Занятие № 2.
Тема: Структура специальности, цели и задачи, стоящие перед стоматологией. Организация стоматологической поликлиники, отделения, кабинета. Санитарно – эпидемиологические требования для организации и оснащения стоматологического кабинета.
Учебная цель Изучение структуры специальности, целей и задач стоящих перед стоматологией а также целей и задач стоящих перед стоматологической этикой и деонтологией. Изучение организации и структуры стоматологической поликлиники, отделения, кабинета. Санитарно – эпидемиологических требований для организации и оснащения стоматологического кабинета.
Продолжительность занятия – 2 часа.
Этапы занятия | Оборудования | Наглядные пособия | Время |
1. Инструктаж преподавателя | 5 мин. | ||
2. Контроль исходных знаний | Контрольные вопросы. | 20 мин. | |
3. Обсуждение темы | Слайды, презентации/ | 45 мин. | |
4. Контроль результатов усвоения | Вопросы для контроля результатов усвоения материала. | 20 мин. | |
5. Задание на следующее занятие | 5 мин. |
Вопросы, изученные ранее и необходимые для проверки знания:
· Укажите основные исторические этапы в развитии мировой и отечественной стоматологии.
· Дайте определение понятия пропедевтической стоматологии и укажите основные цели и задачи.
· Опишите устройство и организацию кафедры пропедевтической стоматологии.
· Перечислите основные правила и требования предъявляемые к учащимся в процессе обучения на кафедре пропедевтики стоматологических заболеваний в ПМГМУ им И.М. Сеченова.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОПЕДЕВТИКИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Целью пропедевтики стоматологических заболеваний является подготовка студентов к дальнейшему углубленному стоматологическому обучению в условиях клинической практики.
|
Задачи курса пропедевтики стоматологических заболеваний:
1. Изучить организацию и работу терапевтического кабинета стоматологической поликлиники, оборудование и инструментарий, их устройство и назначение;
2. Ознакомиться с правилами техники безопасности и первой медицинской помощи.
3. Ознакомиться с положениями эргономики и медицинской этики в стоматологии;
4. Изучить эмбриологию, гистологию и анатомию зубов;
5. Овладеть основными принципами препарирования кариозных полостей.
6. Изучить физико-химические свойства пломбировочных материалов различных групп, методы их приготовления и применения, особенности пломбирования полостей различных классов;
7. Освоить методику применения различных видов эндодонтического инструментария и, технику проведения эндодонтических вмешательств на зубах различных групп;
8. Изучить показания для проведения ортопедического стоматологического лечения и основные клинико – лабораторные этапы изготовления ортопедических конструкций.
9. Изучить показания для проведения хирургического стоматологического лечения. Освоить методику применения различных видов хирургического инструментария и технику проведения хирургических вмешательств на зубах различных групп.
ОРГАНИЗАЦИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ
Схема организации и объем оказываемой помощи зависят от типа лечебных учреждений. Структура городского и сельского здравоохранения различна и связана с административным делением районов, численностью населения и т. д.
|
В городе оказание лечебно-профилактической помощи строится в основном по территориальному (участковому) или цеховому (на предприятиях, учреждениях) принципу.
В настоящее время существует разнообразная структура сети стоматологических учреждений:
1) самостоятельные стоматологические поликлиники (областные, городские, районные), в том числе и детские;
2) стоматологические отделения в составе территориальных (многопрофильных) поликлиник городов, центральных районных больниц, медико-санитарных частей предприятий и ведомств;
3) стоматологические кабинеты в больницах (включая сельские, районные и участковые), диспансерах, женских консультациях, в школах, на врачебных здравпунктах промышленных предприятий и во врачебных амбулаториях сельской местности;
4) хозрасчетные (платные) поликлиники, частные отделения, кабинеты;
5) стоматологические отделения в областных, городских и районных больницах, клиниках медицинских вузов, а также при институте усовершенствования врачей.
Основными задачами стоматологической поликлиники являются:
1) проведение мероприятий по профилактике заболеваний челюстно-лицевой области среди населения в организованных коллективах;
2) организация и проведение мероприятий, направленных на раннее выявление заболеваний челюстно-лицевой области;
3) оказание квалифицированной амбулаторной стоматологической помощи.
Примерная структура стоматологической поликлиники:
|
Главный врач (заместитель главного врача по лечебной работе, оргметодкабинет), отделение терапевтической стоматологии, 2-е отделение (кабинет) (по лечению заболеваний пародонта и слизистой полости рта), отделение хирургической стоматологии, отделение ортопедической стоматологии с зуботехнической лабораторией, физиотерапевтический кабинет, рентгеновский кабинет, регистратура, административно-хозяйственная часть, бухгалтерия.
В стоматологических поликлиниках и стоматологических отделениях прием больных ведется дифференцированно по терапевтической, хирургической и ортопедической стоматологии. В стоматологических кабинетах, входящих в состав амбулаторий, здравпунктах предприятий, больниц стоматологи принимают больных, страдающих терапевтическими и хирургическими заболеваниями, т. е. проводят смешанный прием.
В составе стоматологической поликлиники предусмотрены следующие отделения и кабинеты: отделение терапевтической стоматологии с кабинетом по лечению заболеваний пародонта и слизистой оболочки полости рта, отделение (кабинет) хирургической стоматологии с операционным блоком, ортопедическое отделение с зубопротезной лабораторией и литейной, отделение профилактики стоматологических заболеваний; физиотерапевтический, рентгенологический и анестезиологический кабинеты.
Врачебный персонал устанавливается из расчета: 4 должности на 10 тыс. взрослого населения, 2,5 должности на 10 тыс. сельского населения, должность врачей-ортопедов из расчета 1 должность на 10 тыс. взрослого населения.
Средний медицинский персонал устанавливается из расчета: 1 должность медсестры на 1 должность хирурга-стоматолога, 2 должности врача-стоматолога терапевтического профиля, стоматолога детского и ортодонта, 3должности врача-ортопеда.
На выполнение этих задач направлены:
1) плановые профилактические осмотры в организованных коллективах с одновременным лечением выявленных больных;
2) полная санация полости рта у допризывных и призывных контингентов;
3) оказание экстренной помощи больным с острыми заболеваниями и травмами челюстно-лицевой области;
4) диспансерное наблюдение за определенным контингентом больных стоматологического профиля;
5) оказание квалифицированной амбулаторной стоматологической помощи со своевременной госпитализацией лиц, нуждающихся в стационарном лечении;
6) экспертиза временной нетрудоспособности больных, выдача больничных листов и рекомендаций по трудоустройству, ВТЭК;
7) весь комплекс реабилитационного лечения больных с патологией зубо-челюстной области, и прежде всего зубное протезирование и ортопедическое лечение;
8) анализ заболеваемости стоматологическими болезнями, в том числе заболеваний с временной утратой нетрудоспособности, рабочих и служащих, работающих на промышленных предприятиях, расположенных на территории обслуживаемого района; а также разработка мероприятий по снижению и устранению причин, способствующих возникновению заболеваний и осложнений;
9) внедрение современных методов диагностики и лечения, новой медицинской техники и аппаратуры, лекарственных средств;
10) санитарно-просветительная работа среди населения с привлечением общественности и средств массовой информации (печать, телевидение, радиовещание и т. д.);
11) мероприятия по повышению квалификации врачей и среднего медперсонала.
ОРГАНИЗАЦИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ, КАБИНЕТА.
Требования к расположению здания стоматологической поликлиники.
- учет гигиенических условий местности (рельеф, характер и загрязненность почвы, роза ветров, высота стояния грунтовых вод);
- учет обеспеченности пациентов общественным транспортом4
- учет расположения крупных промышленных объектов и объектов, загрязняющих окружающую среду;
- окна – на север, северо-запад, восток (если местность севернее 55о с.ш.); недопустима ориентация окон на юго-запад и запад во избежание перегрева помещений и действия прямых солнечных лучей;
- вход в детское и взрослое отделение – отдельно, с отдельным гардеробом и санузлом.