Организация прививочной работы




Кафедра поликлинической терапии, семейной медицины

И ЗОЖ с курсом ПО

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

по дисциплине « Здоровый образ жизни »

для специальности 060101(очная форма обучения)

К КЛИНИЧЕСКОМУ ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 13

Тема: «Иммунопрофилактика. Планирование и выполнение прививок, включенных в национальный календарь профилактических прививок».

 

Утверждены на кафедральном заседании

№ протокола …………….

«___»____________ 2012 г.

 

Зав. кафедрой

д.м.н., профессор ……………… Петрова М.М

 

 

Составитель:

к.м.н., доцент) ……………… …..Теппер ЕА

 

Красноярск

Занятие №13.

Тема занятия: «Иммунопрофилактика. Планирование и выполнение прививок, включенных в национальный календарь профилактических прививок».

2. Форма организации занятия: клиническое практическое.

3Значение темы До настоящего времени иммунопрофилактика в полной мере сохраняет свое приоритетное значение в борьбе против многих инфекционных заболеваний. Профилактические прививки являются основной мерой радикально воздействующей на эпидемический процесс. Именно с проведением активной иммунизации связаны большие успехи, достигнутые в борьбе с инфекционными болезнями, и на ней строятся перспективы ликвидации некоторых инфекций. Также следует учитывать, что среди различных медицинских манипуляций в педиатрической практике первое место по частоте занимают профилактические прививки, и наибольшее их количество, особенно первичных вакцинаций, приходится на самый ранний возраст. Поэтому проведение активной иммунизации широкому кругу детского населения, качественная и всесторонняя организация прививочной работы в детской поликлинике являются значимыми факторами в формировании и укрепления здоровья детей.

4. Цели обучения:

- общая: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен обладать:

Общекультурными компетенциями:

- способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

- способностью и готовностью к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию (ОК-2).

Профессиональными компетенциями:

- способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, детьми и подростками, их родителями и родственниками (ПК-1);

- способностью и готовностью применять современные социально-гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья детского населения и подростков на уровне различных подразделений медицинских организаций (акушерско-гинекологический, педиатрический сельский врачебный участок) в целях разработки научно-обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья женщин, детей и подростков (ПК-10);

- способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у детей и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-11);

 

- способностью и готовностью проводить с прикрепленным детским населением и подростками профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний (ПК-12);

способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций (ПК-27);

Учебная целъ обучающийся должен

- знать: современные принципы иммунопрофилактики наиболее социально-значимых заболеваний;

- уметь: оценить природные и медико-социальные факторы среды в развитии болезней у детей и подростков, проводить их коррекцию;

владеть: навыками проведения профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам.

- 5. План изучения темы:

- 5.1. Контроль исходного уровня знаний

- 5.2. Основные понятия и положения темы

 

Иммунопрофилактика – система мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок.

Профилактическая прививка – введение в организм человека медицинских иммунобиологических препаратов для создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням.

Медицинские иммунобиологические препараты – вакцины, анатоксины, иммуноглобулины и прочие лекарственные средства, предназначенные для создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням.

Вакцина – это препарат, обеспечивающий развитие активного искусственного иммунитета, создающий невосприимчивость к возбудителю.

Государство гарантирует гражданам доступность профилактических прививок; бесплатное проведение профилактических прививок в рамках Национального календаря профилактических прививок и прививок по эпидемиологическим показаниям; социальную защиту при возникновении поствакцинальных осложнений; использование эффективных медицинских иммунобиологических препаратов для осуществления иммунопрофилактики; государственный контроль качества, эффективности и безопасности медицинских иммунобиологических препаратов; разработку и реализацию федеральных целевых программ и региональных программ; поддержку научных исследований в области разработки новых медицинских иммунобиологических препаратов; обеспечение современного уровня производства медицинских иммунобиологических препаратов; государственную поддержку отечественных производителей медицинских иммунобиологических препаратов; включение в государственные образовательные стандарты подготовки медицинских работников вопросов иммунопрофилактики.

 

 

Организация прививочной работы

Профилактические прививки проводят в медицинских учреждениях государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения. Ответственными за организацию и проведение профилактических прививок являются руководитель медицинского учреждения и лица, занимающиеся частной медицинской практикой и проводящие прививки. Порядок планирования и проведения профилактических прививок устанавливается приказом руководителем медицинского учреждения с четким определением ответственных и функциональных обязанностей медицинских работников, участвующих в планировании и проведении прививок.

Учет детского населенияпроводят силами участковой медицинской службы 2 раза в год (весна – осень); дополнительно в списки вносят прибывших детей и новорожденных. Учет организованных детей осуществляют непосредственно в коллективах (школа, дошкольные учреждения).

Для проведения профилактических прививок на территории Российской Федерации используют вакцины, зарегистрированные в Российской Федерации и имеющие сертификат Национального органа контроля медицинских иммунобиологических препаратов – Государственного НИИ стандартизации и контроля медицинских биологических препаратов им. Л.А. Тарасевича.

Профилактические прививки должны проводить в прививочных кабинетах поликлиник, детских дошкольных учреждений, медицинских кабинетах общеобразовательных учебных учреждений (специальных образовательных учреждениях), здравпунктах предприятий при строгом соблюдении санитарно – гигиенических требований.

В определенных ситуациях органы управления здравоохранением могут принять решение о проведении прививок на дому или по месту работы.

В настоящее время в стране функционируют муниципальные центры (кабинеты) иммунопрофилактики, наряду с этим действуют коммерческие центры вакцинопрофилактики, в которых прививки проводят на платной основе.

Живые вакцины — состоят из живых аттенуированных (ос­лабленных) вирусов —коревая, полиомиелитная Сейбина, паротитная, краснушная, гриппозная и другие.

Вакцинный вирус размножается в организме хозяина и индуцирует клеточный,гуморальный, секреторный иммунитет, создавая защиту всех входных ворот инфекции.

Живые вакцины создают высоконапряженный, прочный и длительный иммунитет.

Недостатки:

1. Возможна реверсия вируса, то есть приобретение им вирулентных свойств —вакциноассоциированный полиомиелит.

2. Их трудно комбинировать, так как возможна интерфе­ренция вирусов и одна извакцин становится неэффективной.

3. Термолабильны.

4. Естественно циркулирующий дикий вирус может тормозить репликацию

вакцинного вируса и снизить эффективность вакцин (размножение полиовируса может подавляться другими энтеровирусами).

Важно до введения живой вакцины выявить детей с имму­нодефицитом. Живые вакцины не следует вводить больным. получающим стероиды иммунодепрессанты, радиотерапию, а также больным лимфомами и лейкозами. Живые вакцины противопоказаны беременным женщинам в связи с высокой чувствительностью плода..

Вакцины, содержащие перекрестно реагирующие живые микроорганизмы, вызывающие при введении человеку ослаб­ленную инфекцию, которая защищает от более тяжелой. При­мером такой вакцины является БЦЖ, приготовленная из мик­роба, вызывающего туберкулез крупного рогатого скота.

Убитые вакцины (коклюшная), их легко дозировать и комбинировать с другими вакцинами, термостабильны. Вызы­вают появление нескольких типов антител, в том числе и опсонинов, способствующих фагоцитозу микроорганизмов.

Некоторые клеточные вакцины, например, корпускулярная коклюшная, оказывает адъювантное действие, усиливая им­мунный ответ на другие антигены, входящие в состав ассоци­ированных вакцин (АКДС).

Недостатком убитых вакцин является то, что они создают только гуморальный нестойкий иммунитет, поэтому для дости­жения эффективной защиты необходимо вводить вакцину не­сколько раз при вакцинации и повторно на протяжении всей жизни. Так 4-кратное введение коклюшной вакцины создает иммунитет на 2 года.

Убитые вакцины часто приходится вводить с адъювантом — веществом, которое при одновременной инъ­екций с антигеном увеличивает иммунный ответ. Принцип дей­ствия большинства адъювантов в создании резервуара, в ко­тором антиген длительное время сохраняется либо в свободном виде во внеклеточном пространстве, либо внутри макрофагов. В качестве адъюванта обычно используют соединения алюминия (фосфат или гидроокись).

Все убитые вакцины содержат консервант — мертиолят, представляющий собой органическую соль ртути. Его содержание в вакцине ничтожно мало (менее 0.1мг/мл) и, кроме того, ртуть в мертиоляте содержится не в активной, а в связанной форме, что исключает какое-либо ее влияние на организм.

Анатоксины (столбнячный, дифтерийный, стафилококко­вый). Вызывают стойкий антитоксический иммунитет, легко дозируются и легко комбинируются.

При введении анатоксинов вырабатывается только антиток­сический иммунитет, что не позволяет предотвратить бактерионосительство и локализованные формы заболевания.

Получают анатоксины путем обработки экзотоксина фор­мальдегидом при особом температурном режиме, что обезвре­живает экзотоксин, но не повреждает иммуногенные детерми­нанты. Анатоксины адсорбируют на гидроокиси алюминия.

Химические вакцины, состоящие из антигенных фракций убитых

микроорганизмов (пневмококковая, менингококковая и др.).

Рекомбинантные вакцины (вакцина против гепатита В). Вакцины безопасны, высоко технологичны. В то же время необходимо отметить, что для достижениядостаточного уровня иммунитета требуется трехкратное введение препарата.

Для производства вакцины используют рекомбинантную тех­нологию, встраивая субъединицу гена вируса гепатита В в дрожжевые клетки, дрожжи культивируют, затем из них вы­деляют белок HBsAg, который подвергают очистке от дрож­жевых белков. Вакцина содержит мертиолят в концентра­ции 0,005% в качестве консерванта и адсорбирована на гид-роокиси алюминия.

ИММУНОПРОФИЛАКТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ИНФЕКЦИЙ

БЦЖ — живая вакцина, содержит живые бактерии вакцин­ного штамма БЦЖ-1

туберкулеза крупного рогатого скота. Выпускается в виде двух препаратов —

вакцина БЦЖ и БЦЖ-М (содержит меньшее число жизнеспособных микробных клеток).

Вакцина лиофилизирована, антибиотиков не содержит. Перед употреблением вакцину разводят стерильным изотоническим раствором NaCI, ампулы с которым прилагаются к вакцине. Вакцина БЦЖ вводится туберкулиновым шприцем строго внутрикожно на границе верхней и средней трети наружной поверхности левого плеча в дозе 0,1

мл, содержащей 0,05 мг вакцины БЦЖ или 0,025 мг БЦЖ-М в физиологическом растворе. Хранить вакцину следует при температуре не выше 4°С.

Вводят БЦЖ на 4—7-й день рождения. Если ребенок не получил БЦЖ в роддоме — в последующем он прививается БЦЖ-М—вакциной. Детям старше 2-х месяцев перед вакцина­цией необходима предварительная постановка пробы Манту с 2 ТЕ.

Ревакцинация БЦЖ проводится в 7 лет после отрица­тельной реакции Манту, в 14 лет ревакцинация проводится неинфицированным туберкулезом и не получившим прививку в 7 лет.

Через 4—б недель после вакцинации БЦЖ у ребенка возникает малосимптомный, обычно не тревожащий его, мест­ный процесс в виде небольшого инфильтрата (5—8мм в диаметре) с обратным развитием в течение 2—3 месяцев с образованием рубца. Иногда бывает запоздалое появление инфильтрата — через 2 мес.

Оральная полиомиелитная вакцина (ОПВ) — представляет собой живой

3-валентныи препарат из аттенуированных штаммов Сэбина вируса полиомиелита типа1, 2, 3. Соотношение типов в вакцине 71,4%, 7,2%, 21,4%, соответственно.

Вакцина пред­ставляет собой прозрачную жидкость красновато-оранжевого Цвета без осадка.

Вакцинный вирус долго выделяется во внешнюю среду, поэтому он передается и тем людям, кто не был иммунизирован в медицинском учреждении. Это особенно важно на террито­риях, где охват населения прививками против полиомиелита остается пока на низком уровне.

Вакцину применяют в зависимости от активности либо по 2 капли (при розливе вакцины 5 мл — 50 доз, то есть 1 доза вакцины в 0,1 мл), либо по 4 капли (при розливе вакцины 5 мл — 25 доз или 2 мл — 10 доз, то есть 1 доза вакцины в объеме 0,2 мл) на прием. Прививочную дозу вакцины за­капывают в рот прилагаемой к флакону капельницей или пипеткой за 1 час до еды. Есть и пить после прививки в течение часа не разрешается.

Для предотвращения паралитического полиомиелита необ­ходимо 5 введений вакцины.

Нужно ли прививать ребенка после перенесенного поли­омиелита? Надо, так как он перенес заболевание, обуслов­ленное одним из трех вирусов. Полиомиелитная вакцина слабо реактогенна и обычно не вызывает общих и местных реакций

Коревая вакцина приготовлена из живого аттенуированного штамма вируса Л-16, выращенного в культуре клеток эмбрионов японских перепелов. В качестве консерванта содержит анти­биотики (неомицин или канамицин). Вакцина выпускаетсв форме лиофйлизированного препарата желто-розового цвета. Перед применением разводится в растворителе, встряхивается.

Разведенная вакцина хранению не подлежит. Должна быть введена в течение 20минут. Вводят подкожно 0,5 мл под лопатку или в область плеча (на границе между нижней и средней третью плеча на наружной стороне). Хранить вакцину следует при температуре 6±2°С. Обязательно соблюдение холодовой цепи при транспортировке.

Нормальный и специфические иммуноглобулины человека, плазма и цельная кровь содержат антитела против вируса кори, краснухи, эпидемического паротита, которые инактивируют антигены и препятствуют выработке иммунитета.

Раньше, чем через 2—3 месяца после введения гамма-гло­булина, б—7 месяцев после переливания крови или плазмы, 8—10 мес после инфузии иммуноглобулина для внутривенного введения в дозе 0,4—1,0 мл/кг вакцину вводить не рекомен­дуется. Желательно перед прививкой определить уровень противокоревых антител. В случае необходимости введения препаратов крови или иммуноглобулина человека ранее, чем через 2 недели после введения живой коревой вакцины, вакцинацию против кори следует повторить. но не ранее, чём через 2—3 мес.

Введение в организм вакцины против кори вызывает вакцинальный процесс.

Вакцинированные как бы «переболевают» корью в легчайшей форме и

не контагиозны для окружающих. Клинические проявления вакцинальной реакции (в случае их появления) возникают с 5—6-го по 15 день после прививки. Повышается температура, которая держится 2—3 дня, появ-ляются нерезкие катаральные явления — конъюнктивит, на­сморк, кашель, иногда необильная мелкопятнистая бледно-розовая сыпь появляющаяся одномоментно. Эти явления проходят без лечения в течение 3-х суток.

Поствакцинальные реакции делятся на местные и общие. По степени выраженности поствакцинальных реакций различают:

— слабую реакцию — повышение температуры тела до 37,5°С при отсутствии симптомов интоксикации;

— среднюю реакцию — температура тела повышается от 37,6°С до 38,5°С с умеренными симптомами интоксикации;

— сильную реакцию — повышение температуры выше 38,5°С с выраженными, но кратковременными симптомами интоксикации.

Паротитная вакцина — живая, приготовлена из аттенуиро­ванного штамма Л-3, содержит антибиотики из группы аминогликозидов. Выпускается в форме лиофйлизированного пре­парата желто-розового или розового цвета. Вакцину необходимо хранить при температуре 6±2°С. Вводят подкожно 0,5 мл под лопатку или в область плеча.

Иммунитет после вакцинации сохраняется в течение 8 лет. Плановая вакцинация проводится с 12 мес до 7 лет, не болевшим эпидемическим паротитом.

Иммуноглобулино профилактика неэффективна при эпидемическом паротите.

На 4—12 день вакцинации может быть небольшое увеличение слюнных желез,повышение температуры до 38°С, катаральные явления, продолжающиеся в течение 1—3 суток. Ребенок с поствакцинальной реакцией не заразен для окружающих.

АКДС-вакцина(адсоробированная, коклюшно-дифтерийно-столбнячная) является ассоциированной вакциной, в 1 мл ко­торой содержится 20 млрд убитых коклюшных микробов, 30 флокулирующих единиц дифтерийного и 10 антитоксинсвязывающих единиц столбнячного анатоксинов, адсорбированных на гидроокиси алюминия.

Хранить вакцину следует в сухом темном месте при тем­пературе 6±2°С. АКДС- вакцину вводят внутримышечно в дозе 0,5 мл в верхний наружный квадрат ягодичной мышцы или в передненаружную часть бедра.

Коклюшный компонент обладает наиболее токсическим и сенсибилизирующим действием. Реакция на вакцину зависит от главного комплекса гистосовместимости. У детей с HLA В-12 имеется риск появления энцефалических реакций, дети с HLA B-5 и В-7 склонны к аллергическим реакциям, дети с HLA В-18 — к токсическим осложнениям.

У большинства детей, получивших вакцину АКДС, реакции на прививку не наблюдается. У части привитых в первые двое суток могут появиться общие реакции в виде повышения температуры и недомогания, и местные реакции (отек мягких тканей, инфильтрат менее 2 см в диаметре).

Краснушная вакцина представляет собой лиофилизированный живой

аттенуированный вирус, выращенный на культуре диплоидных клеток человека, содержит неомицин. Выпускается как в виде моновакцины, так и в виде дивакцины (паротитно-краснушная) и тривакцины (паротитно-коревая-краснушная) — MMR.

Сероконверсия после введения вакцины наблюдается у 95% привитых.

Специфические антитела вырабатываются на 20-й день иммунизации и циркулируютв защитном титре в течение 10 лет, а в некоторых случаях 20 лет.

Моновакцина для профилактики краснухи особенно показана для вакцинации девушек препубертатного и пубертатного воз­раста, а также женщин детородного возраста, не планирующих беременность в ближайшие 3 месяца.

Вакцина против гепатита В — отечественная рекомбинантная дрожжевая, предсталяет собой поверхностный антиген (подтип ayw). вируса гепатита В

(HBsAg), выделенный из штам­ма продуцента Saccharomyces cerevisiae,

сорбированный на гидроксиде алюминия. В качестве консерванта используется мертиолят в концентрации 0,005%. Вакцина представляет собой мутную жидкость, при отстаивании разделяющуюся на 2 слоя:

верхний — бесцветная прозрачная жидкость, нижний — осадок белого цвета, легко разбивающийся при встряхивании.

Вакцину вводят внутримышечно: взрослым в дельтовидную мышцу, новорожденным и детям младшего возраста в передне-боковую часть 6едра. Введение в другое место нежелательно из-за снижения эффективности вакцинации.

Разовая доза для детей до 10 лет - 0,5 мл (10 мкг HBsAg), старше 10 лет — 1,0мл (20 мкг HBsAg). Для пациентов от­деления гемодиализа вводится двойная взрослая доза 2 мл (40 мкг HBsAg).

Реакция на введение возникает редко. В 3,5—5% случаев появляются

незначительная проходящая местная боль, эритема и уплотнение в месте

инъекции, а также незначительное повышение температуры, недомогание,

усталость, боль в сус­тавах, мышцах, головная боль, головокружение, тошнота.

Указанные реакции развиваются обычно после первых 2-х инъекций и проходят через 2—3 дня.

Трехкратное введение вакцины сопровождается образова­нием антител в защитном титре у 95—99% привитых с

длительностью защиты 5 лет и более.

ВАКЦИНОПРОФИЛАКТИКА ГЕПАТИТА В У ДЕТЕЙ

Вакцинации в первую очередь подлежат:

1. Новорожденные, родившиеся у матерей-носителей вируса и больных гепатитом В в третьем триместре беременности. Вакцинацию таких детей проводят четырехкратно: первые 3 при­вивки с интервалом в один месяц, при этом первое введение вакцины осуществляется сразу после рождения ребенка (в первые 24часа жизни). Четвертое введение препарата проводят в возрасте 12 месяцев совместно с противокоревой вакциной. Вакцинацию БЦЖ вакциной проводят в установленные сроки на 4-—7-й день после родов.

2. Все новорожденные в регионах с распространенностью носительства HBsAg выше 5%, так как риск заражения их на таких территориях достаточно велик.

Вакцинацию проводят 3-кратно: первая прививка в роддоме, вторая через месяц и третья - вместе с 3-й АКДС И ОПВ в возрасте 6 месяцев. Дети, не

вакцинированные в роддоме, могут быть вакцинированы в любом возрасте трехкратно с месячным интервалом между 1-й и 2-и прививкой, третья прививка проводится через 6 месяцев после начала вакцинации. При этом возможна одно­моментная вакцинация против гепатита В и других инфекций календаря прививок.

3. Дети, в семьях которых есть носитель HBsAg или больной хроническим

гепатитом В. Этих детей вакцинируют 3-кратно с интервалами в 1 и б мecяцeв после первой прививки.

Рекомендуется сочетать с другими прививками.

4. Дети домов-интернатов и домов-ребенка. Их прививают 3-кратно с интервалами в 1 и 6 месяцев после первой прививки. Возможно сочетание с другими прививками.

5. Дети, регулярно получающие гемодиализ, кровь, ее пре­параты. Этих детей вакцинируют 4-кратно по схеме: 3 первых прививки с месячным интервалом и последняя прививка через 6 месяцев.

Второй этап предусматривает переход на вакцинацию всех детей в рамках

календаря прививок.

 

  Сроки вакцинации
1-я схема 2-я схема
1-я вакцинация против гепатита В Новорожденные перед прививкой БЦЖ в первые 24 ч жизни ребенка 4—5-й месяц жизни ре­бенка со 2-й АКДС и ОПВ
2-я вакцинация против гепатита В 1-й месяц жизни ребенка 5—6-й месяц жизни ре­бенка с 3-й АКДС и ОПВ
3-я вакцинация против гепатита В 5—6-й мес жизни ребен­ка с 3-й АКДС и ОПВ 12—13-й месяц жизни ре­бенка с вакцинацией про­тив кори
Ревакцинация против ге­патита В 5—7 лет

 

На третьем этапе, учитывая рост заболеваемости гепатитом В среди подростков,следует вакцинировать против гепатита В детей в возрасте 11 лет по схеме: 2 прививки с месячным интервалом и последняя прививка через б месяцев.

Рекомбинантная вакцина сочетается с вакцинами календаря профпрививок. При необходимости интервал между 2-й и 3-й прививкой против гепатита В может быть удлинен, чтобы сочетать последнюю прививку с вакцинами календаря.

Вакцинация не отягощает течение хронического гепатита В и носительства

вируса. У лиц, перенесших гепатит В и имею­щих AT к данному вирусу,

вакцинация может оказать лишь усиливающий защитный эффект.

Техника введения — новорожденным внутримышечно в пе­редне-боковую поверхность бедра, старшим детям — в дель­товидную мышцу плеча.

Иммуногенность: защитный уровень антител 10 ME и выше после полного курса вакцинации наблюдается у 85—95% вакцинированных. После 2-х прививок антитела образуются только у 50—60% вакцинированных.

Вакцинация у взрослых

Вакцинация по 2-м схемам:

1. О—1—2 мес дает быстрое нарастание антител. Приме­няется для экстренной

профилактики (при операции, паренте­ральных вмешательствах и т. д.).

Через 12—14 мес проводится ревакцинация.

2. О—1—6 мес — иммунный ответ вырабатывается медлен­нее, но при такой схеме

иммунизации достигается более высокий титр антител.

Длительность поствакцинального иммунитета — 5—7 лет.

Вакцины, зарегистрированные в России:

Энджерикс В фирмы Смит-Кляйн (дети до 10 лет — 0,5 мл, взр. — 1,0 мл).

Комбиотех ЛТД (дозы те же).:

H-B-VAX 11 Мерк, Шарп и Доум (новорожденным вводятся 0,25 мл, детям 0,5 мл,

взрослым 1,0 мл).

 

 

 

 

5.3. Самостоятельная работа по теме:

а) изучение вопросов организации работы прививочного кабинета.

в) изучение медицинской документации в работе прививочного кабинета

г) выявление типичных ошибок

 

5.4. Итоговый контроль знаний:

Выберите один правильный ответ.

 

1. ПРИ МАССОВЫХ ЕЖЕГОДНЫХ ОБСЛЕДОВАНИЯХ, ПРОВОДИМЫХ С ЦЕЛЬЮ ВЫЯВЛЕНИЯ ПЕРВИЧНОГО ТУБЕРКУЛЕЗНОГО ИНФИЦИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД ИСПОЛЬЗУЮТСЯ:

1) проба Пирке;

2) проба Коха;

3) проба Манту;

4) проба Гифа.

 

 

2.ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОБЫМАНТУ ОБЫЧНО ВВОДИТСЯ ДОЗА ТУБЕРКУЛИНА:

1) 1 ТЕ;

2) 2 ТЕ;

3) 4 ТЕ;

4) 10 ТЕ.

 

 

3. ПЛАНОВАЯ ВАКЦИНАЦИЯ ПРОТИВ ТУБЕРКУЛЕЗА НАЧИНАЕТСЯ:

1) сразу после рождения;

2) на 5 – 7 день жизни;

3) в 1 месяц;

4) в 3 месяца.

 

4.ПЛАНОВАЯ ВАКЦИНАЦИЯ ПРОТИВ ПОЛИОМИЕЛИТА НАЧИНАЕТСЯ:

1) сразу после рождения;

2) на 5 – 7 день жизни;

3) в 1 месяц;

4) в 3 месяца.

