для написания сочинения 15.3 в 9 классе




ПОНЯТИЕ АРГУМЕНТЫ
Дружба –близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. · Главный герой повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» Вася рано потерял мать, с отцом его отношения не складывались, сестра слишком мала, чтобы понять его. Маленький мальчик оказался одиноким в большом мире. И в это трудное время он встречает настоящих друзей. Вася понимает, что дружить с ними нехорошо, но всем сердцем привязывается к своим новым товарищам. Общаясь с ними, он взрослеет. · А.С. Пушкин никогда не был в одиночестве, друзья окружали его в лицейский период (Дельвиг, Кюхельбекер, Пущин и др.), не оставляли и во время ссылок, сочувствовали и любили. С друзьями, прежде всего, сближала Пушкина любовь к народу и литературная работа. · Трогательно описывается встреча и дружба Маленького принца и лиса в книге Экзюпери «Маленький принц». Мудрый лис предлагает мальчику приручить себя и дает самое главное наставление: «Мы ответственны за тех, кого приручили». Лис учит Маленького принца истинному пониманию любви и дружбы, о которых люди забыли в вечной жизненной спешке: некогда заводить друзей, задуматься над смыслом жизни, остановиться и поглядеть внутрь себя. Чтобы иметь друзей, нужно дарить им всю душу, отдавать своё время. · В рассказе В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» Санька поступил как настоящий друг, решив тоже не сниматься; он чувствовал свою вину: ведь катались с горы вместе. Он преодолевает большой соблазн, ведь фотограф — большой и редкий случай в деревне. Это пример дружбы, преданности, совести.
Любовь – чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения. •В трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» любовь вспыхивает мгновенно. Чувства главных героев искренни, чисты, глубоки, сильны и взаимны. Также мгновенно принимают решение связать свои жизни. Их взаимное решение говорит о силе их чувства, желании отвечать друг за друга, оберегать друг друга. · В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Вера искренне любит Печорина. Она, полюбив его, пытается разобраться в характере Григория. Героиня жалеет его, по этой причине жертвует собою, лишь бы только Печорин понял, что ей ничего не нужно, кроме любви. Вера продолжает любить его, даже осознав тщетность своих стремлений, потому что настоящая любовь не может исчезнуть. · В повести Н. Карамзина «Бедная Лиза» героиня встречается с молодым и привлекательным дворянином, уверяющим её в самых искренних чувствах. И девушка верит ему и без памяти влюбляется. Именно это доверие и губит Лизу. Чувства его любовника незаметно становятся не столь возвышенными, как в самом начале их отношений. А девушка всецело доверяется своему обольстителю. Когда узнаёт, что он женится на другой, она бросается в пруд. · В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»Татьяна Ларина влюбляется в Евгения. Чувство её сильное, глубокое. Полюбив Онегина, Татьяна не жеманится, не кокетничает, а пишет письмо, проникнутое жаждой любви. Услышав его отповедь, героиня не перестаёт любить. После отъезда Онегина она выходит замуж не по любви. · Пример настоящей любви находим в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Петру Гринёву и Маше Мироновой пришлось пройти страшные испытания, но несчастья не разрушили любовь, а лишь укрепили её. Полюбив Машу, Пётр выражал свои чувства в неумелых стихах. Но когда его любимая оказалась в плену у Швабрина, он делал всё, чтобы спасти её, не теряя офицерской чести. Маша Миронова, «трусиха», которая боялась выстрелов, не побоялась поехать к самой государыне, чтобы заступиться за Гринёва. Настоящая любовь выявила в героях лучшие качества, сделала их сильнее. · В рассказе О. Генри «Дары волхвов» бедная молодая чета в канун Рождества жертвуют своими единственными сокровищами во имя любви друг к другу. Делла, пожертвовав своим роскошными волосами, купила платиновую цепочку для золотых часов Джима, которые перешли по наследству от деда и отца. Джим продаёт золотые часы и покупает гребни с блестящими камнями жене. В этом их безграничная любовь и счастье.
Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые чьим- нибудь несчастьем, горем. •В рассказе А.П. Чехова «Тоска» у извозчика Ионы Потапова умер единственный сын. Он хочет кому-нибудь рассказать о своём горе, чтобы преодолеть тоску и одиночество, но никому до него нет дела, никто его не слушает. Тогда Иона изливает своё горе бессловесному животному, лошади. • В рассказе А. Платонова «Юшка» людям, которые окружают главного героя, не хватает сострадания. Злость, горе, обиду они с лютой яростью переносят на беззащитного человека. Дети повторяют поступки старших, которых Юшка раздражает своей непохожестью на них. · В рассказе А. Платонова «Юшка» приехавшую девушку назвали «дочерью доброго Юшки». Она осталась с людьми, которые свели в могилу дорогого ей человека, а могла ведь уехать! Стала их лечить, а не мстить им. В ней так же, как и в Юшке, жило сострадание к людям. · В повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» главный герой, Вася, под влиянием Валека и Маруси становится другим человеком: начинает чувствовать чужую боль, стремится облегчить страдание. Мальчик приносит смертельно больной Марусе куклу своей сестры, тем самым доставляет радость девочке. · В стихотворении в прозе И.С. Тургенева «Два богача» Ротшильд богат и знаменит, а крестьянин богат тем, что и при своей бедности может дать стол, приют и любовь сироте. На слова своей жены, что надо взять девочку-сироту к себе, пусть даже им не будет хватать денег на соль, он отвечает, что похлёбку можно съесть и несолёную. Это и есть настоящее сострадание.
Милосердие– готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. •В рассказе А. Платонова «Юшка» у главного героя, без сомнения, было доброе и великое сердце, способное простить людей даже со слепым сердцем. Он не отвечает злом на зло: не сердится, не ругает, не обижается, даже не закрывает лица руками, в которое летят камешки и земляной сор. Только после смерти героя люди поняли, как нужны его человеческая теплота и внимание. • В рассказе Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» главный герой приехал с матерью в Петербург, но после её смерти, накануне Рождества, оказался никому не нужен. Ему никто не дал даже куска хлеба, он замёрз, голодный и брошенный. ·
Человечность – достойное человека качество, отзывчивость, гуманность.   • В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» повествуется о Данко. Сердце его вспыхивает огнём желания спасти людей. Он выводит озверевшую толпу, готовую его убить, в море света и умирает за них. · В рассказе Джека Лондона «Любовь к жизни» Билл оставляет своего товарища, зная, что тот будет для него обузой. Он считает, что одному легче выжить, спасти жизнь. От усталости и лишений он потерял человеческий облик, осталось лишь животное чувство самосохранения, диктовавшее ему жестокость и равнодушие. · В романе А.С. Пушкина «Дубровский» Андрей Гаврилович и его сын Владимир относятся к своим крепостным по-человечески, не презирают их, не грабят. Добрые отношения можно увидеть и в отношениях с няней Егоровной, кучером Антоном. В свою очередь и крепостные относятся к своим хозяевам искренне, преданно.
Отзывчивость – это качество человека, легко отзывающегося на чужие нужды, готового помочь. •В повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» знакомство с Валеком и Марусей научили Васю по-иному смотреть на жизнь. Он перестал чувствовать себя одиноким, понял, что отец его любит, научился быть чутким и отзывчивым, видеть чужое горе и сочувствовать ему. · В рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор» героиня перенесла много испытаний: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на фронте, тяжёлая болезнь, обида на колхоз. Но Матрёна не озлобилась на мир, сохранила чувство жалости и радости. Женщина, наоборот, радовалась, если кому-то везло больше, чем ей. Она бескорыстно помогала остальным женщинам. Сохранив душевную теплоту, искренность, независимость, Матрёна погибла, никем не оплаканная. · В стихотворении в прозе И.С. Тургенева «Два богача»Ротшильд богат и знаменит, а крестьянин богат тем, что и при своей бедности может дать стол, приют и любовь сироте. На слова своей жены, что надо взять девочку-сироту к себе, пусть даже им не будет хватать денег на соль, он отвечает, что похлёбку можно съесть и несолёную. Помощь мужика ценнее, так как он беден, но главное в том, что помощь мужика – естественный порыв, а не благотворительность. · В рассказе И.А. Бунина «Лапти» больной ребёнок попросил в бреду красные лапти. Нефёд отправился в ночь, в пургу, без дороги за шесть вёрст за лаптями. Он пожертвовал своей жизнью ради чужого ребёнка, добыл лапти и фуксин для их покраски, вот только дойти живым не сумел, замёрз по дороге. Готовность к самопожертвованию, отзывчивость, скромность Нефёда вызывают уважение и восхищение.
Предательство – поступок, при котором человек предаёт кого-нибудь или что-нибудь, нарушает верность. •В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Швабрин, дворянин, переходит на сторону врага, как только Белогорская крепость достаётся Пугачёву. Он становится мятежником не из-за глубокой симпатии к Пугачёву, а с целью сохранить себе жизнь, отомстить Гринёву и добиться Маши. • В повести «Тарас Бульба» младший сын Тараса Бульбы Андрий ради любви к полячке предал родных, товарищей, добровольно перешёл на сторону врага. Любовь Андрия к дочери неприятеля столкнулась с патриотическим долгом. Он оказался слаб перед искушением, изменил исконно казацкой преданности товариществу. Свои личные интересы поставил выше общественных и поплатился за это жизнью. • В новелле П. Мериме «Маттео Фальконе» сын главного героя, Фортунато, за серебряные часы выдал притаившегося бандита. Маттео был истинным корсиканцем, унаследовавшим законы рода, и один из них гласил: нельзя нарушать обычаи гостеприимства. Суровый Фальконе беспощадно казнит сына. Его сын был первым и последним предателем в их роде. · В рассказе М.Шолохова «Судьба человека» Соколов не может принять предательства Крыжнева. Этот мерзкий и низкий человек готов выдать друзей ради своей жизни. “Своя рубашка к телу ближе”, — говорит это ничтожество. И поэтому, исполняя свой солдатский долг, Соколов своими руками душит предателя и не испытывает при этом ни жалости, ни стыда, а лишь омерзение: “...будто я не человека, а какого-то гада ползучего душил...” · Предательство во все времена считалось гнусным поступком, позорящим честь человека. Так, например, провокатору, который выдал полиции членов кружка Петрашевского (в числе арестованных был и великий писатель Ф. Достоевский), пообещали в качестве награды устроить его на хорошо оплачиваемую работу. Но, несмотря на усердные хлопоты полиции, все петербургские столоначальники отказались от услуг предателя. · В рассказе Джека Лондона «Любовь к жизни»Билл оставляет своего товарища, зная, что тот будет для него обузой. Он считает, что одному легче выжить, спасти жизнь. Жажда жизни заставляет его стать предателем. Его товарищ, оставшись без помощи, сначала не верит, что Билл его бросил. Этот мужественный человек, не теряющий человеческое в любых ситуациях оказывается победителем.
Верность (в любви) – это такое чувство, когда человек способен ради другого человека на все. •В повести А.С. Пушкина «Дубровский»Владимир опоздал спасти Машу Троекурову от замужества. Она отказалась нарушить клятву пожизненной верности, данной в церкви, хотя была обвенчана с нелюбимым стариком Верейским. • В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна Ларина ради сохранения целостности семьи и стабильности жизни, пронеся через годы безответную любовь к Онегину, отказывается от минутного счастья, способного повлечь за собой беду. Татьяна проявляет не только благоразумие, но и ответственность за честь мужа, решив сохранить ему верность: Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна.
Верность (Родине) –это такое чувство, когда человек способен ради Родины на все, даже на самопожертвование. • В повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» Остап, старший сын Тараса Бульбы», остаётся верным сыном Родины. Он человек твёрдой воли, большой выдержки, всегда готовый бороться за освобождение отчизны и умереть за неё. Остап мужественно переносит нечеловеческие мучения во время казни. • В рассказе Н.С. Лескова «Левша» мастер-самоучка, даже умирая, думает о родине, боится, что унесёт в могилу открытый им «секрет» - как англичане чистят ружья, чтобы они долго стреляли. Когда англичане предлагают ему остаться у них, он отвечает отказом. И объясняет это очень просто: своей приверженностью к родине и русской православной вере.
Учитель –лицо, которое обучает чему-нибудь, преподаватель. Учителя передают знания, навыки, свой опыт, дают наставления. •В рассказе Астафьева «Фотография, на которой меня нет» автор раскрывает лучшие качества учителя: он был способен на подвиг, мог пожертвовать жизнью, спасая своих учеников от змеи. Учитель и его жена, тоже учительница, приехали в глухую сибирскую деревню, не побоявшись трудностей. · В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» на помощь главному герою совершенно неожиданно приходит молодая учительница Лидия Михайловна. Она понимает, насколько тяжело мальчику, оторванному от дома и родных. Всячески старается помочь ему: пытается угостить дома, отправляет посылку, начинает играть на деньги. Лидия Михайловна преподнесла уроки доброты и гуманизма, показала ему, что даже в самые суровые времена есть люди, готовые протянуть руку помощи. · Врассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»Харлампий Диогенович не унижает детей, не принижает их авторитет, и вместе с тем юмористическое отношение приносит свои плоды - дети видят свою вину, и им становится стыдно за свои недобросовестные проступки. Он сравнивает действия мальчика с подвигом Геракла. Учитель прекрасно всё понял и нашёл правильные слова, чтобы пристыдить мальчишку и заставить его задуматься. Мальчик не обиделся, он признал, что слова учителя были справедливыми. · О роли наставника в становлении личности рассказывает легенда о встрече Сократа и Ксенофонта, будущего историка. Как-то разговорившись с незнакомым молодым человеком, Сократ спросил у него, куда следует идти за мукой и маслом. Юный Ксенофонт ответил: «На рынок». Сократ поинтересовался: «А за мудростью и добродетелью?» Юноша удивился. «Иди за мной, покажу!» - пообещал Сократ. И многолетний путь к истине связал крепкой дружбой знаменитого учителя и его ученика.
Природа– это всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. Это живая и мёртвая природа. Места вне городов (горы, реки, леса, водные пространства, поля, степи…) · В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» тихая и робкая Татьяна Ларина любила природу: Она любила на балконе Предупреждать зари восход, Когда на бледном небосклоне Звезд исчезает хоровод... Для героини природа являлась и домом, и другом. Татьяна была чиста душою. Напротив, на Онегина картины природы наводили скуку, они чужды его душевному складу. · В одном из памятников древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве» - природа играет важную роль в человеческой жизни, выступает вестником неизбежных событий. Она пытается предупредить Игоря о предстоящей опасности: кровавый закат, затмение, зловещая гроза, странное поведение животных. Она активно помогает мужу Ярославны осуществить побег. Донец подстилает князю зеленую траву на берегах, лелеет его на своих волнах. Он одевает Игоря теплыми туманами, скрывая под сенью деревьев. С помощью природы князь благополучно совершает побег. Путь ему указывают дятлы, а соловьи поют Игорю песни. · Маленький принц из одноимённой сказки Экзюпери покидает свою родную планету, где главным его занятием было любоваться закатом и ухаживать за капризной розой. Там он жил по правилу: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок и сразу же приведи в порядок свою планету». Может быть, и нам, жителям планеты Земля, нужно помнить об этом правиле?
Жестокость– качество человека крайне сурового, безжалостного, беспощадного. · В рассказе Л.Н. Толстого «После бала» полковник командует жестокой расправой с солдатом, который посмел ослушаться. Как ревностный николаевский служака, по давно, тщательно продуманному порядку он прогоняет сквозь строй провинившегося солдата. · В рассказе И.С. Тургенева «Муму» барыня, владелица крепостных, поступает по произволу, унижая других людей, придираясь к ним, не считаясь с их чувствами. Она вздорная, своевольная, властная и жестокая женщина. Барыня считает себя вправе распоряжаться чужими судьбами и жизнями. · В романе А.С. Пушкина «Дубровский» Троекуров имел власть над людьми, мог поступать, как ему заблагорассудится. Он груб и своенравен. Ежедневно изобретал «проказы», жертвами которых становились его знакомые. Например, он толкал гостя-новичка в комнату с привязанным медведем. · В романе А.С. Пушкина «Дубровский» Троекуров жестоко обращался с животными. Он стравливал медвежат с кошками и щенятами, держал зверей на цепи, развлекался тем, что доводил медведей до бешенства при помощи бочки, утыканной гвоздями. · В романе А.С. Пушкина «Дубровский»Троекуров, отнимая имение у Дубровского, хотел создать своему приятелю такие условия, чтобы тот оказался в полной зависимости от него, чтобы Андрей Гаврилович просил о снисхождении, унижался перед ним. Богатый «друг» хотел довести Дубровского до полной нищеты, сломить его гордость, растоптать его человеческое достоинство. · М. Горький в повести «Детство» описывает нам жизнь и нравы купеческой среды, где царили жестокие законы: дед избивал бабушку, дяди мальчика постоянно воевали из-за наследства его матери, дети жестоко издевались над слабыми.
Честь– достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие качества. · В романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» главный герой, Печорин, убивает на дуэли своего друга Грушницкого. Вступившись за честь дамы, Григорий Печорин вызывает обидчика на поединок. Трусливый Грушницкий тайно договаривается со своими секундантами зарядить только свой пистолет, оставив Печорину холостой выстрел. Безнравственность и малодушие Грушницкого показывают, что чести у этого человека нет. · В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Гринёв следует законам офицерской чести и хранит верность воинской присяге. Гринёв не присягает Пугачёву, он помнит слова своего отца: «Береги честь смолоду». Эти слова помогли ему в самые сложные моменты жизни оставаться честным, верным себе и долгу. · По моему мнению, сейчас называться человеком чести может называться только тот, кто служит своей Родине, народу, кто бескорыстно раздаривает богатства своей души окружающим. Таким был Высоцкий, Сахаров, Солженицын … А.И. Солженицын боролся за счастье России, жертвуя покоем, здоровьем, почётом. Боролся порой в одиночку, упрямо и бескорыстно. Солженицын для меня – пример потрясающей силы духа, неуспокоенности и правдолюбия, настоящий рыцарь чести.
Мужество –храбрость, присутствие духа в опасности. · Во время нашествия Наполеона мы встречаем безграничную силу, мужество и единение русских людей. Героем был и каждый отдельный человек, и весь народ. Каждый совершает свой собственный подвиг: кто-то рвется в бой, под пули, другие, внешне незаметные, налаживают связь, снабжение, работают на заводах до изнеможения, спасают раненых. · В рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» Жилин проявляет волю, мужество. В плену он не ждёт помощи со стороны, а активно борется и спасается благодаря находчивости, отваге, доброте к людям. Жилина уважают не только друзья, но и враги. · В балладе В.А. Жуковского «Кубок» главный герой, мужественный юноша, совершает отважные поступки. Царь вызывает на испытание своих подданных, но никто не хочет идти на верную гибель. Молодой паж вызывается исполнить волю царя и бросается в грозную морскую пучину. После первого испытания он возвращается победителем и рассказывает о чудесах подводного царства. Когда юноша испытывает судьбу второй раз, он гибнет в морской бездне. · В произведении древнерусской литературы «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» жители Киева оказались в осаде. Обстановка в осаждённом городе была крайне трудной: люди изнемогали от голода и жажды. Они готовы сдаться печенегам, если Святослав с дружиной не придут на помощь. Мужественному юному отроку удалось обмануть печенегов и спасти город. · Защитники Брестской крепости проявили потрясающую стойкость и мужество, отражая натиск фашистских войск в течение многих дней. Они сопротивлялись вдвое превосходящему по количеству и гораздо оснащённому и подготовленному противнику, пока у них были боеприпасы. Среди них был и наш земляк, Кижеватов. ·
Драгоценные книги -это книги, которые мы особенно ценим, потому что они помогают нам найти ответы на многие вопросы, формируют наш характер. Для меня драгоценной книгой является произведениеБ. Полевого «Повесть о настоящем человеке».Повесть основана на реальных событиях из жизни советского лётчика Алексея Маресьева. Во время Великой Отечественной войны в одном из боёв самолёт главного героя, Мересьева, был сбит фашистами. В госпитале ему ампутировали ноги. После долгих тренировок, он снова вернулся в строй, поднялся в воздух и сбивал фашистские самолёты. Это человек, который благодаря силе воли, настойчивости, целеустремлённости преодолевал не только различные жизненные обстоятельства, но и физическое увечье. · Для меня драгоценной книгой является повесть А. Грина «Алые паруса». Незатейливая история провинциальной девушки, мечтающей о сказочном принце, чудесным образом сбывается, заставляя окружающих поверить в счастливую судьбу. Александр Грин учит нас не сдаваться, решительно идти к своей мечте и помнить, что добро побеждает зло. Грэй и Ассоль своей историей доказывают нам, что у любви нет преград. · Для меня драгоценной книгой является сказка Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц». Это мудрая сказка, которая адресована и взрослым, и детям. Экзюпери, летчик и писатель, размышляет о самом важном – о вечных вопросах нашей жизни: о добре и зле, о красоте и равнодушии, о дружбе и любви, о верности и ответственности человека за свои поступки. Для Экзюпери было очень важно написать такую сказку, как «Маленький принц». Ведь он часто повторял, что из доброй семечки обязательно вырастет доброе дерево.
 
Нравственный выбор - это осознанно принятое человеком решение, это ответ на вопрос "Как поступить?": пройти мимо или помочь, обмануть или сказать правду, поддаться искушению или устоять. · Для примера возьмём книгу В. Быкова «Обелиск».Учитель Мороз из повести воспитывал в детях доброе, светлое, честное. И когда пришла война, его ученики устроили покушение на полицая. Детей арестовали. Немцы пообещали отпустить ребят, если явится укрывающийся у партизан учитель. С точки зрения здравого смысла являться Морозу в полицию было бесполезно: гитлеровцы все равно не пощадили бы подростков. Но с нравственной точки зрения Мороз должен был подтвердить своим поступком то, чему он учил детей, в чем убеждал их. Мороз не мог бы жить, если бы хоть один человек подумал, что он струсил, оставил детей в роковой момент. Учитель был казнен вместе с ребятами. · Герои повести В. Быкова «Сотников»сделали свой нравственный выбор.Рыбак перед лицом смерти меняет свои убеждения, предает Родину, спасая свою жизнь, которая после предательства теряет всякую цену. Сотников с честью проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений. Перед лицом смерти человек остается таким, каков он есть на самом деле. Здесь проверяется глубина его убеждений, его гражданская совесть.  
Внутренний мир человека– это духовная жизнь, в которой формируются наши представления и образы. · В рассказе А. Платонова «Никита» у главного героя был богатый внутренний мир. Никита старался превратить в людей неодушевлённые предметы, потому что он был добрым мальчиком. Когда он оставался дома один, им овладевали страхи. Ему чудилось, что в бочке кто-то живёт, солнце было похоже на умершего дедушку, а баня – это бабушка. Только человек с богатым внутренним миром способен на воображения. • В рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор» героиня обладает богатым внутренним миром. Она перенесла много испытаний: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на фронте, тяжёлая болезнь, обида на колхоз, но не озлобилась на мир, сохранила чувство жалости и радости. Женщина, наоборот, радовалась, если кому-то везло больше, чем ей. Она бескорыстно помогала остальным женщинам, не гналась за «обзаводом». Сохранила душевную теплоту, искренность, независимость. · В стихотворении Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка» говорится о внутренней красоте девочки. Внешне она неказиста: длинный рот, кривые зубки, черты лица острые и некрасивые. Но сколько душевной красоты!. Прекрасной делает девочку умение радоваться за других, отсутствие зависти, ощущение счастья жизни.
Эгоизм -себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества. •Врассказе М. Горького «Старуха Изергиль»повествуется о Ларре. Он любит только себя, гордится только собой и только себя уважает. Ларра презирает людей, их чувства, желания. Он убивает девушку, когда та поступает не так, как ему хотелось бы. Старейшины племени приговаривают его к вечной жизни в одиночестве. · Жизнь старухи Изергильиз одноимённого рассказа М. Горькогопротекла прежде всего ради исполнения её желаний и прихотей, так и не оставив никакого следа. Она много любила, и ничто, кроме любви, не интересовало её. У неё незаурядный характер, сильный и вольнолюбивый. Только в старости Изергиль поняла, что главное для человека – быть нужной людям.
Материнская любовь -это сильное чувство, которое проявляется в бескорыстной самоотдаче, заботе, волнениях за собственного ребёнка. · Впроизведении В.Ф. Одоевского «Отрывок из журнала Маши» мы узнаём о воспитании детей в дворянских семьях. Мама девочки умна и дальновидна. Она с детства даёт возможность детям проявить свою самостоятельность, потому что ей небезразлично их будущее. Она воспитывает у девочки чувство ответственности, помогает учиться вести хозяйство, разъясняет девочке вопросы, связанные с денежными тратами. · В рассказе К. Паустовского «Телеграмма» любовь Катерины Петровны к дочери самоотверженна и лишена эгоизма. Женщина готова простить и даже оправдать и отсутствие писем, и нежелание приехать. Катерина Петровна знала, что Насте теперь не до неё, старухи. Три года она страдала от одиночества и умерла. Дочь не успевает повидаться с матерью, попросить у неё прощения.
Искусство -творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. · В«Легенде об Арионе»рассказывается о спасительной силе искусства, о её ценности. Арион - талантливый человек, несравненный кифаред. Он свои знания передавал другим: обучил хор. Когда коварные мореходы решили заставить его броситься в море, он поёт свою последнюю песнь, облачась в полный наряд певца, взяв в руки кифару. Дельфины спасают Ариона. · В фильме «Брестская крепость» режиссёр Александр Котт с документальной точностью воспроизводит события начала войны, когда отрезанный от других частей и разбитый неожиданной атакой на несколько отрядов гарнизон оказал сопротивление фашистам. Правдиво показаны стойкость и мужество защитников крепости глазами мальчика Алёши. · На картине К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы»автор правдиво передаётиспуг ребятишек, убегающих от грозы. У девочки волосы растрепались от бега и сильного ветра. На спине у неё маленькая сестрёнка. Она боится грозы. С замиранием сердца смотрит на небо и думает: успеет ли добраться до дома, прежде чем разразится гроза.
Совесть– чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом. · Мальчику израссказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»совесть не даёт покоя после того, как он обманул бабушку: положил на дно корзины с земляникой, которую она хотела продать в городе, траву. Витя раскаивается в содеянном. · В рассказе В. Шукшина «Дядя Ермолай» двое ребят, работавших в бригаде, обманули его. Ермолай просил их признаться, но Васька и Гришка так и не сказали правду. Дядя Ермолай так упорно добивался, умолял, чтобы дети сказали правду, чтобы добраться до их совести. Он хотел, чтобы дети выросли настоящими людьми. · Бессовестно поступает Грушницкий из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Желая отомстить Печорину и унизить в глазах знакомых, он вызывает его на дуэль, зная, что пистолет не будет заряжен. Это подлый поступок по отношению к бывшему приятелю. Печорин убивает его, так и не дождавшись, когда в Грушницком проснётся совесть, и он раскается в своём коварстве. · В романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»Швабрин – человек без стыда и совести, способный на любую подлость и предательство и без колебаний изменяющий присяге. Он становится мятежником не из-за глубокой симпатии к Пугачёву, а с целью сохранить себе жизнь, отомстить Гринёву и добиться Маши.
Месть –действие в отплату за причинённое зло, возмездие за что-нибудь. · В романе А.С. Пушкина «Дубровский» КирилаТроекуров выбрал самый подлый способ мести – он решил незаконно отобрать имение у своего бывшего товарища, Андрея Гавриловича Дубровского. Причём сделать это под видом законности, чужими руками. · В романе А.С. Пушкина «Дубровский»Владимир сначала хотел отомстить Троекурову, из-за которого умер его отец и сам он был лишён имения.. Но любовь к дочери своего врага заставляет его отказаться от мщения. Он был великодушным и благородным, не хотел сделать ничего такого, что могло бы причинить горе Марье Кириловне.
Доброта –отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. · Экзюперив своейсказке «Маленький принц» размышляет о вечных вопросах нашей жизни: о добре и зле, красоте и равнодушии, дружбе и любви, верности и ответственности человека за свои поступки. Он часто повторял, что из доброй семечки обязательно вырастет доброе дерево. · В рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» бабушка Вити понимает, что внук мучится и раскаивается в содеянном. Он на дно корзины с земляникой, которую бабушка собиралась продать в городе, положил траву. Милосердие доброта и прощение бабушки сделали то, чего не сделало бы самое тяжкое наказание. Она купила ему «пряник конём». · Куприн в рассказе «Чудесный доктор»поведал, как доктор Пирогов спас семью бедного чиновника от болезней и голода, помог ей «выбиться». Глава семьи Мерцалов уже хотел покончить жизнь самоубийством от отчаяния, потому что не мог содержать семью, его дети голодали. Только из аптечного ярлычка они узнали, кто помог им в критический момент жизни.
Преданность -качество характера человека, исполненного любви и верности к кому-нибудь или чему-нибудь · Вповести Пришвина «Кладовая солнца»старый охотник Антипыч на примере своего отношения с Травкой показывает, каким может и должно быть взаимопонимание между человеком и животным. Даже после смерти Антипыча собака следует тем же правилам, которые он ей внушил. Травка вытаскивает Митрашу из трясины. · В рассказе Куприна «Белый пудель» шарманщик считал Арто лучшим другом. Он воспитал его с самых малых лет и знал, что вернее друга у него не может быть. Поэтому ни за какие деньги дед Мартын не собирался продавать своего пуделя богатой даме. · В повести Троепольского «Белый Бим – чёрное ухо» Иван Иванович, одинокий человек, потерял своих близких: жену и сына. Привязанность к Биму помогла ему преодолевать горе. Когда хозяин попал в больницу и не вернулся домой, потому что умер, он долго искал своего хозяина, пока не отправили на живодёрню. · В произведении А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» герой привязан к коню, над его чувствами не властны ни время, ни даже смерть коня. Князь хочет видеть хоть кости своего боевого товарища, прикоснуться к ним. Олег прямо называет коня другом и сожалеет, что не похоронят их вместе.
Равнодушие –качество характера человека, безразличного, безучастного к людям, к окружающему. · Врассказе Л. Андреева «Кусака» Леля приручает собаку, потому что было хорошее настроение, хотелось веселья. Когда приходит пора уезжать из дачи, ей жалко оставлять собаку, она готова заплакать, но после обещания мамы взять породистого щенка плакать ей уже не хочется. Она забывает даже попрощаться с Кусакой. Собака вновь остаётся в одиночестве. Но теперь она забыта и брошена теми людьми, которым доверяла. · В рассказе К. Паустовского «Телеграмма»Настя живёт в городе вдали от больной старенькой матери. Ей некогда не только приехать к ней, но и написать письмо. Насте все дела кажутся важными и неотложными. Даже когда пришла телеграмма о болезни матери, она не сразу поехала в деревню, поэтому не застала Катерину Петровну в живых. · В рассказе Е.И. Носова «Кукла» равнодушные люди легко проходили мимо сломанной куклы и даже не обращали на нее внимания. Герою рассказа, прошедшему войну, тяжело было на нее смотреть. Его больше всего ранило человеческое равнодушие. Акимыч вырыл для куклы настоящую могилку и похоронил. Он словно хотел скрыть от людских глаз все плохое, что навевало тягостные и горестные размышления.
Взаимовыручка -это взаимная, обоюдная помощь, поддержка, выручка в каком - либо деле. · Вповести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»в ярких образах запорожских казаков писатель воплощает идеал воина – защитника – вольнолюбивого, преданного Родине. Товарищество, взаимопомощь и взаимовыручка – главные законы для запорожца. И Бовдюг, и Мосий Шило, и Кукубенко считают своим долгом выручить товарища, даже рискуя собственной жизнью.
Сила духа – это деятельная решимость идти к цели, преодолевая любые препятствия. · В поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»Екатерина Ивановна Трубецкая, жена декабриста, одна из первых добилась у царя разрешения последовать за мужем в Сибирь. Она знала, что там она будет такой же бесправной, как и муж, что дети, рождённые в ссылке, приравнивались к крестьянам. В ней присутствует и сила духа, и мужество, и самоотверженность, и уверенность в своей правоте. · В произведение Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке»самолёт главного героя, Мересьева, был сбит фашистами. В госпитале ему ампутировали ноги. После долгих тренировок, он снова вернулся в строй, поднялся в воздух и сбивал фашистские самолёты. Это человек, который благодаря силе духа, настойчивости, целеустремлённости преодолевал не только различные жизненные обстоятельства, но и физическое увечье.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: