Lll.Теоретическая часть урока.




Теоретическая часть урока.73 мин.

Завершение урока. Сообщение домашнего задания.15 мин.

Продолжительность уроков:120 мин.(3 урока по 40 мин.).

Ход урока:

1. Организационный момент: Сообщение темы урока - «Работа в тоне над натюрмортом». Дорогие ребята, сегодня мы с Вами поговорим о роли тона в работе над длительным натюрмортом.

ll. Объяснение темы. Повторение пройденного материала. Помним ребята, что когда Вы собирались рисовать итоговый натюрморт, вы выбирали какой Вам по душе, т.к. натюрмортов было несколько. Говорили об истории вещей, составляющих натюрморт (самовар, керосиновая лампа, чугунный чайник, лукошко, старинное полотенце и т.д.), для чего использовались эти предметы, какую жизнь прожили, судя по «отметинам времени» на них –копоти, трещинам, сколам. После мы погрузились в атмосферу русского крестьянского быта и проанализировали натюрморты В.Ф.Стожарова. Проанализировали формы предметов, составляющих натюрморт и выбрали понравившейся натюрморт из предложенных. В диалоговой форме проводится анализ натюрмортов художника В.Ф. Стожарова: вместе определили общий тональный строй, тональные отношения между предметами и частями фона, сравнение цветных репродукций с чернобелыми. Ответили на вопросы: «Каким образом художник показывает объем и пространство в натюрморте?» (с помощью светотени, контрастов, линейной и световоздушной перспективы) «Теряется ли цельность и образность в картине, если убрать цвет?» «От чего зависит равновесие в натюрморте?» (от гармоничного распределения тональных пятен). Пришли к выводу о важности тона для создания объема, пространства, цельности и равновесия в картине, и не только в академическом рисунке, но и в живописном произведении.

Рис.1.В.Ф. Стожаров. Натюрморт с рябиной. Рис.1.1.

В.Ф. Стожаров. Натюрморт с рябиной (ч/б)



Рис.2. В.Ф. Стожаров. Романовский лук.

Рис.2.2. В.Ф. Стожаров. Романовский лук

Потом Вы распределились на группы в соответствии с предложенными постановками (натюрмортами).

Анализировали формы бытовых предметов, составляющих натюрморт. Затем выполнили эскизы (наблюдение, корректировка), композиционно решив натюрморт в эскизе на формате А5.
Грамотно расположили композиции натюрморта на плоскости листа скомпоновав его на формате А2.
Конструктивно построили предметов в пространстве, устраняли ошибки в построении натюрморта с учетом пропорциональных отношений величин и перспективных сокращений

По окончании второго занятия (2 занятия–6 академических часов), когда конструктивное построение натюрморта почти закончено, рисунки выставились в ряд, и проводился предварительный просмотр работ. В ходе просмотра мы воспользовались возможностью самим определить те работы, в которых лучше всего решены задачи первых этапов, указать ошибки в своих рисунках и рисунках товарищей и способы их исправлений.

lll.Теоретическая часть урока.

Тональный рисунок натюрморта – длительный и трудоемкий процесс. Он может длиться от 9 до 30 часов (от трех до десяти занятий) и даже более. Особую роль в работе над тональным рисунком играет последовательность выполнения задания. Четкое деление всей работы на этапы уменьшит количество возможных, часто допускаемых ошибок и позволит получить высокие результаты работы.
Работа в тоне над натюрмортом начинается с установления больших тональных отношений. На этом этапе закладываются тональные отношения предметов и частей фона, причем тон штриховки определяется тоном освещенных участков предметов, начиная с самых темных.


1.Выявление большой формы при помощи светотени: прокладка собственных и падающих теней.
2.Выполненяем разные виды штриховки для воспроизведения фактуры предметов. Усиливаем падающие тени и теневые переломы в собственных тенях, прокладываем полутона.


3.Детальная проработка формы, обобщение. Участие в просмотре и анализе работ.
Задание: выполнить тональный рисунок натюрморта, соблюдая последовательность этапов работы над натюрмортом и пропорциональные отношения величин и тонов.
4.С помощью характера штриха выявить фактуры предметов (металл, дерево, береста, керамика, ткань и т.д.).

5. Выявление большой формы при помощи светотени. Этот этап начинается с построения собственных и падающих теней, которые затем заштриховывают легким тоном в один слой, начиная с самых темных. Важно чтобы на этом этапе уделялять внимание всем крупным теням, вести всю работу одновременно, следить за сохранением целостности рисунка.
7.Усиление падающих теней и теневых переломов в собственных тенях, прокладка полутонов. Работая в тенях, важно обращать внимание не только на отношения тонов и сравнивать их, но и помнить про плановость, с помощью тонального контраста показывать пространства в натюрморте. Утемняя теневые переломы и падающие тени на переднем плане, можно добиваться максимального контраста, в отличие от дальнего плана, где разница тона должна быть минимальной. После проработки собственных и падающих теней приступить к полутонам, в процессе работы сравнивая их с тенями и рефлексами в тенях. На этом этапе работы надо четко осознавать, что полутона светлее рефлексов, так как полутона находятся на освещенной части предмета, а рефлексы –в тени. Несоблюдение этого соотношения тонов может исказить, «сломать» форму предмета, сделать его не выпуклым и объемным, а плоским или вогнутым.
8.Детальная проработка формы и обобщение. На этом этапе прорисовываем все детали, учитывая фактуру предметов и частей фона, их материальность. Затем обобщаем второстепенные детали и предметы, находящиеся на дальнем плане, еще раз проверяем пропорциональные отношения тонов.
9.Законченный рисунок
lV.Завершение урока. Сообщение домашнего задания.

Советую прочитать план-конспект урока - последовательность выполнения работы в тоне над натюрмортом, для закрепления и систематизации полученных знаний в области тонального рисунка, для того, чтобы добиться высоких результатов в формировании умений и навыков ведения длительного рисунка натюрморта. Ребятам, поступающим в художественные и педагогические учебные заведения этот текст пригодится для оформления документов по практике. Домашняя работа выполнить зарисовки. Зарисовки интерьера комнаты, помещения своей квартиры (материал свободный). Рекомендации: Рисунок интерьера необходимо начинать с изображения общих масс всех групп предметов, например (стол, торшер, кресло). Затем надо найти характер их формы и пропорций, т.е. наметить конфигурацию предметов, их высоту и ширину, а также расположение в пространстве и перейти к конструктивному анализу объектов, присущих данному интерьеру.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: