Становление таможенной службы РФ - неотъемлемая составная часть формирования российского государства и обеспечения его суверенитета. Правовой основой этого процесса стал Указ Президента РФ «О государственном таможенном комитете РСФСР». Государственный таможенный комитет (ГТК) был создан как центральный таможенный орган России. На него возлагалась ответственность за реализацию таможенной политики республики, обеспечение соблюдения законодательства в таможенном деле, эффективное функционирование таможенных органов.
Деятельность ГТК России в эти годы осуществлялась в соответствии с Положением о ГТК России, утвержденным Указом Президента РФ от 25 октября 1994 г. N 2014 (в ред. Указа Президента РФ от 16.09.99 N 1235).
ГТК России решало возложенные на него задачи-функции как непосредственно, так и через региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты, и иные учреждения, входящие в систему таможенных органов (таможенные лаборатории, подведомственные ГТК России учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, вычислительные центры и т.д.).
Становление и обеспечение дееспособности системы таможенных органов непосредственно связаны с принятием в 1993 г. Закона РФ «О таможенном тарифе» и Таможенного кодекса РФ. Была создана российская правовая база осуществления таможенной политики и таможенного дела в новых условиях. Эти законодательные акты закрепили приоритет фискально - экономических, контрольных, правоохранительных и защитных функций таможенных органов. Они получили статус правоохранительных органов, полномочия на осуществление валютного контроля. С первых шагов своей деятельности таможенная служба России активно включилась международное сотрудничество по вопросам торгово-тарифной политики таможенного дела.
|
ГТК России расположился в здании на Комсомольской площади. Создание ГТК определило начало трудного этапа возрождения и становления российской таможенной службы (1991 - 1993 гг.). От бывшего союзного государства Россия унаследовала крайне усеченную и ослабленную сеть таможенных органов. На ее территории осталось лишь 20 процентов действующих таможен. Общая штатная численность таможенных работников в январе 1992 г. не превышала восьми тысяч человек. Кроме того, протяженность границ, подлежащих таможенному контролю, но не оформленных в соответствии с международными правовыми нормами и технически не оборудованными, увеличилась на 13,5 тыс. км. В таких условиях возрождение системы таможенных органов России пришлось начинать, прежде всего, с разработки новой концепции их роли и функций в государстве, системы регулирования внешнеэкономической деятельности. Потребности становления рыночной экономики в стране и процессы либерализации внешнеэкономической деятельности диктовали задачи превращения таможенной службы в реально действующий инструмент таможенного регулирования, защиты экономических интересов и безопасности государства, исполнения доходной части федерального бюджета, освоения мировых стандартов таможенного дела. Для реализации этих задач требовалось обеспечить рациональное размещение таможен и их структурных подразделений в местах наибольшей концентрации товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному оформлению и контролю. Новые идеи и подходы получили свое воплощение в программе развития таможенной службы на 1992 - 1995 гг., разработанной ГТК. Она определила приоритетное развертывание сети таможенных органов внутри страны, в крупных индустриальных центрах, а также пограничных таможенных постов и пунктов пропуска на новых участках границы. Предусматривались обеспечение таможенных органов и учреждений вычислительной техникой, программными продуктами, техническими средствами таможенного контроля и связи, а также другие меры улучшения организации и технологии осуществления таможенного дела.
|
Намеченная программа в основном была выполнена. Об этом свидетельствовали как динамичный рост сети таможенных органов, так и глубокие качественные изменения ее состава.
Особенно результативными в этом плане были 1992 - 1993 гг.
Более чем в два раза увеличилось количество пограничных таможен. Это означает, что на большей части границы таможни и пункты пропуска были созданы заново. На одну треть выросло число внутренних таможен. Значительно разветвлённее стала структура таможен за счет пятикратного увеличения количества таможенных постов. Быстрыми темпами росло число региональных таможенных управлений. За два года было создано восемь новых таких управлений. Территориально они создавались в соответствии со сложившимся делением страны на экономические регионы. В последующие годы новым звеном стали специализированные таможенные органы (оперативные таможни, акцизные посты и таможни и др.). В результате за короткий срок была создана разветвленная сеть таможенных органов и учреждений России, обеспечивающих осуществление таможенного дела на новых границах и на всей территории России. За три года существования российской таможенной службы в доход государства было перечислено более 18,5 трлн. руб. (неденоминированных).
|
В 1991 г. Россия как правопреемница СССР стала членом международного Совета таможенного сотрудничества (СТО) - ныне Всемирной таможенной организации (ВТО). Она была избрана членом Политической комиссии и Финансового комитета этой организации. Приоритетным направлением деятельности российской таможенной службы стало всемерное содействие экономической интеграции государств - участников Содружества независимых государств (СНГ), сотрудничество с их таможенными службами.
