Типология государств представляет собой их классификацию по типам. При этом под типом понимаются общие системообразующие сущностные признаки, присущие конкретной совокупности государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.
I. В настоящее время в юридической науке применяются два подхода к типологии государств: формационный и цивилизационный.
Формационный основывается на объединении государств в рамках конкретной общественно-экономической формации. Главным классификационным критерием является способ производства. Каждой формации соответствует свой тип государства и права. Переход от одной формации к другой происходит под воздействием изменений в экономике и носит объективный характер. Весь исторический процесс развития общества представляет собой последовательную смену формаций и соответствующих типов государств.
Формационный подход присущ марксистскому учению о государстве, в котором выделяются 5 формаций:
- первобытно-общинная
- рабовладельческая
- феодальная
- капиталистическая
- социалистическая
Марксистская теория выделяет 4 типа государств:
- рабовладельческий
- феодальный
- буржуазный
- социалистическое государство
Переход от одного типа государства к другому осуществляется в ходе социальной революции.
Недостатки:
1. данная теория разработана главным образом на материале европейских стран. Восточные государства отличаются спецификой их развития и государственной организации, которые не укладываются в рамки формационной теории.
2. развитие обществ и государств характеризуется как однолинейное, заранее определенное: одна формация закономерно сменяется другой. Это движение имеет якобы необратимую силу. Но это не всегда подтверждается практикой.
Цивилизационный подход состоит в том, что при характеристике развития конкретных стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы, которые лежат в основе понятия «цивилизация».
Понятие цивилизации было сформулировано английским историком Тойнби. Цивилизация определялась им как относительно устойчивое состояние общества, которое отмечалось общностью религиозных, культурных, психологических и иных признаков. Особенностями цивилизаций является также продолжительность их существования, охват обширных территорий и распространение на огромное число людей.
Недостатки:
1. неопределенность и аморфность понятия «цивилизация», используемого в качестве критерия классификации государств и правовых систем.
2. изначальная направленность «цивилизации» на характеристику высокоразвитых обществ и их объединений, а не на типологию государств и их правовых систем.
Цивилизационный подход позволяет объяснить многовариантность исторического развития, в т.ч. тот факт, почему все общества и государства неодинаково развиваются.
В юридической науке отсутствует типология государств по цивилизационному критерию. В основном выделяют этапы цивилизации:
1. локальные цивилизации, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская)
2. особенные цивилизации (китайская, западно-европейская, исламская)
3. всемирная цивилизация, охватывающая все человечество.
В научной литературе выделяются первичные и вторичные цивилизации. Для государства в первичных цивилизациях характерно, что они являются частью базиса, а не только надстройки. Государство играет ключевую роль в развитии социально-экономической сферы. Вместе с тем государство связано с религией в единый политико-религиозный комплекс (древнеегипетская, шумерская, японская).
Государство вторичной цивилизации не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс. Оно не так всесильно как в первичных 9западноевропейская, североамериканская, латиноамериканская).
II. Также существует классификация государств по их отношению к религии:
- светские (РФ, Германия, Франция)
- клерикальные (Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания)
- теократические (Ирак, Пакистан, Саудовская Аравия)
- атеистические (Албания)
В светском государстве все виды религиозных организаций отделены от государства.
1. государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии;
2. государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность;
3. государство не оказывает ни одной из конфессий ни материальной, ни финансовой, ни какой-либо иной помощи;
4. религиозные организации не выполняют по поручению государства юридических функций;
5. конфессии, в свою очередь, не вмешиваются в политическую жизнь страны.
Государство охраняет законную деятельность религиозных объединений, гарантирует свободу религии, обеспечивает равенство всех религиозных организаций перед законом.
Клерикальное – государство, где та или иная религия официально имеет статус государственной и занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями.
1. признание за церковью права собственности ни широкий круг объектов (землю, здания, сооружения)
2. получение церковью от государства различных субсидий и материальной помощи, налоговых льгот;
3. наделение церкви рядом юридических полномочий (регистрация брака, рождения, регулирование брачно-семейных отношений);
4. право церкви участвовать в политической жизни страны, иметь свое представительство в госорганах;
5. осуществление церковью контроля в области образования, воспитания, введение религиозной цензуры печатной продукции.
Тем не менее, не происходит слияния государства и церкви, а объявление религии государственной означает, что государство уважает исповедуемую большинством населения религию и придерживается религиозных традиций.
Для теократических государств характерны следующие черты:
1. государственная власть принадлежит церкви, которая определяет статус государственной религии;
2. религиозные нормы составляют основной источник законодательства, регулируют все сферы частной и публичной жизни»
3. глава государства одновременно является высшим религиозным деятелем, верховным священнослужителем
В атеистических государствах религиозные организации преследуются властями.
1. церковь лишается экономической основы – своей собственности;
2. религиозные организации и объединения находятся под запретом либо под жестким контролем государства;
3. религиозные объединения не имеют прав юридического лица и не могут совершать юридически значимых действий;
4. репрессируются священнослужители и верующие;
5. запрещается проведение в общественных местах религиозных обрядов, распространение религиозной литературы;
- Политический режим.
Истории известны самые разные политические режимы: деспотический. Аристократический, абсолютистский, милитаристско-полицейский, «просвещенного абсолютизма», бонапартистский, военно-полицейский, фашистский тоталитарный и другие.
В настоящее время в политологии и юриспруденции данное понятие используется в трех значениях.
1. политический режим полностью отождествляется с формой государства и с этой т.зр. включает в себя форму правления и форму государственного устройства.
2. как явление, предопределяющее особенности функционирования политической системы общества в целом.
3. совокупность способов, приемов, с помощью которых осуществляется государственная власть в обществе.
Именно в данном значении оно и используется в юриспруденции в качестве третьего элемента, характеризующего форму государства.
Нив одном государстве в мире не существует абсолютно идентичных политических режимов. Каждый имеет свои особенности, которые обуславливаются влиянием социально-экономических, общественно-политических, религиозных, нравственных и иных факторов.
В учебной литературе политические режимы делят на две основные разновидности: демократические и антидемократические.
Демократический:
- конституционное провозглашение и осуществление социально-экономических и политических прав граждан и организаций;
- существование ряда политических партий, в т.ч. оппозиционных;
- выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти;
- официальное признание принципа законности и конституционности, принципа разделения властей;
- существование институтов представительной и непосредственной демократии;
- наличие демократического законодательства и т.д.
Антидемократический:
- ликвидация или значительное ограничение прав и свобод граждан;
- запрещение оппозиционных партий и других организаций;
- ограничение роли выборных государственных органов;
- сосредоточение больших властных полномочий в руках главы государства или правительства;
- сведение роли парламента и других органов государственной власти до положения сугубо формальных институтов.
Антидемократические режимы подразделяются на авторитарные, тоталитарные и фашистские.
Авторитарный режим характеризуется нарушением принципа разделения властей, ограничением роли выборных государственных органов и усилением роли исполнительных органов, сосредоточением больших властных полномочий в руках главы государства или правительства, сведением роли парламента и других органов государственной власти до положения сугубо формальных институтов и как следствие – незаконным ограничением прав и свобод граждан, возможностью запрещение политических партий и других организаций.
Тоталитарный режим характеризуется полным контролем государства над всеми сферами жизни общества, огосударствлением общественных организаций, вмешательством государства в частную жизнь граждан, господством одной политической партии или движения, запрещением или существенным ограничением деятельности оппозиционных партий, наличием одной «официальной» идеологии, значительным ограничением прав, свобод и законных интересов граждан.
Фашистский режим – крайняя форма авторитарного режима. Аппарат государственной власти достигает огромных размеров и строится по типу пирамиды, на вершине которой – единоличный правитель, обладающий неограниченными полномочиями. Фашистский режим полностью ликвидирует демократические права и свободы, уничтожает все оппозиционные партии, опирается в своей деятельности на массовый идеологический и физический террор (впервые возник в 1919 г. в Италии).