Образ человека в художественном осмыслении писателей «серебряного века»
Допущено к защите Дипломная работа
студентки ФЛ-51 з/о
Г-------ой О.В.
Научный руководитель:
старший преподаватель
К--------тов И.В.
Калуга 2006
Оглавление
Оглавление.......................................................................................................... 2
1. Введение.......................................................................................................... 3
2. Глава 1. Образ человека в художественном осмыслении М. Горького....... 5
3. Глава 2. Концепция человеческой судьбы в пьесе Л. Андреева «Жизнь человека»......................................................................................................................... 12
4. Глава 3. Эволюция человеческого сознания в повести И. Шмелева «Человек из ресторана»................................................................................. 24
5. Глава 4. Личность в поэме В. Маяковского «Человек».............................. 48
6. Заключение.................................................................................................... 61
Список литературы........................................................................................... 64
Введение
Литература конца XIX – началаXX – один из самых сложных, интересных и противоречивых периодов истории отечественного словесного искусства, привлекающий внимание исследователей.
Совокупность проблем, черт, фактов литературной жизни, драматизм писательских судеб, обусловленный неприятием многими из них Октябрьской революции, перипетий литературной борьбы и создают то неповторимое идейно-художественное своеобразие, которое продемонстрировала русская литература в это ответственное и бурное время. История литературы не знает другого периода, когда за столь небольшой отрезок времени появилось такое количество течений, школ, имен, оставивших заметный след в мировой литературе.
Существенно усложнилась в литературе этого времени изображение фигуры человека. Концепция этого образа всегда выражает в искусстве сущность идейно-художественных исканий эпохи. Она предполагает целостное представление писателя о жизни, выявляет его общественно эстетические позиции, тот угол зрения, с которого «представляется автору мир» (Белинский). Являясь содержательной стороной художественного творчества концепция человека во многом формирует поэтику, стиль и жанровое своеобразие произведения.
Литературу этого периода характеризует обостренный интерес к каждой человеческой личности, её жизни, мотивам поведения, своеобразию внутреннего мира. Писатели стремятся показать человека не только в его социальной, что было характерно для литературы XIX столетия, но прежде всего в антропологической, природной, национальной, физиологической, исторической обусловленности, глубже раскрыть его связи с миром. Идея утверждения высоких духовных и нравственных качеств личности становится в литературе центральной этической и эстетической концепцией времени.
Тема нашего исследования определяется интересом к проблеме изображения человека в творчестве М.Горького, Л. Андреева, И.Шмелева, В. Маяковского, живших в одну эпоху. Исследованию этой проблемы посвящены работы таких ученых как А. Волков, Б.Михайловский, Е.Тагер, П.Басинский, В.Барахов (по творчеству М.Горького); Л.Афонин, Ф.Левин, Л.Колобаева (по творчеству Л.Андреева); А.Черников (по творчеству Шмелева); И.Машбиц-Веров, В.Перцов, В.Сарычев (по творчеству В.Маяковского).
На примере четырех произведений: двух поэм В.Маяковского и М.Горького, объединенных общим названием «Человек», пьесы Л.Андреева «Жизнь человека» и повести И.Шмелева «Человек из ресторана» мы попытаемся выявить идейно-эстетические концепции изображения фигуры Человека, обнаруживая при этом своеобразную перекличку писателей с часто диаметрально противоположными способами освоения мира.
Глава 1. Образ человека в художественном осмыслении М. Горького
Создавая цикл пьес, Горький одновременно начал страстный, взволнованный разговор о человеке – мыслителе и творце.
В те же годы, когда Горький работал над пьесами, у него кристаллизовалась идея философской поэмы «Человек», явившейся поэтической параллелью не только к пьесе «На дне», с которой у нее есть прямые связи, но и ко всему горьковскому драматургическому циклу начала XX века.
Лучшую художественную характеристику поэме «Человек» дал В. В. Стасов. «Человек», — писал он,— одно из капитальнейших и глубочайших творений Горького. Какая ширина и объем мысли, какая красота и сила, какая поэзия картин, какая сжатость и скульптурность выражений! Эта вещь — одно из наиважнейших и оригинальнейших созданий всей русской литературы»
Возвышенный, пафосный слог поэмы, к тому же ритмически организованный, мог бы показаться высокопарным и неестественным в передаче иного содержания. Но чудесное слияние мысли и формы в глубоко искреннем выражении положительного идеала придает поэме величавую простоту эпических творений. На эту особенность «Человека» обратил внимание Горького такой крупный художник, как Леонид Андреев. Л. Андреева поражало, как он писал Горькому, то, что поэма «при всей своей возвышенности передает только обычное состояние твоей души. Обычное — это страшно сказать. То, что в других устах было бы громким словом, пожеланием, надеждою,— у тебя лишь точное и прямое выражение обычного существующего. И это делает тебя таким особенным, таким единственным и загадочным...».
Л. Андрееву, мятущемуся в поисках правды и постоянно заходящему в тупик «непознаваемого», казалось «загадочным» нерушимое единство убеждений человека и творений художника.
Для того чтобы сбросить цепкую власть многовекового рабства и утвердить новое отношение к жизни, новый человек должен был глубоко познать себя, выдержать сложную борьбу и в себе самом, чтобы выйти из нее победителем.
Философская поэма Горького утверждала, что в самой человеческой природе, в разуме человека заложено грядущее торжество над чувствами, исказившими его.
Первоначально, как и в Песнях о Соколе и Буревестнике, как и в ряде других аллегорических и философских произведений, Горький предполагал противопоставить два начала — героико-революционное и мещанское. За первыми двумя главами должна была следовать глава о Мещанине, и писатель сделал набросок к ней. Но вскоре он решительно отказался от третьей главы, и, видимо, по весьма существенным причинам.
Глава о Мещанине резко снизила бы патетическое звучание вещи. «Низкие истины» о жизни мещанства, как бы о них ни писать, плохо гармонировали бы с «высокой правдой» о силе человеческого разума и духа в произведении, где писатель отказывался от традиционной формы спора аллегорических персонажей и для философско-психологического содержания нашел новые художественные возможности. Достаточно привести некоторые противопоставления из наброска к неосуществленной главе, чтобы понять, почему Горький оставил свой замысел: «Если человек похитит огонь с небес — Мещанин освещает этим огнем свою спальню или пользуется им как средством передвижения... Человек, в поисках души вещей, воздух превращает в жидкость. Мещанин лечит этой жидкостью свой катар. Человек исследует жизнь звука — Мещанин делает для своего развлечения граммофон».
Окончательное оформление поэмы не пошло по этому руслу, но предыстория её показательна для творческих тяготений Горького, размаха его замыслов.
В поэме нет прямых обращений, столкновений, диалогов. Она насыщена мыслями, и значительное место в ней занимает монолог, в котором мятежный и гордый Человек утверждает победу над чувствами, сковывавшими силу его разума и духа. И тем не менее поэма «Человек» полна драматического горения, противоборствующих сил, трагедийности, которую может и должен преодолеть человек, чтобы стать прекрасным.
В общепринятом значении в поэме нет действующих лиц, и все же она населена ими как творениями души и разума человека. Это прежде всего рассказчик, потому что, раскрывая мир разума и души человека, он раскрывает самого себя, черпает из глубин собственного духа. Это — Мысль, верная подруга Человека, это и чувства, не очищенные от скверны жизни, а поэтому стремящиеся поработить его. Чувства эти: Любовь, Надежда, Вера и порожденные ими Слабость, Уныние, Отчаяние, Тоска, Скука, Лень, Ложь. С ними и со смертью борется дерзкая и гордая Мысль Человека.
Именно между этими началами — Мыслью Человека и извращенными чувствами снова и снова происходит борьба, в которой в конце концов побеждает и должен победить Человек.
На своём пути Человеку и его разуму приходится вступать в борьбу с враждебными идеями — с неверием в разум, в человека, с пессимизмом, с различными видами идеализма, утешающей лжи, наконец, с религией.
«И Слабостью рождённые три птицы — Уныние, Отчаянье, Тоска, — три чёрные уродливые птицы — зловеще реют над его душою и всё поют ему угрюмо песню о том, что он — ничтожная букашка, что ограничено его сознанье, бессильна Мысль, смешна святая Гордость и — что бы он ни делал, — он умрёт!» Человек должен преодолеть и соблазны утешительной лжи, баюкающих иллюзий, надежд на примирение, разоружающих борца: «В союзе с Ложью, робкая Надежда поёт ему о радостях покоя, поёт о тихом счастье примиренья и мягкими, красивыми словами баюкает дремотствующий дух...» Человек должен мужественно отвергнуть «нарядную, раскрашенную Ложь, готовую всегда и всех утешить и — обмануть своим красивым словом». Среди других утешающих обманов Человек отвергает и мнимый, примиряющий гуманизм: «Ему противна мудрость кротких».
Мысль освещает в Человеке и подвергает суровому анализу все то, что, созданное в нем природой и обогащенное разумом, было призвано служить единению и счастью людей, но исказилось общественными условиями жизни, жадным собственничеством и тупым эгоцентризмом. В поэме Горький говорит не о любви, свободной от тяжелых, сковывающих человека чувств, не о любви самоотверженной, все приносящей другому и поэтому дарующей высшее счастье. Такова любовь Девушки в поэме «Девушка и Смерть», любовь Нила и Поли, скрепленная общностью понимания жизни и жизненного пути. Нет, это любовь тяжелая, искаженная жизнью, тянущая человека назад, как у Татьяны Бессеменовой, любовь инстинктивная, слепая, эгоистичная, ибо дать она ничего не может и готова овладеть человеком, чтобы взять у него все, надеть на него цепи своего неверия, пессимизма, слабости. Или это любовь жестокая, как у Василисы к Пеплу (пьеса «На дне»), в которой главное — животная чувственность, стремление обладать и унижать.
Из всех чувств, искаженных в мире собственничества, для нас особенно важно чувство надежды и ложь — «сестра ее родная». Трактовка Горьким лжи в поэме «Человек» помогает нам разобраться в сложных образах утешителей, созданных Горьким, и особенно в наиболее крупном из них — образе странника Луки (пьеса «На дне»). Мысль беспощадно освещает «пугливое бессилие Надежды и Ложь за ней,— сестру ее родную,— нарядную, раскрашенную Ложь, готовую всегда и всех утешить и обмануть своим красивым словом».
Начинается поэма с короткого вступления, идущего от повествующего. В нем писатель заявляет, как образ мятежного Человека, подверженного сомнениям, внутренней борьбе с самим собой, тяжелым испытаниям, вселяет в рассказчика веру в торжество человеческого духа, гонит прочь душевную усталость, осаждающие его тени прошлого. Он восхваляет гений Человека, а дальнейшее излагается как уже самостоятельная картина шествия Человека. «Я» рассказчика исчезает из поэмы, и лишь по едва уловимым приметам можно определить, что шествие это развертывается в фантазии рассказчика, который, впрочем, не только передает эти картины, но и следит с тревожным беспокойством за борьбой в Человеке мысли и чувств 1. Начало второй главы перекликается с началом первой, это сближает рассказчика и Человека: мысль Человека также устала, он отдается своим чувствам, отравляется ядом лжи, попадает под власть отчаяния, заражается пошлостью. Но Человек сильнее своего падения. Мысль сильнее сомнений, она отбрасывает сомнения.
Тут в идейном и художественном строе поэмы наступает перемена. Драматический конфликт «внутри» Человека разрешается в пафосный монолог о победе его Мысли, его сознания, о величии разума, предсказывающего гармоническое слияние Мысли и чувств.
В завершающей части поэмы ритм ускоряется и часто нарушается, выражая предельную взволнованность писателя. Возможно, что именно на это обстоятельство обращал внимание К. П. Пятницкого Горький, когда писал, ему: «На неровности ритма — не обращайте внимания, если они не очень уж резко режут слух.
У меня не было намерения писать ритмической прозой, вышло это неожиданно, будучи, видимо, вызвано самим сюжетом.
Гладких и слащавых стихов — я не хочу и языка править не стану».
В этих словах содержится, кстати, ответ на стремление некоторых исследователей перевести художественный строй ряда произведений Горького в стихотворные размеры. Правда, неудача первого произведения («Песня старого дуба»), советы и пожелания В. Г. Короленко действи тельно вызвали неодобрительные замечания Горького о ритмической прозе. А вместе с тем его художественная практика не раз расходилась с этими замечаниями. Горький вдруг «обнаруживал», что ритмическая проза «вкралась» в рассказ «Макар Чудра», а затем написал немало вещей, в той или иной степени художественно организованных ритмической прозой. Это вещи того мажорного звучания, той повышенной тональности, которые так хорошо передаются стихотворной формой или же организованной прозой, близкой белому стиху. Сложение рифм нельзя отнести к сильной стороне поэтического таланта Горького. Иное дело ритмическая проза: тут Горький показал себя великолепным мастером.
Горьковское прославление Человека и его разума соприкасается с некоторыми идеями Фейербаха, который называл свою философию антропологической, в теории познания поставил в центре человека как духовно-чувственное существо. Гегелевскому «абсолютному духу» Фейербах противополагал человеческий разум и его созидательную деятельность. Одна из основных мыслей Фейербаха: не бог сотворил человека, а человеческая мысль создаёт богов. Подобный мотив есть в поэме Горького. Но вывод Фейербаха — утверждение религиозного творчества, провозглашение религии человека. В поэме Горького, направленной против религии и идеализма, человеческая мысль лишь в моменты утомления, падения творит богов, а в периоды подъёма, бодрости, просветления — низвергает их. Философия Фейербаха имела пассивно-созерцательный характер. Гуманизм Горького требует активности человека во всех областях, преобразования жизни, а для того — социального раскрепощения.
Критик В. В. Стасов, высоко ценивший Горького, хваля поэму «Человек» (в статье «Неизлечимый», 1904), выдвигал мысль о связи её с романтической традицией драматичских поэм Байрона («Каин», «Манфред»).
На самом деле Горький совершенно свободен от романтического индивидуализма (этого не понял и Короленко в своём отзыве о «Человеке»); в поэме звучит романтика коллективизма. Здесь речь идёт не о мысли одинокого человека, возвысившегося над людьми, а о передовой мысли всего человечества. Байроновы драматические поэмы были окрашены пессимизмом. Драматические конфликты горьковского Человека и его мысли получают оптимистическое разрешение. Горький полон несокрушимой веры в безграничные возможности Человека и его разума, в их конечное торжество. А необходимой предпосылкой этого мыслится социальное раскрепощение, низвержение эксплуататорского строя. По существу, в поэме «Человек» уже находят выражение идеи социалистического гуманизма, созвучные мысли Маркса о порабощённости, искажении подлинной человеческой сущности в условиях капитализма и об её высвобождении, возрождении и небывалом расцвете в условиях революционной борьбы и будущего социалистического общества.
Поэма Горького была заострена против скептической и пессимистической философии декадентов, которые преклонялись перед слепыми инстинктами и сеяли неверие в разум, в его великие возможности. В своей поэме, отвергая эти принижающие человека реакционные представления, Горький создал торжественный гимн человечеству, разуму, безграничному, освобождающему и созидающему. Мысль горьковского героя — материалистически направленная, а не идеалистически отрешённая от жизни. Носителем этой мысли является пролетариат, который борется за то, чтобы перестроить жизнь человеческого общества на основе разума.
Декадентствующие философы и поэты отрицали прогресс, говорили, повторяя Шопенгауера и Ницше, о роковом круговороте бытия человечества, о бессмысленности истории. Поэму «Человек», направлявшуюся автором против упадочной идеологии разлагающегося буржуазного общества, наполняет вера в поступательное движение человеческой истории. Но это движение у Горького— не мирная эволюция, как у буржуазных «прогрессистов», не постепенное улучшение в рамках капиталистического порядка, а драматическая борьба, схватка с тёмными силами социального и духовного порабощения, тянущими человечество назад. Поэма выражает оптимизм автора, его уверенность в конечной победе светлых сил созидания, разума и справедливости, революционных сил, движущих вперёд — к социалистическому обществу.
Таким образом, выступая против модных антигуманистических теорий, против реакционной упадочной философии и литературы, в своей поэме «Человек» Горький развернул круг идей активного, воинствующего пролетарского гуманизма.