Предмет «Формирование элементарных математических представлений»




Пояснительная записка

В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.
Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.
Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.
В курсе реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с воспитателем (преподавателем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.
Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним позволит вывести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.

Используется учебно-методический комплект:

С.И.Волкова Математические ступеньки. М.:Просвещение. 2013

Содержание курса «Математические ступеньки»

Основные разделы курса
1. Арифметический
  Числа от 0 до 10.
  Счёт предметов.
  Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10.
  Сравнение чисел первого десятка.
  Свойства натурального ряда чисел.
  Цифры и числа.
  Решение задач с помощью рисунков.
  Чтение чисел.
2. Геометрический
  Сравнение: - по форме; -по размеру; -по расположению на плоскости, в пространстве; -по назначению; -по цвету.
  Изготовление моделей фигур из бумаги.
3. Содержательно-логический
  Развитие: -внимания; -памяти; -воображения; -мышления.
  Диктанты: -зрительные; -слуховые.
  Выполнение заданий: -выделение существенных признаков; -выявление закономерностей; -проведение анализа; -синтеза; -сравнения.

Календарно-тематическое планирование предмета «Формирование математических представлений»

№ урока Тема урока Кол-во часов Дата
1,2 Пространственные представления, взаимное расположение предметов, уточнение значения вопросов: «Сколько?», «Какой?», «Который?». «На», «над», «под». Шире, уже. Справа, слева. 2  
3 Столько же. Больше, меньше. 1  
4 Длиннее, короче. Сравнение предметов. 1  
5,6 Развитие представлений о геометрических фигурах. Моделирование фигур. 2  
7 Сравнение предметов. Лёгкий, тяжёлый. Легче, тяжелее. 1  
8 Число и цифра 1. 1  
9 Число и цифра 2. Пара. 1  
10 Число и цифра 3. 1  
11 Равенство. 1  
12 Число и цифра 4.Вверху. Внизу. 1  
13 Число и цифра 0. 1  
14 Сложение. 1  
15 Число и цифра 5. 1  
16 Вычитание. 1  
17,18 Запись выражений на вычитание и сложение. 2  
19 Запись и решение равенств. 1  
20 Число и цифра 6. 1  
21 Число и цифра 7. 1  
22 Число и цифра 8. Весёлый счёт. 1  
23 Число и цифра 9. Найди общие элементы. 1  
24,25 Решение задач с помощью рисунков. 2  
26 Число 10. 1  
27 Счёт предметов в прямом и обратном порядке. 1  
28,29 Части суток, их последовательность. 2  
30 Значение понятий вчера, сегодня, завтра. 1  
31 Дни недели, их последовательность; название месяцев, года. 1  

Планируемые результаты:

ü знать различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом;

ü знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;

ü проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: