Модуль 1. Международное сотрудничество в области техногенной безопасности
Тема. 1.Концепция устойчивого развития, «зеленой экономики»
Концепция устойчивого развития.
В конце 1960-х - 1970-х годов в дополнение к развитию экономики выдвигается задача гармонизации экономического и социального развития. Начинает уделяться внимание установлению социального равенства, повышению уровня жизни, подъему отстающих регионов. В 1970-х годах в обществе, научных и правительственных кругах усиливается обеспокоенность истощением природных ресурсов и ухудшением состояния окружающей среды. Основным приоритетом на этом этапе, продолжавшемся до начала 1990-х годов, становится охрана природы. В ряде стран создаются национальные агентства (министерства) по охране окружающей среды, активизируется движение "Зеленых" (движение, возникшее в начале 70-х годов в Западной Европе и выступающее против загрязнения окружающей среды, вредных последствий развития атомной энергетики, за сокращение военных бюджетов, децентрализацию и демократизацию общественной жизни; в Германии "Зеленые" в 1980 оформились в политическую партию, а с 1984 существует Европейская партия "Зеленых", объединяющая группы из многих стран Европы). Однако экологические, экономические и социальные проблемы решаются изолированно друг от друга - человеческая жизнедеятельность и ее последствия четко разграничиваются в рамках государств, отраслей (энергетика, сельское хозяйство, торговля), сфер деятельности (охрана природы, экономика, сфера социальных отношений). Деятельность по охране окружающей среды противопоставляется социально-экономическому развитию, в рассмотрении проблемы человек отделяется от природы. Образно выражаясь, общество указывает на некоторые предметы, которые считает "природой" (например, участок леса или водоем), а потом осуществляет какие-то мероприятия по "охране" выбранного участка. Часто полностью игнорируется тот факт, что деятельность людей вокруг "охраняемой природы" оказывает гораздо большее воздействие на среду, чем "природоохранная" политика. Таким образом, негативные проявления проблемы на время сокращаются, но проблема остается, так как для ее решения необходимы экономические и социальные изменения, которые повышали бы благополучие людей, сокращая в то же время необходимость в защите окружающей среды.
|
Заявление о невозможности раздельного решения экологических, экономических и социальных проблем впервые прозвучало на первой Конференции Организации объединенных наций (ООН) по окружающей среде и развитию в Стокгольме, 1972 год. На конференции был сделан вывод о необходимости разработки долгосрочной стратегии развития, учитывающей взаимосвязь и взаимообусловленность современных проблем.
Для разработки стратегии развития в 1983 году была создана Международная комиссия по окружающей среде и развитию (МКОСР). В процессе ее работы был предложен термин "устойчивое развитие" (sustainable development), и разработаны основные положения концепции устойчивого развития, впервые опубликованные в докладе Генеральной Ассамблее ООН "Наше общее будущее" в 1987 году.
Согласно определению МКОСР, устойчивое развитие - это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего поколения, не ставя под угрозу возможность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.
|
Концепция устойчивого развития предполагает ответы на следующие вопросы:
· Как жить, чтобы сохранить и улучшить этот мир?
· Как обеспечить равновесие между желаниями и потребностями человека и возможностями биосферы?
· Как разрешить противоречия между природой и обществом, экологией и экономикой, развитыми и развивающимися странами, богатством и бедностью, настоящим и будущими поколениями?
В концепции устойчивого развития выделяется главное противоречие современного развития - несоответствие между растущими потребностями человечества и возможностями окружающей среды.
Ключевой вопрос, который она ставит - как жить, чтобы сохранить условия для развития настоящих и будущих поколений?
Намеченная цель - повышение качества жизни каждого с сохранением возможностей для жизни будущих поколений.
Основные принципы устойчивого развития
Концепция устойчивого развития предлагает четыре основных принципа, на основе которых необходимо строить политику устойчивого развития. Это:
· принцип справедливости;
· принцип сохранения природной среды;
· принцип целостности мышления;
· принцип "думать глобально - действовать локально".
Принцип справедливости - важнейший принцип устойчивого развития. Он ориентирует на обеспечение высокого качества жизни для всех людей на планете, включая будущие поколения.
Сегодня многие не имеют возможности в достаточной мере удовлетворять свои жизненные потребности в пище, одежде, крове, работе. Это касается в первую очередь жителей развивающихся стран (стран Юга). В то же время часть населения развитых стран (стран Севера) живет "не по средствам". Экономический разрыв между странами Севера и Юга отрицательно сказывается на экологической ситуации в мире, делает развитие неустойчивым. Принцип справедливости означает, что богатства (блага), возможности и ответственности должны быть распределены справедливо между странами и между людьми внутри каждой страны.
|
Принцип справедливости распространяется и на будущие поколения. Мы не можем жить взаймы у будущих поколений, исчерпывая ресурсы и ухудшая качество окружающей среды. Наш моральный долг - сохранить достаточно условий и ресурсов, чтобы будущие поколения имели возможность удовлетворять собственные потребности.
Принцип сохранения природной среды предполагает такую организацию процессов жизнедеятельности, чтобы они не приводили к необратимым изменениям в биосфере, не нарушали ее возможности к самовосстановлению. Достижение этого возможно при:
· уменьшении антропогенного воздействия на природу (антропогенные воздействия - это различные формы влияния деятельности человека на природу. Антропогенные воздействия охватывают отдельные компоненты природы и природные комплексы. Количественной и качественной характеристикой антропогенных воздействий является антропогенная нагрузка. Антропогенные воздействия могут носить как позитивный, так и негативный характер; последнее вызывает необходимость в применении специальных природоохранных мер);
· целенаправленной работе по поддержанию устойчивости биосферы;
· стремлении к гармоничному сбалансированному развитию всех трех аспектов окружающей среды - экологического, экономического и социального.
Принцип целостности мышления заостряет внимание на том, что решение глобальных проблем современности, устойчивое повышение качества жизни настоящих и будущих поколений возможно лишь при понимании сложности строения социо-эколого-экономической системы, взаимосвязанности ее элементов. Другими словами, в соответствии с этим принципом, устойчивым будет только такое развитие общества, при котором социальные, экологические и экономические проблемы будут решаться в комплексе.
"Думать глобально - действовать локально". Устойчивое развитие мирового сообщества складывается из результатов усилий, предпринятых людьми на местах (в каждом доме, дворе, селе, городе, стране). В условиях мира как целостной системы любое локальное воздействие приведет к изменениям в глобальном масштабе. Производя какие-либо преобразования у себя дома важно прогнозировать глобальные последствия действий, отдавать себе отчет в том, чему способствует ваша работа - повышению или снижению устойчивости местных и глобальной социо-эколого-экономических систем.
Принцип "думать глобально - действовать локально" можно рассмотреть и во временном измерении. Тогда он будет звучать так: "думать о будущем - действовать сейчас". Это означает, что при решении сиюминутных, насущных проблем необходимо помнить о долгосрочной перспективе и действовать в соответствии с ней, анализировать прошлый опыт, чтобы иметь целостное представление о причинах проблемы и ее возможных решениях.
Международное признание концепция устойчивого развития получила на второй конференции ООН по окружающей среде и развитию, которая состоялась в Рио-де-Жанейро в 1992 году. На конференции в числе прочих участников работали 114 глав государств и дипломаты из 178 стран (в том числе из России).
Для перехода к реальным действиям по реализации устойчивого развития главами государств и правительств был подписан и принят к исполнению документ "Повестка 21". Число 21 - порядковый номер документа в системе регистрации ООН - стало основанием для метафорического названия "Повестка дня на 21 век".
Повестка 21 - глобальный план действий по повышению качества жизни ныне живущих поколений с сохранением возможностей для будущих поколений удовлетворять свои потребности (другими словами - план устойчивого развития мирового сообщества).
В Повестке 21 сформулированы основные задачи перехода мирового сообщества к устойчивом развитию и предложены механизмы их реализации. В масштабе планеты главные направления деятельности, предусмотренные Повесткой 21, следующие:
1. Социальные и экономические аспекты:
· международное сотрудничество;
· борьба с нищетой;
· охрана и укрепление здоровья людей;
· стабилизация численности планеты;
· учет вопросов окружающей среды и развития в процессе принятия управленческих решений;
· создание экологического законодательства;
· внедрение эффективных экономических рычагов управления;
· учет интересов женщин, детей и молодежи;
· укрепление роли коренных народов, неправительственных (общественных) организаций, деловых кругов, промышленности и науки.
2. Сохранение и рациональное использование ресурсов в целях развития:
· защита атмосферы;
· рациональное использование земельных ресурсов;
· устойчивое ведение сельского хозяйства;
· борьба с обезлесением, опустыниванием и засухой;
· сохранение биологического разнообразия;
· экологическая безопасность в использовании токсических веществ и биотехнологии;
· экологически безопасное удаление отходов, очистка сточных вод.
Таким образом, Повестка 21 предусматривает:
· целостный подход к решению проблем развития с учетом экологических, экономических и социальных аспектов;
· участие различных слоев и групп населения (общественности) в процессе принятия решений и реализации планов;
· повышение качества жизни людей (а не рост количественных показателей) с максимально возможным сохранением условий и ресурсов окружающей среды;
· расширение временного и пространственного масштаба развития.
«Зеленая» экономика как явление современного этапа развития общества
Общепринятого определения «зеленой» экономики не существует.
В настоящее время общество по-разному понимает суть выражения «зеленая» экономика. Одни считают, что это новые отрасли экономики, которые улучшат природу страны. Другие понимают это выражение как новые технологии, своего рода экосистемы, которые призваны помогать и приносить пользу природе. Третьи считают, что это переход на новый этап развития, целью которого является создание экологически чистых продуктов.
Эксперты Организации ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП) предлагают наиболее широкое понимание этого понятия, рассматривая «зеленую» экономику как хозяйственную деятельность, «которая повышает благосостояние людей и обеспечивает социальную справедливость и при этом существенно снижает риски для окружающей среды и обеднение природы».
«Зеленую» экономику можно рассматривать как средство для достижения гибкой и эластичной экономики, которая позволяет улучшить качество жизни населения. «Зеленая» экономика может также рассматриваться как средство, позволяющее связывать экономические, экологические и социальные аспекты устойчивого развития.
Концепция «зеленой» экономики, сформировавшаяся в последние два десятилетия, призвана обеспечивать более гармоничное согласование между этими аспектами, которое было бы приемлемо для всех групп стран – развитых, развивающихся и государств с переходной экономикой.
Официальные документы разных государств содержат различные акценты: у развитых стран на первом месте – конкуренция, рабочие места, у развивающихся – устойчивое развитие, решение проблем бедности, вопросы справедливости и участия граждан, у группы БРИКС – эффективность использования ресурсов. Но показательно, что собственно экологические проблемы, прежде всего экологические лимиты развития, не фигурируют в определениях «зеленой» экономики ни в одном из указанных документов. Это доказывает, что главное в «зеленой» экономике – сама экономика и социально-экономическая сфера.
Концепция «зеленой» экономики включает в себя идеи многих других направлений в экономической науке и философии. Сторонники данной концепции считают, что преобладающая сейчас экономическая система несовершенна. Хотя она дала результаты в повышении жизненного уровня людей в целом, и особенно ее отдельных групп, негативные последствия функционирования этой системы значительны: во-первых, экологические проблемы (изменение климата, опустынивание, утрата биоразнообразия), во-вторых, истощение природного капитала, в-третьих, широкомасштабная бедность, в-четвертых, нехватка пресной воды, продовольствия, энергии и в-пятых, неравенство людей и стран. Все это создает угрозу для нынешнего и будущего поколений. Нынешнюю модель экономики принято называть «коричневой».
Сегодня монетарная политика и государственное регулирование не способны создать разумную экономическую систему. Вряд ли можно представить себе более неэффективный, иррациональный и расточительный способ организации любого сектора экономики, чем то, что мы имеем в настоящее время. «Зеленая» экономика предполагает устойчивое развитие экологичного сельского хозяйства, «зеленого» промышленного производства, альтернативной энергетики и т. д. Это является диаметрально противоположным нынешней модели экономического развития, которая по своей сути расточительна.
Как таковая «зеленая» экономика предполагает изменения не только в окружающей среде, но и во внутреннем мировосприятии человека и развитии демократии. Именно поэтому в концепции «зеленой» экономики экологические и социальные изменения находятся очень тесно друг к другу.
В данной концепции развития не отдается какого-либо отдельного приоритета общественному либо частному сектору экономики. Утверждается, что оба сектора должны быть преобразованы так, чтобы рынки ориентировались на социальные и экологические ценности, а государство должно тесно сотрудничать с общественными организациями в целях инновационного преобразования.
По оценкам экспертов, в краткосрочной перспективе «зеленая» экономика способна обеспечить рост ВВП, увеличение доходов на душу населения и занятости в таких же или даже более высоких темпах, чем традиционная «коричневая» экономика. В средне- и долгосрочной перспективе «зеленая» экономика обгонит «коричневую» и к тому же даст намного больше преимуществ с точки зрения охраны окружающей среды и уменьшения социального неравенства.
За последние 25 лет значения мирового ВВП выросли в четыре раза, что привело к повышению уровня жизни огромного количества людей. Но, не смотря на это, качество более 50 % основных экосистемных услуг и товаров ухудшилось. Это можно объяснить тем, что в последнюю четверть века экономический рост достигался только с помощью расходования природных ресурсов. Человечество позволяло деградировать и исчезать многим экосистемам, из-за того, что запасы не успевали восстанавливаться.
Для перехода к «зеленой» экономике необходимо к 2015 г. инвестировать всего лишь 2 % мирового ВВП в десять ключевых секторов. Эти средства вполне можно привлечь при условии реализации продуманной государственной политики и использования инновационных механизмов финансирования. Дополнительные ресурсы могут быть получены за счет прекращения субсидирования в энергетике, водном хозяйстве, рыболовстве и сельском хозяйстве.
Различные факторы, такие как новые и экологически чистые технологии, рациональное и экономичное использование ресурсов позволит государствам, которые пошли по пути «зеленого» инвестирования сохранить свой ВВП на более высоком уровне, в отличие от стран, не изменивших свой обычный сценарий развития.
В 2008 году ЮНЕП выступила с Зеленой экономической инициативой, которую сегодня поддерживают более 20 стран по всему миру, демонстрируя свое движение в сторону зеленой экономики.
К странам, которые поддержали предложения по развитию концепции «зеленой» экономики относятся Коста-Рика, Китай, Бразилия, Ботсвана, ЕС, Эфиопия, Гана, Япония, Кения, Индонезия, Таиланд, Нигерия, Непал, Филиппины, Южная Африка, Россия и США. Страны, выступившие против данной концепции – это Венесуэла и Боливия. А для таких стран, как Гондурас, Карибский регион и Латинская Америка «зеленая» экономика вообще не была упомянута в программе развития.
Пока масштабы «зеленого» сектора мировой экономики сравнительно невелики, поэтому в специальной литературе наряду с понятием «зеленая» экономика нередко используется термин «зеленые ростки» (green shoots) экономики. Действительно, стоимость производимой продукции и услуг в этом секторе в 2010 г. оценивалась в 2 трлн. долл., или 2,7 % мирового ВВП, прибыль – в 530 млрд. долл., занятость – в пределах 10 млн. человек. Но вклад «зеленого» сектора в развитие хозяйственного комплекса отдельных государств, которые концентрируют основную часть мощностей и инвестиций в этой сфере, заметно выше:
Прогнозируемые годовые темпы роста ВВП до 2050 г.
• в США «зеленая» экономика дает продукции и услуг более чем на 600 млрд. долл. (4,2 % ВВП), занятость в ней оценивается в 3 млн. человек;
• в Японии – соответственно 3,4 % ВВП и примерно 1,5 млн. человек;
• в странах ЕС в целом – 2,5 % совокупного ВВП и свыше 3,4 млн. человек.
Однако в отдельных странах показатели выше: в Германии – порядка 4,8 % плюс мировое лидерство по экспорту экологически чистых товаров и услуг (в частности, более 12 % мировой торговли оборудованием по сохранению климата); в Великобритании, являющейся мировым лидером по доле «зеленого» сектора в ВВП, – в 2009 г. 240 млрд долл. (или 8,8 % ВВП), доля в экспорте составляла 5 %, в общей занятости – 3 %.
«Озеленение» экономики – путь к искоренению бедности. Между искоренением бедности и рациональным управлением природными ресурсами и экосистемами существует прямая взаимосвязь, поскольку бедные слои населения напрямую выигрывают от увеличения природного капитала. Эффективное управление этими системами имеет особое значение для стран с низкими доходами, где экосистемные товары и услуги – важный источник средств существования бедных сельских общин и их страховка на случай стихийных бедствий и экономических потрясений.
При полном переходе к «зеленой» экономике создастся огромное количество рабочих мест, это позволит компенсировать сокращение занятости в «коричневой» экономике. Это относится к таким секторам экономики, как жилищно-коммунальное и сельское хозяйство, лесная промышленность, энергетика и транспорт. Но не смотря на это, в отраслях, где сильно истощен природный капитал, например, в рыбном хозяйстве, произойдет временное снижение занятости и доходов, что потребует осуществления программ переквалификации рабочей силы.