ГТК России принял участие в разработке и реализации многосторонних межправительственных и межведомственных соглашений о сотрудничестве и взаимопомощи стран СНГ в таможенных делах. По его предложениям Совет руководителей таможенных служб государств - участников СНГ, созданный в декабре 1993 г., принял ряд важных совместных документов по вопросам таможенного законодательства и унификации таможенных процедур. Таможенный кодекс содержал положения об атрибутах и символах таможенной службы, утверждаемых на государственном уровне.
8 июня 1993 года - приказом ГТК России был учрежден нагрудный знак «Отличник таможенной службы Российской Федерации». Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 1993 года ГТК России было разрешено учредить нагрудный знак «Почетный таможенник России».
Важной вехой в развитии правовых основ таможенной деятельности стал Федеральный Закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации», вступивший в действие 1 сентября 1997 г. Закон определил новые условия прохождения службы на контрактной основе, повысил ответственность и престиж человека в таможенной форме, утвердил Кодекс чести таможенника РФ и ритуал принятия Присяги сотрудника таможенного органа РФ. Было завершено формирование кадрового корпуса таможенной службы. На 1 января 2000 г. его численность составила 56 613 человек. 1999 год для таможенной службы отмечен реализацией значительных организационных и управленческих решений. Осуществлена кардинальная реорганизация структуры ГТК России. Его разросшиеся структурные подразделения были объединены в семь блоков: организационный, оперативный, экономический, правоохранительный, правовой, кадровый, тыловой. Основу их составили новые звенья в структуре ГТК - Главные управления, в которые перенесен центр тяжести организационно-управленческой работы. Эти меры позволили повысить статус структурных подразделений ГТК, непосредственно влияющих на собираемость таможенных платежей, повышение эффективности таможенного контроля и усиление борьбы с экономическими преступлениями. Была укреплена вся вертикаль управления. Повысилась роль ГТК России в совершенствовании и реализации таможенной политики. ГТК высказался за то, чтобы наряду с ужесточением таможенного контроля снизить до разумного предела ставки таможенных пошлин по некоторым товарным позициям и внес предложения, направленные на их оптимизацию, ликвидацию льгот на ввоз автотранспортных средств физическими лицами. В частности, было признано целесообразным предоставлять отечественным предпринимателям отсрочки по уплате таможенных платежей за ввоз технологического оборудования, которое находилось на таможенных складах. Это предложение было принято Правительством России и сыграло важную роль в поддержке отечественного производителя. ГТК совместно с Минторгом России выступил с инициативой создания десятизначной товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. Принятое по этому вопросу решение Правительства России в начале 2000 года предусматривало также реконструкцию импортного таможенного тарифа. Вся эта работа была направлена на реализацию приоритетной функции таможенных органов - формирование доходной части федерального бюджета. К 2000 г. удалось обеспечить стабильность и равномерность в этой работе таможенных органов.
В 2000 г. внешнеторговый оборот России по сравнению с 1999 г. увеличился на 32 процента и составил почти 137 млрд. долларов США. Экспорт вырос на 42 процента (до 103 млрд. долларов США). Таможенные органы собрали и перечислили в бюджет почти 359 млрд. руб. Если в 1999 г. каждый таможенник в среднем обеспечивал перечисление в бюджет 3,3 млн. руб., то в 2000 г. - 6,5 млн. руб. Основные усилия таможенных органов были сосредоточены на том, чтобы выявить и перекрыть существовавшие каналы ухода от уплаты таможенных платежей или уплаты их не в полном объеме. В конце 2000 г. был осуществлен перевод счетов таможенных органов на обслуживание в органы федерального казначейства. ГТК России начал внедрять новые технологии расчетов по таможенным платежам наличными денежными средствами, а также с применением микропроцессорных пластиковых таможенных карт.
В 1999 г. была разработана «Стратегия и основные направления деятельности ГТК России на 1999 - 2000 гг. по развитию и укреплению сотрудничества с зарубежными таможенными службами и международными организациями. Особенность этой программы в том, что она нацелена на активное развитие международного таможенного сотрудничества на региональном уровне. В целях повышения эффективности борьбы с незаконным оборотом наркотиков в сентябре 1999 г. был создан Северо-Западный кинологический центр. На него были возложены функции по организации и обеспечению кинологической деятельности таможенных органов, применению служебных собак для поиска наркотических средств, психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ. Сделан заметный шаг в сторону либерализации таможенно-тарифной политики России. В качестве приоритетной задачи рассматривается вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Заключение
Таможенная политика является важнейшим компонентом внутренней и внешней политики Российского государства и направлена на наиболее эффективное использование инструментов таможенного права, таможенного регулирования и контроля товарообмена на конкретной территории, а также на участие в реализации торгово-политических задач по защите внутреннего рынка и стимулирование развития экономики в целом.
Российская Федерация постепенно выходит на новый уровень в ведении внешнеэкономической деятельности. Для сохранения суверенитета и осуществления экономических интересов РФ необходимо создать надежную структуру государственных органов и учреждений, которые будут осуществлять внешнеэкономическую политику государства. Таможенные органы РФ являются неотъемлемой частью экономической политики государства. Особенно важна их роль в государствах, которые осуществляют переход от централизованной экономики к рыночной. Это прямо относится к России: при таких масштабных переменах, происходивших в стране, необходимо опираться на те инструменты, которые изначально, в силу своей природы, должны быть проводниками рыночных реформ. Задача таможенной системы состоит в том, чтобы состыковать новую экономическую систему России с системой мирохозяйственных связей и за счет этого дать импульс развитию внешнеэкономических связей. Одним из условий, для выполнения этой задачи является соответствующая постановка таможенного дела. И как следствие развитие правовой базы всего таможенного дела, унификации таможенных процедур на основе передового мирового опыта. Россия, будучи великой евроазиатской страной, имеет исключительно благоприятные перспективы интеграции в международную таможенную систему. Таможенные органы издают нормативные акты, которые способствуют улучшению ведения таможенной политики РФ, следят за выполнением прав и обязанностей сторон, участвующих в ведении внешнеэкономической деятельности, реализуют таможенную политику в целом, направляют свою деятельность на предотвращение ввоза контрабанды, следят за исполнением законодательства Российской Федерации, регулируют таможенную деятельность на местах и т.д. Приоритетными направлениями деятельности таможенной службы России, как это определено в разработанной и ныне действующей программе, были и остаются: осуществление фискальной и правоохранительной функций, совершенствование технологий таможенного оформления и таможенного контроля.
Имея давнюю историю, Россия стремилась повысить эффективность ведения таможенной политики государства. За прошедшие годы удалось многое изменить в таможенном законодательстве, подготовить и принять такие основополагающие для таможенного дела документы, как Таможенный кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе ".
Нормы и положения, содержащиеся в этих документах, соответствуют мировым. Следовательно, создана правовая основа для деятельности российской таможенной службы, выработки механизмов осуществления внешнеэкономической деятельности, интегрирования России в мировое хозяйство, ее участие в развитии международной производственной кооперации.
Для того, чтобы сохранить экономические права государства, необходимо контролировать порядок перемещения через таможенную границу товаров и транспорта. Существуют определенные товары, которые запрещены к ввозу на территорию РФ. В таможенном кодексе РФ представлены все основные положения, касающиеся ввоза и вывоза товаров через таможенную границу РФ. В случае несоблюдения, предусматриваются меры, влекущие за собой ответственность в соответствие с российским законодательством. Эффективная внешнеэкономическая деятельность способна обеспечить выход страны на передовые рубежи мировой экономики и науки, ее продвижение вперед по пути экономического прогресса. В связи с этим расширение экономических и научно-технических связей с зарубежными странами, использование возможностей взаимовыгодного международного разделения труда является важным направлением деятельности государства в современный период. Конкретные результаты этой деятельности в значительной мере реализуются через таможенное дело Российской Федерации.
В заключение хотелось бы отметить, что новые тенденции развития внешнеторгового регулирования и таможенного законодательства активно изучаются и анализируются учеными и практиками как на национальном уровне, так и на уровне интеграционных образований. Использование результатов таких исследований неизбежно приведет к максимально возможной гармонизации национальных таможенных систем, а сами национальные таможенные кодексы будут адоптированы к восприятию иностранного участника внешнеторговой деятельности и станут предельно понятны отечественным предпринимателям.
Список использованной литературы
1. Таможенный Кодекс таможенного союза от 01.07.2010 г.
2. Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" (с изм. внесёнными Федеральным законом РФ от 21 июля 2005 года N 112-ФЗ)// НТЦ правовой информации "Система" Федерального агентства правительственной связи и информации.
3. Указ Президента РСФСР от 25 октября 1991 г. №161 «О государственном таможенном комитете РСФСР».
4. Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. № 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР».
5. Указ Президента РФ от 18 июля 1992 г. № 788 «О неотложных мерах по организации таможенного контроля в РФ»
6. Указ Президента РФ от 25 октября 1994 г. № 2014 //СЗ РФ. 1994. N 27. Ст. 2855.
7. Таможенное дело России: сб. документов и материалов. Гос. тамож. ком. Рос. Федерации, Рос. тамож. акад. / под общ. ред. Н.М. Блинова. - М.: Юпапас, 2000.
8. Блинов Н.М. Таможенная политика России X – XX вв. М., 1997
9. Габричидзе Б.Н. Практика применения Таможенного кодекса Российской Федерации. - М. Книжный мир, 1998.
10. Габричидзе Б.Н., Зотов В.Г. Таможенная служба в РФ. М., 2003.
11. Габричидзе Б.Н., Полетаев Д.М. Становление и развитие таможенной службы в советском государстве (1917-1991гг.) // Государство и право. № 10. 1992.
12. Габричидзе Б.Н., Суслов Н.А. Таможенные органы: правовой статус и пути его совершенствования //Государство и право. № 3. 1995.
13. Габричидзе Б.Н. Российское таможенное право. М., 2008.
14. Дмитриев С.С. Пограничная служба в России 1857 года в первой половине 19 века // Пограничник. № 7. 1944.
15. Кисловский Ю.Г. История таможни государства Российского. М., 1995.
16. Коган М.В., Молчанова О.В. Таможенное дело. М: Издательство: Феникс, 2007.
17. Марков Л.Н. Очерки по истории Таможенной службы. Иркутск: Изд- во иркут. ун-та, 1987.
18. Таможенное право /Под общ. ред. Андриашина Х.А. изд. Юстицинформ, 2006.
19. Материалы официального сайта Федеральной Таможенной Службы: www.customs.ru.
20. Таможенное право /Под общ. ред. Андриашина Х.А. изд. Юстицинформ, 2006.
21.Габричидзе Б.Н. Российское таможенное право. М., 2008.
22.Таможенный Кодекс таможенного союза от 01.07.2010 г.
23.Габричидзе Б.Н. Российское таможенное право. М., 2008, с. 211.
24.Таможенный Кодекс таможенного союза от 01.07.2010 г.
25.Таможенное право /Под общ. ред. Андриашина Х.А. изд. Юстицинформ, 2006, с. 207.
26.Таможенный Кодекс таможенного союза от 01.07.2010 г.
27.Таможенный кодекс таможенного союза от 01.07.2010 г.
28.Блинов Н.М. Таможенная политика России X – XX вв. М. 1997, с. 137.
29.Габричидзе Б.Н., Зотов В.Г. Таможенная служба в РФ. М. 2003, С. 20
30.Дмитриев С.С. Пограничная служба в России 1857 года в первой половине 19 века//Пограничник. № 7. 1944, с. 46.
31.Марков Л.Н. Очерки по истории таможенной службы. Иркутск: Изд- во Иркут. ун-та, 1987, с. 65.
32.Габричидзе Б.Н., Зотов В.Г. Таможенная служба в Российской Федерации. М. 2003, с. 60.
33.Габричидзе Б.Н., Суслов Н.А. Таможенные органы: правовой статус и пути его совершенствования //Государство и право. № 3. 1995, с.25.
34.Марков Л.Н. Очерки по истории Таможенной службы. Иркутск: Изд- во иркут. ун-та, 1987, с. 21.
35.Габричидзе Б.Н., Полетаев Д.М. Становление и развитие таможенной службы в советском государстве (1917-1991гг.) // Государство и право. № 10. 1992, с. 28.
36.Габричидзе Б.Н., Полетаев Д.М. Становление и развитие таможенной службы в советском государстве (1917-1991гг.) // Государство и право. № 10. 1992, с. 28.
37.Марков Л.Н. Очерки по истории Таможенной службы. Иркутск: Изд- во иркут. ун-та, 1987, с. 60.,с. 65
38.Таможенное дело России: сб. документов и материалов. Гос. тамож. ком. Рос. Федерации, Рос. Тамож. акад. / под общ. ред. Н.М. Блинова. - М.: Юпапас, 2000. С. 23-25
39.Указ Президента РСФСР от 25 октября 1991 г. №161 «О государственном таможенном комитете РСФСР».
40.СЗ РФ. 1994. N 27. Ст. 2855.
41.Габричидзе Б.Н. Практика применения Таможенного кодекса Российской Федерации. - М. Книжный мир, 1998, С. 24-68;
42.Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. № 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР».
43.Указ Президента РФ от 18 июля 1992 г. № 788 «О неотложных мерах по организации таможенного контроля в РФ»
44.Материалы официального сайта Федеральной Таможенной Службы: www.customs.ru.