I. Развитие общей и мелкой моторики




Развитие графомоторных навыков

У детей с ТНР

План:

I. Развитие общей и мелкой моторики

1. Координационные способности (развитие общей моторики).

- Развитие точности и равновесия.

- Преодоление излишнего мышечного напряжения.

- Развитие быстроты, силы и гибкости.

2. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

1. пальчиковая гимнастика

2. массаж (самомассаж, массаж роликами, японская методика пальцевого массажа, зондовый массаж по методике Е.В.Новиковой).

3. книжки-раскраски.

4. копирование понравившихся рисунков на прозрачную бумагу.

5. занятия с пластилином или глиной.

6. отщипывание бумаги,

7. нанизывание бусин, пуговиц и т.д.

8. застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.

9. мозаики и т.д.

 

II. Формирование пространственных представлений и речевого обозначения пространственных отношений.

- ориентировка в собственном теле;

- ориентировка в окружающем пространстве;

- уточнение пространственного расположения фигур и букв.

 

III. Психологическая основа процесса письма:

1. Развитие зрительного гнозиса:

- контурные изображения предметов,

- перечеркнутые контурные изображения,

- контурные изображения, наложенные друг на друга.

2. Уточнение представлений о форме, цвете, величине.

3. Развитие зрительной памяти.

 

IV. Изобразительно-графические способности.

1. Развитие графомоторных навыков:

- Знакомство с тетрадью и рабочей строкой.

- Вертикальные и горизонтальные прямые линии и комбинации из них.

- Наклонные прямые линии и комбинации из них.

- Рисование орнаментов

- Дуги, волнистые линии, круги, овалы.

- Рисование по клеткам предметов сложной формы.

2. Овладение графической символизацией:

- Работа по формированию графического образа букв (графемы).

- Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство

 

 


Введение

Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается «зеркальное» письмо; ребенок не различает понятия «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы.

Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигателъной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, зрительной памяти. Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса и вызывает необходимость организации в ДОУ специальных занятий, цель которых — подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать элементарные специфические графические навыки письма.

В процессе обучения русскому языку очень важно сформировать у детей навыки четкого, достаточно красивого и быстрого письма. Ведь именно недостаточный уровень технических навыков письма является одной из основных причин неуспешности детей в учении. Все внимание первоклассника при письме направлено на звуковой анализ слова, соотношение звуков с буквами, последовательное написание каждой буквы в составе слова. На этом этапе ребенку очень трудно одновременно контролировать еще и смысл того, что он пишет. Особенно это касается детей группы риска, у которых возрастные особенности осложняются легкой формой нарушения движения. Повышение и понижение мышечного тонуса обуславливают слабость и утомляемость мышц кистей рук, а недостаточность деятельности нервной системы делает движения неловкими, препятствует их согласованности и плавности.

Педагоги детских садов часто слышат претензии по качеству подготовки детей к школе от учителей начальных классов. В основном они сводятся к тому, что детям очень тяжело дается обучение письму. Действительно, проанализировав в подготовительной группе навыки и умения детей, можно прийти к выводу, что графомоторные навыки у них сформированы плохо.

Тем не менее педагогам дошкольных учреждений не стоит брать на себя задачу школы - учить детей писать. В детском саду необходимо лишь хорошо подготовить руку ребенка к письму, тогда он спокойно перейдет к написанию букв.

Как помочь ребенку избежать трудности и предупредить целый ряд ошибок письма в дошкольном детстве?

I. Развитие общей и мелкой моторики

1. Координационные способности (развитие общей моторики).

Своевременная диагностика состояния моторной сферы у детей и коррекция ее нарушений может предупредить трудности освоения письма. Придавая большое значение развитию интеллектуальных способностей детей, особое внимание необходимо уделять развитию общей и мелкой моторики. Вот один из вариантов развития двигательных навыков:

 

1. Развитие точности и равновесия.

2. Преодоление излишнего мышечного напряжения.

3. Развитие быстроты, силы и гибкости.

Среди физических качеств, которые необходимо развивать у детей в процессе физического воспитания, координационные способности занимают особое место. Если все другие физические качества обеспечивают ребенку возможность выполнять упражнения с необходимой быстротой и силой, то координационные способности позволяют придать движениям большую точность по амплитуде, направлению, темпу и развиваемым усилиям. Они представляют собой специфические сенсомоторные свойства организма, обеспечивающие ему возможность тонко регулировать свои взаимоотношения с внешним миром посредством двигательной деятельности. Высокий уровень развития координационных способностей позволяет не только достигать необходимой точности, но и с меньшими усилиями овладевать большим количеством движений, необходимых человеку в трудовой и спортивной деятельности.

К основным разновидностям координационных способностей относятся:

- точность (правильность) принятия заданных положений, поз и выполнения отдельных движений (руками, ногами, туловищем), а также целостных циклических упражнений (ходьба, бег, лыжи, коньки, плавание и т.п.) и ациклических действий (прыжки, метания, акробатические упражнения и т.п.);

- равновесие при статических положениях тела (статическое) или по ходу выполнения движений (динамическое), а также при балансировании предметами;

- быстрота, т.е. способность совершать движения, двигательные действия в минимальном для данных условий отрезке времени. Различают три ее относительно независимые друг от друга формы. Это быстрота (время) двигательной реакции (старт и другие виды быстрого реагирования), отдельных (бросок, удар и др.) и нескольких движений или целостных двигательных актов (бег, плавание и др.);

- силовые возможности способность, т.е. преодолевать сопротивление или противодействовать ему за счет мышечного напряжения. Подбирая упражнения для развития силы, предпочтение следует отдавать тем, которые способствуют развитию более слабых мышечных групп - плечевого пояса, сгибателей туловища, бедра, голени;

- гибкость, т.е. способность выполнять движения с большой амплитудой. Для развития гибкости существуют динамические (маховые, рывковые) и статические (с самозахватом, на снарядах) упражнения.

 

2. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

 

1. Пальчиковая гимнастика

Стихотворные тексты являются основой упражнений, которые можно использовать для развития движений руки и снятия мышечного напряжения в кисти. Эти упражнения способствуют развитию чувства ритма, кратковременной слуховой памяти.

2. Массаж

2.1. Массаж карандашами в логопедической коррекции

Общеизвестным является факт, что движения рук человека теснейшим образом связаны с развитием его речи, что упражнения для пальцев стимулируют работу мозга.

В дошкольной педагогике хорошо известно и широко применяется такое эффективное средство для развития мелкой моторики, как пальцевые игры и упражнения.

В последнее время в среде педагогов и родителей возрастает интерес к массажу пальцев рук. Доказано, что даже самый примитивный массаж, заключающийся в сгибании и разгибании пальцев годовалого малыша, вдвое ускоряет процесс овладения им речью. Массаж пальцев ребенка традиционно использовала этнопедагогика. Яркий пример тому – потешка о сороке-вороне, которая сварила детям кашу, и те движения, которыми она сопровождается.

Массажные движения выполняются с помощью хорошо знакомого детям предмета – карандаша. Все родители знают, как дошкольники любят рисовать. А если перед рисованием предложить ребенку поиграть с карандашами, помассировать ладони и пальцы?

Научить детей самомассажу рук несложно. С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами стимулируют речевое развитие, способствует овладению тонкими движениями пальцев, улучшает трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

2.2. Японская методика пальцевого массажа

Во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-х летнего возраста, применяется методика пальцевого массажа и самомассажа.

Японский ученый НАМИКОШИ ТОКУХИРО считает, что массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:

массаж большого пальца – повышает активность мозга,

массаж указательного пальца – стимулирует желудок и поджелудочную железу,

массаж среднего пальца – улучшает работу кишечника,

массаж безымянного пальца – стимулирует печень,

массаж мизинца – способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.

Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом

- работа рук способствует психическому успокоению (вязание на спицах)

- предотвращает развитие утомления в мозговых центрах (китайский обычай перебирать в руках грецкие орехи)

- способствует возникновению успокаивающего эффекта (японские купцы потирают руки при обслуживании докучливых клиентов).

 

Японский ученый ЙОСИРО ЦУЦУМИ разработал систему упражнений для самомассажа:

 

1. Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками

2. Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс»: их нужно

- вертеть в руках,

- щелкать по ним пальцами,

- «стрелять»,

- направлять в специальные желобки и лунки-отверстия, состязаться в точности попадания

3. Массаж грецкими орехами:

- катать два ореха между ладонями,

- один орех прокатывать между пальцами

- удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук

4. Массаж шестигранными карандашами:

- пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами

- удерживать в определенном положении в правой и левой руке

5. Массаж «четками».

Перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нервы. Перебирание сочетают со счетом, прямым и обратным.

 

2.3. Зондовый массаж по методике Е.В.Новиковой.

Методика такого массажа способствует укреплению мышц предплечья, отвечающих за работу пальцев рук. Массаж восстанавливает ослабленные мышцы. Улучшает координацию движений рабочей руки, помогает снять излишнее напряжение, приводящее к тремору руки. В результате возрастает темп письма и нормализуется почерк. Массаж проводится специальными массажными зондами, разработанными Е.В.Новиковой.

 

2.4. Массаж кистей рук с использованием специальные колючих массажные роликов.

 

2.5.Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином или глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев.

2.6.Существует интересный способ развития пальцев руки – отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию.

2.7.Кроме того, можно порекомендовать нанизывание бус на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.

2.8.Можно предложить ребенку копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.

2.9.Простой и эффективный способ подготовки руки к письму – книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами.

2.10.Е.Н. Потапова предлагает оригинальный способ развития руки. Одновременно с развитием моторных, мускульных возможностей пальцев руки ребенка необходимо знакомить с образом той или иной буквы, создавая в памяти ее модель. Для этого необходимо из самой мелкой наждачной бумаги (или бархатной) вырезать буквы и наклеить их на лист картона. Указательным пальцем ведущей руки ребенок обводит контуры букв, запоминает их образы и элементы. Работа по восприятию формы буквы через тактильные (осязательные) и кинестетические (двигательные) ощущения была впервые предложена итальянским педагогом М. Монтессори и получила распространение уже в 20-е годы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: