Организация и структура текста как целого




Хронологический – описываешь процесс
Сравнительно-сопоставительный – сравниваешь/противопоставляешь объекты
Причинно-следственный – выявляешь причины и следствия

 

Иерархический - \
Классификационный – } не ебу, она не написала, думай сам
Дедуктивный - /

Для организации текста можно использовать метод картирования. Для него нужен лист(желательно А3), ручки/фломастеры разных цветов. В середине хреначим черновой вариант тезиса 1м цветом. От него отводим 2 линии, на конце которых ромбы с да/нет, после чего, выбираем нашу позицию(тут это «нет») и из каждой вершины еще по линии с овалами на конце, в которых заключены аспекты темы(охватываем 3 направления темы). Теперь 2м цветом хреначим еще по 3 зеленых овала, где будут аргументы к каждому аспекту. Ну и 3м цветом к каждому аргументу приводим поддержку в виде фактов.

Если непонятно, то страница 142 учебника ждет

Про абзацы

Абзац имеет следующую структуру: заглавное предложение(передает основную мысль, т.е. называет тему и огранивает ее же рамками аспекта или аргумента), поддерживающие предложения(объясняют/подтверждают заглавное с помощью детальной инфы), заключительное предложение(оставляет важные моменты/подводит итог). Заключительное предложение не всегда необходимо, однако в случае с насыщенным и сложным абзацем оно явно поможет.

Заглавное предложение помогает читателю с навигацией, а писателю с тем, чтобы понимать, какую именно инфу сюда нужно впихивать и выпихивать. Оно должно быть всегда. В нем вводится контрольная мысль, но не должно быть подробностей(нужен баланс между общим и специфическим).

Заключительное предложение имеет 2 функции: подводит итог(а еще эффектом края помогает запоминать основную мысль) и связывает со следующим абзацем(не раскрывая тему, но намекая на нее).

Если вдруг в абзац затесалась лишняя инфа, то от нее стоит избавиться, а если в абзаце одна мысль перетекает в другую, то следует найти границы оных и разделить на 2 абзаца.

Про введение

Несколько способов заинтриговать(а это нужно сделать с первых строк, ибо по ним судят, интересное ли чтиво) читателя:

¾ Прямая формулировка тезиса

¾ Контекст

¾ Определение

¾ Цитата

¾ Поразительный факт

¾ Вопрос

¾ Комбинация 2 и более вышеперечисленных

Совет: не используй в каждой своей работе один и тот же способ, экспериментируй и комбинируй. И напрочь забудь начинать текст с фразы «целью настоящего исследования является», ибо так ты в жизни не заинтригуешь(но если научник требует, то тут ничего не попишешь).
Но даже если интриги нет, то начало текста должно быть максимально привлекательным.

Тезис должен быть в 1(максимум 2-3) предложении. В сильном тезисе нужно сформулировать тему так, чтобы она была интересна, сфокусировать так, чтобы она могла быть раскрыта в тексте, наметить план текста так, чтобы был понятен путь развития идеи и к какому выводу он приведет.

Так же во введении могут содержаться: определения ключевых терминов(но не новые); в статьях/диссерах могут присутствовать краткое перечисление гипотез и методов исследования, а так же оценку его значимости(это все обкашливается с научником или вносятся в соответствии с требованиями к тексту).
Введение к крупному тексту(статья, глава в книге) может состоять из нескольких абзацев. В этом случае отдельные элементы содержаться не отдельных в предложениях, а в отдельных абзацах. Важно при этом абзац с тезисом поместить на первую страницу(он в любом случае будет выделяться короткостью и началом по типу «в данной статье»), сколь бы объемен не был весь текст.

Про заключение


В случае, если область недостаточно хорошо изучена или исследование отличается новизной, то не стоит стремиться к однозначному выводу. Ты можешь в конце работы предложить дискуссию/продолжить твое исследование, если не смог дать прямой и однозначный ответ на поставленный вопрос.

В заключении нельзя писать новую информацию(какими бы оценками или рекомендациями бы не заканчивалось заключение, это все должно соответствовать содержанию текста и сформулировано во введении). И введение, и заключение не должно содержать новой аргументации и/или фактов.
Заключение пишется после окончательной формулировки введения и тезиса.

В академически грамотно написанном тексте никогда ничего низя поменять местами и тем паче перепутать введение с заключением.

Про синтаксис

Принципы: мышление группами и ядерными структурами, стандартная модель предложения, связность и параллелизм.

Возможно полезные далее термины:

· Субъект и глагол (главный блок) – неразрывно связанная пара элементов, необходимо присутствующая или однозначно подразумеваемая в предложении и выражающая центральную мысль в минимальной форме. Субъект может быть деятелем(активный субъект) или объектом действия (пассивный субъект). Кроме того, субъект может быть смысловым (тот, кто реально действует), но скрытым или формально выраженным через объект. Глагол выражает главное действие предложения.

· Зависимые элементы – объекты, обстоятельства и прочие элементы предложения, которые зависят от главного блока. Они могут быть выражены группами слов – существительными, прилагательными, причастными оборотами, обстоятельствами, зависимыми предложениями и тд.

· Группа – все те слова, которые образуют главный или зависимый элемент, поясняя ядро.

· Ядро – центральное слово в группе слов, которая образует тот или иной главный или зависимый элемент.

· Ядерная структура – предложение, состоящее только из ядер.

· Связность – принцип обеспечения преемственности информации между предложениями, при котором последний значимый элемент предложения, несущий новую информацию, становится первым значимым элементом следующего предложения.

· Параллелизм – принцип организации элементов предложения или целых предложений на основе аналогичного синтаксического и грамматического устройства.

Стандартной моделью является порядок субъект–глагол–объект.

Для связности следует пользоваться правилом «от известного – к новому», основанном на том, что новая информация практически всегда занимает последнюю позицию в предложении, а известная – первую(имеется ввиду позиция, а не то, субъект или объект это).
(И помни, новое в этом предложении становится известным в следующем)

Полезное правило: не стоит ссать повторять одно и то же слово от предложение к предложению. Если есть какой-то термин, о котором идет речь, то нехер заменять его местоимениями или синонимами, тебя могут не понять.
+чем меньше местоимений в тексте, тем грамотнее он с академической точки зрения.
+для связности можно писать одно и то же слово слово в конце одного предложение

Использование параллелизма позволяет читателю яснее следить за связью меж идеями, их логику и последовательность. Данный метод особенно полезен при перечислении, сравнении, противопоставлении или сопоставлении.

Немного про пунктуацию:

· Если не можешь связать предложения союзом – используй точку с запятой

· Пользоваться следует почти исключительно точками и запятыми, при этом запятых в предложении должно быть минимальное количество(за исключением прямого перечисления и вынужденных запятых по типу «то, что»)

· Не используй больше 1 зависимого элемента подряд

· Избегай одновременного использования зависимых элементов в разных местах предложения

Союзы оч нужны. Основные 3: и, но, или. Их нельзя опускать при перечислении, стоит внимательно относится к разнице в их значении. «…бессоюзных предложений не бывает, как не бывает математических формул без знаков. Запятая не дает никакой логики, кроме визуального отделения одного элемента от другого.»

Сигналы перехода – слова/словосочетания, помогающие связать и упорядочить текст. Они могут связывать, предложения, абзацы и большие части текста. Важно не путать союзы с ними и не начинать предложение с союза(использовать после тчк с запятой, тчк или соединять независимые предложения сигналом перехода вместо союза.

Следует завести себе систематизированный список связок и сигналов перехода. Например такой:


Есесна такой список следует дополнять во время чтения научлита.

Чтобы создать логически организованный список следует:

· Ограничить число позиций (желательно до 5-7)

· Выделить ядро каждой позиции

· Выбрать единую грамматическую форму для всех ядер

· Максимально сократить детализацию ядра каждой позиции

· Установить синтаксическую связь меж элементом, который вводится в список, и ядром каждой позиции

И вообще, списками стоит пользоваться ток при крайней необходимости, соблюдая рекомендации

При использовании таблиц держаться следующих принципов:

· Разбивать большие таблицы на более мелкие(таблица должна быть простой)

· Лучше 1 таблица с обобщенными данными, чем несколько похожих

· Четко формулируй заголовки строк и столбцов, чтобы они были понятны без чтения основного текста

· Округляй числа и избегай десятитысячных долей или крупных чисел

· Отдавай предпочтения средним значениям

· Следуй единому формату в серии таблиц

Глава 3 в четвертой части не пошла(соответственно, следующая часть конспекта довольно паршивая, а местами он просто отсутствует). Возможно, к ней стоит вернуться потом.

Не следует так же редуцировать глаголы(ставить тире вместо оного; использовать модальные слова тип «можно, нужно, нельзя»; номинализация(превращение глагола в существительное)), птшта из-за этого могут начаться проблемы с пониманием текста, спотыкания об неосмысленность и безжизненность предложения. «От формы глагола зависит весь смысл».

Субъект должен быть ясно выражен, поэтому смысловой и синтаксический субъекты должны по возможности быть едины.

Логика организации предложений:

· Препозиция – обстоятельство/сигнал перехода перед предложением(или главным блоком). Используется для связывания предложения с рядом предыдущих или последующих предложений. В случае употребления 2х препозиций к 1 главному блоку ты обсираешься и с организацией текста, и производишь логические ошибки, так что хорошего понемножку.

· Слияние(уже было чучуть про это выше) – 2 мысли в одном предложении. Бороться с этим можно так: перечитываешь текст внимательное и разделяешь подобные вещи на 2 предложения. Но на деле, это займет столько времени, что проще строить предложения из ядер, а далее уж наваливать на эти ядра определения и тд

·

Совет: не пиши со скоростью мысли, наломаешь дров и разбор такого текста займет много больше времени, ежели спокойное и обдуманное построение каждого отдельного предложения.

Алгоритм написания предложений без синтаксического бреда

1) Запиши все мысли предполагаемого предложения максимально кратко

2) Выдели центральную мысль и проверь, является ли она мнением

3) Построй ядерную структуру на основе центральной мысли

4) Дополни каждое ядро теми деталями из набора второстепенных мыслей, которые необходимы и достаточны для полного выражения центральной мысли

5) Прочти предложение и убедись в его целостности и логической ясности

 

И напоследок

1) Помни о читателе

2) Четко выражай от чьего лица мысль

3) Не теряй глагол

4) Не разделяй глагол и субъект

5) Не более 1 элемента в препозиции

6) Не более 2 зависимых элементов в одном предложении

7) Осторожнее с модальностью(избегай слов нельзя и можно, выражай мысль через глагол и наречие)

8) Избегай отрицательных, запрещающих и негативных формулировок

9) Избегай длинных предложений

10) Минимум пунктуации

11) Следи за параллелизмом

12) Повторяй ключевые слова(и избегай местоимений)

13) Используй список как графический объект

14) Не заполняй таблицы текстом

15) Помни о рецепте от синтаксического бреда

16) Прочитай часть текста в слух(если он не читается, то с ним не все ок)

17) Составь список связок, сигналов перехода и словосочетаний

18) Отложи текст на несколько дней прежде чем вычитывать его

19) Проверяй текст на разных этапах, а не только после завершения работы

20) Оценивай текст в 3D(критическое(твои знания и аргументация), культурное(использование источников и поддержка фактами) и операциональное(язык и ясность) измерения)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: