... док. полит, наук. СПб.: 1998. С. 5.
[4] Цит по: Гончаров П.К. Социальное государство: сущность и принципы // Вестник Российского университета дружбы народов. - Сер.: Политология. - 2000. - № 2. С. 48.
[5] Милецкий В.П. Указ. соч. С. 6.
[6] Гончаров П.К. Указ. соч. С. 51.
[7] Гончаров П.К. Указ. соч. С. 52.
[8] Патрушев А.И. Германия в XX веке. М.: Дрофа, 2004.С. 423.
[9] Гончаров П.К. Указ. соч. С. 53.
[10] Гончаров П.К. Указ. соч. С. 49.
[11] Власов Н.А. Германия в начале XXI века: [Учебное пособие]. - СПб.: Изд-во СПб. Унт-та, 2008.
[12] Милецкий В.П. Указ. соч. С. 7.
[13] Гончаров П.К. Указ. соч. С. 50.
[14] Основной закон Федеративной Республики Германия от 23 мая 1949 года // под ред. В.В. Ванчугова. М.: РУДН, 1998. С. 14.
[15] Невский С.Н. Экономика послевоенной Западной Германии: на пути к "экономическому чуду": Учебное пособие. М.: ТЕИС, 2006. – С. 21.
[16] Гутник В.П. Германия: успехи и провалы социального рыночного хозяйства» в книге: Рыночная демократия в действии. Современное политико-экономическое устройство развитых стран. М.: Изд-во Ин-та экономики переходного периода, 2005. С. 24-26.
[17] Гончаров П.К. Указ. соч. С. 52.
[18] Гутник В.П. Указ. соч. С. 27.
[19] Цит по: Гончаров П.К. Указ. соч. С. 54.
[20]https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D1%80%D1%91%D0%B4%D0%B5%D1%80,_%D0%93%D0%B5%D1%80%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B4
[21] Германия: в ожидании реформ [Обсуждение с участием В.Б. Белова, В.В. Ивантера, Р.С. Гринберга, С.П. Капицы и др.] // Вестник Европы. – 2005. - № 15. С. 86.
[22] Там же: стр. 88.
[23] Там же, стр. 89.
[24] Шредер Г. Решения. Моя жизнь в политике. М.: Европа, 2007.С. 312.
[25] Германия: в ожидании реформ [Обсуждение с участием В.Б. Белова, В.В. Ивантера, Р.С. Гринберга, С.П. Капицы и др.] // Вестник Европы. – 2005. - № 15. С. 89-90
[26] См. напр. Шредер Г. Указ. соч. С. 340.
[27] Ланько Д. Герхард Шредер. Человек привыкший начинать заново // Дело. – 2008. - № 31.
[28] Merkel is short-sighted and dangerous, Schroeder is yesterday's man // The Financial Times. – 08.09.2005.
[29] Там же.
[30] Mein Weg. Angela Merkel im Gespräch mit Hugo Müller-Vogg. Hoffmann und Campe, Hamburg, 2004. S. 229
[31] Wolfgang S. Angela Merkel: eine politische Biographie. Neuauflage. München, 2005. S. 65.
[32] Боген А. Ангела Меркель – серая жемчужина. Дело. – 2007. - № 4.
[33] Там же.
[34] Боген А. Ангела Меркель – серая жемчужина. Дело. – 2007. - № 4.
[35] Merkel glaubt an die Perspektiven des sozialen Staates // Deutsche Welle. – 15. 07. 2007
[36] См. подр.: WACHSTUM. BILDUNG. ZUSAMMENHALT. 10 Punkte für ein starkes Deutschland. Berlin, 2009.
[37] www.bundeskanzlerin.de
[38] www.angela-merkel.de
[39] Германия. Вызовы XXI века // Под ред. Белова В.Б. М.: Европа, 2009. С. 18.