Попадание топлива в масло
При повреждении топливной трубки высокого давления под крышкой клапанной коробки, локомотивная бригада визуально не определит место неисправности. Топливо из места повреждения будет собираться в полость коробки и через кожуха штанг толкателей клапанов, стекать в картер. Масло дизеля при этом будет постепенно разжижаться и терять свои свойства вязкости, что в дальнейшем приведет к понижению давления масла в системе и выведет дизель из строя. Кроме того понизится температура вспышки масла и может произойти взрыв в картере. Поэтому при появлении признаков попадания топлива в масло - специфический запах, необходимо при отсутствии контактной подвески открыть все крышки клапанных коробок и проверить нет ли течи топлива в них. При выявлении течи, произвести заглушение соответствующего топливного насоса высокого давления, методом, указанным выше.
Попадание воды в топливо
Место, где контактируют (естественно не напрямую) вода с топливом - это топливоподогреватель. При повреждении медных трубок топливоподогревателя появляется прямой контакт воды с топливом, причем циркуляция из одной системы в другую будет происходить в зависимости от разности давления топлива и напора воды. Так как топливоподогреватель расположен в части слива излишков топлива, то вода пойдет в топливный бак, где будет оседать на дне, т.к. по плотности она тяжелее топлива. Дойдя до уровня всасывающего инжектора вода уже попадает в основную часть топливной системы выводя ее из строя и заклинивая плунжерные пары ТНВД.
Поэтому в эксплуатации периодически производить слив отстоя из топливного бака.
Попадание воды в масло
|
Возможными местами могут быть:
· водяные насосы при порче сальников и засорения контрольного отверстия полости между водяным и масляным сальником Гетца. Ряд машинистов, по ошибке или скорее по незнанию, при обнаружении струи воды из контрольного отверстия принимали ее за ненужную течь и "устраняли" ее, забивая в отверстие дерево, болт (кстати в отверстии есть технологическая резьба и она не должна вводить в заблуждение). В результате контрольная полость насоса наполняется водой и так как отверстие забито, вода через сальник масляной части насоса попадает в картер.
· резиновое уплотнение цилиндровых гильз - при остановленном дизеле через смотровые люки картера будет легко обнаружена гильза с неисправным уплотнением. При подозрении на попадании воды в масло обязательно периодически производить слив отстоя воды из картера через заправочную горловину справа при остановленном дизеле. Попадание масла в воду чревато тем, что присадки масла растворяются в воде и выпадают в осадок, свойство масла резко ухудшается. Данное приводит как правило к задирам коренных и шатунных подшипников коленчатого вала.
Попадание масла в воду
Возможным местом проникновения масла в воду может быть водомасляный теплообменник. Как и в случае с топливоподогревателем при повреждении внутренних медных трубок масло вытекает в воду и как правило выступает в виде пленки в расширительном баке. При проверке уровня воды через контрольный краник идет вначале масло, а затем вода.
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
ОСНОВНЫЕ АВАРИЙНЫЕ СХЕМЫПРИВЕДЕНИЯ
|
ТЕПЛОВОЗА В ДВИЖЕНИЕ ДЛЯ СКОРЕЙШЕГО
ОСВОБОЖДЕНИЯ ПЕРЕГОНА.
СХЕМА № 1 («Клинья»)
(применима как при следовании резервом, так и с поездом)
Собирается в следующих случаях:
· Хаотичное выбивание АВ220
· АВ 220 выбивает при постановки контроллера на 1-ю позицию
· Если нет сбора цепи приведения в движение
· Подгар изоляции проводов, контактов, и прочих причин, для выяснения которых требуется значительное время и квалификация.
Порядок сборки:
1. Подклинить шток блок-магнита РЧО (вывернуть штепсельный разъём)
2. Воспользоваться постановкой перемычки между проводами 204 -- неподвижный силовой контакт контактора КМН и управлять режимом тяги посредством включения или выключения АВ 251 (контролер не трогать!). Если данный метод не приносит результата, то дальнейшие "исследования" прекратить: обрывы цепей, отсутствие контактов будете искать в более спокойной обстановке (на боковых путях станций).
3. Приступить к сбору аварийной схемы посредством одной перемычки и семи клиньев установленного образца из сухой древесины (возможен другой диэлектрический материал, рекомендуются половинки бытовых бельевых прищепок):
3.1. Подклинить якорь ЭПВ (электропневматического вентиля) управления положением реверсора ("правое плечо вперёд") во избежание его самопроизвольного разворота;
3.2. Подклинить ЭПВ всех 3-х поездных контакторов КП;
3.3. Подклинить якорь РУ5;
3.4. Заложить кусочки изоляции под блокировочные контакты КВ1 и КВ2, подклинить якорь КВ, заложив клин между ограничительной скобой и якорем контактора (убедиться, что губки контакторов плотно прижаты друг к другу);
|
3.5. Выключить АВ 251, поставить аварийную перемычку с пр. 201 (РУ4) на неподвижный (задний) силовой контакт КМН и включением или выключением АВ 251 управлять режимом "тяга - выбег";
3.6. Подклинить якоря ВПЖ1, ВПЖ2, ВПЖ4;
Для увеличения скорости движения рекомендуется:
· увеличивать обороты коленчатого вала дизеля (помощник машиниста вручную валом управления топливных насосов)
· подклинить якорь РУ3
· при наличии квалификации локомотивной бригады допускается включение контакторов ослабления поля (только электрическим путём).
ВНИМАНИЕ!!! Если при выполнении пункта "5" АВ251 сработает на выключение, то в этом случае действовать следующим порядком:
а). Найти на клеммной рейке РШ4 (слева в ВВК из кабины) клемму пр. 88, отвернуть гайку крепления М8, снять клемму с резьбовой шпильки и заизолировать её;
б). Один конец аварийной перемычки оставить на КМН, а второй снять с пр. 201 и переставить его на освободившуюся шпильку клеммы 88 и далее согласно пункта "5".
ВНИМАНИЕ!!! НЕ ЗАБЫВАТЬ О ПРОВЕРКЕ ЦЕЛОСТНОСТИ "МИНУСОВОГО" ПРЕДОХРАНИТЕЛЯ П100 ПРИ ТЩЕТНЫХ ПОПЫТКАХ.
СХЕМА № 2
(применима как при следовании резервом, так и с поездом)
Собирается в случаях:
1. Обрыв ремней привода двухмашинного агрегата;
2. Выход из строя возбудителя тягового генератора
3. Если все аппараты в ВВК для движения включаются, а тепловоз не трогается (в данном случае проверить наличие искрения между силовыми губками КВ для этого на первой позиции контроллера нажатием на блокировку дверей ВВК произвести искусственное размыкание КВ: наличие искры говорит о том, что возбудитель исправен и неисправность в цепях тягового генератора и поэтому сбор схемы № 2 не даст требуемого результата, приступить к сборке схемы № 3, а наоборот отсутствие искрения между губками КВ свидетельствует о неисправности возбуждения)
Порядок сборки:
1. Снять у 2-х машинного агрегата крышку клеммной коробки;
2. Остановить дизель и выключить АВ 220, в случае если АБ имеет неудовлетворительную емкость и существует риск повторно не запустить дизель, выключить АВ 220, рубильник АБ и убедиться по вольтметру, что напряжение равно «0»;
ВНИМАНИЕ!!! На некоторых тепловозах, оборудованных регулятором БРНТ (блок со светодиодом) провода 150 и 101 на клеммнике ВГ поменяны местами! Обращать внимание на клеймение наконечников соответствующих проводов! В крайнем случае прозвонить. (на некоторых машинах пр.150 помечен краской красного цвета)
3. Отсоединить от клеммы 50 (А1) подводящий наконечник провода и произвести постановку одной перемычки, сечением не менее 12 кв. мм, согласно вышеуказанной схеме.
4. В высоковольтной камере произвести постановку перемычки подобного же образца - один конец прислонить к подвижной силовой губке контактора КВ и вставить подобранный деревянный клин между губками с тем условием, чтобы он одним краем прижимал перемычку к подвижному контакту, а другим упирался в неподвижный контакт и одновременно являлся изолятором конца перемычки от неподвижного контакта (Смотрите рисунок ниже)
ПРИМЕЧАНИЕ: при отсутствии перемычки сечением 12-16 кв.мм, её можно заменить четырьмя проводами обыкновенного сечения, скрученными вместе.
5. Во избежание резкого рывка и остановки дизеля начало движения производить при заторможенных колесных парах, помощнику машиниста следует находиться возле ручки вала управления топливными насосами («помочь дизелю»).
ПРИМЕЧАНИЕ: при движении по спуску или длительном выбеге в целях предупреждения разряда аккумуляторной батареи производить временное отключение питания обмотки выключением рубильника АБ, а для избежания потери питания Р/СТ и АЛСН поставить перемычку между минусовыми подвижным и неподвижным ножом рубильника.
6. Если данная схема не принесла результата, то при следовании резервом воспользоваться «Кнопкой выкатки» или схемой № 3.
СХЕМА № 3
(применима при следовании резервом)
Собирается в следующих случаях:
1. Остановка дизеля тепловоза вызванная серьёзной механической неисправностью (заклинивание коленчатого вала дизеля, посторонний стук и прочее);
2. Выход из строя тягового генератора;
3. Отсутствие или неисправность «Кнопки выкатки»
4. Если сборка схем № 1, 2 не дали результатов
Порядок сборки:
1. При оборудовании тепловоза так называемой «Кнопкой выкатки» действовать следующим порядком:
Þ перевести реверсор в нужное направление, если он в процессе первоначальных поисков машинистом неисправности был переведен в другое положение
Þ перевести режимный переключатель ПСМЕ в положение «Наружный источник» - при этом должен включиться КД2.
Þ непродолжительными попеременными нажатиями на «Кнопку выкатки» (при этом должен включаться КНИ) приводить тепловоз в движение, максимально используя режим выбега.
2. Если тепловоз не оборудован "Кнопкой выкатки", то при выключенном рубильнике АБ произвести следующие действия:
* отвернуть два болта, крепящих наконечник силового кабеля 1 к передней пластине - на рисунке точка А
* на правом КП вывернуть один болт крепления наконечника силового кабеля к задней пластине - точка Б
* приложить отсоединенный наконечник кабеля от АБ к точке Б и скрепить освободившимся болтом;
* заклинить якорь пускового контактора КД2 (второй справа) заложив деревянный клин между якорем и ограничительной скобой
* расклинить якорь КМН (чтобы не притягивался к сердечнику катушки)
* Включить рубильник АБ, АВ 220, а АВ251 обязательно оставить выключенным;
* Реверсор перевести в нужном направлении, затем реверсивную рукоятку поставить в положение «Пуск»
* Режим тяги включать кратковременно кнопкой «Пуск дизеля», максимально используя режим выбега.
СХЕМА № 4
(применима как при следовании резервом, так и с поездом)
Собирается в следующих случаях:
1. При попытке включении режима тяги не включаются КП и не разворачивается реверсор;
2. Замерзание воздухоподводящей трубки в высоковольтную камеру, проходящей из ВВК в отсек АБ по низу справой стороны (типичный случай в зимний период при значительных перепадах температуры воздуха);
3. Неисправность системы питания резервуара управления (редукционный клапан, влагосборник и прочее)
Порядок сборки:
1. Если данное произошло в пути следования следует сразу определить характер неисправности -- электрический или пневматический.
2. Если электрическая, то действия аналогичны пункту 3.2. схемы № 1
3. Если пневматическая, то собрать следующую аварийную схему:
* надеть диэлектрические перчатки
* перевести реверсор в требуемое положение с помощью рожкового ключа или небольшой монтировки (ручка инвентарного смотрового молотка). Ни в коем случае не стучать по реверсору молотком - ещё больше усугубите своё и без того нелёгкое положение.
* снять дугогасительную камеру с любого из поездных контакторов (рекомендуется с правого)
* заложить между силовыми губками КП подходящий по размеру токопроводящий предмет - это может быть:
à старая губка пускового контактора - идеальный вариант
à гайка большого размера от 27 до 32
à угольная щетка электрической машины (на сравнительно непродолжительное время)
à гаечный ключ 12х14, 14х17
Примечание: при вставлении одного из вышеуказанных приспособлений, между губками КП будет наблюдаться небольшое искрение, которого не стоит бояться, так как остаточное напряжение между ними составляет всего около 2 -3 Вольт
* рукоятка реверсивного барабана должна быть по направлению движения
* далее следует поставить в положение «ВЫКЛ» переключатели ОМ (чтобы не ставить перемычку для питания КВ. и управлять локомотивом обычным порядком - рукояткой контроллера);
* при следовании с поездом повышенной массы во избежание порчи ТЭД из-за перегрузки следует подключать таким же способом КП других пар тяговых двигателей
* по прибытию на боковой путь станции выяснить причину и по возможности устранить её
ПРИМЕЧАНИЕ: гаечный ключ 14х17 заранее обработать на наждачном кругу так, чтобы его кромки, которыми он будет прижиматься к губкам, были плоскими, так как закругление не даст возможность ключу расклиниться и контакт будет худшим.
Действия при возникновении признаков
генераторного режима
Признаки:
1. Сильное противодействие движению
2. Запах горелой резиновой изоляции
3. Появление задымления в районах тяговы
4. х двигателей
5. Возможно наличие ползунов на колесных парах
Действия:
1. Визуальным осмотром выявить ТЭД, создающий генераторный режим (более сильный в отличие от других нагрев поверхности катания колесных пар)
2. В соответствии с результатами визуального осмотра произвести вывод силовых цепей данной группы ТЭД из схемы, посредством подкладывания изоляции между силовыми пальцами и сегментами реверсора соответствующей группы (группы сегментов расположены по нумерации пар ТЭД сверху вниз).
3. Доложить ТЧД (руководству депо) и решить вопрос о возможности дальнейшей эксплуатации локомотива.