Главные жанры скульптуры – портрет; исторические, бытовые, символические, аллегорические изображения; анималистический жанр.




Дата урока:12.02.2021

Изо

Тема урока: Портрет в скульптуре

Цель урока: Познакомить учащихся с разновидностями портрета в скульптуре, с выразительными возможностями скульптуры. Учить создавать портрет человека из пластилина, соблюдая пропорции и добиваясь сходства. Развивать пространственное мышление, зрительную память, глазомер, творческую и познавательную активность. Формировать умение находить красоту, гармонию, в облике человека.
Оборудование: клеенка, пластилин, стеки, заготовка для каркаса головы; репродукции скульптур - портретов, плакат с изо­бражением головы человека, плакат «пропорции лица человека».

Тезаурус

Профиль – это вид сбоку какого-либо предмета.

Анфас - положение лица человека, сложной фигуры или объекта, при котором «лицевая» часть обращена прямо к наблюдателю.

Скульптура – это искусство создания объёмных художественных произведений путём резьбы, лепки или отливки.

Портрет - изображение какого-либо человека на картине или фотографии.

Пропорция - определённое соотношение частей между собой, соразмерность.

Монументальная скульптура - вид пластических пространственных изобразительных искусств; включает произведения большого формата, создаваемые в согласовании с архитектурной или естественной природной средой, композиционным единением и взаимодействием, с которыми они сами приобретают идейно-образную завершённость, и сообщают такую же окружению.

Монументально-декоративная скульптура – вид скульптуры, занимающийся оформлением фасадов и интерьеров зданий, мостов, триумфальных арок, фонтанов, малых архитектурных форм, включается в естественную среду садов и парков.

Станковая скульптура - скульптурный портрет - изображение человека или группы людей, дающее представление о внешности, внутреннем мире портретируемого.

Бюст – это скульптурное изображение головы и верхней части тела человека (по грудь или по пояс).

Торс - туловище человека, а также скульптурное изображение без головы и конечностей.


Ход урока
I. Организационный момент.
Чувство прекрасного в мире как бы заложено в «программу» жизни. Оно в человеческой природе, так же как любовь, добро, стремление к справедливости. Это чувство может развиваться, а может быть, и приглушено, деформировано и почти утрачено при неблагоприятных условиях. Это чувство может во многом определять характер действия человека, его отношения к жизни, к самому себе и другим людям. Вот поэтому, в школе есть такой замечательный урок - изобразительное искусство, где вновь и вновь мы можем встретиться с прекрасным, пережить чудесные минуты эстетического наслаждения.
2. Актуализация опорных знаний
Сообщение темы урока.
На предыдущих уроках вы узнали о пропорциях человеческой фигуры и лица, научились рисовать голову человека. Сможете ли вы полученные знания и умения применить при лепке портрета человека? Сегодня на уроке мы это проверим.
Изучение нового материала.

С произведениями скульптуры мы встречаемся почти ежедневно, они сопутствуют нам в нашей повседневной жизни – это памятники на площадях, мемориальные доски и рельефы на стенах домов, фонтаны и лепные вазы в парках и скверах. Ребята, кто даст определение, что такое скульптура?

Скульптура (лат. sculptura, от sculpo - вырезать, высекать), вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму (высоту, ширину и глубину). Выполняется она из твердых или пластических материалов.

- Как называют художника, который выполняет скульптуру? ( Скульптор, он лепит, ваяет скульптуру).

Главные жанры скульптуры – портрет; исторические, бытовые, символические, аллегорические изображения; анималистический жанр.

Художественно-выразительные средства скульптуры - построение объемной формы, пластическая моделировка (лепка), разработка силуэта, фактуры, в некоторых случаях также цвета. Скульптура делится на два основных вида - на круглую скульптуру и рельеф.

В круглой скульптуре полностью передаётся объём изображаемой фигуры или предмета. Её можно обойти, рассмотреть с различных точек зрения, а это очень важно для восприятия. Её ставят на открытом месте не только для лучшего обозрения, но и в целях зрительного увеличения пространства.

По назначению скульптура подразделяется на монументальную, станковую и декоративную.

Произведения станковой скульптуры невелики по размеру. Они экспонируются на выставках, в музеях, их перемещают с места на место, устанавливают внутри зданий и на воздухе. В станковых портретах, статуях, композициях может быть дана более тонкая психологическая характеристика образа, более тщательно передана форма изображаемого предмета, ведь станковая скульптура рассчитана на самое близкое обозрение. Какой основной жанр станковой скульптуры вам известен?

Основной жанр станковой скульптуры – портрет. Особенно широко этот жанр применяется в круглой скульптуре, так как она обладает наиболее богатыми возможностями изображения человека.

Круглая скульптура может изображать одного человека (статуя) или нескольких людей (группа), может изображать фигуру человека целиком или фрагментами (торс, голова, бюст). В портретном жанре раскрывается духовный мир, характер, чувства, мысли человека.

Для более полного выражения особенностей конкретного человеческого характера обычно используют определённую форму портрета: бюст (франц. buste, от лат. bustum - место кремации, надгробный памятник), погрудное скульптурное изображение человека, распространенный вид скульптурного портрета.

Давайте познакомимся с самыми яркими скульпторами и их работами.

Крупнейшим скульптором барокко в Италии был мастер универсального дарования Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680). Важную роль сыграл Бернини в создании нового типа скульптурного портрета, лучшим примером которого представляется мраморный бюст Людовика ХIV (Версаль, Королевский дворец). Бернини как бы воплотил в этом произведении сущность французского монарха, которую сам король выразил однажды словами: “Государство – это я!”

Шубин (до 1761 г. Шубной) Федот Иванович (1740 — 1805) — выдающийся русский скульптор. Родился в семье крестьянина близ Холмогор Архангельской губернии, с детских лет занимался резьбой по кости. Работал Шубин в основном в жанре скульптурного портрета. Все его работы, выполненные с высочайшим мастерством, отличаются особым психологизмом, тонким пониманием характера портретируемого. Такие его работы как скульптурный портрет Екатерины II (1773 г.), бюсты князя Голицына (1775 г.), Ломоносова (1792 г.), Павла I (1800 г.),— подлинные жемчужины в истории русской скульптуры. Творчество Шубина впервые поставило русскую скульптурную школу вровень с лучшими достижениями мировой пластики, а по силе и яркости характеристик он почти не знает себе равных.
IV. Постановка художественной задачи!
.Вам предстоит сделать скульптурный портрет выбранного ли­тературного героя. Это может быть персонаж произведения, изучаемого на уроке литературы или придуманный образ. В любом случае будет неинтересно, если все станут лепить одно и то же.
Для выполнения задания потребуется пластилин. Лепить надо на подставке - пластиковой или какой-либо другой дощечке. Хорошо иметь стеки (специальные плоские и неострые ножики для работы с пластилином) и тряпку для вытирания рук. А еще можно использовать небольшую цилиндрическую банку (например, из-под кофе) и смятый в плотный шар лист бумаги, который надо будет втиснуть в горлышко банки. Этот неожиданный для урока предмет послужит каркасом и сильно упростит техническую сторону работы.
Тщательно облепите каркас пластилином так, чтобы получилась общая форма головы. Нижняя часть банки останется в качестве шеи. Найдите соотношение лицевого и черепного объемов, подумайте, какими будут волосы, головной убор. Главный принцип вашей работы - идти от общего к частному и помнить о симметрии. Не бойтесь упрощать форму, не мельчите ее. Упростить - значит не обеднить форму, а лишь подчеркнуть выразительность, опустив малозначительные детали. Ваши пальцы мнут форму, вдавливая и выдавливая из нее необходимые детали, где-то мягкие по очертаниям, а где-то резкие, определенные. Хотя вы наращиваете форму головы прибавлением новых кусков пластилина, следите за цельностью формы, чтобы у вас не получались отдельно прилепленные детали. Не забывайте смотреть на свою работу с разных сторон. Думайте о своем персонаже, мысленно как бы превращаясь в него. Главное - понять меру проработки деталей, чтобы не потерять выразительность.
V. Практическое выполнение задания.
При лепке головы перед скульптором стоят те же задачи, что и при лепке других предметов.
Во всех случаях пластический язык скульптуры должен быть подчинен передаче объемно-пространственной характеристике предмета. Поэтому для того чтобы эта характеристика была точной, необходимо изучить строение предмета, определить его главные составляющие части, их взаимосвязь и взаимозависимость.
При лепке головы последовательно решаются задачи:
-нахождение расположения частей в пространстве (движение);
-нахождение их относительных размеров (пропорции);
-нахождение формы (лепка в собственном смысле слова).
Я рекомендую вам вылепить голову во фронтальном положении, то есть без поворота или другого движения. В процессе лепки обращайте внимание на части, имеющие основное пластическое значение: лоб, затылок, виски и т. п.


Домашняя работа: описать внешность и характер полюбившегося лите­ратурного героя.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: