20/ сон, пробуждение и раздражение, а также обман и наказание, рассуди-
тельность, болезнь, безумие и умирание,
21/ и еще испуг и предположение должны быть известны как санчари или
вьябхичарибхава. Этих состояний названо по имени 33.
22/ Оцепенение, испарина, озноб, изменение голоса, дрожь, бледность,
слёзы и бесчувствие - вот по традиции восемь саттвабхава.
23/ Ангика (тело), Вачика (голос), Ахарья (костюм) и Саттвика (истин-
ность существования) – вот четыре известных абхиная, связанных с
Натья.
24/ Локадхарми (народный театр) и Натьядхарми (классический театр) -
вот две традиции.
25/ Бхарати, сатвати, кайшики и арабхати -
вот 4 врити (стиля), составляющие существо Натья.
Аванти, дакшинатья,удхрамагадхи и панчаламадхьяма - вот известные п
правритти (разновидности).
Дайвики (расположение богов) и мануши ( воля человека) - это
два фактора сиддхи (удачи).
26/ 7 звуков, поющихся и играющихся – шадджа (рождающий шесть), ниша-
да (сидящий), ришабха ( бык), гандхара ( принц), мадхья (середина),
панчама (пятый), дхайвата (стойкий).
Тата (струнные), также аванаддха (перкуссии), гхана (ударные) и
Сушира (духовые) -
27/ 4 известных вида инструментов, составляющих оркестр. Струнные,
как известно, обнаруживают себя звучанием струны, а перкуссии от-
носятся к воздушному пространству,
28/ ударные держат ритм, а духовые, как известно, из бамбука.
Правеша (во время входа персонажа), акшепа (демонстрации раса),
Нишкрама (во время ухода), прасадика (для достижения божест-
венной милости) и антарам (для выражения внутреннего состояния) -
29/ таковы пять известных видов пения, используемых для сочинения
Дхрува.
Три вида сцены известно - квадратная, прямоугольная и тре-
|
угольная.
30/ Таким образом продемонстрирована эта натьясанграха, состоящая
из коротких высказываний.
Теперь я расскажу основные положения в форме сутра.
Прежде всего, мы будем говорить о раса с самого начала.
Ибо нет никакого смысла в Натья без раса. Раса же возникает через
осуществление вибхава, анубхава и вьябхичари.
И какой же пример этому?
А вот что говорится: как из-за соединения различных приправ, трав и
других веществ получается вкус кушанья, так же из-за вхождения в раз-
личные бхава рождается раса. Или подобно тому, как из-за соединения
патоки с другими веществами, приправами и травами появляются шесть
вкусов, так же стхаибхава, проходя через разные бхава, достигают
качества раса.
Теперь спрашивается: почему это называется «раса» (т.е. вкус)?
Говорят, из-за вкушения. Каким же образом вкушается раса? Здесь
сказано: ибо так же, как многими приправами обогащенная пища обладает
вкусом, и хорошо чувствующий человек, вкушая ее, наслаждается, также,
вкушая стхаибхава, приправленные различными бхава и абхиная, и сопро-
вождаемые одухотворённой речью и движениями тела, зритель, способный к сопереживанию, достигает восторга наслаждения. Отсюда название –
натьяраса (наслаждение чувством, рождённым Натья).
Об этом есть две передаваемых из поколения в поколение шлоки:
32/ Как люди, знающие толк в пище, наслаждаются вкусом пищи, обла-
дающей различными элементами и приправами,
33/ так и мудрые услаждают свою душу теми стхаибхава, что возникают
посредством абхиная различных вьябхичари. Поэтому, издревле
|
это называется натьяраса (вкушение Натья).
Теперь спрашивается - что, от раса ли возникают бхава или
от бхава - раса? Некоторые считают, что они осуществляются от их
взаимного соединения. Но почему? Ведь очевидно, что не бхава возни-
кают от раса, но именно из бхава рождаются раса.
Об этом есть шлоки:
34/ Знающими Натья утверждается: бхава, явленные с помощью абхиная,
создают раса.
35/ Как соединением различных компонентов в соответствии со многими
инструкциями создается своеобразие приправы, так же и проявленные
через абхиная бхава рождают раса.
36/ Без бхава нет раса, свободной от раса нет бхава. Взаимодействие
этих двух и есть успех представления.
37/ И как соединение приправ и трав сообщают вкус пище, также бхава
и раса взаимно создают друг друга.
38/ Как из семени с необходимостью возникает дерево, а от дерева –
цветок и плод, также и раса - это основания, а бхава зависимы
от них.
Теперь мы будем рассуждать о таких явлениях, связанных с раса,
как их происхождение, цвет и божество. Четыре раса являются причиной
происхождения остальных, и это – Любовь, Гнев, Геройство и Отвращение.
Теперь -
39/ Именно от Любви происходит Смех, от Гнева – раса Страдание,
источник Удивления - Геройство, а Страх – от Отвращения.
40/ Имитация Любви вызывает Смех, а результат Гнева известен как
раса Страдание.
41/ В итоге героического поступка возникает удивление, тот же, кто
смотрит на отвратительное, познает страх.
Теперь цвета -
42/ Смуглый – цвет Любви, белым предстает Смех, серого цвета - Страда-
ние, а красный являет Гнев,
|
43/ Геройство знают блестящим (светлым), а Страх - черным, Отвра-
щение синего цвета, а Удивление традиционно - желтое.
Теперь божества -
44/ Любовь почитаема Вишну, божество Смеха - Праматха, Гневу Рудра
покровительствует, божество Страдания - Яма,
45/ Махакала (Шива в облике разрушителя мира) относится к Отвраще-
нию, бог Страха - Кала (время), великий Индра бог Геройства,
божество Удивления - Брахма.
Таким образом, сообщено о происхождении, цветах и божествах этих
раса.
Теперь мы будем говорить об отличительных признаках анубхава,
Вибхава и вьябхичари. Также мы объясним стхаибхава различных раса.
Итак, чувство, называемое Любовь, происходит от стхаибхава нас-
лаждение. Костюм, что подходит для Любви - роскошный, лучший в мире,
чистый, священный, сияющий и красивый. Говорят, что тот, чей костюм
роскошен - сам олицетворение Любви.
Также как имена людей обусловлены образом жизни того рода-племе-
ни, в котором они рождены, также и названия раса, бхава и всего свя-
занного с Натья, обусловлены их назначением и соответствуют их пове-
дению.
Поэтому-то для раса Любовь стиль поведения диктует дорогой и
очень красивый костюм. Любовь - причина связи мужчины и женщины,
её характер - юность и благородство.
Любовь имеет два положения - удовлетворенная и обманутая.
Удовлетворенная Любовь рождается от следующих вибхава: весна,
цветы, мази и украшения, прогулки в роще вместе с желанным человеком
и видение и слушание всего, что пробуждает желание и доставляет удо-
вольствие, а также шутливые игры и т.п. Её должно представлять посред-
ством следующих анубхава: искусные взоры со взлетом бровей, кокетливые
взгляды искоса на свою пару, приятность в жестах и речах и т.п. А вьяб-
хичари подобные страху, вялости, ужасу и отвращению исключены.
Обманутая же Любовь должна быть представлена такими анубхава,
как отчаяние, изнеможение, подозрение, негодование, усталость, погло-
щённость страстным желанием, сон и пробуждение от сна, болезнь безумия
и упоение, томление, охлаждение, смерть и т.п.
Здесь спрашивается - если наслаждение стхаибхава Любви, то поче-
му же его бхава присутствуют в том, что связано со Страданием?
Далее говорится: уже прежде сказано, что Любовь бывает удовлет-
воренной и обманутой (хотя создателем "Науки эротики" (вайшика шастра)
названо 10 её положений). Мы же расскажем о том, что объединяет абхи-
ная этих двух раса.
Так, бхава Страдания - это состояние безнадежности, происходя-
щее от проклятия, болезни, смерти любимого человека, потери богатс-
тва, разрушения или плена. Тогда как обманутая любовь - это состояние зависимости, возникающее от сосредоточенности на страстном желании.
Так отличаются друг от друга Страдание и обманутая Любовь. Подобным
же образом это чувство Любви связано со всеми бхава.
И ещё -
46/ Вот поклонник на фоне цветущей весны, полный счастья, или некий
муж, соединённый с юной красавицей - так представляется Любовь.
47/ Раса Любовь возбуждается гирляндами весенних цветов, наслажде-
нием поэзией и музыкой вместе с возлюбленным, а также развлече-
ниями и гуляниями в рощах.
48/ Представлять это надо следующим образом - милые взгляды и речи,
полные радости от сладостных улыбок, приносящие удовлетворение
слова, приятность и легкость движений.
Теперь раса Смех. Его природу составляет стхаибхава веселье. Его
Вибхава таковы: неподходящий, с чужого плеча костюм и украшения, лег-
комысленная смелость, притворство, ложь и пустословие, непонимание
происходящего или искажение его смысла при передаче на словах, ошибки
в произношении и т.п. Представлять же его должно следующими анубхава:
рот прикрыт ладонью, нос и щеки трясутся, глаза зажмурены, тело скрю-
чено, лицо потное и красное, руки держатся за бока. А его вьябхичари
- это притворные вялость, слабость, сонливость, сон, пробуждение, недо-
вольство.
Раса Смех также бывает двух типов: поглощенный собой и заня-
тый другим. Когда смеется сам актер, тогда - поглощенный собой, когда
же заставляет смеяться другого, т.е. смешит, тогда - занятый другим.
Теперь две шлоки, переданные издревле в размере арья:
49/ С неправильно надетыми украшениями, не так ходит, не то говорит,
не в то одет, неловок и сам смеётся - так традиционно представ-
ляется раса Смех.
50/ Когда нелепыми повадками, гримасами и чудным костюмом некто сме-
шит другого человека - это тоже известно как раса Смех.
51/ Это чувство больше всего показывается женскими и низкими харак-
терами. Оно имеет шесть степеней, о которых я теперь расскажу.
52/ Улыбка (смита), веселый Смех (хасита), громкий Смех (вихасита),
хохот (упахасита), гогот (апахасита), Смех до изнеможения (ати-
хасита). Последовательно по две эти степени имеют соответственно в
возвышенную, среднюю и низшую природу.
Итак -
53/ Улыбка и веселый Смех - наивысшей природы, средней - громкий
смех и хохот, низшей же природы - гогот и Смех до изнеможения,
как известно.
Теперь шлоки -
54/ Улыбка - это Смех наивысшей природы, кода лицо спокойно, зубы
незаметны, лицо излучает силу, легкий намек во взгляде и немно-
го растянуты щеки.
55/ Веселый Смех представляется с широко раскрытыми глазами и ртом,
когда видны зубы, щеки также растягиваются.
56/ Громкий Смех в действительности должен быть громкий, но прият-
ный, щеки поднимаются так, что глаза становятся узкими, а лицо
постепенно краснеет.
57/ Если ноздри раздуты, глаза смотрят искоса, а голова и плечи сог-
нуты, то это хохот.
58/ Когда же Смех в неподходящем месте, да еще до слёз в глазах и
трясущихся плечей и головы, то это уже гогот.
59/ А Смех до изнеможения - это катящиеся из глаз слёзы, вырываю-
щиеся неясные звуки и руки, сжимающие бока.
60/ В тех местах, где представление должно быть смешным, следует
применять эти степени Смеха, как высочайшей, так средней и низ-
кой природы.
61/ Таким образом, известно, что существует два типа Смеха – возни-
кающий в себе самом и вызываемый в другом, три его природы и
шесть стадий.
Теперь о раса Страдание: его стхаибхава Печаль; его вибхава -
проклятие, истязание, разлука с возлюбленным или его гибель, потеря
богатства, смерть, пленение, вынужденное бегство или какой-нибудь
другой ущерб или невзгода; его анубхава - падающие слезы, жалобная
мольба, бледность лица, обессиленное тело, вздохи, рассеянность и
другие т.п.; его вьябхичари - отчаяние, изнеможение, поглощенность
страстным желанием, волнение, головокружение, обморок, усталость,
страх, печаль, подавленность, болезнь, оцепенение, безумие, ночные
воспоминания, томление, слабость, умирание, бесчувственность, дрожь,
бледность лица, изменение голоса и т.п.
Здесь есть две шлоки в размере арья:
62/ Раса Страдание возникает из таких характерных состояний, как
вид умершего возлюбленного или слышание неприятных слов.
63/ Абхиная раса Страдания такова - громкие причитания и плач,
полуобморочное состояние, а также ритуальное избиение тела.
Дальше раса Гнев. Его сущность составляет стхаибхава ярость,
что в природе заносчивых людей, а также ракшасов и данавов, и суть причи-
на сражений. Гнев возбуждается такими вибхава, как дикость, оскорб-
ления, унижение героя, убийственные речи, ярость, вражда, зависть и
т.п. Его действия следующие - бить, разбивать, причинять боль, резать, уничтожать, хвататься за оружие, низвергать, притягивать и бороться.
Его необходимо представлять с такими анубхава, как красные глаза,
выгнутые брови, скрежетание зубами, сжатые губы, дрожащие щеки, руки
выставлены вперед для удара.
Его бхава таковы: безрассудство, рвение, волнение, негодование,
порывистость, первенство, гордость, дрожь, волосы на теле встают
дыбом, невнятная речь и т.п.
Теперь спрашивается - сказано, что это раса Гнев прежде всего
связано с ракшасами и данавами. Имеет ли оно отношение к другим?
Говорится - да, имеет. Однако, в этом разделе поясняется, что именно
их природа соответствует Гневу. Каким образом? Они обладают огромными
руками и большими головами с рыжими волосами, враждебные и раздражён-
ные, с красными, вращающимися, как бы вылезающими из орбит глазами,
ужасные и страшные видом. А если кто-то проявляет такую природу, так
движется и так себя ведет, то он будет относится к раса Гнев. К раса
Любовь, главным образом, прибегают изысканные, а Гнев, состоящий из
борьбы и столкновений, нравится людям, похожим на вышеописанных, они
же ему и подражают.
Теперь шлоки, переданные издревле -
64/ Раса Гнев предпочтительнее в случаях сражения, борьбы, убийства,
нанесения порчи, уничтожения и опустошения, а также битв и
волнений.
65/ Оно должно быть исполнено со следующими отличительными особен-
ностями - много сражений и стрельбы и разного рода членовреди-
тельства и пленений.
66/ Итак, раса Гнев показывается яростными телодвижениями,
огромным количеством оружия и сражений и обладает природой
жестокого жертвоприношения.
Дальше раса Геройство. Его природа высочайшая, его сущность - устремленность. Его вибхава: самообладание, решительность, вежливость,
сила, могущество, творческий дар и величие, а также великолепие и т.п.
Его анубхава - твердость, мудрость, мужество, самопожертвование, учё-
ность, и подобные им. Его бхава - твердость намерения, гордость, стреми-
тельность, сила негодования, памятливость, поднятие волосков на теле
и другие.
Здесь в размере арья есть шлоки для обдумывания этого чувства -
67/ Раса Геройство рождается от силы решимости, владения собой и н
неподвластности ослеплению от удивительного.
68/ Правильно представлять раса Геройство следует так – настойчи-
вость, мудрость, мужество, сила, гордость, рвение, могущество
и величие, а также споры и брань.
Теперь о раса Страх. Стхаибхава боязнь составляет его природу.
Вид дико ревущего существа, или Шивы, или Совы, испуг и беспокойство
при посещении нежилого дома или находясь в лесу, вид убийства или
плена родственника, даже услышанный рассказ об этом -
этими и подобными вибхава возбуждается Страх. Он должен исполняться
со следующими анубхава - дрожь в руках и ногах, бегающий взгляд, во-
лоски на теле встают дыбом, бледность в лице, изменение голоса и т.п.
Его бхава следующие - оцепенение, капли пота, бессвязная речь, озноб,
дрожание, изменение голоса, бледность, боязнь, обморок, подавлен-
ность, волнение, то беспорядочное движение, то неподвижность, испуг,
одержимость, смерть и др.
Здесь шлоки в размере арья -
69/ Страх возникает при виде дико ревущего существа, при блужда-
нии в глухом лесу или в пустом доме, а также из-за проступка
перед наставником или правителем.
70/ Страх сопровождается появлением у героя изменений в глазах, ли-
це, во всем теле, заметной дрожи в оцепеневших бедрах, бледностью,
сухостью во рту и усиленным сердцебиением.
71/ Подобная же природа проявляется и в саттвабхава. Хотя в этом слу-
чае бхава те же, но выражены они должны быть слабее.
72/ Страх всегда изображается с пересохшим горлом, небом и губами,
с трепетом в сердце, оцепеневшим телом и дрожью в руках и ногах.
Далее раса Отвращение, сущность которого, его стхаибхава -
омерзение. Оно возбуждается следующими вибхава - упомининие, виде-
ние или слышание чего-нибудь некрасивого, не нравящегося, неопрят-
ного и неприятного. Оно должно быть исполнено с такими анубхава,
как рвота при изображении мертвечины, разлагающегося тела или изра-
неного лица. А его бхава таковы - стремление забыть, раздражение,
смущение, обморок, заболевание, смерть.
Здесь первоначальные строки в размере арья -
73/ Раса Отвращение возникает от раздражения и нежелания вос-
принимать нечто, обладающее дурным запахом или вкусом, неприят-
ным на ощупь или на слух.
74/ Правильное изображение Отвращения следующее - глаза сузившиеся,
рот искривлен, нос заткнут, а на лице гримаса, походка неуверен-
ная.
Теперь раса Удивление, чью природу составляет стхаибхава изум-
ление. Оно возбуждается следующими вибхава - вид чудесного человека,
желанного или очаровательного, при достижении рощи, где отдыхает
племя богов и подобные им, при входе во дворец, при виде небесной
колесницы, волшебства или собрания многих царей и т.п. Оно должно по-
казываться с помощью таких анубхава, как расширенные глаза, взгляд
как у барана, озноб, слёзы, испарина, возбуждение, искренность в сло-
вах и щедрость в дарах, крик "О!", широко открытый рот, дрожь в паль-
цах, кружение из стороны в сторону и др. Его бхава - оцепенение, слё-
зы, капли пота, невнятность речи, поднятие волосков на теле, волнение,
смущение, потеря способности соображать, полная поглощенность объек-
том и т.п.
Здесь есть существующие изначально шлоки в размере арья -
75/ Все, что создано как выдающееся - замечательная ли речь, необы-
чайное ли мастерство или удивительный характер какого-нибудь
действия - все это формы вибхава, известные для раса Удивление.
76/ Его следует показывать с таким криком, как будто дотрагиваешься
до крокодила или совы, слова должны быть непроизвольны, а речи
путаны и взволнованы, появление капель пота и т.п.
77/ Следует знать, природа Любви проявляется через три составляю-
щих - голос, костюм и исполнение. Смех и Гнев по традиции тоже
имеют три способа проявления - телодвижения, костюм и текст.
78/ Страдание, согласно традиции имеет три вида – возникшее из-за
нарушения нравственного закона, происходящее от потери славы и
рождённое горем.
79/ Раса Геройство, как сообщает Брахма, тоже имеет три вида – под-
виг щедрости, нравственный героизм и геройство, проявленное в
битве.
80/ И именно три вида раса Страх известно – от совершенного обмана,
из-за оплошности, а также от трусости.
81/ Два вида Отвращения существуют - возникшее от потрясения и
от нарушения чистоты. Нарушение чистоты создают отбросы и насе-
комые, а потрясение рождается видом крови и подобных вещей.
82/ Чудесное и возникшее от радости - два вида названы для раса
Удивления. Чудесное - это рожденное при виде чудесного, а воз-
никшее от радости традиция называет восторгом.
Теперь раса, называемая Покой, чью природу составляет такая
стхаибхава, как владение собой. Оно основа окончательного освобожде-
ния. Оно возбуждается такими вибхава, как истинное знание, аскетизм,
чистота сердца и т.п. Его следует исполнять с помощью следующих ану-
бхава - самообуздание и пост, погружение в собственное "я", созерца-
ние божества, сдержанность, преданность, любовь ко всем существам,
познание творящей силы бога и т.п. Его вьябхичари - безразличие ко
всем воспоминаниям и поискам удовлетворенности, неутомимость, чест-
ность, оцепенение, поднятие волосков и т.п.
Здесь есть шлоки в размере арья -
_/ Раса Покой возникает при погружении в самого себя ради конечно-
го освобождения, оно связано с истинным знанием целей и причин
и показывает путь к блаженству.
_/ Раса, известное под названием Покой, достигается при следующих
условиях - сдерживание органов чувств и органов действий, дух
покоится в самом себе, желание блага и счастья всем живым сущес-
твам.
_/ Это чувство глубокого Покоя равно подходит всем, в ком нет ни
страдания, ни счастья, ни ненависти, ни зависти.
_/ Состояние, которое должно быть достигнуто от чувства Покоя, обоз-
начается, как соединение с собственным "я". Все состояния, начи-
ная с наслаждения, - это меняющиеся состояния, а Покой – предпо-
лагаемая первопричина мира объектов. И все эти меняющиеся состо-
яния, рождаясь из причины, в ней же и растворяются. Всякое "я",
обладающее побуждением, достигает меняющихся состояний, выходя
из Покоя.
_/ И опять, при разрушении побуждений, Покой поглощает всё.
Таким образом, знатоками натья показаны девять раса и дано их
описание.
83/ Итак, после того, как понято описанное знание о восьми раса,
я дам определение понятию бхава.
Такова шестая глава в Натьяшастра Бхараты, называемая
«различение раса».
Итак, глава седьмая в Натьяшастра Бхараты
«Описание бхава».
Поговорим о бхава.
Для чего бхава? Как создаются бхава, и что они создают?
Сказано - бхава проявляют содержание поэмы, выражая его голосом, те-
лом и состоянием сознания. Бхава - это и процесс, и его результат, пос-
кольку между становлением (бхавита) и бытием (асита) разница незначи-
тельна, ведь оба слова имеют корень "быть" (бху). В мире же об этом так
говорится - всякое приготовленное блюдо создаётся именно сочетанием
аромата и вкуса.
Об этом же сказано в следующих шлоках:
1/ Содержание диктуется вибхава, а реализуется через анубхава. Сами
же бхава, как известно, передаются через абхиная голоса, тела и
сознания.
2/ Говорится, что бхава исполнителя, представляемое игрой лица, те-
ла и голоса, а также сознания, оживляет бхава, живущее в душе
поэта.
3/ Почему? - Потому что те бхава, что познаны исполнителями Натья,
создают раса, связанные со многими абхиная.
Теперь, почему так говорят - " вибхава " (явление)?
Ради восприятия существует вибхава. Явление, причина, побуждение и
основание - это синонимы. От вибхава должны возникать абхиная голоса,
тела и сознания для их восприятия, так как между смыслами слов "явлен-
ный" (вибхавата) и "воспринятый" (вигнята), разница незначительна.
Здесь шлока -
4/ Известно, что вибхава - это то, из-за чего должно проявиться
все множество смыслов, выраженное голосом и телом.
Теперь, почему так говорится - анубхава?
Абхиная голоса, тела и сознания достигается эмоциональной мощью -
анубхава.
Здесь шлока -
5/ Традиционно анубхава, проявленное через основные и дополнитель-
ные части тела, это то, что делает содержание, выраженное голосом
и телом, эмоционально наполненным.
Теперь мы будем обсуждать видимые признаки этих бхава, связанных с
вибхава и анубхава. Описание же самих вибхава-анубхава не приводится
оттого, что в мире они хорошо известны, оттого, что они соответствуют человеческой природе, и в связи с их очень широкой применимостью.
Здесь есть шлока -
6/ Мудрецами распознаны вибхава и анубхава с их абхиная, что сущест-
вуют в природе людей и идут вослед человеческой жизни.
Итак, 8 стхаибхава, 33 вьябхичари и 8 саттвика – так разделяются
бхава. То есть существуют 49 бхава, 49 состояний бытия, 49 источников, источающих сладость поэзии (кавьяраса), которые должны быть обозначены.
От их соединения с обычными человеческими качествами и возникают раса.
И здесь есть шлока -
7/ Бхава, соответствующее тому предмету, что совпадает с самой
сутью поэмы, - это бхава, рождающее раса. Тело охватывается им,
подобно тому, как сухое дерево - огнём.
Дальше спрашивается - если раса создаётся от взаимного соедине-
ния 49-ти бхава, соответствующих смыслу поэмы, проявляющихся через
вибхава-анубхава в соединении с обычными человеческими качествами, то
почему именно от стхаибхава происходит раса?
Сказано - вот люди одной веры и похожие внешне - у каждого есть руки,
ноги, живот и тело. Тем не менее, одни, из-за своего происхождения или
характера, знаний, судьбы, мастерства или просто благоразумия, дости-
гают царства, тогда как другие, менее мудрые, становятся их свитой, по-
добно этому, вьябхичари (подчиненные состояния) с их вибхава-анубхава,
опираются на стхаи. Сами же стхаибхава, будучи опорой, становятся господствующими, как обладающие лучшими качествами, а вьябхичари – слу-
гами. Как это понимать? Хотя и защищаемый многими людьми, но только царь достигает славы, а не другой, пусть и очень великий муж. Также и стхаи-
бхава, окруженное вьябхичари, т.е. вибхава и анубхава, получает имя
раса.
Здесь есть щлока -
8/ Как царь среди людей и учитель среди учеников, именно так здесь
возвеличено стхаибхава среди всех остальных бхава.
Прежде уже было дано описание того, что называется раса. Теперь же
я дам общие определения бхава. Но сначала я буду говорить о стхаибхава.
Стхаибхава, называемое наслаждение, обладает природой радости и воз-
никает от следующих вибхава: весна, цветочные гирлянды, украшения, люби-
мый человек, дворец с плодоносящим садом и т.п. Его абхиная и анубхава
следующие - улыбка, сладостный голос, изгиб бровей, кокетливый взгляд
и т.п.
Здесь есть шлока -
9/ Наслаждение возникает при достижении желанного объекта. Голос и
движения тела при этом сладостны и полны нежности.
Теперь стхаибхава, называемое шутка. Оно возникает от следующих
вибхава: поведение, передразнивающее кого-то другого, обман, прит-
ворство, пустословие, постоянное стремление выскочить вперед, обойдя
главных персонажей. Способы его представления уже оговаривались ранее –
это насмешка и т.п.
Здесь есть шлока -
10/ Оно, поистине, рождается от подражания поведению других, и мудрецы
представляют это состояние с улыбкой, смехом и хохотом.
Стхаибхава, называемое мука, возникает от следующих вибхава: потеря богатства, смерть, плен, несчастье и т.п. Его следует представлять со
следующими анубхава: падающие слезы, жалобы и причитания, бледность
лица, надломленный голос, опущенные руки, падение на землю, крик, долгие
вздохи, потеря здравого смысла, безумие, обморок, смерть и т.п.
Плач бывает трех видов: от радости, от горя и от ревности.
Здесь шлоки в размере арья -
11/ Раскрасневшиеся от восторга щеки, нахлынувшие воспоминания, слезы
льются из уголков глаз, а трепещущее тело покрывается ознобом - это
плач радости.
12/ Громкий плач, когда слезы струятся сплошным потоком, заламывание
рук с катанием по земле и причитаниями - это рыдание, рожденное
скорбью.
13/ Щеки и губы дрожат, трясется голова, взгляд наискось из-под бровей
со вздохом - такова женская зависть.
Есть ещё шлока -
14/ Мука - причина порока. Она имеет низкую женскую природу. Плачут
низкие, но стойкими остаются те, кто обладает средними и высокими
достоинствами.
Стхаибхава, называемое ярость, возникает от следующих вибхава:
ставка в игре, крик, ссора, спор, разногласия в семье и т.п. Его должно
представлять с такими анубхава: ноздри раздуты, глаза вылезают из орбит,
губы искусаны, щёки дрожат и т.п.
15/ Ярость возникает на врага, на учителя, на возлюбленного, на слугу,
и поддельной бывает ярость.
Здесь шлоки в размере арья -
16/ Брови сдвинуты, рот искривлен, а губы искусаны, рука потирает руку,
взгляд обводит голову, грудь и руки противника – такова ярость на
оскорбление врага.
17/ Взгляд искоса, лицо немного опущено, рука вытирарает легкую испа-
рину, внутреннее напряжение скрыто - так следует гневаться на
оскорбление учителя.
18/ Похоже на предыдущее с небольшим изменением: слезы падают из внеш-
них уголков глаз, брови нахмурены, а верхняя губа надута. Достиг-
шему сильной страсти, так следует гневаться на возлюбленного.
19/ Ярость, что на слугу, должна быть исполнена с разнообразными прони-
зывающими взглядами, выпучиванием глаз и угрозами всему его роду.
20/ Поддельная ярость возникает из-за нетерпения при ожидании и, глав-
ным образом, в связи с признаками утомления.
Стхаибхава, называемое могущество, обладает высшей природой. Оно
возникает от следующих вибхава: неустрашимость, энергия, стойкость,
героизм и т.п. Оно должно быть исполнено с такими анубхава, как благо-
родство, самопожертвование, решимость, учёность и т.п.
Здесь шлока -
21/ Могущество по своей природе принципиально и решительно, открыто
и его сознание ясно. Его следует представлять, как физическую мощь,
безошибочность действий и т.п.
Стхаибхава, называемое боязнь, имеет низкую женскую природу. Оно
возникает от следующих вибхава: проступок перед наставником или пове-
лителем, видения в пустом доме, в лесу или в горах, осуждение, ослепле-
ние молнией в ненастную ночь, враждебный взгляд демона или совы и т.п.
Его надо показывать с такими анубхава: руки и ноги дрожат, сердце тре-
пещет, оцепенение, язык облизывает пересохший рот, испарина, дрожь сот-
рясает тело, поиски защиты, бегство, крик и т.п.
Здесь шлоки -
22/ Боязнь возникает от страха наказания за совершенный проступок перед
наставником или правителем, от видения или слушания чего-либо ужас-
ного или от заблуждения.
23/ Для его представления необходимо сделать следующее: тело сотрясается
от дрожи, рот пересох от тревоги, глаза широко раскрыты.
24/ Боязнь, возникающая от страха перед демонами, изображается актерами
так: опускающиеся руки, слабеющие ноги и выпученные, как у барана,
глаза.
Здесь шлока в размере арья -
25/ Руки, ноги и сердце дрожат, онемевший язык облизывает пересохший
рот, ослабевшие и опускающиеся конечности - так должно показывать
это состояние.
Стхаибхава, называемое омерзение, имеет низкую женскую природу. Оно
возникает от следующих вибхава: неприятные звуки, предметы и т.п.
Его должно представлять с такими анубхава: лицо сморщилось, ноздри за-
жаты, уши заткнуты, глаза зажмурены, рот плюется и т.п.
Здесь есть шлока -
26/ С носом, закрытым для дыхания, со сморщенным лицом, с обеспокоенным
взглядом - так следует показывать омерзение.
Стхаибхава, называемая изумление, возникает от следующих вибхава: при внезапном появлении волшебника или множества людей, при виде выдающе-
гося деяния, при получении чудесного знания, при виде картины или кни-
ги, выполненной с необычайным мастерством и т.п. Его должно представлять
с такими анубхава: широко раскрытые глаза, немигающий взгляд, брови вы-
соко подняты, озноб, возгласы одобрения и т.п.
Здесь шлока -
27/ Изумление возникает в случае волшебства, когда по телу пробегает
озноб восторга и восхищения замечательным деянием.
Таким образом эти стхаибхава должны быть поняты.
Теперь мы будем говорить о вьябхичарибхава.
Здесь спрашивается - почему так говорится: «вьябхичари» (выводящая)?
«Ви» (усиливает значение) и «абхи» (придает глаголу направленность) -
это префиксы, «чара» - корень со значением «гати» (движение). Так вьяб-
хичари идут перед раса. Идут, ведя за собой смысл поэмы. Как же они его
ведут? Говорится - подобно тому, как Солнце приводит утреннюю звезду.
Ведь у него нет ни рук, ни плечей, но, тем не менее, оно являет эту
звезду людям. В том смысле, в котором Солнце приводит звезду и день,
так же должны быть поняты и вьябхичари. Следующие 33 бхава входят во
вьябхичари. Их сущность мы проясним.
То, что называется отчаяние, возникает от следующих вибхава: насту-
пившая бедность, явные оскорбления, брань, ярость и побои, разлука с возлюбленным и разоблачение обмана. Оно имеет низкую женскую природу
и представляется с такими анубхава: рыдания, тяжелые вздохи, всхлипыва-
ния, заговаривание и т.п.
Здесь есть шлоки -