Контрольная работа по теме «Химический состав клетки»
Вариант 1.
I. Выбрать правильный ответ. (3 балла)
1. Мономером РНК является:
А) нуклеотид Б) глюкоза В) аминокислота Г) глицерин
2. В состав сахарозы входит:
А) аденин Б) глюкоза В) рибоза Г) глицерин
3. В состав ДНК НЕ входит:
А) Дезоксирибоза Б) урацил В) аденин Г) фосфат
II. Дана одна цепочка молекулы ДНК (Т-Г-А-А-Т-Ц-А-Ц-Т-Г-Г-А-Ц).
Постройте комплементарную вторую цепочку. (3 балла)
III. Найдите ошибки в молекуле ДНК. (3 балла)
А – Г – Т – Т – А – Г – Ц – Т – Т - Г
Т – Т - Г – А – Т – Ц – Г – А – Т – Ц
IV. Найдите ошибки в молекуле РНК: Т- Г- А- Г- Ц- Ц- А- Т- А- Ц (3 балла)
V. Подпишите напротив названия вещества цифры, соответствующие функциям, выполняемым данным веществом в клетке (4 балла)
Вещества: Функции:
А) Белки 1. Энергетическая
Б) Углеводы 2. Структурная
В) Липиды 3. Запас питательных веществ
Г) Нуклеиновые кислоты 4. Защитная
5. Информационная
6. Каталитическая
7. Транспортная
VI. Прочитайте текст «Роль воды в человеческом организме».
Роль воды в человеческом организме
В состав человеческого тела входит около 65% воды. Это значит, что во взрослом человеке, который в среднем весит 70 кг, примерно 46 кг приходится на воду. Особенно богаты ею ткани молодого организма: в теле трехмесячного человеческого плода – 95% воды, у новорожденного ребенка – 70% (многие ученые одной из причин старения считают понижение способности белков организма связывать большие количества жидкости). Вода входит в состав всех органов и тканей человека; даже такая плотная ткань, как кость, содержит около 20% воды, в печени, мышцах, мозге – 70–80%, в крови – около 80%.
Просачиваясь с растворенными в ней солями через органические «стенки», разделяющие ткани, вода течет от более слабого раствора к более крепкому, пока концентрации обоих растворов не сравняются. Этот процесс, называемый осмосом, играет существенную роль в жизни человеческого организма; с его помощью живые клетки получают необходимые им вещества. Поддерживая осмотическое давление, вода участвует и в минеральном обмене.
|
Человек чрезвычайно остро реагирует на нарушение водного баланса. Так, при утрате влаги в размере 6–8% от веса тела он впадает в полуобморочное состояние. Потеря 10% влаги вызывает нарушение глотательного рефлекса, затем начинаются галлюцинации, в конце концов останавливается сердце – оно оказывается не в состоянии проталкивать по сосудам сгустившуюся кровь. При потере организмом более 12% влаги наступает смерть.
В норме из организма выделяется в сутки 2,5 л воды: через почки – около 50%, через легкие – 13%, через кишечник – 5%, остальная часть воды (примерно 32%) выделяется через кожу. Однако эти соотношения могут резко изменяться. Так, при заболевании сахарным диабетом почки начинают выделять до 8–10 л воды в сутки. Интенсивная физическая работа, пребывание в горах увеличивают количество воды, уходящей через легкие. При работе в горячих цехах или в жаркую погоду масса воды, теряемой через кожу, может достигать 6–10 л. Во всех этих случаях вследствие обезвоживания организма человек испытывает чувство жажды. Было установлено, что общее количество выделяемой из организма взрослого человека воды в норме должно равняться количеству вводимой, т.е. в среднем 2,5 л. В этом случае соблюдается состояние водного равновесия, нормальный баланс воды.
|
1.Назовите причины старения.(1 балл)
2. Какова масса человека, если в его организме содержится 51 кг воды. Сколько процентов воды содержится в костях его черепа?(3 балла)
3. Перечислите случаи, при которых вероятно обезвоживание организма.(5 баллов)
Контрольная работа по теме «Химический состав клетки»
Вариант 2.
I. Выбрать правильный ответ. (3 балла)
1. Мономером белков является:
А) нуклеотид В) глюкоза
Б) аминокислота Г) глицерин
2. Мономером крахмала является:
А) нуклеотид В) глюкоза Б) аминокислота Г) глицерин
3. Белки, регулирующие скорость и направление химических реакций в клетке:
А) гормоны В) витамины Б) ферменты Г) протеины
II. Дана одна цепочка молекулы ДНК (А-А-Ц-Г-Г-Т-А-Ц-Г-Г-А-Ц-Т-Т-А-Т).
Постройте комплементарную вторую цепочку. (3 балла)
III. Найдите ошибки в молекуле ДНК. (3 балла)
А - Г- А – Т – Т – Ц – Ц – А – Т - Г
Т - Г- Т – А – Т - Г - Г - Т - А – Т
IV. Найдите ошибки в молекуле РНК: А- А- Т- Г- Ц- У- Т- А- Т- Ц (3 балла)
V. Подпишите напротив названия вещества цифры, соответствующие функциям, выполняемым данным веществом в клетке. (4 балла)
Вещества: Функции:
А) Белки 1. Энергетическая
Б) Углеводы 2. Структурная
В) Липиды 3. Запас питательных веществ
Г) Нуклеиновые кислоты 4. Защитная
5. Информационная
6. Каталитическая
7. Транспортная
VI. Прочитайте текст «Органические вещества».
Заполните в таблице «Сравнительная характеристика белков и углеводов» графы, обозначенные цифрами 1, 2, 3.(9 баллов)
При выполнении задания переписывать таблицу необязательно. Достаточно записать номер графы и содержание пропущенного элемента.
|
Органические вещества
Белки и углеводы — органические вещества, являются биополимерами.
Углеводы состоят из атомов углерода, водорода и кислорода. Все углеводы делятся на простые (моносахариды) и сложные (полисахариды). Моносахариды (например, глюкоза) хорошо растворимы в воде, имеют сладкий вкус. Глюкоза — универсальный источник энергии в клетке. Моносахариды также обеспечивают биосинтез других органических веществ и обезвреживают и выводят из организма ядовитые вещества. Полисахариды (например, крахмал, гликоген) нерастворимы в воде, не имеют сладкого вкуса. Поэтому они удобны в качестве запасных веществ, используются как строительный материал (целлюлоза, хитин).
Белки состоят из атомов углерода, водорода, кислорода и азота (иногда и серы). Белки в жизни всех организмов имеют первостепенное значение. Они отличаются разнообразием структуры и строгой специфичностью, зависящих от последовательности аминокислот в молекуле. Под влиянием различных химических и физических факторов наблюдается уменьшение растворимости белка, изменение формы и размера молекул, потеря ферментативной активности — это денатурация. Белки выполняют различные функции: структурную (входят в состав мембран, ядра и органоидов), обеспечивают движение, транспорт веществ, защиту организма (антитела), приём и передачу информации из внешней среды, регуляцию функций организма, а также являются источником энергии.