Транскрипт 24
15 ноября 1990 года
Роберт: В прошлый четверг, что у нас сегодня, четверг? В прошлое воскресенье кто-то задал вопрос о том, что нужно держаться за «я». И я сказал, представьте, что «я» это веревка, вы держитесь за «я», и следуете по веревке до ее источника. Вы находите источник «я» и когда доходите до конца, то отпускаете её.
Кто-то упомянул: «У меня было переживание. Я вошел в пустоту и чувствовал себя чудесно, это правильно?» А я сказал: «Нет, это неправильно». Я детально не останавливался на этом, и несколько человек звонили мне с вопросами, почему я сказал, что это неправильно? Разве мы не хотим достичь пустоты, или нирваны, или абсолютной реальности?
На самом деле, мы не хотим ничего достигать. Нам просто нужно отпустить все другое, которое рассказывает нам, что нужно чего-то достигать. Пока вы говорите: «Я пережил пустоту», это смешно, потому что, когда вы по-настоящему испытываете пустоту, «я» растворяется и испытывать нечего. Вы понимаете?
УГ: Да.
Р: Пока вы говорите: «Я пережил это, или я пережил блаженство, или я чувствую такое счастье», это не так, потому что «я» остается. (смеется)
УГ: Да.
Р: «Я» должно уйти. Кто может испытывать блаженство? Не остается никого, чтобы испытывать блаженство. Никого не остается, чтобы переживать что-либо. Это становится невыразимым, вне объяснений.
Затем мне задали другой вопрос: «Что происходит потом?» Я сказал, что вы становитесь более человечным. Что я подразумеваю под этим? Я имею в виду, что ваше сияние расширяется. Вы становитесь вездесущим. Вы становитесь вселенной. Вы понимаете, что вселенная исходит из вас, она является проекцией истинного Я. Вот что я имею в виду под тем, что вы становитесь более человечными. Вы становитесь любящими, радостными, сострадательными. У вас сами по себе развиваются качества адвайты. Поэтому ваша человеческая жизнь становится бескорыстной. Вы больше не думаете о «я», «мне» и «моем». По сути, вы едва ли думаете. Вы просто есть, и становиться нечем. Вы просто остаетесь истинным Я. Истинным Я, которым вы являетесь на самом деле. Вы и есть это истинное Я, и больше ничего нет.
|
Люди всегда хотят каких-то инструментов, чтобы с ними работать, и мы всегда из-за этого возвращаемся на относительный уровень. Когда я даю инструменты для работы, нам приходится спускаться на относительный уровень, потому что у реальности нет инструментов. У реальности нет процессов. На самом деле, вам не нужно медитировать. Вам не нужно молиться. Вам не нужно читать мантры. Реальность – это реальность. Вы можете представить, чтобы Бог молился? Кому он будет молиться? Себе? Вы можете представить, чтобы Бог медитировал? На кого он будет медитировать? Поэтому, когда вы занимаетесь всеми этими ритуалами, это ваша, так называемая человечность, которая не существует на самом деле, выполняет ритуалы. Ритуалы нужны, чтобы открыть, что "вы" не существуете.
Я вам давал три мантры, четыре принципа и три средства. Если вы это практикуете, то это все, что вам нужно, этого вам хватит на 20 жизней. Я хочу поделиться с вами еще кое-чем, но сначала, вы помните четыре принципа? Кто их помнит? Я смотрю на вас, здесь одни новые люди. (смех) Кроме Сэма и Хората.
Сэм: Меня здесь нет? (смех)
УФ: Первый принцип в том, что все является проекцией ума. Второй…
|
УК: Что у «я» нет существования, оно не рождено?
УФ: О, что я не был рожден, что я не существую, и что я никогда не умру. Я имею в виду, что так говорит этот принцип. (смех)
Р: Если вы не существуете, то что вы делаете здесь? (смех)
УФ: Третий –«я» нет ни в чем, ни в ком.
Р: Нет эго, нет причины. (УФ: И четвертый…) Давайте немного остановимся на третьем. (смеется) Это означает, что ничто не имеет причины. В этом мире ни у чего нет причины. Ничто никогда не обретало существования. Ничто не является таким, каким кажется, это оптическая иллюзия. Ничто не имеет эго. Эго нет. У существования нет основания. Какой четвертый?
УФ: Четвертый, чтобы познать благородную мудрость, вы должны отвергнуть нереальное.
Р: Да. Вместо того, чтобы стремиться к самореализации, отрицайте то, что не является самореализацией. Другими словами, вы смотрите на тело и говорите: «Не это». Вы смотрите на войну в Ираке и говорите: «Не это». Вы смотрите на президента Буша и говорите: «Не это». И продолжаете. Вы смотрите на свои тело, свои переживания: «Не это». И когда вы все отвергли, то, что останется, и есть истинное Я. То есть, мы идем в обратном порядке. Мы не пытаемся стать реализованными, мы пробуем устранить тучи, которые указывают на то, чем мы не являемся, и тогда мы снова будет сиять. Это хорошо.
Теперь три средства, с которыми вы пересекаете океан самсары. Джей.
УК: Первое – это бревно. (Р: Что?) Бревно. (Р: Бревно. Что вы имеете в виду? (смех) Какое первое? Быть одному. Желание быть одному, чтобы практиковать. (Р: Откуда появилось бревно?) (смех) Бревно одинокое. (Р: А, понятно.) Я просто так сказал, мне был нужен санскритский термин, вы его никогда не давали. (Р: Для чего вы хотите санскритский термин?) Я подумал, что, возможно, это лучший способ. (Р: Вы говорите по-английски?) (смех)
|
УХ: Когда говорится на санскрите, это больше впечатляет. (смех)
УК: Нет, здесь даже больше. Как бы вы описали садху-сангху или сатсанг? (Р: Как ее описать? Тишиной.) Да, но как вы ее опишите тем, кто хочет иметь что-то, за что можно ухватиться. (Р: На простом английском языке). И сатсанг? (Р: Конечно.) Что такое сатсанг? (Р: Пребывание в «сат», пребывание в реальности.) Я думаю, что мы можем объяснять по-разному.
Р: Не совсем. Если мы не знаем санскрит, то не должны. Мы должны говорить на тех языках, которые знаем. Как русский. (смех) Ладно, итак, первое средство – это интенсивное желание быть наедине с собой большую часть времени. Когда вы наедине с собой, то можете больше работать над собой. Вы должны радоваться, когда вы одни. Вам нужно смотреть в себя. Когда вы наедине с собой, у вас есть больше возможностей быть на связи с безграничным, чем, когда вы с людьми. Поэтому человек на таком духовном пути, как этот, жаждет того времени, когда он сможет побыть один, и он по-настоящему погружается в себя. Какое второе средство?
УК: Вы знаете, я кое-что подумал по поводу первого средства. Для человека, который часто бывает один, который действительно практикует и часто бывает наедине, - на это можно посмотреть по-другому. На относительном уровне мы одиноки в этом мире. Я говорю относительно, когда вы с людьми, на относительном уровне - вы одиноки. Вас никто не будет цеплять, вас не будет заботить их отношение к вам, или на вас не будет влиять то или это, и, конечно, на абсолютном уровне мы ничем не отличаемся. То есть, мы все одно, но на относительном уровне имеет место одиночество с людьми.
Р: Это хорошо. Но, на самом деле, когда дело доходит до практики, большинство людей отвлекаются на других, и они могут больше извлечь из этого, когда они наедине с собой,.
УК: То есть, первое средство – условно?
Р: Не совсем, но для большинства людей это так.
УК: Тогда второе средство – это сатсанг.
Р: Да. Второе средство – это сильное желание пребывать на сатсанге, приходить на такие встречи, как эта. Глубокое ощущение, что тебе хочется скорее этого, чем сходить в кино, в боулинг, съехать на своей машине с края пропасти или что-нибудь еще, что вы хотите сделать. У вас есть сильное желание приходить на такие занятия, как это. Что-то открывается в вашем сердце. На самом деле, подумайте, что вам нравится делать больше всего. Смотреть телевизор, читать комиксы, ходить в кино, проводить время с друзьями, с вашими бесценными друзьями? (смех) Что вам действительно нравится делать? Будьте честны с собой. Если для вас лучшее, это приходить на сатсанг вроде этого, тогда ваше сердце раскрывается, и это прекрасно. Но не принуждайте себя, не обманывайте себя. Лучше, когда вы наедине работаете над собой, и чувства придут сами по себе. Какое третье средство?
УФ: Сопровождать своих сверстников или сатсанг.
Р: Хотеть быть в обществе мудреца или ваших товарищей по духовности. Иначе говоря, если у вас есть друзья, то вы хотите, чтобы они были на том же пути. Чтобы они могли помогать вам, а вы могли помогать им. Нет смысла общаться с человеком, который водит вас на порнофильмы. (смех) Разве что, это тоже поможет вам просветлеть, я не знаю? (смех) Но, обычно вы хотите находиться с людьми, такими же, как вы. (смех) Кстати, кто-то сказал... Кто-то действительно однажды мне рассказывал, что они ходят и смотрят порнофильмы, потому что опять становятся просветленными. Их сердца раскрываются. (смех)
УК: Мне нравится говорить об этом. (смех)
Р: Итак, какое четвертое?
УК: Четвертое, должно быть поправкой к третьему на тот случай, если вы слишком привязаны? (Р: Я понял, четвертого нет.) (смех)
УК: Тогда возникает вопрос…
Р: Какой вопрос?
УК: А что, если человек слишком привязывается к садху? К тому, чтобы иметь садху-сангху, или быть с определенными садху, или к своему учителю?
Р: Это дело учителя позаботиться об этом. (УК:Правда?) Конечно. Сделать так, чтобы вы стали непривязанными. Смотрите, как привязана собака. Она никогда не приходит к хозяину.
УГ: Она приходит ко всем остальным. (Р: Вы ее кормите?) Да, конечно. Кормлю ее, ласкаю ее, вожу ее на прогулку. (УК:Вы любите эту собаку так же сильно, как вы любите других собак?) Больше. (УК: Больше? Вау.) Это собака номер один.
Р: Сейчас мы поделимся с вами тремя насущными вопросами. И снова, это кое-что, с чем вы можете работать, я думаю, это очень важно. Первый вопрос, который вы ставите, когда утром открываете глаза и встаете с кровати. Второй вопрос вы ставите примерно в полдень, и третий вопрос – перед тем, как лечь спать. Если вы будете работать над этими тремя вещами, то увидите, как быстро это дает результаты.
Первый вопрос, который вы задаете: «Откуда появилось «я»?» И помните, что вы делаете это утром, как только открываете глаза. До того, как вы подумаете о чем-либо еще, даже до того, как ваш ум начнет думать. Задайте три раза себе вопрос: «Откуда появилось «я»? Откуда появилось «я»? Откуда появилось «я»?» Затем спросите: «Что я под этим имею в виду? Откуда появилось «я»? Я имею в виду свое тело?» Я только что сказал: «имею в виду». То есть, я должен иметь в виду: «Откуда появилось «я»? Откуда появилось «я»? Откуда появилось «я»? Не мое тело, а «я», которое кажется моим телом. Откуда появилось «я»?»
Вы размышляете об этом и ожидаете. Затем вы повторяете это снова: «Откуда появилось «я»? Я знаю, что спал, мне снились сны, и теперь я проснулся, и заметил, что каждый раз говорю «я». Я спал, я видел сны, я проснулся. Теперь, откуда появилось «я»? Откуда появилось «я»?»
«Я» - это первое местоимение: «Я чувствую себя счастливым, я грустный, я больной, я здоровый, это всегда «я». Что это означает? Я замечаю, что все это привязывается к «я», иначе говоря, я ничего не могу увидеть, пока сначала не поставлю «я». Я хочу стать реализованным. Я не реализованный. Мне нужен учитель. Мне не нужен учитель. И так далее.
Вы начинаете чувствовать, что вся вселенная привязывается к «я», все. Поэтому вы говорите себе, что-то, вроде: «Это означает, что если я найду источник «я», тогда все мои проблемы, мои ошибки, моя карма, мои самскары – все исчезнет, потому что все это привязывается к «я». Тогда вы можете повторять «я-я, я-я», как мантру, «я-я». И все это время вы осознаете, что идете все глубже и глубже в «я». Снова, это точно так же, как держаться за веревку и опускаться к источнику. «Я-я», вы никогда умственно не доходите до конца веревки. Конец, или источник, должен прийти сам по себе.
Другими словами, не говорите: «Я пришел к источнику». Потому что, как я вам объяснял ранее, вы не сможете сказать: «Я пришел к источнику», если вы к нему пришли. Потому что «я» уйдет. Все привязывается к «я», и вы просто идете все глубже и глубже, говоря себе «я-я, я-я, я-я». Продолжайте так, пока не почувствуете, что больше не хотите. Затем одевайтесь и занимайтесь своими делами, и забудьте об этом. Только не приходите ни к каким заключениям, это худшее, что вы можете сделать. Заключение приходит само по себе. Просто выполняйте практику. Есть вопросы до этого момента?
Хорошо, теперь о полдне. Это не должно происходить точно в полдень. (смех) Не синхронизируйте свои часы. Но, примерно в это время, когда вы как бы вовлечены в мир. Вы можете работать или мыть посуду, или кастрюли, или сковородки. Вы можете смотреть кино или делать то, что вам нравится. Не забудьте сделать это.
Вы задаете себе вопрос: «Откуда появилась эта вселенная? Откуда появилась эта вселенная?» И начинаете размышлять об этом. Планеты, галактики, звезды, земля, черви, животные, птицы, трава, деревья, откуда все это появилось? Кто это видит? Я это вижу. Опять, мы возвращаемся к «я». Когда я сплю, что происходит со вселенной? Кажется, что она исчезла, но я же все равно существовал. Когда я проснулся, мир появился снова. Итак, кажется, что я переживаю мир. Я переживаю вселенную. Мы возвращаемся к «я».
Это значит, что вселенная – это проекция, проявление моего ума. Потому что, когда я закрываю свои глаза, она исчезает. Должно быть, это я проецирую вселенную. Поэтому снова, если я избавлюсь от «я», вселенная также уйдет. Потому что вселенная существует, только потому, что существует «я». Вам это понятно?
И снова, вы начинаете созерцать «я». Вы говорите себе: «Я-я, я-я». Вы говорите это по той причине, что когда вы повторяете «я-я, я-я», то сжимаете всю вселенную, включая свое тело, которое исчезает, до тех пор, пока не останется только Я. Это, словно вы зажигаете огонь. Вы бросаете в огонь все хворостинки, все листья, все дрова, все попадает в огонь. Но у вас остается палка, которой вы мешаете огонь. В конце палка тоже должна сгореть. Палка представляет собой «я». Итак, все является проекцией вашего ума, привязано к вашему «я». Вы говорите: «Мой ум. У меня есть ум». «Я» привязано к уму. Если вы избавитесь от ума, «я» уйдет вместе с ним, и у вас не будет ума. Нет ничего, с помощью чего можно думать и сводить себя с ума. Итак, вы начинаете практиковать: «Я-я, я-я» так долго, как получится. Не делайте никаких заключений. Заключение придет само по себе.
Теперь, приближается вечер, вам пора спать. Вам не нужно принимать позу для медитации. Вы можете лечь, или можете сидеть где угодно, вы можете гулять, стоять, делать то, что вам нравится. Вы задаете себе вопрос: «Откуда появился Бог?» Мы все подсели на Бога, и некоторые из присутствующих думают, что так говорить о Боге – это богохульство. Все же, вы должны исследовать: «Откуда появился Бог?». Затем вы начинаете понимать, что когда я был маленьким, меня научили Богу в религии, католицизме, протестантизме, иудаизме, исламе и так далее, но был ли у меня непосредственный опыт Бога? Откуда я знаю, что это правда? Откуда появился Бог?
Итак, должно быть, Бог – это предвзятая идея. Должно быть, Бог – это концепция ума. Вы говорите: «Даже сейчас, пока я обсуждаю это с собой, у меня есть страх, приходящий изнутри из-за богохульства. Мне сказали, что Бог реален, поэтому это становится богохульством, когда я так говорю о Боге. Но я хочу знать, откуда появился Бог?» Затем вы снова начинаете созерцать: "Бог появляется из моего ума. Бог – это идея, концепция, которую я не понимаю".
Вы говорите: «Я верю в Бога, я думаю о Боге, но это моя концепция». Итак, снова, вы возвращаетесь к «я», вы понимаете, что Бог также привязывается к «я». Можете себе такое вообразить? Бог привязывается к «я». Подумайте об этом. Если бы вы не осознавали ощущение себя, вы бы ни во что не поверили. Потому что вы должны сказать: «Я верю в Бога. Я верю в Аллаха. Я верю в Иегову. «Я», опять я, я, я. Если «я» нет, тогда кто будет верить?» Мы снова возвращаемся к «я». И вы снова должны отслеживать «я»-нить до ее завершения. Идея в том, чтобы осознать, что Бог привязывается к «я». Вы не пытаетесь избавиться от Бога, вы превосходите «я», и Бог уходит вместе с ним. Итак, вы говорите: «Я-я, я-я», то же самое. И Бог начнет исчезать, потому что будет исчезать «я». И когда все это исчезнет, что останется? Абсолютная реальность. Чистая разумность. Абсолютное осознавание. Конечное единство, и вы будете свободными.
Итак, это и есть три насущных вопроса. Если вы будете это практиковать, то увидите быстрые результаты. Есть вопросы?
УК: Касательно номера два. Скажем, Рамана бы спал, и кто-то засунул бы его ногу в гнездо шершней, как вы думаете, он бы проснулся физически?
Р: Нет. Если вы говорите о Рамане, у него были такие переживания, когда он был мальчиком. Когда он пошел спать, и не мог проснуться, его друзья брали его, выносили из кровати, тащили на гору и били. Он ничего не чувствовал, и когда он просыпался, они смеялись. То есть, у него были проблемы с просыпанием. (ученики смеются)
УФ: Для джняни просыпаться - это проблема?
Р: Нет, это не проблема, дело в том, что нет разницы между бодрствованием и сном, смертью и рождением. Это одно и то же. Джняни пробужден во время сна. Материальный мир спит, а джняни так же функционирует в мире, как во сне, но он всегда пробужден. То есть, у него не было бы проблем с этим.
УК: Что определяет, будет ли джяни, согласно чьей-то точке зрения, пробужденным или спящим. Это просто карма или это…?
Р: С чьей-то точки зрения будет согласно их собственной карме. Вы видите, обыкновенный человек видит то, что позволяет ему карма. Так вы делаете выводы. Вы говорите это правильно, а это неправильно. Это хорошо, а это плохо. Это так, а это так. Все это имеет отношение к карме. Когда кармы нет, есть только один судья, и это истинное Я, всеприсутствие. Все становится истинным Я. Все становится джняни. Джняни сам является всеприсутствием.
УГ: Что вы подразумеваете под «всеприсутствием»?
Р: Я имею в виду, что он присутствует везде одновременно. (УГ: При любых обстоятельствах, везде?) При любых обстоятельствах, повсюду. Джняни есть само сознание, оно есть везде. Оно неделимо, и содержит само себя. То есть, джняни осознает, что он сознание, которое содержит себя в себе. И все есть истинное Я, и я есть То! Я-ЕСТЬ - еще одно имя сознания.
УГ: Тогда все формы этих сущностей уже растворились?
Р: Все это сознание.
УГ: Тогда нет отдельных форм?
Р: Отдельных форм нет, но джняни - словно зеркало. Изображения всех людей в мире в этом зеркале – это изображения. Только джняни осознает, что он зеркало, и что все, что сияет через него, является изображениями. То есть, он есть и в изображениях, и в зеркале. Но, если вы попробуете схватить изображения, то схватите зеркало, потому что, на самом деле, изображений нет, изображения не существуют. Таким образом, джняни все время осознает это, не важно, спит, пробужден, или еще как.
УГ: Это просто фантомные явления?
Р: Фантомные явления? В каком-то смысле, это просто изображения, они исходят из самого джняни, или из сознания.
УР: Они как ничто, они нигде не расположены.
Р: Ничто нигде не расположено, это правда. Ничего не существует, даже изображения не существуют. Существует только чистое сознание.
УР: Можете ли вы сказать про джняни, что они действительно будто бы говорят о чистом сознании, но это невыразимо.
Р: Верно. Для того, чтобы объяснить, мы говорим об изображениях. Например, вы все смотрите на меня. И если я спрошу у каждого из вас, что вы видите, то получу 12 разных ответов. Потому что вы рассказываете мне о себе. (смеется) Куда бы вы не посмотрели, вы можете видеть только себя. Это все, что вы видите.
УГ: И нет никаких систем координат ни в пространстве, ни во времени?
Р: Время и пространство не существуют. Кажется, что они существуют. Есть только Одно, все это сжато. Но во сне кажется, что оно размножено. Одно кажется разделенным на множество. Но это сон, поэтому, зачем об этом говорить?
УФ: Даже если я не знаю об этом, что бы я не видел, я вижу только себя.
Р: Да. Видите себя. Да.
УР: Тогда может быть предвзятая идея, что видение отличается от того, что вы говорите?
Р: Это из прарабдха-кармы, вы накопили все эти самскары. Поэтому а-джняни видит все это посредством оценок мира.
УР: Это дает ощущение, что видящий отличен от того, что видится. (Р: Да.) Потому что вы все это повсюду несете с собой. (Р: Верно.) Это второй принцип, о котором вы говорили, что мы, на самом деле, являемся миром так, как он проявляется.
Р: Вы имеете в виду третий принцип.
УР: Первый или второй, я не помню, какой. Сегодня мы в стрессе, потому что мы проецируем мир стресса, и он возникает перед нами?
Р: «Я» оделось в мир. Поэтому не пытайтесь изменить мир, измените «я». Выйдете за пределы «я», и мир уйдет, потому что мир привязывается к «я».
УФ: Итак, видящий отличен от видимого только на одном уровне. Но на другом уровне, видения нет, то есть, оно не отличается от видящего?
Р: И видящего нет. Есть только сознание.
УЛ: Это также применимо к «я», которое пытается наблюдать за «я», или, если я обнаруживаю, что наблюдаю за «я», оно не становится безличностным, и, все равно, остается «я», которое занимается смотрением, и оно не исчезает.
Р: Вы должны задавать себе вопрос: «Кто смотрит?» (УГ: Зал зеркал?) Да.
УГ: Это когда и объект, и «я» уходят.
УФ: Однажды, Роберт, вы объясняли, что, на самом деле, нет двух «я», это только одно Я, истинное Я. (Р: Да.) Высший принцип, который не отождествляется с телом, вроде как верит…
Р: «Я» привязывается к вашей системе убеждений.(УФ:Правильно, но «Я» только одно, нет двух «я»?) Есть только одно Я, но при самом последнем анализе это тоже должно уйти.(УФ:Верно, потому что это все равно концептуально.) (смех) Да.
УК: При самом нижнем анализе есть два «я».
Р: Да. Смотрите, была одна собака, она была «я», а потом она превратилась во множество.
УК: И как только у кого-то появится пистолет, собак не будет.