Пояснительная записка
В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.
Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.
Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.
В курсе реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с воспитателем (преподавателем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.
Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним позволит вывести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.
Используется учебно-методический комплект:
С.И.Волкова Математические ступеньки. М.:Просвещение. 2013
Содержание курса «Математические ступеньки»
№ | Основные разделы курса |
1. | Арифметический |
Числа от 0 до 10. | |
Счёт предметов. | |
Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. | |
Сравнение чисел первого десятка. | |
Свойства натурального ряда чисел. | |
Цифры и числа. | |
Решение задач с помощью рисунков. | |
Чтение чисел. | |
2. | Геометрический |
Сравнение: - по форме; -по размеру; -по расположению на плоскости, в пространстве; -по назначению; -по цвету. | |
Изготовление моделей фигур из бумаги. | |
3. | Содержательно-логический |
Развитие: -внимания; -памяти; -воображения; -мышления. | |
Диктанты: -зрительные; -слуховые. | |
Выполнение заданий: -выделение существенных признаков; -выявление закономерностей; -проведение анализа; -синтеза; -сравнения. |
Календарно-тематическое планирование предмета «Формирование математических представлений»
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1,2 | Пространственные представления, взаимное расположение предметов, уточнение значения вопросов: «Сколько?», «Какой?», «Который?». «На», «над», «под». Шире, уже. Справа, слева. | 2 | |
3 | Столько же. Больше, меньше. | 1 | |
4 | Длиннее, короче. Сравнение предметов. | 1 | |
5,6 | Развитие представлений о геометрических фигурах. Моделирование фигур. | 2 | |
7 | Сравнение предметов. Лёгкий, тяжёлый. Легче, тяжелее. | 1 | |
8 | Число и цифра 1. | 1 | |
9 | Число и цифра 2. Пара. | 1 | |
10 | Число и цифра 3. | 1 | |
11 | Равенство. | 1 | |
12 | Число и цифра 4.Вверху. Внизу. | 1 | |
13 | Число и цифра 0. | 1 | |
14 | Сложение. | 1 | |
15 | Число и цифра 5. | 1 | |
16 | Вычитание. | 1 | |
17,18 | Запись выражений на вычитание и сложение. | 2 | |
19 | Запись и решение равенств. | 1 | |
20 | Число и цифра 6. | 1 | |
21 | Число и цифра 7. | 1 | |
22 | Число и цифра 8. Весёлый счёт. | 1 | |
23 | Число и цифра 9. Найди общие элементы. | 1 | |
24,25 | Решение задач с помощью рисунков. | 2 | |
26 | Число 10. | 1 | |
27 | Счёт предметов в прямом и обратном порядке. | 1 | |
28,29 | Части суток, их последовательность. | 2 | |
30 | Значение понятий вчера, сегодня, завтра. | 1 | |
31 | Дни недели, их последовательность; название месяцев, года. | 1 |
Планируемые результаты:
ü знать различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом;
ü знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;
ü проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.).