Социальное государство»: сущность и принципы




Курсовая работа

Реформирование "социального государства" в Германии в начале XXI века (Шредер, Меркель)

 


Содержание

 

Введение

Глава 1. «Социальное государство» в Германии

1.1 «Социальное государство»: сущность и принципы

1.2 Становление и развитие «Социального государства» в Германии

Глава 2. «Социальное государство» Германии в начале XXI века: реформы и дискуссии

2.1 Кризис «Социального государства». Реформы Г. Шредера. «Повестка дня 2010»

2.2 Социальная политика А. Меркель. Перспективы «Социального государства» в современной Германии

Заключение

Список использованной литературы

 


Введение

В настоящее время большинство развитых стран в той или иной степени являются социальными государствами. Концепция «социального государства» в Германии, имеет свою историю. Она уходит своими корнями в середину XIX века и связана с именами Людвига фон Штейна и Людвига Эрхарта. Именно Германия на протяжении длительного периода времени была своего рода мировым лидером в формировании концепции «социального государства»[1]. В то же время идеям «социального государства», уже более 160 лет, а практика его в Германии разменяла более чем полувековой юбилей. Естественно, что современные немецкие политики понимают необходимость реформирования сложившейся системы. Однако подходы к этим реформам у политических сил Германии различны. Этим определяется актуальность темы настоящей курсовой работы.

Основные цели настоящей работы: изучить теорию и практику модели «социального государства» в Германии; проследить процесс реформирования "социального государства" в Германии в начале XXI века, на примере деятельности федеральных канцлеров Г. Шредера и А. Меркель.

Задачи, исходящие из поставленной цели таковы:

- проанализировать сущность и принципы «социального государства», в целом, как политической системы;

- применить полученные теоретические выводы к процессу становления и развития «Социального государства» в Германии XIX -XX веков;

- исследовать кризисные процессы в системе «социального государства» Германии начала XXI века, изучить основные составляющие социальных реформ Г. Шредера, изложенные в программе «Повестка дня 2010» (2003 г.);

- изучить социальную политику А. Меркель, как преемника Г. Шредера на посту канцлера Германии, выявить перспективы «социального государства» в современной Германии.

Представленные цели и задачи формируют структуру курсовой работы, которая состоит из введения, двух глав (имеющих по два параграфа в каждой), заключения и списка использованной литературы.

При написании настоящей курсовой работы мы пользовались следующими источниками: воспоминаниями Г. Шредера, автобиографией А. Меркель, текстом Основного закона ФРГ 1949 года, а также рядом немецкоязычных публикаций, в которых освещались различные вопросы социальной политики двух указанных федеральных канцлеров. Ряд материалов мы почерпнули из периодических изданий как отечественных, так и иностранных.

При написании работы были использованы также монографии и учебные пособия следующих авторов: Н.А. Власова, В.Б. Белова, В.П. Гутника, В.П. Милецкого, С.Н. Невского, А.И. Патрушева, а также ряд интернет-сайтов.


Глава 1. «Социальное государство» в Германии

Социальное государство»: сущность и принципы

В настоящей части нашего изложения мы остановимся на теоретических основах «Социального государства», постараемся выделить основные принципы и сущность этой концепции.

Согласно одному из определений - «социальное государство» это политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ. Теория «социального государства» предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой[2].

Стремление к «социальному государству» характерно для социал-демократических партий ряда государств. Упоминания о «социальном государстве» содержатся в Конституциях ряда зарубежных стран, как то: Германии (с 1949 г.), Франции (с 1958 г.), Швейцарии (с 1972 г.), Греции (с 1973 г.) и т.д. В 90-е данный процесс затронул и ряд других государств, включая Российскую Федерацию (с 1993 г.). В настоящее время большинство развитых стран в той или иной степени являются социальными государствами[3].

Для более подробного знакомства с описываемой концепцией, обратимся к истории. Понятие «Социальное государство» было впервые употреблено в 1850 г. знаменитым экономистом Л. фон Штейном (1815 - 1890). Ученый полагал, что идея государства заключается в восстановлении равенства и свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных, что государство должно «осуществлять экономический и общественный прогресс всех его членов, так как развитие одного является условием и следствием развития другого и в этом смысле мы говорим об общественном или социальном государстве»[4]. Идеи социальных реформ Л. Штейна, а также некоторых его последователей и оппонентов (например, А. Вагнера), нашли поддержку среди различных организаций немецкого рабочего движения, и практически сразу после появления этих идей была сделана первая попытка осуществления некоторых социальных реформ в Германии. В 1883 году было введено пособие по безработице, в 1884 году – страхование от несчастных случаев, в 1889 году – элементы пенсионного обеспечения трудящихся. Примеру Германии в начале XX века последовали Швеция, Соединенное королевство, Италия, в которых также были введены аналогичные социальные гарантии[5].

В дальнейшем, на протяжении XX века, Германия была своего рода лидером, в практике формирования моделей «Социального государства», так отдельные моменты, последнего, были видны уже во времена «Веймарской республики», а наиболее полно практическое развитие этих идей началось с 1949 года. Однако о становлении и развитии «Социального государства» в Германии, мы поговорим в дальнейшем нашем изложении. Сейчас нам важно то, что опыту Германии последовали другие страны. Мощный толчок для этого дали «Великая депрессия» и Вторая мировая война и как следствие в 50-е годы в Швеции, Германии, Великобритании и других странах Европы к власти пришли социал-демократы, которые стали реализовывать концепции «социального государства» на практике.

Расцвет социального государства в ХХ веке совпадает с совершенствованием структурного разделения между обществом и государством, а главной сферой регулирования взаимодействия государства и общества является установление оптимального соотношения между производством и распределением. Наиболее полно концепция «социального государства» была реализована в условиях Канады, Голландии, Новой Зеландии, а также Швеции и Финляндии.

Если резюмировать мнения зарубежных и российских ученых, а также практику закрепления принципа «социального государства» в Конституциях большинства современных государств, то можно прийти к выводу, о том, что социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности. Социальное государство знаменует высокий уровень сближения целей и гармонизации отношений государственных институтов и общества[6].

В то же время «социальное государство» не есть устоявшаяся, статичная модель, а развивающаяся система, а значит, имеет свои внутренние противоречия. Отражением этих противоречий и проблем стала широкая дискуссия о кризисе социального государства и его будущем, развернувшаяся в зарубежной прессе и научной литературе в 80-90-е годы[7]. Практической базой для теоретических дискуссий стали следующие исторические реалии: разрушение системы «Варшавского договора» и как следствие крушение социалистических систем в странах Восточной Европы; объединение ГДР и ФРГ, что привело к экономическим сложностям вызванных «освоением» правительством ФРГ новых «восточных» земель[8]; расширение Европейского союза: все эти сдвиги обнажили всю сложность взаимодействия государства и общества и выявили главное противоречие «социального государства», а именно – противоречие между расширяющейся социальной политикой и экономическим ростом, экономическими трудностями и необходимостью финансирования социальных затрат.

Кроме этой, основополагающей проблемы, представляют определенную значимость:

- конфликт между личностью и государством, который проявляется в том, что, с одной стороны, жители хотят, чтобы государство знало об их проблемах и имело возможность осуществлять политику обеспечения благосостояния и поддержки, а с другой, - стремятся воспрепятствовать государству владеть информацией их личной информацией;

- бюрократизация аппарата, который занимается социальной поддержкой населения, что ведет к росту расходов, снижению оперативности в оказании социальной[9].

В целом все эти проблемы показали, что модели «социального государства» нуждаются в серьезных корректировках, в то же время большинство экономистов и политологов, и, что еще важнее, практикующих политиков, считают что модель «социального государства» исторически еще не исчерпала свои плюсы, так как еще ни в одном государстве эта концепция не была полностью реализована.

Таким образом, подведем некоторые промежуточные выводы:

- понятие «социальное государство» было впервые употреблено в 1850г. экономистом Л. фон Штейном, и практически сразу, после появления этих идей, была сделана первая попытка осуществления некоторых социальных реформ в Германии, которая увенчалась определенными успехами. Примеру Германии в начале XX века последовали Швеция, Великобритания и Италия. Мощный толчок развитию «социального государства» дали «Великая депрессия» и Вторая мировая война и как следствие в 50-е годы в Швеции, Германии, Великобритании и других европейских странах к власти пришли социал-демократы, которые попытались реализовать концепции «социального государства» на практике. В настоящее время большинство развитых стран (в том числе и Россия) в своих Основных законах имеют упоминания о «социальном государстве».

- если резюмировать мнения ученых, а также практику закрепления принципа «социального государства» в Основных законах, то можно прийти к выводу, о том, что социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества.

- «социальное государство», не есть устоявшаяся, статичная модель, а развивающаяся система, а значит, имеет свои внутренние противоречия. К основным проблемам и конфликтам социального государства, которые проявились в 80-90-е гг. XX века, относят: противоречие между расширяющейся социальной политикой и экономическим ростом, экономическими трудностями и необходимостью финансирования социальных затрат; конфликт между личностью и государством; а также тенденции к бюрократизации аппарата, который занимается социальной поддержкой населения. В целом все эти проблемы показали, что модели «социального государства» нуждаются в серьезных корректировках.

В дальнейшем изложении, для подтверждения настоящих теоретических выкладок, мы подробнее ознакомимся с процессом становления и развития модели «социального государства» в Германии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: