В 1915 году Шехтель принимает православие и на следующий год создаёт своё лучшее, как он сам считал, творение - деревянную церковь Николая Чудотворца у Соломенной сторожки. Деньги на строительство шли из пожертвований, всего было собрано 3000 рублей.
Строение выполнено по одному из мотивов древнерусского Вологодского зодчества. Изучив историческое начало, ни в чем не погрешив против принципов деревянного зодчества прошлого, Шехтель виртуозно и почти буквально воспроизвел все исторические формы. Постройка церкви заняла месяц. Такой краткий срок объяснялся тем, что Шехтель построил эту шатровую церковь по каркасной системе.
В 1935 году храм был закрыт, шатёр и колокольня сломаны, потом здесь находилось общежитие, к 60-ых годам церковь была окончательно разрушена и снесена. На её месте построили пятнадцатиэтажный дом для сотрудников милиции.
В 1997 году храм восстановили в 300 метрах от его прежнего места расположения.
4. Особняк Саввы Морозова
Удивительно, но факт: один из своих лучших проектов, дом Морозова, Шехтель проектировал и строил, не имея архитектурного образования. Зато Савва Морозов, выпускник Кембриджского университета, имел особое чутьё на людей и умел видеть то, что сегодня мы называем «тренд». Морозов выбрал для особняка стиль английской неоготики, в оформлении же предоставил Шехтелю полную свободу и неограниченные возможности.
Большой удачей можно назвать то, что Шехтель работал над оформлением вместе с Михаилом Врубелем. Шехтель с Врубелем тщательно проработали все детали интерьера и создали уникальную, неповторимую атмосферу. Особняк Морозова считается одним из прообразов дома булгаковской Маргариты.
|
Интересный факт: в своём доме Морозов укрывал Баумана. На приёме, устроенном для московского генерала, революционер, представленный как «друг семьи», сидел за одним столом с «хозяином Москвы», в то время как его искала вся московская полиция.
Особняк Рябушинского
Особняк Рябушинского - уникальное здание, настоящее произведение искусства. По желанию Рябушинского, который не хотел, чтобы фасад выходил на улицу, Шехтель вынес парадное крыльцо на красную линию, а сам особняк отодвинул вглубь и разбил небольшой сад.
Как и во всех своих проектах, здесь Шехтель тщательно продумывал все детали. Интерьер дома поражает своей эклектичностью. Один из символов особняка Рябушинского - мраморная лестница, выполненная в форме волны, но и кроме неё здесь есть, на что посмотреть и чем восхититься.
Поражают огромные окна второго этажа, рамы, выполненные наподобие цветов и деревьев и арки крыльца, похожие на рожки улиток, цветочные мотивы и волны в рисунке паркета холла и столовой - символ вечного движения.
Сегодня в особняке Рябушинского находится дом-музей М. Горького, который жил здесь с 1931 года.
Ярославский вокзал
Глобальный проект Шехтеля - здание Ярославского вокзала. Ярославская железная дорога связывала Москву с Белым морем и северными губерниями, поэтому Шехтель избрал для своего проекта новорусский стиль, преломленный, конечно, архитектором в индивидуальной манере.
В 1901 году Шехтель проектировал павильоны для международной выстави в Глазго, где он впервые занялся переработкой древнерусских мотивов в архитектуре. В проекте вокзала сложные архитектурные решения совмещены с необыкновенной простотой, вокзал напоминает северные погосты-тройники. Декоративная лепнина, керамические панно, выполненные в абрамцевской мастерской - всё это отражает гениальный замысел Шехтеля.
|
МХТ им. А. П. Чехова
Над проектом МХТ имени Чехова Шехтель работал безвозмездно. Финансировал работу Савва Морозов. Преданный ценитель театра, Шехтель, отложив все заказы, перестроил старое здание МХТ и выполнил внутреннюю художественную отделку.
Биограф Шехтеля, Е.И. Кириченко писал: «Близкая по своим устремлениям творчеству Шехтеля программа театра вдохновила его на создание одного из лучших своих произведений. Он создал в театре атмосферу серьезности, почтительного и благоговейного отношения к искусству, невольно подчиняющую себе зрителя. Все, от конфигурации и размеров помещений, цветовой гаммы до мебели» светильников и шрифта надписей, подчинено единой цели: созданию особого мира, интеллектуально и эмоционально насыщенного».
Интересный факт: Шехтелю принадлежит идея оливкового занавеса со стилизованным мотивом волны и с серо-коричневой тканью панно, где на фоне волн летит чайка - та самая, которая осталась навсегда эмблемой МХТ.
Усадьба Локалова
Ещё одно шехтелевское творение в неорусском стиле - усадьба купца Локалова в селе Великое Ярославской области. Красивоездание, будто пряничное, с кокошниками и башенками, с массой элементов, характерных для древнерусского зодчества, со шпилем, украшенным затейливым флюгером.
|
У этой усадьбы судьба непростая. С 40-х годов XX века здесь расположен детский дом. Первыми «поселенцами» стали ребятишки, привезенные из блокадного Ленинграда. Несмотря на то, что усадьба Локалова внесена в реестр памятников культуры, сегодня она находится в плачевном состоянии. Изразцовые печи и трубы, украшенные коваными дымниками, разрушены. Бронзовые элементы оформления фасадной ограды и ворота были сняты и сданы в металлолом. Сохранилась только сама кованая ограда и массивные столбы ворот. Двухэтажная пристройка кладовки разобрана. Вырублены сады на приусадебном участке.
…Ситуация, к сожалению, типичная для нашего времени…
Пирамидальный мавзолей
Самым резонансным неосуществившимся проектом Шехтеля стал проект мавзолея Ленина. Шехтель предлагал построить мавзолей, стилизованный под пирамиду. Это было мало похоже на стиль архитектора. Обращение к архаике, возможно, было вызвано пониманием монументальности заказа, но уместность пирамиды на Красной площади - вопрос спорный. Однако надо признать, что Шехтель в некотором отношении заглянул в будущее. Пирамида в Лувре, построенная в конце 80-х годов, по своему контрасту со зданием музея напоминает проект Шехтеля.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Архитектор Ф. О. Шехтель. К 150-летию со дня рождения / Демкина С. М. - М.: «ИМЛИ РАН», 2009. - 80 с. - Тираж: 5000 экз.
2. Белютин Э. Молева Н. Этот «чудесный наш Финь-Шампань!»: Федор Осипович Шехтель (1859-1926) // Москва. - 2003. - № 3. - Стр. 200-205.
3. Васькин А. А. Русские архитекторы. Федор Осипович Шехтель (1859-1926) // Актуальные проблемы современной науки. - 2008. - № 1. -Стр. 14-18.
4. Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е - 1917 годы): илл., биогр. словарь / Гос. науч.-исслед. музей архитектуры им. А. В. Щусева и др. - М.: «КРАБиК», 1998. - Стр. 273-277. - 320 с..
5. Кириченко Е. И. В начале пути (О раннем творчестве Ф. Шехтеля)// Куранты. - М., 1987. -№ 2. - Стр. 247-251.
6. Кириченко Е. И. Федор Шехтель. - М.: «Стройиздат», 1973. - 141 с.
Кириченко Е. И. Ф. Шехтель (1859-1926)//Зодчие Москвы. - М.: «Московский рабочий», 1981. - Стр. 276-287. - 302 с.
7. Кириченко Е. И. Сайгина Л. В. Романтический зодчий модерна Фёдор Шехтель. - М.: «Юкос-Менатрон», 2000. - 332 с.
8. Мушта А. Отрочество Шехтеля // Памятники Отечества: Сердце Поволжья. - Саратов: «Памятники Отечества!, 1998.
9. Мушта А. Родная земля зодчего // Годы и люди. Вып. 3. - Саратов. - 1988. - 240 с.
10. Мушта А. Шехтель: саратовские странички // Тектоника плюс. - 2009. - № 7-8. - Стр. 30-49.
11. Нащокина М. B. Архитекторы московского модерна: Творческие портреты. - 3-е изд. -М.: «Жираф», 2005. - Стр. 447-478. – Тираж: 2500 экз.
12. Сайгина Л. Чародей русского модерна // Наука и жизнь. - М., 2009. - № 8. - Стр. 132-147.
13. Самин Д. К. Федор Осипович Шехтель (1859—1926)// 100 великих архитекторов. - М.: «Вече», 2000. - Стр. 368-375. - 592 с
14. Федина М. Кириченко Е. Сайгина Л. Архитектурная сказка Фёдора Шехтеля: к 150-летию со дня рождения Мастера. - М.: «Русский импульс», 2010. - 264 с.
15. Ф. О. Шехтель и проблемы истории русской архитектуры конца XIX - начала XX веков / Кажусь И. А. - М.: «ЦНИИПградостроительства», 1988. - 113 с.
16. Фёдор Шехтель и эпоха модерна / Есаулов Г. В., Соловьев Н. К. - М.: «Архитектура». - 2009. - 248 с.
ИНТЕРНЕТ:
1. https://cont.ws/@id44562772/1116541 Агапова Г. 9 архитектурных шедевров Федора Шехтеля /Галина Агапова
2. https://russian7.ru/post/7-shedevrov-fyodora-shextelya Рудевич А. 7 великих шедевров Федора Шехтеля/Алексей Рудевич
6. 08.19. Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти», e-mail:rossinskiye@gmail.com; Страница группы Вконтакте:https://vk.com/library_foliant; 30-78-00.