Самое важное качество, которое сформируется у ребёнка по итогам прохождения курса занятий – умение понять учебно-игровую задачу и самостоятельно её выполнить, развивается навык контроля и самоконтроля.
По итогам прохождения программы группы развития «Родничок» ребёнок должен знать и уметь:
1. Своё имя, отчество и фамилию;
2. Свой возраст и дату рождения;
3. Свой домашний адрес;
4. Страну и город, в котором живёт;
5. Фамилию, имя отчество родителей, кем они работают;
6. Времена года;
7. Часть суток;
8. Домашних животных, их детёнышей, повадки;
9. Диких животных;
10. Зимующих и перелётных птиц;
11. Транспорт (виды);
12. Различать одежду, обувь, головные уборы;
13. Различать и правильно называть плоскостные фигуры;
14. Свободно ориентироваться на листке бумаги (понимать, где верх, низ, право, лево);
15. Свободно считать от 1 до 10 и обратно;
16. Выполнять счётные операции в пределах 10+2, 10-2;
17. Различать гласные и согласные звуки;
18. Разделять слова на звуки с помощью хлопков, шагов и т.д.
19. Определять количество и последовательность звуков в словах типа «мак», «дом», «дубы», «осы».
20. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки;
21. Знать наизусть стихи для детей;
22. Уметь пересказывать прослушанный рассказ;
23. Уметь придумывать рассказ по картинке, по серии картинок;
24. Владеть карандашом (без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, аккуратно закрашивать, не выходя за контуры предметов);
25. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги);
26. Сохранять хорошую осанку в положении сидя.
27. Уметь выполнять задания по образцу;
28. Уметь внимательно, не отвлекаясь слушать.
|
29. Запоминать и называть 6-10 предметов, картинок, слов;
30. Вести себя на уроке и на перемене, согласно установленным правилам.
31.
Предмет «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»
Пояснительная записка
Курс «От слова к букве» решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведёт работу по совершенствованию устной речи.
Программа направлена на общее развитие ребёнка, посредством которого создаётся прочная основа для успешного изучения русского языка.
Содержание курса позволяет организовать работу по трём направлениям:
ü развитие связной речи;
ü подготовка к обучению чтения;
ü подготовка к обучению письму.
Развитие связной речи происходит посредством обогащения и совершенствования грамматического строя языка ребёнка. Осуществляется переход от ситуационной к конкретной форме речи; на данном этапе возрастает регулирующая функция речи в поведении ребёнка, формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления, начинается осознанная работа над словарным составом речи и звуковым составом слова, ведётся подготовка к чтению и письменной речи.
Подготовка к обучению чтения построена на развитии фонематического слуха детей, на отчётливом и ясном произношении звуков, слогов, слов, на выделении предложений и слов из речи. Большое место занимает работа над звуковым анализом слова и подготовкой к освоению механизма чтения.
Если при подготовке к обучению чтения и при работе над совершенствованием связной речи в основе лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письма преобладают технические действия.
|
Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.
При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.
Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.
Таким образом, программа «От слова к букве» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь.
Используется учебно-методический комплект:
Федосова Н.А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2013
|
Содержание курса «От слова к букве»
№ | Основные разделы курса |
1. | Развитие речи |
Беседа по картинке: *совершенствование общих речевых навыков; *составление описательного рассказа. | |
Составление рассказа по плану. | |
Правильное употребление слов-названий предметов, признаков действий, объяснение их значений. | |
Обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию. | |
Образование существительных, обозначающих род деятельности, образование сложных слов. | |
Подбор обобщающих слов к группе предметов | |
Диалог, монолог, косвенная речь. | |
2. | Знакомство с буквами. |
Предложение и слово: *членение речи на предложения; *членение предложений на слова; *членение слова на слоги с использованием графических схем | |
Слог и ударение: *деление слов на слоги; *определение количества слогов в слове. | |
Звуки и буквы: *представление о звуках; *различие на слух и при произношении гласных и согласных звуков; *обводка и штриховка контуров; *знакомство с написанием больших и маленьких букв, основные типы их соединений. | |
3. | Художественная литература |
Сказка: *пересказ сказки; *соотносить содержание текста с изображением на картинке; *отвечать на вопросы; *ставить вопрос к тексту; *придумывать необычный конец. | |
Рассказ: *пересказ небольшого по объёму литературного произведения; *соотносить содержание текста с изображением на картинке; *отвечать на вопросы; *ставить вопрос к тексту; |
Календарно-тематическое планирование по предмету
«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1 | Ознакомительное занятие. | 1 | |
2 | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. | 1 | |
3 | Устная речь. Предложение. Слово. | 1 | |
4 | Звук. Знакомство с миром звуков. Упражнения на выделение звуков в односложных и двусложных словах. | 1 | |
5-6 | Гласные и согласные звуки. Обучение рассказыванию. | 2 | |
7 | Гласные и согласные звуки. Драматизация сказки «Репка». | 1 | |
8 | Выделение первого звука в словах. Рассказы М.Пришвина и В.Бианки | 1 | |
9 | Звуки [а], [ у ]. Схема предложения. | 1 | |
10 | Звук [ ы]., [ о ] Составление рассказа по сюжетной картинке. Схема предложения. | 1 | |
11 | Звук [ и ]. Рассказ В.Ю. Драгунского «Учительница». | 1 | |
12 | Звук [ э ]. Выборочный пересказ с опорой на сюжетную картинку. Деление слов на слоги. | 1 | |
13 | Звук [ я ]. Пересказ текста с опорой на сюжетную картинку. Деление слов на слоги. | 1 | |
14 | Звук [ ю]. Пересказ прочитанного текста по наводящим вопросам. | 1 | |
15 | Звуки [ е], [ ё ]. Рассказы о животных. | 1 | |
16 | Звук [л – л’]. Составление сказки «Лиса и заяц» по плану. | 1 | |
17 | Звук [ м – м’]. Беседа по теме: «Моя любимая сказка». | 1 | |
18 | Звук [ н –н']. Драматизация сказки «Теремок». | 1 | |
19 | Звук [ р –р’]. Рассказ «Моя семья». | 1 | |
20-21 | Звуки [ в-в’], [ ф-ф’ ]. Рассказы Ушинского. Гласные и согласные звуки. | 2 | |
22 | Звуки [ з-з’], [ с-c’ ]. Гласные и согласные звуки. | 1 | |
23-24 | Звуки [ ш ], [ ж ]. Стихи о весне. | 2 | |
25 | Звуки [ б-б’], [ п-п’ ]. Буквы Б б, Пп.Составление рассказа-описания. | 1 | |
26 | Звуки [ д- д’ ], [ т-т’ ]. Буквы Дд,Т,т. Составление рассказа на заданную тему. | 1 | |
27 | Звуки [ г-г’], [ к-к’ ]. Буквы Гг,Кк. Составление рассказа-описания. | 1 | |
28 | Звуки [х-х’],[ц ]. Буквы Хх,Цц. | 1 | |
29 | Звуки [щ’], [ч’], [ й]. Буквы Щщ,Чч, Йй. Рассказы о весне. | 1 | |
30 | Ь и Ъ знаки. Драматизация сказки «Колобок». | 1 | |
31 | Повторение по теме: «Алфавит» | 1 |
Календарно-тематическое планирование по предмету
«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» (письмо)
№ | Тема | Кол-во часов |
1. | Знакомство с гигиеническими правилами письма, ориентация в пространстве листа. | 1ч |
2. | Обведение предметов по контуру. | 1ч |
3. | Графические упражнения. Пальчиковая гимнастика. | 1ч |
4. | Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками. | 1ч |
5. | Игры с мозаикой. Составление картин по образцу и самостоятельное продумывание сюжета. | 1ч |
6. | Вырезание ножницами. | 1ч |
7. | Графические упражнения. Штриховка. | 1ч |
8. | Раскрашивание картинок. | 1ч |
9. | Вырезание ножницами. | 1ч |
10. | Обведение предмета по контуру. Штриховка. | 1ч |
11. | Обведение предметов по контуру в рабочей строке. | 1ч |
12. | Строка. Междустрочное пространство. | 1ч |
13. | Вырезание. Оригами. | 1ч |
14. | Плетение. | 1ч |
15. | Обведение предметов по контуру в рабочей строке. | 1ч |
16. | Занятия с пластилином. | 1ч |
17. | Вписывание предметов различной конфигурации в рабочую строку. | 1ч |
18. | Графические упражнения. Штриховка. | 1ч |
19. | Раскрашивание картинок. | 1ч |
20. | Занятия с конструкторами. | 1ч |
21. | Рисование различными материалами (ручка, простой карандаш, цветные карандаши, мелки). | 1ч |
22. | Письмо элементов в рабочей строке. | 1ч |
23. | Штриховка. Правила штриховки. | 1ч |
24. | Занятия с пластилином. | 1ч |
25. | Моделирование предметов из элементов различной конфигурации. | 1ч |
26. | Написание элементов букв. | 1ч |
27. | Графические упражнения. Штриховка. | 1ч |
28. | Письмо элементов букв. | 1ч |
29. | Вырезание по контуру. Оригами. | 1ч |
30. | Письмо элементов букв в рабочей строке. | 1ч |
Планируемые результаты:
ü ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;
ü знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);
ü знать устойчивые формулы речевого этикета — приветствие, прощание, благодарность, просьба;
ü правильно произносить все звуки;
ü отчётливо и ясно произносить все слова;
ü выделять из слов звуки;
ü находить слова с определённым звуком;
ü определять место звука в слове;
ü соблюдать орфоэпические нормы произношения;
ü составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
ü составлять рассказы, сказки по картине, по серии картинок;
ü пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;
ü -соблюдать элементарные гигиенические правила;
ü ориентироваться на странице в тетради.