Теоретические подходы к обоснованию внеурочной деятельности




ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ

Деятельности в условиях реализации ФГОС

 

Ирина Николаевна Попова,

заведующая кафедрой теории и методики воспитания

Владимирского института повышения квалификации работников образования имени Л.И. Новиковой, кандидат педагогических наук

 

 

Сегодня вновь, как и более семи десятков лет назад, педагогическая общественность активно обсуждает вопросы о том, что формирование и развитие личности ребёнка идут не столько при помощи изучаемых тем, параграфов, теорем и формул, закономерностей и аксиом, сколько под воздействием культурно-образовательной среды образовательного учреждения и личности самого учителя. Эта тенденция объективно обусловлена повсеместным введением с сентября 2011 года образовательных стандартов нового поколения в школе I ступени. И если концептуальная позиция нового стандарта в целом понятна, то вопросы эффективной организации и содержания внеурочной деятельности в условиях современной школы имеют дискуссионный характер.

 

Школа после уроков... Какая она? Это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, увлечений, своего «Я». Что в идее внеурочной деятельности в школе главное? Чтобы ребёнок свободно проявил свою волю и сделал выбор? Раскрылся как личность?.. Что приобретает особое значение? Потребность заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом?..

Сейчас педагоги задумываются над тем, какие наиболее эффективные формы воспитательной работы использовать, чтобы сделать жизнь школьников более интересной, яркой и насыщенной. Как сохранить и укрепить здоровье учащихся, разнообразить их досуг, наполнить его социально значимым содержанием? Как удовлетворить потребности детей в освоении внешкольного образования?

В документах современной государственной образовательной политики вновь в качестве педагогической доминанты ставятся вопросы воспитания и социализации детей.

При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность. Оно должно осуществляться только в совместной деятельности, как единственно возможном виде деятельности, в котором происходит присвоение детьми ценностей, а не просто узнавание о них.

Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования о роли и месте внеурочной деятельности учащихся. Именно ей уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе.

 

Теоретические подходы к обоснованию внеурочной деятельности

 

Под «внеурочной деятельностью» в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.Содержательным дополнением к пониманию сути внеурочной деятельности является определение внеучебной деятельности, сформулированное в методических рекомендациях по организации внеучебной деятельности учащихся начальной и основной школы (1-9-х классов): это «понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Таким образом, вне­урочная деятельность понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеучебное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

Сегодня внеурочная деятельность определяется как составная часть учебно-воспитательного процесса и одна из форм организации свободного времени учащихся, цель которой — создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением её в учебный план (пока это учебный план 1-4-х классов), но и новым взглядом на образовательные результаты.

В соответствии с ФГОС внеурочная деятельность, кроме образовательных, призвана решить целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе; снизить его учебную нагрузку; улучшить условия для развития; учесть возрастные и индивидуальные особенности.

Материалы стандарта целенаправленно подводят педагога и руководителя образовательного учреждения к формированию устойчивых представлений о внеурочной деятельности как:

• части основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида деятельности; формировании учебной мотивации;

• деятельности, способствующей расширению образовательного пространства, создающей дополнительные условия для развития учащихся;

• необходимого условия взросления,

в рамках которого происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: