Церковь Николая Чудотворца




В 1915 году Шехтель принимает православие и на следующий год создаёт своё лучшее, как он сам считал, творение - деревянную церковь Николая Чудотворца у Соломенной сторожки. Деньги на строительство шли из пожертвований, всего было собрано 3000 рублей.

Строение выполнено по одному из мотивов древнерусского Вологодского зодчества. Изучив историческое начало, ни в чем не погрешив против принципов деревянного зодчества прошлого, Шехтель виртуозно и почти буквально воспроизвел все исторические формы. Постройка церкви заняла месяц. Такой краткий срок объяснялся тем, что Шехтель построил эту шатровую церковь по каркасной системе.

В 1935 году храм был закрыт, шатёр и колокольня сломаны, потом здесь находилось общежитие, к 60-ых годам церковь была окончательно разрушена и снесена. На её месте построили пятнадцатиэтажный дом для сотрудников милиции.

В 1997 году храм восстановили в 300 метрах от его прежнего места расположения.

4. Особняк Саввы Морозова

Удивительно, но факт: один из своих лучших проектов, дом Морозова, Шехтель проектировал и строил, не имея архитектурного образования. Зато Савва Морозов, выпускник Кембриджского университета, имел особое чутьё на людей и умел видеть то, что сегодня мы называем «тренд». Морозов выбрал для особняка стиль английской неоготики, в оформлении же предоставил Шехтелю полную свободу и неограниченные возможности.

Большой удачей можно назвать то, что Шехтель работал над оформлением вместе с Михаилом Врубелем. Шехтель с Врубелем тщательно проработали все детали интерьера и создали уникальную, неповторимую атмосферу. Особняк Морозова считается одним из прообразов дома булгаковской Маргариты.

Интересный факт: в своём доме Морозов укрывал Баумана. На приёме, устроенном для московского генерала, революционер, представленный как «друг семьи», сидел за одним столом с «хозяином Москвы», в то время как его искала вся московская полиция.

 

Особняк Рябушинского

Особняк Рябушинского - уникальное здание, настоящее произведение искусства. По желанию Рябушинского, который не хотел, чтобы фасад выходил на улицу, Шехтель вынес парадное крыльцо на красную линию, а сам особняк отодвинул вглубь и разбил небольшой сад.

Как и во всех своих проектах, здесь Шехтель тщательно продумывал все детали. Интерьер дома поражает своей эклектичностью. Один из символов особняка Рябушинского - мраморная лестница, выполненная в форме волны, но и кроме неё здесь есть, на что посмотреть и чем восхититься.

Поражают огромные окна второго этажа, рамы, выполненные наподобие цветов и деревьев и арки крыльца, похожие на рожки улиток, цветочные мотивы и волны в рисунке паркета холла и столовой - символ вечного движения.

Сегодня в особняке Рябушинского находится дом-музей М. Горького, который жил здесь с 1931 года.

 

Ярославский вокзал

Глобальный проект Шехтеля - здание Ярославского вокзала. Ярославская железная дорога связывала Москву с Белым морем и северными губерниями, поэтому Шехтель избрал для своего проекта новорусский стиль, преломленный, конечно, архитектором в индивидуальной манере.

В 1901 году Шехтель проектировал павильоны для международной выстави в Глазго, где он впервые занялся переработкой древнерусских мотивов в архитектуре. В проекте вокзала сложные архитектурные решения совмещены с необыкновенной простотой, вокзал напоминает северные погосты-тройники. Декоративная лепнина, керамические панно, выполненные в абрамцевской мастерской - всё это отражает гениальный замысел Шехтеля.

 

МХТ им. А. П. Чехова

Над проектом МХТ имени Чехова Шехтель работал безвозмездно. Финансировал работу Савва Морозов. Преданный ценитель театра, Шехтель, отложив все заказы, перестроил старое здание МХТ и выполнил внутреннюю художественную отделку.

Биограф Шехтеля, Е.И. Кириченко писал: «Близкая по своим устремлениям творчеству Шехтеля программа театра вдохновила его на создание одного из лучших своих произведений. Он создал в театре атмосферу серьезности, почтительного и благоговейного отношения к искусству, невольно подчиняющую себе зрителя. Все, от конфигурации и размеров помещений, цветовой гаммы до мебели» светильников и шрифта надписей, подчинено единой цели: созданию особого мира, интеллектуально и эмоционально насыщенного».

Интересный факт: Шехтелю принадлежит идея оливкового занавеса со стилизованным мотивом волны и с серо-коричневой тканью панно, где на фоне волн летит чайка - та самая, которая осталась навсегда эмблемой МХТ.

 

Усадьба Локалова

Ещё одно шехтелевское творение в неорусском стиле - усадьба купца Локалова в селе Великое Ярославской области. Красивоездание, будто пряничное, с кокошниками и башенками, с массой элементов, характерных для древнерусского зодчества, со шпилем, украшенным затейливым флюгером.

У этой усадьбы судьба непростая. С 40-х годов XX века здесь расположен детский дом. Первыми «поселенцами» стали ребятишки, привезенные из блокадного Ленинграда. Несмотря на то, что усадьба Локалова внесена в реестр памятников культуры, сегодня она находится в плачевном состоянии. Изразцовые печи и трубы, украшенные коваными дымниками, разрушены. Бронзовые элементы оформления фасадной ограды и ворота были сняты и сданы в металлолом. Сохранилась только сама кованая ограда и массивные столбы ворот. Двухэтажная пристройка кладовки разобрана. Вырублены сады на приусадебном участке.

…Ситуация, к сожалению, типичная для нашего времени…

 

Пирамидальный мавзолей

Самым резонансным неосуществившимся проектом Шехтеля стал проект мавзолея Ленина. Шехтель предлагал построить мавзолей, стилизованный под пирамиду. Это было мало похоже на стиль архитектора. Обращение к архаике, возможно, было вызвано пониманием монументальности заказа, но уместность пирамиды на Красной площади - вопрос спорный. Однако надо признать, что Шехтель в некотором отношении заглянул в будущее. Пирамида в Лувре, построенная в конце 80-х годов, по своему контрасту со зданием музея напоминает проект Шехтеля.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Архитектор Ф. О. Шехтель. К 150-летию со дня рождения / Демкина С. М. - М.: «ИМЛИ РАН», 2009. - 80 с. - Тираж: 5000 экз.

2. Белютин Э. Молева Н. Этот «чудесный наш Финь-Шампань!»: Федор Осипович Шехтель (1859-1926) // Москва. - 2003. - № 3. - Стр. 200-205.

3. Васькин А. А. Русские архитекторы. Федор Осипович Шехтель (1859-1926) // Актуальные проблемы современной науки. - 2008. - № 1. -Стр. 14-18.

4. Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е - 1917 годы): илл., биогр. словарь / Гос. науч.-исслед. музей архитектуры им. А. В. Щусева и др. - М.: «КРАБиК», 1998. - Стр. 273-277. - 320 с..

5. Кириченко Е. И. В начале пути (О раннем творчестве Ф. Шехтеля)// Куранты. - М., 1987. -№ 2. - Стр. 247-251.

6. Кириченко Е. И. Федор Шехтель. - М.: «Стройиздат», 1973. - 141 с.

Кириченко Е. И. Ф. Шехтель (1859-1926)//Зодчие Москвы. - М.: «Московский рабочий», 1981. - Стр. 276-287. - 302 с.

7. Кириченко Е. И. Сайгина Л. В. Романтический зодчий модерна Фёдор Шехтель. - М.: «Юкос-Менатрон», 2000. - 332 с.

8. Мушта А. Отрочество Шехтеля // Памятники Отечества: Сердце Поволжья. - Саратов: «Памятники Отечества!, 1998.

9. Мушта А. Родная земля зодчего // Годы и люди. Вып. 3. - Саратов. - 1988. - 240 с.

10. Мушта А. Шехтель: саратовские странички // Тектоника плюс. - 2009. - № 7-8. - Стр. 30-49.

11. Нащокина М. B. Архитекторы московского модерна: Творческие портреты. - 3-е изд. -М.: «Жираф», 2005. - Стр. 447-478. – Тираж: 2500 экз.

12. Сайгина Л. Чародей русского модерна // Наука и жизнь. - М., 2009. - № 8. - Стр. 132-147.

13. Самин Д. К. Федор Осипович Шехтель (1859—1926)// 100 великих архитекторов. - М.: «Вече», 2000. - Стр. 368-375. - 592 с

14. Федина М. Кириченко Е. Сайгина Л. Архитектурная сказка Фёдора Шехтеля: к 150-летию со дня рождения Мастера. - М.: «Русский импульс», 2010. - 264 с.

15. Ф. О. Шехтель и проблемы истории русской архитектуры конца XIX - начала XX веков / Кажусь И. А. - М.: «ЦНИИПградостроительства», 1988. - 113 с.

16. Фёдор Шехтель и эпоха модерна / Есаулов Г. В., Соловьев Н. К. - М.: «Архитектура». - 2009. - 248 с.

 

ИНТЕРНЕТ:

1. https://cont.ws/@id44562772/1116541 Агапова Г. 9 архитектурных шедевров Федора Шехтеля /Галина Агапова

2. https://russian7.ru/post/7-shedevrov-fyodora-shextelya Рудевич А. 7 великих шедевров Федора Шехтеля/Алексей Рудевич

 

6. 08.19. Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти», e-mail:rossinskiye@gmail.com; Страница группы Вконтакте:https://vk.com/library_foliant; 30-78-00.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: