Организационные подходы к реализации внеурочной деятельности на практике




 

Время, отводимое на внеурочную деятельность, согласно новому стандарту, составляет до 1350 часов за 4 учебных года и также включает в себя внешкольную занятость ребёнка в других учреждениях (дополнительного образования, культуры, спорта и др.). Согласно рекомендациям недельная нагрузка внеурочными занятиями на ребёнка 7-10 лет должна составлять не менее 5 и не более 10 часов.

Педагогам и руководителям рекомендовано помнить, что личный маршрут занятости каждого ребёнка должен быть зафиксирован документально в рамках общественного договора между родителями и школой и договором о сотрудничестве школы с другими учреждениями.

Практика показала, что для реализации стандарта нового поколения образовательные учреждения по-разному подходят к организации данного времени. Главное, что объединяет все школы всех регионов России — это решение поставленной перед школой задачи создания разнонаправленной вариативной образовательной среды, позволяющей учащимся во внеурочное время реализовать право выбора.

В условиях традиционного подхода внеурочная деятельность школьников в большей степени была ориентирована на классные формы организации, которые осуществлял учитель, являющийся одновременно классным руководителем. Сегодня наиболее ценны вариативные и индивидуальные формы организации внеурочной деятельности детей, отличающиеся по содержанию и видам. В этом заключается новый подход к организации внеурочной деятельности учащихся, что возможно при условии разработки каждым образовательным учреждением своей модели на основе сложившейся системы внеурочной деятельности и существующих требований, к которым относятся:

1) интеграция урочной, внеурочной и внешкольной деятельности учащихся, обеспечивающая достижение общих образовательных целей;

2) системность организации внеурочной деятельности школьников, обеспечивающая взаимосвязь выделенных направлений в ФГОС

с общепринятыми направлениями в сфере дополнительного образования детей;

3) вариативность организации внеурочной деятельности учащихся, учитывающая особенности потенциала школы;

4) оптимальность модели, позволяющая использовать в организации внеурочной деятельности возможности социального партнёрства;

5) использование норм организации дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей.

При этом вариант модели также определяется режимом работы школы во вторую половину дня.

На примере школы I ступени практика показывает, что сегодня возможно, по крайней мере, три варианта организации внеурочной деятельности. А наиболее распространённая — смешанная форма, использующая возможности школы и учреждений социума.

Так, варианты организационной структуры внеурочной деятельности на I ступени общего образования могут быть следующими:

1. Внутришкольный вариант: школа без ГПД, где основная нагрузка ложится на классное руководство; школа с группой (группами) продленного дня; школа с группами дополнительного образования детей (кружковая, секционная работа).

2. Вариант на основе социального партнёрства: школа с группами дополнительного образования детей отУДОД на базе школы; школа с группами дополнительного образования детей на базе УДОД.

3. Смешанный вариант: модель «Школа полного дня»; «Школа — культурно-образовательный комплекс»; «Школа — социокультурный комплекс (центр)».

В условиях реализации моделей внеурочной деятельности могут быть использованы различные организационные формы: • объединения по интересам (кружки, секции, студии др.), действующие на основе разработанных программ дополнительного образования;

• объединения по интересам (ДОО, клубы, научные общества и др.), действующие на основе разработанных программ деятельности;

• временные объединения по подготовке

и проведению отдельных мероприятий (поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, КТД).

При комплектовании групп детей целесообразно опираться на право выбора учащимися направлений внеурочной деятельности, учитывать их занятость в учреждениях дополнительного образования, состояние здоровья и использовать нормы, применяемые в учреждениях дополнительного образования детей (от 12 до 15 человек).

Для разработки оптимальной модели организации внеурочной деятельности учащихся необходимо предпринять такие последовательные управленческие шаги.

Шаг №1. Изучите основные нормативные и распорядительные документы по организации неаудиторной занятости (внеурочной деятельности) и соотнесите:

• насколько избранные направления, формы и виды неаудиторной занятости (внеурочной, деятельности) способствуют реализации целей и задач своего образовательного учреждения;

• какие направления, формы и виды неаудиторной занятости учащихся можно осуществлять Непрерывно от начальной школы до старшей.

Шаг № 2. Выявите при помощи анкетирования запросы детей и родителей на образовательные услуги в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Шаг № 3. Проанализируйте:

• творческий потенциал учителей, родителей, учащихся;

• ресурсы и материально-технические возможности образовательного учреждения и пути их совершенствования;

• эффективность и востребованность для учащихся уже имеющихся курсов, спецкурсов, кружков, секций и т.д.; » возможности социума.

Шаг № 4. Изучите дополнительные образовательные услуги, предлагаемые ближайшими учреждениями (соседними образовательными учреждениями, в том числе дополнительного образования), и продувайте возможные варианты совместной заботы с ними:

• какие направления внеурочной деятельности можно вывести на базу специализированных учреждений, а какие можно оставить в своей школе; какие направления внеурочной деятельности можно реализовать с помощью учителей, приглашённых специалистов, родителей.

Примоделирований организации внеурочной деятельности можно обратиться к опыту Владимирской гимназии № 23, использовавшей блочную систему при разработке модели внеурочной деятельности учащихся (см. рис.).

 

3. Взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования детей в организации внеурочной деятельности

В условиях внедрения ФГОС необходимость взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования детей приобретает особую значимость и продиктована общностью проблем воспитания и личностного развития детей, вопросами их самореализации и социальной адаптации.

Дополнительное образование как особый самостоятельный тип государственного образования сегодня из всех возможных направлений внеурочной работы максимально разработано нормативно и методологически. Оно может решать самые разные образовательные задачи, опираясь на вариативный, неформальный, нестандартизированный характер.

Характер и содержание сотрудничества учреждений дополнительного образования детей с образовательными структурами определяются спецификой социальных запросов.

Взаимодействие общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования (центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой) либо с учреждением культуры (библиотекой, театром, музеем и др.) осуществляется на регулярной договорной основе и совместно разработанной программе деятельности, которая определяет содержание дополнительного образования в данном учебном заведении.

Формы сотрудничества могут быть следующими:

- совместная разработка и реализация образовательных, развивающих, досуговых и игровых программ в школах и учреждениях дополнительного образования детей;

- совместная работа школьных учителей, педагогов дополнительного образования, специалистов психологических и валеологических служб с различными социальными группами детей: одарёнными и талантливыми детьми, «групп риска», с ограниченными возможностями здоровья;

- создание в школах детских общественных организаций с их последующим объединением в межшкольные союзы на базе учреждений дополнительного образования детей;

• совместное проведение медико-психолого-педагогического мониторинга динамики развития, воспитанности и обученности детей.

В качестве интегрирующих форм взаимодействия можно выделить проектную деятельность, профильные школы, творческие лаборатории, ассоциации, лагеря и экспедиции, клубы, объединения по интересам, научные общества и т. п.

 

4. Программное обеспечение внеурочной деятельности

Полнота и качество внеурочной деятельности обуславливаются реализацией дополнительных образовательных программ нового поколения.

Разработка таких программ предполагает учёт следующих принципов:

• ориентация на широкое гуманитарное содержание, позволяющее гармонично сочетать национальные и общечеловеческие ценности;

• формирование у школьников целостного и эмоционально-образного восприятия мира;

• обращение к тем проблемам, темам, образовательным областям, которые являются личностно значимыми для детей того или иного возраста и которые недостаточно представлены в основном образовании;

• развитие познавательной, социальной, творческой активности ребёнка, его нравственных качеств;

• обязательная опора на содержание основного образования, использование его историко-культурологического компонента;

• реализация единства образовательного процесса.

Опираясь на нормативные подходы к организации деятельности по воспитанию и социализации школьников, образовательное учреждение и педагог вправе сами формировать программу внеурочной деятельности, исходить из запросов участников образовательного процесса и его индивидуальных особенностей, пользоваться методическими рекомендациями разработчиков стандартов, опытом других педагогов, собственном опытом.

Программы могут быть комплексными, тематическими, индивидуальными.

При разработке программы внеурочной деятельности педагог должен учитывать следующие общие правила разработки программ внеурочной деятельности:

1. Программы организации внеурочной деятельности школьников могут быть разработаны образовательным учреждением самостоятельно или на основе переработки примерных образовательных программ.

2. Программа разрабатывается на основе я с учётом существующих требований Министерства образования РФ к программам дополнительного образования детей.

5. Разрабатываемые программы должны быть рассчитаны на школьников определённой возрастной группы (младшие школьники (1-4-е классы), младшие подростки (5-6-е классы), старшие подростки (7-9-е классы), старшеклассники (10-11-е классы).

4. В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.

5. Программа содержит:

• введение, в котором есть информация э назначении программы, её структуре, объёме часов, отпущенных на занятия, возрастной группе учащихся, на которых ориентирована программа;

• перечень основных разделов программы с указанием отпущенных на их реализацию часов;

• описание разделов примерного содержания занятий со школьниками;

• характеристику основных результатов, на которые ориентирована программа.

 

6. В программе описывается содержание внеурочной деятельности школьников, суть и направленность планируемых школой дел и мероприятий. Из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены эти дела и мероприятия. Если программа предполагает организацию нескольких видов внеурочной деятельности школьников, то в содержании должны быть разделы или модули, представляющие тот или иной вид деятельности. При необходимости тот или иной раздел или модуль также может быть подразделён на смысловые части.

7. Содержание программы должно быть ори­ентировано на организацию культурной и социальной практики.

Культурная практика — это организуемое пе­дагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором помещает их в меняющиеся культурные среды, расширяет их опыт конструктивного, обучаемого, творческого поведения в культуре. К мероприятиям такой направленности относятся экскурсии, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, учебные бизнес-мероприятия, полезные дела и т.д. Они организуются образовательным учреждением в пределах целостного, социально открытого образовательного пространства, в том числе во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования.

Социальная практика — деятельность, направленная на формирование опыта конструктивного гражданского поведения учащихся. Социальные практики позволяют школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в форму их усвоения через общественно значимую деятельность. В организации и проведении социальных практик могут принимать участие не только педагоги и школьники, но и иные субъекты гражданской деятельности, например ветераны, священнослужители, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи и т.д. Социальные практики составляют содержание общественно полезной деятельности учащегося.

8. В программе указывается количество часов теоретических и практических занятий. При этом количество теоретических часов не должно превышать 30% от общего количества часов.

9. Разрабатываемая программа должна ориентироваться на результаты трёх уровней:

1 -й уровень — школьник знает и понимает общественную жизнь за счёт

приобретения социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.).

2- й уровень — школьник ценит общественную жизнь за счёт формирования позитивных отношений к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура); формирования ценностного отношения к социальной реальности.

3- й уровень — школьник самостоятельно действует в общественной жизни за счёт получения им опыта самостоятельного социального действия.

 

10. Программы могут реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников одной возрастной группы. В первом случае школа разрабатывает программы (объёмом 340 часов) для каждого класса. Во втором случае школа создаёт модульные программы (объёмом, значительно превышающем 340 часов для каждой возрастной группы учащихся) и предлагает школьникам данной возрастной группы самостоятельно выбирать модули. Занятия в таком случае проводятся не с классом, а с группами, состоящими из учащихся разных классов и параллелей. При этом доля выбранных школьником аудиторных занятий не должна превышать третьей части от общего числа занятий, которые он собирается посещать.

Кроме того, разрабатывая программу, педагогу необходимо помнить, что

• разрабатываемая программа должна соответствовать нормативно-правовым требованиям к внеурочной деятельности, в том числе утверждённым СанПиН;

• приступать к разработке программы необходимо с чётким и внятным представлением о предполагаемом результате;

• выбор форм внеурочной деятельности должен опираться на гарантию достижения результата определённого уровня;

• при разработке программы необходимо выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;

• форсирование результатов и форм недопустимо, так как это не обеспечивает повышение качества и эффективности деятельности;

• выбор типа программы должен быть обусловлен потребностями учащихся и общества и имеющимися образовательными ресурсами;

• процесс разработки и реализации программы должен содержать диагностико-аналитическую составляющую по определению результативности и эффективности внеурочной деятельности.

Обязательным условием разработанной программы внеурочной деятельности является контролируемость и наличие системы диагностики её эффективности.

Таким образом, организация внеурочной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС нового поколения представляет собой довольно сложную технологию модернизации условий развития ребёнка во внеурочное время. И задача этой технологии заключается в обеспечении максимально полных условий для реализации культурно-образовательных, спортивно-оздоровительных, социально значимых потребностей личности в самоактуализации и самореализации.

Правильно организованные условия внеурочной деятельности обеспечат создание уникальной среды, направленной на решение задач воспитания высоконравственных, конкурентоспособных, компетентных граждан современного Российского государства.

 

Формы и методы организации внеурочной деятельности О. В. Пудова, учитель начальных классов гимназии № 18 имени В.Г. Соколова Е.А. Политова, учитель начальных классов гимназии № 18 имени В.Г. Соколова Современная школа стоит на пороге апробации и внедрения федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (ФГОС). Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. Школа организует эту деятельность, предоставляя ребёнку выбор, чем он хотел бы и мог заниматься. Методологической основой стандарта выступает «Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина», определившая воспитательный идеал и базовые национальные ценности..т.о. В новом стандарте воспитание выходит на первый план. Прописанные в нём гражданское, патриотическое, нравственное, экологическое и др. направления должны «пронизывать» учебный процесс, и внеурочную, и внешкольную деятельность, создавая тем самым воспитательное пространство, в котором гармонично развивается личность ребенка. Конечный результат введения стандарта начальной школы - это портрет выпускника начальной школы. «Портрет выпускника начальной школы»: • любящий свой народ, свой край и свою Родину; • уважающий и принимающий ценности семьи и общества; • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Только в урочной деятельности воспитать такого ученика невозможно. В стандарте и Концепции духовно-нравственного развития учащихся «Внеурочную деятельность понимают как личностно - ориентированное взаимодействие педагога и ребенка, целью которого является обеспечение условий развития ребенка, становление его как личности в школьные годы». Она ориентирована на создание условий для: · творческой самореализации ребенка в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности и позитивного преобразующего отношения к окружающей действительности; · социального становления личности ребенка в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами; · профессионального самоопределения учащегося, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов и перспектив. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Т.о. Внеурочная деятельность является составной и неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Целью внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования является воспитание и социализация духовно-нравственной личности. Задачи внеурочной деятельности согласуются с задачами духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся в области формирования личностной, социальной и семейной культуры. Также задачами внеурочной деятельности можно считать: • мотивирование школьников к участию в различных видах внеурочной деятельности; • обучение школьников способам овладения различными видами внеурочной деятельности; • помощь школьникам в осуществлении ими самостоятельного планирования, организации, проведения и анализа наиболее значимых для них дел и проектов различной направленности; • формирование и развитие детских коллективов, совместно участвующих в различных видах внеурочной деятельности. Принципы организации внеурочной деятельности: · · соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности; · · опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности; · · опора на ценности воспитательной системы школы.· · свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка. Организуя внеурочную деятельность, мы, тем самым, создаём определённые условия: · Нормативно-правовое и методическое обеспечение. Опираемся на Закон «Об образовании в РФ», ФГОС, ООП; осуществляется кадровое обеспечение (классные руководители, педагог-психолог, музыкальные работники, воспитатели, библиотекарь, учителя- предметники, специалисты УДО). Продумывается материально- техническое обеспечение (кабинеты, спортзалы, библиотека, спортплощадка, рекреации, актовый зал; интерактивное оборудование, спортивный инвентарь, аудио-системы) · Руководствуемся не только интересами детей, но и социальным запросом общества. Выбор внеурочной деятельности осуществляется на родительском собрании. Предоставляется реестр программ, осуществляется план-учёт занятости учащихся (таблицы выбора ВУД) · Руководствуемся требованиями к личностным и метапредметным результатам образовательной деятельности (проектная деятельность, портфолио). · Организация ВУД предполагает широкую сферу деятельности: дополнительное образование в гимназии (музыкальный уклон), кружки, секции, студии в гимназии. Деятельность в рамках воспитательного процесса: классные часы, общегимназические события, соц. проекты и т.п. Осуществляется социальное партнёрство на различных уровнях. На внеурочную деятельность в базисном плане выделяется 10 часов Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности: • 1) игровая деятельность; • 2) познавательная деятельность; • 3) проблемно-ценностное общение; • 4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); • 5) художественное творчество; • 6) социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); • 7) трудовая (производственная) деятельность; • 8) спортивно-оздоровительная деятельность; • 9) туристско-краеведческая деятельность. Внеурочная деятельность организуется по пяти направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Ряд направлений совпадает с видами деятельности (оптимизационная модель). В нашей гимназии направления представлены следующими программами (слайд). Таблица предпочтений гимназистов. Педагоги, отбирая формы, методы и приемы должны руководствоваться интересами детей, социальным запросом общества, требованиями к условиям, содержанию, к результатам образовательной деятельности. Методы организации внеурочной деятельности младших школьников. Метод (от греч.слова metodos — буквально путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения. Существуют различные классификации методов. Остановимся на группе методов организации и осуществления внеурочной деятельности. В данной группе методов классификация производится по источникам передачи и характеру восприятия информации на словесные, наглядные и практические (С. И. Перовский, Е. Я. Голант). Группа словесных методов включает такие виды: рассказ, школьная лекция (слушание учащимися публичных выступлений, записей на магнитную ленту и видео пленку, по радио и телевидению и др.), беседа, объяснение, инструктаж, работа с книгой, познавательные вербальные игры. Среди наглядных методов обучения выделяют наблюдение, иллюстрацию (плакаты, таблицы, картины, картины, макеты, муляжи) и демонстрацию (опытов, кино- и видеофильмов, телепередач, наглядных пособий, компьютерных продуктов).К практическим относятся дидактические игры, лабораторные и практические работы, упражнения, эксперименты, деловые игры Отдельно выделим метод проектов, который является универсальным, пронизывает все направления ВУД и сочетает в себе все ранее названные методы. Все эти методы используются в той или иной степени в зависимости от содержания, целей, задач, результатов и форм деятельности. Формы организации внеурочной деятельности школьников. Нужно помнить, что внеурочная деятельность только дополняет, расширяет образовательное пространство и формы должны отличаться от тех, которые используются на уроке: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и так далее. Кружок – форма добровольного объединения детей, оптимальная форма организации внеурочной деятельности в начальной школе. Функции: расширение, углубление, компенсация предметных знаний; приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширения коммуникативного опыта; организации детского досуга и отдыха. Форма выражения итога, результата. Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т. д. Клуб – форма объединения детей на основе совпадения интересов, стремления к общению. Принципы клуба: добровольность членства, самоуправление, единство цели, совместная деятельность в непосредственном контакте друг с другом. Может иметь устав, программу, эмблему, девиз и другие внешние атрибуты. Возглавляется клуб Советом, избираемым общим собранием членов клуба. Вместе с тем, состав клуба не отличается обязательным постоянством. Результат деятельности - наличие у детей способов, приемов, техник мышления, деятельности, культуры рефлексии, поведения Секция - форма объединения детей для занятия физической культурой и спортом (шахматная секция, секция дзюдо и т. д.). Секция – среда формирования физической культуры и здорового образа жизни. Результат - проявление у ребенка техники спортивного мастерства. Студия - форма добровольного объединения детей для занятий творчеством в определенном виде деятельности. (театр-студия, киностудия, музыкально- хореографическая студия) Цели деятельности студий - развитие художественных и творческих способностей детей, выявление ранней творческой одаренности, поддержка и развитие творческой одаренности. Театр - форма добровольного объединения детей, где разделение труда, ролей, видов деятельности определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене. Театр – объединение, которое может организовывать свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его актуализации (фольклорный театр, театр моды и пр.). Мастерская - форма добровольного объединения детей для занятий определенной деятельностью. Учитель выступает в роли мастера (творца, автора), создавшего свою «школу – производство» учеников, последователей. Отличительные черты: принадлежность содержания деятельности к определенному виду прикладного творчества, ремесла, искусства; приоритет целей обучения и предметно-практических задач; ориентированность на прикладные умения и достижение уровня мастерства в освоении определенного вида деятельности, в освоении специальных технологий; демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (выставки, конкурсы, фестивали). Проект - наиболее перспективная форма организации внеурочной деятельности. Его универсальность позволяет реализовывать все направления внеурочной деятельности. Примерный перечень форм внеурочной деятельности по направлениям. Спортивно-оздоровительное: занятия в спортивных секциях, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах, спортивные турниры, олимпиады, праздники, классные часы, спортивные и оздоровительные акции в окружающем школу социуме; туристические походы; военно-спортивные игры. Социальное направление: участие в праздниках чествования ветеранов, пожилых людей; социально значимые акции в социуме; разработка проектов социально значимой деятельности «Я – гражданин России»; коллективные творческие дела; тимуровское движение; трудовые десанты, социально- моделирующие игры. Духовно-нравственное направление: этические беседы, тематические диспуты, дебаты, проблемно-ценностные дискуссии; благотворительные акции в социуме; туристические походы, экскурсии (очные и заочные), работа школьных музеев; день рождения школы (КТД); праздники; поисково-краеведческие экспедиции.Общеинтеллектуальное направление: предметные факультативы, олимпиады, исследовательская деятельность, школьные научные общества, конференции, общественный смотр знаний, чествование лучших учеников, интеллектуальные марафоны и др. Общекультурное направление: культпоходы в театры, кино (с последующим анализом), концерты, выставки, смотры-конкурсы, досугово- развлекательные акции в социуме, фестивали искусств, занятия в коллективах художественной самодеятельности.. Массовые, групповые и индивидуальные формы организации внеурочной деятельности. Соответствие образовательных форм уровню результатов внеурочной деятельности. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням. Первый уровень результатов Второй уровень результатов Третий уровень результатов Предполагает приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Предполагает получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Предполагает получение школьником опыта самостоятельного общественного действия Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни. Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма, свои методы. Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами и методами, второй уровень — более сложными, третий уровень — самыми сложными. Например, этическая беседа даст только понимание школьниками обсуждаемого жизненного сюжета (проблемы). А вот участвуя в дебатах, школьники получают возможность с разных сторон посмотреть на проблему, обсудить положительные и отрицательные моменты, сравнить своё отношение к проблеме с отношением других участников. Однако дебаты, будучи во многом игровой формой коммуникации, не ставят ребёнка перед необходимостью лично отвечать за свои слова, перейти от слов к делу (т. е. эта форма не нацелена на выход школьника в самостоятельное общественное действие, хотя это и может случиться с конкретным школьником в силу его личных особенностей). Такая необходимость диктуется другой формой — проблемно- ценностной дискуссией с участием внешних экспертов, где участники высказываются только от себя лично, не класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Необходимо помнить, что результаты должны достигаться последовательно, в соответствии с возрастными и психологическими особенностями. Практически невозможно достигнуть результата второго и тем более третьего уровня формами, соответствующими первому уровню результатов. В то же время в формах, нацеленных на результат высшего уровня, достижимы и результаты предшествующего уровня. Однако важно понимать: форсирование результатов и форм не обеспечивает повышения качества и эффективности деятельности. Педагог, не владеющий формами деятельности для достижения результатов первого уровня, не может действенно выйти на результаты и формы второго и тем более третьего уровня. В помощь организаторам внеурочной деятельности выпущен методический конструктор. Его авторами являются Д.В.Григорьев и П.В.Степанов. Он основан на взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности и может быть использован педагогами для разработки образовательных программ внеурочной деятельности с учётом имеющихся в их распоряжении ресурсов, желаемых результатов, специфики образовательного учреждения. Уровень результатов Приобретение социальных знаний (первые уровень) Формирование ценностного отношения к социальной реальности (второй уровень) Получение опыта самостоятельного Общественног



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: