Работу по развитию элементарных графических навыков письма целесообразно проводить систематически 2— З раза в неделю по семь—десять минут как часть занятия комплексного, по математике и др. Перед работой в тетради провести физпаузу а после выполнения задания упражнения для кистей рук. Необходимо следить за освещённостью рабочего места ребенка, его осанкой. Расстояние от глаз должно быть не менее 33 см.
Для работы в тетради ребёнку понадобятся шаровая ручка, простой карандаш и набор цветных карандашей.
Примерный план занятия (или части занятия) по развитию элементарных графических навыков письма
- Сообщение детям темы занятия.
- Рассматривания образца упражнения, объяснение способа его выполнения.
- Показ способа выполнения задания на доске и в тетради с одновременным пояснением: «Поставим ручку в правый верхний угол, клетки проведем прямую в левый нижний угол и т. д.»
- Проговаривание детьми способа выполнения задания.
- Выполнение задания.
- Контроль со стороны воспитателя за точностью выполнения задания детьми.
- Привлечение ребенка к анализу качества вы полненной работы.
Приложение 1
Отдельные упражнения пальчиковой гимнастики.
Моя семья | |
Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка, Этот пальчик - я, Вот и вся моя семья! | Дети поочередно сгибают пальцы, начиная с большого |
Четыре братца | |
Идут четыре братца навстречу старшему брату. - Здравствуй, большак! - Здорово, Васька-указка, Мишка-середка, Гришка-сиротка да крошка Тимошка! | Соединяют большие пальцы в щепотку. Большой палец поочередно соединяют с остальными пальцами. |
Улей | |
Вот маленький улей, Где пчелы спрятались, Никто их не увидит. Вот они показались из улья: Одна, две, три, четыре, пять! З-з-з-з-з! | Пальцы сжимают в кулак, затем отгибают их по одному |
3амок | |
На дверях висит замок Кто его открыть не смог? Мы замочком постучали, Мы замочком повертели, Мы замочек покрутили И открыли! | Пальцы складывают в «замочек». Стучат о стол «замочком». Производят круговые движения «замочком». Показывают ладошки |
Капустка | |
Мы капустку рубим-рубим. Мы капустку солим-солим. Мы капустку трем-трем, Мы капустку жмем-жмем. | Двигают прямыми ладонями вверх-вниз. Поочередно поглаживают подушечки пальцев. Потирают кулачок о кулачок Сжимают и разжимают кулачок |
Цветки | |
Наши алые цветки Распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки Закрывают лепестки, Головой качают, Тихо засыпают. | Медленно разгибают пальцы из кулачков. Покачивают кистями рук вправо-влево. Медленно сжимают пальцы в кулачки. Покачивают кулачками вперед-назад. |
В гости к пальчику большому | |
В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому Указательный и средний, Безымянный и последний, С ним мизинчик-малышок Постучался о порог. Вместе пальчики-друзья, Друг без друга им нельзя. | Выставляют вверх большие пальцы. Соединяют под углом кончики пальцев обеих рук. Названные пальцы соединяют с большим пальцем на обеих руках одновременно. Мизинцы выставляют вверх, пальцы сжимают в кулак. Кулачками стучат друг о дружку. Ритмично сжимают пальцы на обеих руках. |
Лодочка | |
Две ладошки я прижму И по морю поплыву. Паруса я подниму, Синим морем поплыву. по бурным по волнам Рыбки плещут тут и там. | Ладошки соединяют лодочкой и выполняют волнообразные движения руками Ладони выпрямляют и поднимают вверх. Имитируют движения волн и рыбок. |
Цветок | |
Вырос высокий цветок на поляне, Утром весенним раскрыл лепестки. Всем лепесткам красоту и питанье Дружно дают под землей корешки | Фиксируют руки в вертикальном положении, ладони прижимают друг к другу. Разводят пальцы. Двигают пальцами вместе - врозь. Ладони опускают вниз и тыльной стороной прижимают друг к другу, пальцы разводят. |
Апельсин | |
Мы делили апельсин, Много нас, а он один. Эта долька для ежа, Эта долька для стрижа, Эта долька для утят, Эта долька для котят, Эта долька для бобра, А для волка… кожура. Он сердит на нас, беда! Разбегайтесь кто куда. | Ритмично сжимают и разжимают пальцы обеих рук. Поочередно загибают пальцы на правой руке. Разводят руки. Грозят пальчиком. Имитируют бег пальцами по столу. |
Приложение 2
Массаж карандашом
Вводная беседа:
Мой маленький друг!
В твоем доме, конечно, живут карандаши. Посмотри, как их много и какие они разные: длинные, короткие, тонкие, толстые, круглые, шестигранные, разноцветные… Ты рисуешь карандашами замечательные картинки – яркие и веселые. А что еще умеют делать карандаши? Правильно, карандаши в твоих руках умеют раскрашивать предметы на рисунках, обводить контур, штриховать, писать буквы и цифры. А знаешь ли ты, что карандаши могут играть с твоими пальчиками? И это очень полезные игры. Ведь скоро ты пойдешь в школу, будешь учиться красиво и аккуратно писать в тетрадке. Нужно, чтобы твои пальцы стали ловкими, подвижными и умелыми. Возьми свои карандаши и поиграй с ними. Веселый Карандаш желает тебе успехов!
Приложение 3
Перечень заданий и упражнений по развитию общей и мелкой моторики
Физическая культура