Жизнеутверждающие начала «Человека»




Жизнеутверждающие начала поэмы —это прежде все­го неиссякаемый гуманизм и неискоренимая вера поэ­та в громадные творческие силы рядового человека. Об этом уже частично говорилось выше. Важнейшие моти­вы поэмы и одна из основных ее идей и утверждают этот гуманизм, поднятый знаменем над тюрьмой мира банкиров. Поэт гордо заявляет:

Это я

сердце флагом поднял.

Небывалое чудо двадцатого века! (VI, с. 85)

Но не звучит ли это заявление декларацией? Про­ходит ли оно через всю поэму в ее конкретной поэтиче­ской ткани и как связывается с пессимистическим фи­налом?

Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, на чем, собственно, покоится основа основ всей поэмы, ее пла­менный, никогда не смиряющийся протест против всевластного Повелителя Всего?

Прежде всего на чувстве несравненного морального превосходства над разоблачаемом миром. Как гигант в окружении пигмеев, проходит во всей поэме перед ло­говом злобных врагов человек Маяковского (в лице лирического героя), нигде не сгибаясь, презирая и клей­мя. Но это и значит — поднять свое сердце флагом над врагом! Это и означает утверждение через лирического героя высокой правды свободного человека.

Несмотря на все муки лирического героя, на апелляцию в минуты слабости к самоубийству, он все же решительно отвергает этот путь. И когда аптекарь услужливо предлагает ему яд, он смотрит на него, как на человека, потерявшего разум:

Кому даешь?

Бессмертен я,

твой небывалый гость. (VI, с. 66)

О том же бессмертии лирического героя — поэта, поднявшего свое сердце флагом человечности, — сви­детельствует и убеждение, что будет, обязательно будет «улица имени Маяковского». В самых трудных обстоя­тельствах, при всем трагизме положения, поэт сохраня­ет веселую иронию, особенно ярко проявляющуюся в изображении неба и его обитателей.

Но сказанное и означает, что в этих разбросанных по всей поэме и, казалось бы, различных сценах и мотивах проходит все тот же единый образ лирического героя: человека громадного, в сущности, жизнеутверждения, человека, уверенного в бессмертии своей правды.

В этом свете становится также понятным и родство лирического героя с солнцем, о котором говорится в прологе (и о котором упоминает и В. Перцов): это не случайная, извне примыкающая декларация, а принци­пиальное, синтезирующее утверждение (как обычно в прологах Маяковского). И пусть еще господствует ночь, пусть еще отворачивается солнце от своего «гла­шатая», поэт неискоренимо верит, что оно все же при­дет к нему, «новому Ною», лучи зари победят ночную тьму:

В ковчеге ночи,

новый Ной,

я жду —

в разливе риз

сейчас придут,

придут за мной

и Узел рассекут земной

секирами зари. (VI, с. 70)

Характерно и то, что поэт возвращается на землю из путешествия в небо... с зарей:

Заря?

Стой!

По дороге как раз нам. (VI, с. 69)

Однако центральное место в утверждении чистоты и морального величия лирического героя дается, есте­ственно, в «Человеке», как поэме о любви, в изображе­нии этого чувства.

Повелитель Всего за деньги покупает любовь, раз­вращает женщин, священные связи людей превращает в публичный дом:

Как красный фонарь у публичного дома,

кровав налившийся глаз. (VI, с. 72)

И вот рядом с этим особенно величественно звучит верное и чистое, бессмертное чувство поэта-однолюба. И это, разумеется, все то же знамя гуманиста, сердце глашатая солнца:

Погибнет все.

Сойдет на нет.

И тот,

кто жизнью движет,

последний луч

над тьмой планет

из солнц последних выжжет.

И только

боль моя

острей —

стою,

- огнем обвит,

на несгорающем костре

немыслимой любви. (VI, с. 72)

 

Я счет не веду неделям.

Мы,

хранимые в рамах времен,

мы любовь на дни не делим,

не меняем любимых имен, (VI, с. 73)

 

Последняя дооктябрьская поэма Маяковского написа­на в «страшные годы», когда «империализм во всем оголении» дошел до крайнего цинизма. Героя поэмы — человека Маяковского— окружает враждебный мир темных сил: злоба и гордость Повелителя Всего, бес­стыдство его законов и его религии, презрение к человеческому достоинству и чести, бессчетные оскорбления и обиды, изуродованная любовь. И все это отравлено еще кровавым ужасом империалистической бойни.

И если человек Маяковского не в силах еще на этом этапе победить врага, то все же есть в нем не только великая неискоренимая и несмиряющаяся нена­висть к обесчеловечивающему миру империализма.

В нем есть и громадные положительные силы: бес­страшие в разоблачении властвующего врага; величие сердца, поднятого флагом над собственническим ми­ром; человеческое достоинство; гордое сознание своего морального превосходства; чистота и верность стремлений и чувств; стихийная, непобедимая, несмо­тря ни на что, любовь к жизни.

Вблизи Горького встретил Маяковский 1917 год.

«Важно знать, что всюду хотели и хотят успокоить человека в приятных ему пустяках и везде, всегда были и есть мятежники, которые стремились, стремятся поднять бунт против грязной и подлой действительности», – так понимал Горький задачу передового писателя и также понимал свою задачу Маяковский.

В революционную бурю они вступали вместе, соратники в борьбе за человека, за счастье человека на земле.


Заключение

В России конца XIX – начала XIX века М.Горький стал глашатаем «крайнего гуманизма». Именно этим объясняется тот беспримерный успех, который выпал на долю Горького с первых шагов его в литературе.

В атмосфере российского безвременья и скуки (такого было состояние умов накануне 90-х годов) раздался бодрый голос М.Горького. В отличии от голосов большинства современников он вселял надежду, а за надежду человек готов платить все что угодно.

«Человек! Точно солнце рождается в груди моей, и в ярком свете его медленно шествует – вперед! и – выше! трагически прекрасный Человек!»

Поэма М.Горького утверждает, что в самой человеческой природе, в разуме человека заложено грядущее торжество над чувствами исказившими его. Именно между этими началами – Мыслью Человека и извращенными чувствами снова и снова происходит борьба, в которой в конце концов побеждает и должен победить Человек.

Совершенно иной взгляд на человека мы видим у Л.Андреева. Вера в Человека, в силу и мощь его разума и воли в сочетании с готовностью смириться с судьбой и роком запечалились в его пьесе «Жизнь человека».

Человек Л.Андреева слишком пассивен, слишком придавлен социальным роком, чтобы судьба его была подлинно трагичной. Он волочиться по жизни «влекомый роком», и счастьем, и горем обрушиваются на него из-за угла, внезапно, необъяснимо.

Пока человек мечтает о счастье и гордо шлет вызов судьбе – счастье уже стучится к нему в дверь, в жизни все случайно, – и счастье, и несчастье, и богатство, и бедность. Счастье ведь зависит не от талантов человека, не от его готовности трудиться, а от воли Рока.

Для Л.Андреева жизнь Человека есть сплошная несознаваемая им бессмыслица.

Для М.Горького такой взгляд на человека был решительно неприемлем. Он отрицал андреевскую концепцию человека. В очерке «Леонид Андреев» писал: «Для меня человек всегда победитель, даже и смертельно раненый, умирающий… Андрееву человек представляется… сплетенным из непримиримых противоречий инстинкта и интеллекта, он навсегда лишен возможности достичь какой-либо внутренней гармонии. Все дела его – «суета сует», тлен и самообман. А главное, он – раб смерти и всю жизнь ходит на цепи её».

Человек в художественном воплощении И.Шмелева отличается высокими моральными качествами. «Жизнь без соринки» – такого его нравственное кредо. Бедность и страдание обездоливают человека, но они же помогают освобождению его сознания от духовного рабства, способствуют росту чувства собственного достоинства и внутренней свободы. В результате наступает духовное прозрение человека. Он становится способным понять подлинные ценности жизни, распознать лицемерие и фальшь.

Не отрицая правды революционеров, человек И.Шмелева высшей правдой считает религиозно-нравственную. Обретение религиозной Истины дает человеку силы противостоять неблагоприятным жизненным обстоятельствам, духовно возвыситься над ним. В этом – основная суть его внутренней эволюции.

Идея утверждения высоких духовных и нравственных качеств человека является основной в повести И.Шмелева. Создавая в ней определенные этические ситуации, повседневно-житейские по своему уровню и масштабу, писатель стремится к утверждению основополагающих черт морали: совести, чести, милосердия, трудолюбия. Внутренняя свобода личности связывается у И.Шмелева с освобождением её от власти «заедающей среды», от духовного рабства.

В.Маяковский, подобно М.Горькому преисполнен восторга и удивления перед мощью человека. В.Маяковский утверждает Человека как чудо земли, в противовес чудесам религии. Его человек чувствует несравненное моральное превосходство над разоблачаемым миром. Как гигант в окружении пигмеев, проходит во всех поэме передо логовом злобных врагов человек В.Маяковского, нигде не сгибаясь, призирая и клеймя. Но это и значит – поднять свое сердце флагом над врагом! Это и значит утверждение через лирического героя высокой правды свободного человека. В самых трудных обстоятельствах, при всем трагизме положения, В.Маяковский сохраняет веселую иронию. В различных сценах и мотивах проходит все тот же единых образ лирического героя: человека громадного, в сущности, жизнеутверждения, человека, уверенного в бессмертии своей правды.

И если человек В.Маяковского не в силах еще на этом этапе победить врага, то все же есть в нем не только великая неискоренимая и несмиряющаяся ненависть к обесчеловечивающему миру денег. Но есть в нем и громадные положительные силы: бесстрашие в разоблачении властвующего врага; величие сердца; человеческое достоинство; гордое сознание своего морального превосходства; чистота и верность стремлений и чувств; стихийная, непобедимая, несмотря ни на что, любовь к жизни.

Таким образом, мы видим, что интерес к фигуре человека в литературе «серебреного» века определялся страстным желанием не только обозначить статус личности в социальном и мироустройстве, но выявить в ней силу воли, способность бросать вызов судьбе и умение воплотить в земной жизни представление о тех «путях небесных», осознание которых и определяет величие Человека.

 


Список литературы

I. Горький М. Избранные произведения в трех томах, т. 3.–Киев.: Днiпро, 1987. – 296с.

 

II. Андреев Л. Пьесы.–М., 1959. – 351с.

 

III. Шмелев И. Лето Господне, Человек из ресторана.–М.: Дрофа, 1996. – 544с.

 

IV. Маяковский В. Сочинения в двух томах, т. 2.–М.: Правда, 1987. – 768с.

 

5. Афонин. Л. Л.Н. Андреев.–Орел, 1960. – 230с.

 

6. Барахов В. Наследие А.М. Горького и вопросы культуры // Русская литература. – 1985. – №3. – с.23-28.

 

7. Басинский П., Логика гуманизма. Об истоках трагедии М. Горького // Вопросы литературы. – 1991. – февраль.– с.35-42.

 

8. Бялик Б. Горький – драматург.–М., 1962. – 255с.

 

9. Волков А. Путь художника. М.Горький до Октября.– М.:Художественная литература, 1969. – 215с.

 

10. Волков А. Очарки русской литературы конца XIX начала XX веков.– М., 1980. – 420с.

 

11. Волков А. А.М. Горький: пособие для учащихся.– М.: Просвещение, 1975.– 208с.

12. Волровский В. Литературно-критические статьи.–М., 1987. – 326с.

 

13. Выходцев П. Маяковский – национальный проект // Русская литература.– 1983.– №3.– с.20-40.

14. Горький М. Собрание сочинений в 30 томах, т. 28.–М., 1954.– 390с.

 

15. Давыдова Т. Духовные искания в неореалистической прозе начала XX века // Литература в школе.–1996.–№6.– с.43-48.

16. Дувакин В. Радость, мастером кованная: Очерки творчества В.В. Маяковского.– М.: Советский писатель, 1964.– 444с.

17. Дунаев М. Творчество И.С Шмелева периода первой русской революции // Русская литература. – 1976. – №1.– с.15-20.

18. Дунаев М. Своеобразие творчества И.С. Шмелева // Русская литература.–1978. – №1. – с.12-22.

19. Заика С. М. Горький и русская классическая литература конца XIX – начала XX века.– М.: Наука, 1982.– 144с.

20. Зайцев В. Об изучении творчества В.В. Маяковского на современном этапе // Филологические науки.– 2004.– №3.– с.3-11.

21. Калитин Н. Слово и время.– М.: Советский писатель, 1967.– 400с.

22. Катанян. В. Маяковский.–М.: Литературная хроника, 1956.– 475с.

 

23. Колобаева Л. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX–XX вв.–М.: Издательство Московского университета,1990.– 212с

 

24. Машбиц-Веров И. Поэмы Маяковского. –Куйбышевское книжное издательство, 1973.– 295с.

 

25. Метченко А., Петров С. История русской советской литературы.–М.: Просвещение, 1983.– 456с.

 

26. Михайлов О. Литература русского Зарубежья // Литература в школе.–1990.–№5.– с.50.

27. Михайлова М. «Художник обездоленных» или «писатель без человека»?: Дореволюционная критика о творчестве И.С. Шмелева // Русская словесность.– №5.– с. 31-34.

28. Овчаренко А. О положительном герое в творчестве М.Горького,–М.: Советский писатель, 1956.– 396с.

 

29. Паперный З. О мастерстве Маяковского.– М.: Советский писатель, 1957. –454с.

30. Перцов В. Маяковский. Жизнь и творчество.–М., 1976.– 414с.

 

31. Поповкина Т. А.М. Горький и его современники // Русская словесность.– 1999.– №4.– с.83–86.

 

32. Сарычев В. Маяковский: нравственные искания.–М.: Правда, 1995.–229с.

 

33. Смирнова Л. Русская литература конца XIX – начала XX века.–М.: Просвещение, 1993.–518с.

 

34. Черников А. Проза И.С Шмелева. Концепции мира и человека.– Калуга, 1995.–342с.

 

35. Шкловский В. О Маяковском.–М., 1940.– 475с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: