I. Кинематический расчет привода
Выбор двигателя
1.Определим мощность на выходном валу:
Рвых = Твых * вых
вых = (π * nвых)/30
вых = (3,14 * 4000)/30 = 418,6 (рад/с)
Рвых = 0,6 * 418,6 = 251,16 (Вт)
2.Определим мощность на выходном валу:
Рдв = (Рвых / общ)*ξ,
где ξ = 1,1 ÷ 1,2;
общ = р.п. * з.п. * м * 3 пш ,
где р.п. = 0,9 ÷ 0,92; з.п. = 0,96 ÷ 0,98
м = 0,99; пш = 0,99
общ = 0,92 * 0,98 * 0,99 * 0,993 = 0,85
Рдв = (1,1 *251,16)*0,85=0,36кВт
Из таблицы 2.1. (стр. 41) [1] выберем двигатель, который соответствует рассчитанной мощности. Это трехфазный асинхронный двигатель типа 4 А, где Рдв = 0,37 кВт; nдв = 1000 об/мин.
3.Определим угловую скорость и крутящий момент двигателя:
дв = (π * nдв) / 30
дв = (3,14 * 1000) / 30 = 104 (рад/с)
Тдв = Рдв / дв
Тдв = 0,37 / 104 = 0,8 (Н*м)
4.Определим передаточное число привода и его ступеней
Uобщ = nдв / nвых
Uобщ = 1000 / 4000 = ¼
Iобщ =4(передаточное число)
iобщ = iр.п.* iз.п.
iз.п. = 2
iр.п. = iобщ./ iз.п.
iр.п.= 2
Uз.п. = ½
Uр.п. = ½
Р1= Рдв = 0,37кВт
n1 = nдв = 1000 (об/мин)
1= n1* π/30
1=105 (с-1)
T1 = Р1/ 1
T1 = 370 /105= 3,52 (Н*м)
U12= 1/ 2
2=105/0,5=210 (с-1)
n2 = nдв/ U12
n2=3000 / 1,5 = 2000(об/мин)
T2 = T1 * U12 * 12
12= р.п. * пш
12= 0,93*0,99 = 0,92
T2 = 3,52 *0,5* 0,92=1,62 (Н*м)
U23= n 2 n3= 2/ 3
3=210/0,5=4000(об/мин)
T3 = T2 * U23 * 23
23= з.п. * пш
23= 0,97* (0,99)2 =0,95
T3 = 1,62 * 0,5*0,95=0,77 (Н*м)
II. Расчет ременной передачи
Все расчеты проводим по книге А.Е. Шейнблита «Курсовое проектирование деталей машин». [1]
1.Выберем толщину ремня по табл. 5.1. (стр. 80): δ = 2,8 мм
Определим диаметр ведущего шкива и полученное значение округлим до ближайшего стандартного из табл. К40 (стр. 448): d1 = 180 мм.
2.Определим диаметр ведомого шкива и округлим полученное значение до ближайшего стандартного из табл. К40 (стр. 448):
d2=u * d1*(1 - е)
d2=2* 180 * (1 -0,02)= 352,8 (мм)
где s = 0,01 ÷ 0,02 - коэффициент скольжения.
|
3.Определим передаточное число uф и его отклонение Δu от заданного u:
uф = d2/d1 * (1 - е)
uф = 352,8 / 180 * (1 -0,01) = 1,9404
Δu = |uф - u| * 100% / u < 3%
Δu = |1,9404- 2| * 100% / 2= -2,38 < 3%
4.Определим ориентировочное межосевое расстояние:
а≥2* (d1 + d2)
а≥2* (180 + 352,8)
а≥1065,6(мм)
5.Определим расчетную длину ремня:
l = (2 * а) + [(π / 2) * (d1 + d2)] + [(d 2 – d1 / 4 * a]
l = (2 * 1065,6) + [(3,14/2) * (180 + 352,8)] + [(180 - 352,8)/4 * 1065,6] = 2967, 5 (мм)
6.Определим угол обхвата ремня ведущего шкива:
α1 = 180° - 57° * (d2-d1)/a
α1 = 180°-57° * (353-180)/800 = 161,76°
α1 > 150° - условие выполняется
7. Определим скорость ремня:
υ = (π * d1 * n1) / (60 * 103) < [υ], где [υ] = 35 (м/с)
υ = (3,14* 180 * 1000)/(60 * 103)<[υ]
υ = 9,42 < [d] - условие выполняется
8. Определим частоту пробегов ремня:
U = l / υ ≤ [U]
U = 3000 / 9,42 =0,31 (с-1)
0,32 ≤ [15] - условие выполняется
9.Определим окружную силу, передаваемую ремнем:
Fl = Pном * 103 / υ
Fl = 0,37 * 103 / 9,42 = 39,3 (H)
10.Определим допускаемую удельную окружную силу:
[kn] = [ko]*Cθ*Cα*Cυ*Cp*Cd*CF
[kn] =1,6 * 1 * 0,94 * 0,68 * 1 * 1,2 * 0,85 = 1,04 (Н/мм2)
где допускаемая удельная окружная сила определяется с помощью табл. 5.1. (стр. 80)
11.Определим ширину ремня и округлим полученное значение до стандартного:
b = F t / (5 * [кn])
b = 39,3/(5 *1,04) = 7,56 (мм)
12.Определим площадь поперечного сечения ремня:
А = δ*b
А = 5* 32 = 160 (мм 2)
13.Определим силу предварительного натяжения ремня:
F 0= А * σ0 = 160*2 = 320 (Н/мм 2)
14.Определим силы натяжения ведущей и ведомой ветвей ремня:
F1 =Fо + Ft/2
F1 =(320+39,3)/2 = 339,65 (Н)
F2 = Fo- Ft/2
F2 = 320 - 339,65 / 2= 300,35 (Н)
15.Определим силу давления ремня на вал:
Fо.п=2* F 0*sin (α1/ 2)
Fо.п=2 *230 * sin (167,7/ 2) =636,31 (Н)
Проверочный расчет:
Проверим прочность ремня по максимальным напряжениям в сечении ведущей ветви:
|
σmax = σ1+ σи + σ υ ≤ [σ]р
а) σ1-напряжение растяжения в плоском ремне, Н / мм 2:
σ1=F0/A+Fl/2*A
σ1=320/160+39,3/2*160=2,12(Н /мм 2)
б) σи - напряжения изгиба в плоском ремне Н / мм 2:
σи = Eи * δ / d1, где Eи = 80…100 (мм 2)
σи = 80 * (5/180)=2,22 (Н /мм 2)
в) σ υ - напряжения от центра сил в плоском ремне Н / мм 2:
σ υ = ρ * υ 2 * 10 -6, где ρ = 1000…1200 кг / м 3
σ υ = 1010 * 9,422 * 10 -6 = 0,0896 (Н /мм 2)
г) Допускаемое напряжение растяжения в плоском ремне Н / мм 2:
[σ]р = 8 (Н /мм 2)
4,43 ≤ 8 (Н /мм 2)
Вывод: передача обеспечивается необходимой прочностью.
III. Расчет зубчатой передачи
1.Пусть z1=20
2. z2 = u1* z2= 2*20=40
3. Принимаем m = 2 (мм 2)
4..Определим фактическое межосевое расстояние прямозубой передачи:
αw=(d1+ d2)/2
αw=(40+80)/2=60 мм
5. Определим фактические основные геометрические параметры передачи, мм:
а) Делительный диаметр:
d1 = m * z1
d1 = 2* 20 =40 (мм)
d2 = m * z2
d2 = 2840=80 (мм)
б) Диаметр вершин зубьев:
da1 = d1 + 2 * m
da1 = 40+2*2=44 (мм)
da2 = d2 + 2 * m
da2 = 80=2*2=84 (мм)
в) Диаметр впадин зубьев:
df1 = d1 – 2,4 * m
df1 = 40-2,4*2 =35,2 (мм)
df2 = d2 – 2,4 * m
df2 = 80-2,4*2 =75,2 (мм)
г) Ширина венца:
b2 = * αw
b2 = 0,25 * 60=15 (мм)
b1 = b2 + (2…4) мм
b1 = 15+3 =18 (мм)
Проверочный расчет:
1.Проверим межосевое расстояние:
αw = (d1 + d2) / 2
αw = (40+80)/2=60 (мм)
2.Проверим контактные напряжения σH, H / мм 2:
σн = K * ≤ [σ]н
σн = 436 *
≤ (H / мм 2)
а) K – вспомогательный коэффициент
K = 436
б) окружная сила в зацеплении, Н:
= 2 * T2 * 103 / d2
= 2 * 1,62 * 103 / 80=40,5 (Н)
σ =К
в) K - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки
между зубьями. K =1.
г) К — коэффициент динамической нагрузки, зависящий от
|
окружной скорости колес и степени точности передачи (табл. 4.3);
3. Проверим натяжения изгиба зубьев шестерни σF1 и колеса σF2 ,Н/мм2:
σF2 = YF2 * Yβ * * / b2 * m ≤ [σ]F2
σF2 = (Н/мм2)
σF1 = σF2 * YF1 / YF2 ≤ [σ]F1
σF1 = (Н/мм2)
а) - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями:
= 1
б) - коэффициент неравномерности нагрузки по длине зуба:
= 1
в) - коэффициент динамической нагрузки:
= 1,8
г) YF1 и YF2 - коэффициенты формы зуба шестерни и колеса:
YF1 = 4,27
YF2 = 3,75
д) Yβ - коэффициент, учитывающий наклон зуба:
Yβ = 1
Заключение
При выполнении проекта механизма я провела кинематические расчеты, определила расчёт привода ротационного челнока полуавтомата 25-1 кл,выполнила расчеты конструкции на прочность и долговечность, решила вопросы с выбором материала для отдельных звеньев механизма.
В ходе работы я ознакомилась с справочной литературой на данную тематику; действующими стандартами и нормами. Этими знаниями я воспользовалась при выборе конструкций, материалов и размеров деталей и при выполнении конструкторской документации: пояснительной записки, сборочных и рабочих чертежей, включающих составление технических требований.
Выполнение курсового проекта по дисциплине «Детали машин» - работа по решению комплексной инженерной задачи. Знания и опыт, приобретенные при выполнении этого проекта, являются базой для выполнения в дальнейшем более сложных проектов по специальным дисциплинам и решения задач общетехнического характера.