 

5. ПЛАНОВАЯ ВАКЦИНАЦИЯ ПРОТИВ ГЕПАТИТА НАЧИНАЕТСЯ:

1) сразу после рождения;

2) на 5 – 7 день жизни;

3) в 1 месяц;

4) в 3 месяца.

 

6. ПЛАНОВАЯ ВАКЦИНАЦИЯ ПРОТИВ ДИФТЕРИИ НАЧИНАЕТСЯ

1) сразу после рождения;

2) на 5 – 7 день жизни;

3) в 1 месяц;

4) в 3 месяца.

 

7. ПЛАНОВАЯ РЕВАКЦИНАЦИЯ ПРОТИВ ДИФТЕРИИ НАЧИНАЕТСЯ

1) 18 месяцев;

2) на 5 – 7 день жизни;

3) в 1 месяц;

4) в 3 месяца.

 

8. ПЕРВАЯ ПЛАНОВАЯ РЕВАКЦИНАЦИЯ ПРОТИВ ТУБЕРКУЛЕЗА НАЧИНАЕТСЯ:

1) сразу после рождения;

2)в 7 лет;

3) в 1 месяц;

4) в 3 месяца.

 

 

9.ПРОТИВОДИФТЕРИЙНУЮ СЫВОРОТКУ ИСПОЛЬЗУЮТ:

а) для защиты лиц, контактировавших с больным в эпидемическом очаге дифтерии;

б) планово в рамках Национального календаря профилактических прививок;

в) по эпидемиологическим показаниям;

г) по клиническим показаниям для лечения больных дифтерией.

 

10.ВОЗМОЖНЫМ ИСТОЧНИКОМ ВОЗБУДИТЕЛЯ ГРИППА МОЖЕТ БЫТЬ:

1) больной человек;

2) носовой платок больного;

3) воздух помещения, где находится больной;

4) выделения из носа больного.

Задача №1.

В детскую поликлинику прибыл ребенок в возрасте 3-х месяцев. Из анамнеза: роды в срок, масса при рождении 3700, растет и развивается по возрасту.

Вопросы:

1. Какие прививки ему уже сделаны?

2. Какие прививки необходимо сделать в 3 месяца?

3. Какие прививки необходимо сделать в 4,5 месяца?

4. Какие прививки необходимо сделать в 6 месяцев?

5. Какие прививки необходимо сделать в 12 месяцев?

Задача №2.

В детскую поликлинику прибыл ребенок в возрасте 1 месяца. Из анамнеза: роды в срок, масса при рождении 2900, растет и развивается по возрасту. В родильном доме не была поставлена прививка БЦЖ.

Вопросы:

1. Какую прививку необходимо сделать ребенку?

2. Какой вакциной необходимо привить ребенка?

3. Необходимость постановки предварительно реакции Манту?

4. К какой группе вакцин относиться БЦЖ -М?

5. Наличие противопоказаний к дальнейшей вакцинации?

Задача №3.

В детскую поликлинику прибыл ребенок в возрасте 2 месяцев. Из анамнеза: роды в срок, масса при рождении 2500, растет и развивается по возрасту. В родильном доме не была поставлена прививка БЦЖ.

Вопросы:

1. Какую прививку необходимо сделать ребенку?

2. Какой вакциной необходимо привить ребенка?

3. Необходимость постановки предварительно реакции Манту?

4. К какой группе вакцин относиться БЦЖ -М?

5. Наличие противопоказаний к дальнейшей вакцинации?

 

Задача №4.

В детскую поликлинику прибыл ребенок в возрасте 5-х месяцев. Из анамнеза: роды в срок, масса при рождении 3700, растет и развивается по возрасту.

Вопросы:

1. Какие прививки ему уже сделаны?

2. Какие прививки необходимо сделать в 6 месяцев?

3. Какие прививки необходимо сделать в 12 месяцев?

4. К какой группе вакцин относиться АКДС вакцина?

5. К какой группе вакцин относиться вакцина против полиомиелита?

 

Задача №5.

В детскую поликлинику прибыл ребенок в возрасте 6-ти месяцев. Из анамнеза: роды в срок, масса при рождении 3700, растет и развивается по возрасту.

Вопросы:

1. Какие прививки ему уже сделаны?

2. Какие прививки необходимо сделать в 6 месяцев?

3. Какие прививки необходимо сделать в 12 месяцев?

4. К какой группе вакцин относиться АКДС-М вакцина?

5. К какой группе вакцин относиться вакцина против кори?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: