Влияние конфуцианства на уровень духовной культуры человека и общества




Во время существования эпохи Хань, конфуцианство сильно повлияло на духовную культуру человека, на развитие философии, культуры и других отраслей. Начнем с философии. «Книга перемен» - основной и исходный пункт рассуждений почти всех философов древнего Китая. Она стоит на первом месте среди классических книг конфуцианства и в библиографических обзорах китайской литературы – так велико ее значение в развитии духовной культуры Китая. Можно сказать, что почти все писатели древнего Китая со времени канонизации классиков при Ханьской династии так или иначе были знакомы с «Книгой перемен», как с важнейшим из классических текстов. Влияние на литературу прежде всего сказалось в образовании писателей, а отсюда – в их идеях и в их лексике, как бы она не различалась в разные периоды китайской литературы.

Этико-политические идеи Конфуция легли в основу взаимоотношений между людьми, воспитание и обучение, быт и нравы, обряды, привычки.

Каждый китаец во всем должен был руководствоваться конфуцианской моралью. Пусть он не мог прочитать сложных изречений в древних конфуцианских книгах – не это считалось главным. Главное состояло в воспитании любого человека в конфуцианском духе. «Учение Конфуция, - писал академик В.М. Алексеев,- пронизывая на протяжении веков всю общественную жизнь Китая, не могло не всосаться в кровь народа».

Конфуций был не придуманным людьми богом, а реальным человеком. И если другие религии обещали верующему блага в потусторонней жизни, то конфуцианство обращало внимание, прежде всего на устройство жизни на этом свете. Господствующие социальные слои видели в конфуцианстве залог соблюдения раз и навсегда данных устоев, сохранения установившихся в классовом обществе порядков, обеспечивающих повиновение нижестоящих вышестоящим.

Большое место в проповедях Конфуция занимает культ китайской цивилизации, которая считалась древнейшей и самой совершенной, а потому служила примером для подражания всем – и китайцам, и некитайцам. Превратившись в идеологию класса феодалов, конфуцианство на протяжении многих веков служило моральным обоснованием дикой деспотии.

В средние века, когда в Китае получает распространение буддизм, начиная с VI-V вв., происходит модификация конфуцианства за счет включения элементов буддизма и даосизма. Была проведена кодификация канонических текстов. Появилось новое толкование древних текстов, это вылилось в неоконфуцианство. Одним из представителей данного направления стал философ Чжу Си (1133-1200). В дальнейшем конфуцианство все больше подвергалось изменениям, смысл учения переносился в сторону оправдания власти без учета «благородства» правителя – «Сына неба».

Конфуцианская элита мыслила себя носителем абсолютного знания, а синкретические верования народа, тяготевшие к даосизму, рассматривались как ересь и вульгарные суеверия. В контексте ортодоксального конфуцианства, когда государство стало и религиозным институтом, а система официальных культов приобретает законченный вид, водораздел между подданными и чиновным сословием возрос. Это поспособствовало постепенному обожествлению Конфуция. Начало его культа восходит к императорскому указу 555г. о возведении в каждом городе храма в честь древнего мудреца и о регулярных жертвоприношениях в его память.

Конфуцианство было взято на вооружение чиновниками, превратилось в официальную государственную идеологию. В центре внимания находилась система абсолютной святости власти, отсюда возникла проблема ее сохранения и упрочения. Трактовка Конфуция о том, что лучший правитель тот, которого народ не замечает, подверглась трансформации. Правитель, который, согласно учению Конфуция, должен был отличаться высшей добродетелью и быть «совершенным во всех отношениях», не подлежал критике, каким бы он ни был. Конфуцианство превратилось в жесткую консервативную схему, удобную для организации управления огромной империи. Ортодоксальное конфуцианство, отошедшее от идеалов своего основателя, подвергалось критике, особенно в XX в. После 1949г. и в годы культурной революции учение Конфуция было полностью отброшено. Однако в настоящее время традиционные нормы и институты широко распространены в Китае, на Тайване и среди этнических китайцев. Родственники Конфуция в 67-м поколении пользуются большим уважением.

Таким образом, в течение более трех тысяч лет конфуцианство влияло на умы и чувства китайцев, формировало менталитет, превратилось в политику, административную систему, верховный регулятор экономических, культурных и социальных процессов. Ослабление конфуцианства наступило лишь в середине XX в., однако национальная культура и национальный характер народа несет на себе все его ярко выраженные черты.

 

Заключение

В первой части своей работы я рассказал о том, как философско-религиозная школа формирует личность человека. Он становится справедливым, относится ко всему, что его окружает с уважением, знает свое место в мире. Человек начинает с уважением относится к своему прошлому, к своим предкам, почитать старших по возрасту и положению, родителей.

Во второй части работы я рассмотрел влияние философско-религиозной школы на развитие общества. Весь уклад жизни общества был сведен к принципу «пяти отношений» между государем и чиновниками, родителями и детьми, мужем и женой, старшими и младшими братьями, между друзьями. В обществе царило гуманное управление, где государь был объявлен «Сыном Бога». В обществе каждый исполнял свою роль. Конфуций говорил: «Государь должен быть государем, поданный – поданным, отец – отцом, сын – сыном». Человек должен иметь свой «статус» в обществе. На основании этого Конфуцием была выдвинута Чжэн мин («Исправления имен»).

В третьей части своей работы я рассмотрел влияние философско-религиозной системы на уровень духовной культуры человека и общества. Важнейшим из классических текстов стала «Книга перемен». Она оказывала свое влияние в разных областях: в философии, в математике, в политике, в теории живописи и музыки. Конфуций обращал свое внимание, прежде всего на устройство жизни на этом свете. Этико-политические идеи Конфуция легли в основу взаимоотношений между людьми, воспитание и обучение, быт и нравы, обряды, привычки. Конфуцианство более трех тысяч лет формировало личность человека и развивало общество. Со временем формировался менталитет, философско- религиозное учение стало политикой, административную систему, и несмотря на то, что конфуцианство ослабло, национальный характер, культура народа еще долго будут проявлять свои характерные черты.

 


 

Список использованной литературы

1. Бадак А.Н., Войнич И.Е., Волчек Н.М. Всемирная история: начало колониальных империй. Минск:Современный Литератор.2017.

2. Гараджа В.И. Религоведение.Пособие для студентов.М.,2018.

3. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М.,2017.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: