Таможенная статистика: ее цель, предмет и методологическая основа.
Таможенная статистика имеет общие для всех статистических дисциплин предмет и методы. Предметом таможенной статистики являются массовые случайные явления и процессы, а в основе ее методов лежит закон больших чисел, что позволяет использовать в анализе данных таможенной статистики инструментарий теории статистики, а для оценки надежности статистических оценок и выводов – аппарат математической статистики.
Cтат.наукаделится: общую теорию статистики. Мат.статистику. соц – эконом.статистику.
Цель таможенной статистики – сбор обработка информации об объекте изчения обеспечение руководства ФТС, органов законодательной и исполнительной власти информацией о состоянии и развитии внешней торговли России и о деятельности таможенных органов. Соответственно, определены два раздела таможенной статистики: таможенная статистика внешней торговли и специальная таможенная статистика. В свою очередь специальная таможенная статистика делится на направления, в соответствии с функциями таможенных органов, результаты и условия выполнения которых представляет данное направление специальной таможенной статистики, например, статистика таможенных платежей, статистика таможенных правонарушений, статистика декларирования, статистика почтовых отправлений и др.
В таможенной статистике полностью методологически обеспечен только раздел таможенной статистики внешней торговли, она опирается на нормативный документ - Методологию таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации
В основе единой методологии (решение КТС 525) лежат: 1)положения тк тс. 2) официальные публикации статистики комиссии ООН: Статистика межд. Торговли товарами. Концепции и опред.1998г»Методологической базой ведения таможенной статистики является решение Комиссии Таможенного союза ЕврАзЭС от 28.01.2011 n 525 "О единой методологии ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств - членов Таможенного союза.
|
Правовая и нормативная база таможенной статистики
Нормативно-правовой базой ведения таможенной статистики является ТК ТС,, приказы ФТС и иные нормативно-правовые акты.
ФЗ № 311 «О таможенном регулирования в РФ»,
Соглашение о ведении ТСт внешне и взамно торговли товарами ТС (Решение межгоссоветаЕараЗЭС от 25.01.08№2),
Решение межгоссоветаЕараЗЭС от 11.12.09№31ФЗ Протокол о порядке передачи данных Ст внешне и взаимно торговли.
Приказ ФТС «1495 «Об утверждении порядка ведения спец там стат
Ежегодные приказы ФТС Об отчетности ТО, 2572 2800
Методологической базой ведения таможенной статистики является решение Комиссии Таможенного союза ЕврАзЭС от 28.01.2011 n 525 "О единой методологии ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств - членов Таможенного союза. Основные методологические принципы положенные в основу методологии таможенной статистики сформированы в следующих источниках:1. рекомендации стат. комиссии ООН (статистика международной торговли- концепция и определение),2. руководство для пользователей по статистики3. Правила и процедуры, изложенные в международной статистике.
Основные разделы и направления таможенной статистики
|
Разделы там.стат.: 1.Там.стат. внешней торговли и взаимно торговли2. спец.там.стат. определены два раздела таможенной статистики: таможенная статистика внешней торговли и специальная таможенная статистика. В свою очередь специальная таможенная статистика делится на направления, в соответствии с функциями таможенных органов, результаты и условия выполнения которых представляет данное направление специальной таможенной статистики, например, статистика таможенных платежей, статистика таможенных правонарушений, статистика декларирования, статистика почтовых отправлений и др. Задачами таможенной статистики внешней торговли являются:разработка методологических принципов анализа и системы показателей, характеризующих размеры, динамику и структуру внешней торговли;анализ факторов, обусловливающих основные тенденции ее развития;сравнительный анализ показателей внешней торговли различных стран.
Задачи специальной таможенной статистики, конкретизированы по каждому направлению, но общими для всех направлений являются: разработка методологических принципов анализа и системы показателей, характеризующих конкретные направления деятельности таможенных органов;анализ степени, качества и условий выполнения таможенными органами возложенных на них функций.