Лекция- «Организационные структуры управления»
Организационные системы постоянно развиваются как в силу того, что в них возни-кают новые потребности, так и потому, что меняются внутренние и внешние условия функционирования. Это приводит к изменению не только связей между элементами организации, но и характеристик организационной системы в целом и самого субъек-та управления в частности, поскольку в системе с развитой иерархической структу-рой различия между субъектом и объектом управления условны. При этом выделяют обычно следующие управленческие функции:
• определение целей управления развитием;
• разработка и принятие управленческих решений;
• контроль реализации решений.
Основная функция управления организацией заключается в обеспечении взаимодей-
ствия различных элементов и подсистем.
Различные организационно-экономические системы отличаются составом входящих
элементов, типом межэлементных связей, характером и уровнем обмена с внешней средой. Но общим является активное взаимодействие с внешней средой в части как получения из нее необходимых ресурсов, так и передачи во внешнюю среду продук-тов своей жизнедеятельности.
Системный подход в отношении организации заключается в рассмотрении организа-
ции как единого целого, обособленного от остального мира и состоящего из взаимосвязанных между собой частей.
Указанные системы относятся к числу организационных, поскольку, кроме техниче-
ских систем, в их состав входят группы людей. Основные свойства организационных систем – целенаправленность и достаточная упорядоченность. Особенностью органи-зационных систем является также многофакторность происходящих в них процессов, что не всегда позволяет составить описание системы с требуемой степенью полноты. Это проявляется в том, что часть информации, циркулирующая внутри организа-ционных систем, теряется, как бы ни были надежны связи между частями систем.Вертикальные связи, формируют структуру системы и отражают участиев процессефункционирования системы и информированность элементов. Горизонтальныесвязи обеспечивают обмен информацией не только внутри системы, но и с внешней сре-дой, а также устойчивость материальных потоков и производственных процессов. Графически структурная схема материальных потоков напоминает сетевой граф: вершины графа образуют рассматриваемые элементы, а дуги (имитирующие связи) показывают направление материальных потоков между элементами. Структуризация или классификация организационных систем может производиться по иерархи-ческому или административному признаку, а также по информационному, террито-
|
риальному, функциональному признакам и др. Например, классификация по функциональному признаку выглядит следующим образом:
1) производственные структуры (производственные цехи и участки, передаточные
устройства, склады и т. д.);
2) технологические структуры (строение материально-технических процессов, состав
и соотношение оборудования, взаимосвязь основного и вспомогательного производства, специализация и загрузка производственных мощностей и т. д.);
3) экономические структуры (основные фонды, оборотные средства, структура
баланса и т. д.);
4) социально-кадровая структура (профессионально-квалификационный состав, поло-
|
возрастной состав, национальный состав, уровень образования, семейное положение и т. д.);
5) информационная структура (источники и получатели сообщений, состав и взаимо-
связь источников информации, направленность и конфигурация коммуникационных сетей и т. д.);
6) организационные структуры управления (взаимоотношения подразделений и должностей; распределение ролей, полномочий и ответственности между ними; порядок функционирования связей и т. д.).
Существует несколько способов классификации организаций. Исходя из сущности
системного подхода к классификации организаций важно руководствоваться несколькими критериями (принципами построения и функционирования, характером и целями деятельности и т. д.). Так, по принципу построения их можно разделить на формальные и неформальные организации (рис.1).
Рис. 1. Классификация организаций по принципу их построения
Формальные организации характеризуются рамками, правилами, нормами, регламентирующими поведение как самой организации, так и ее членов. То есть системообразующие признаки формальной организации – это заданность, запрограм-мированность и определенность организационных норм и действий.
Неформальные организации представляют собой систему непредписанных этиче-
ских норм, социальных ролей, неформальных институтов и санкций, эталонов пове-дения, переданных обычаями и привычками, которые возникают спонтанно в ходе ежедневных взаимодействий. В рамках любой формальной организации можно наблюдать присутствие неформальных социальных групп, которые играют важную роль в их деятельности.
|
На стыке названных двух типов организаций находятся такие разновидности организационных моделей, как поведенческая, органическая и «организационной туманности».
Поведенческая модель основана на одновременном функционирование двух систем в
рамках одной организации: технической, производящей продукцию или услуги, и социальной системы, включающей деятельность сотрудников, которые приводят в действие техническую систему.
Органическая модель имеет следующие характеристики: наличие небольшого объема правил, за исключением правил по технике безопасности; полная децентра-лизация; коллегиальное принятие решений; широкая сфера ответственности сотрудников; наличие нескольких уровней иерархии и невысокий уровень разделения труда. Эта модель характеризуетсягибкостью и способностью быстро реагировать на изменение внешней среды.
Модель «организационной туманности» проявляется в способности к само-конструированию. Она постоянно пребывает в поиске стратегии своего развития.
Используя критерий принадлежности к основным структурным элементам общества,
можно выделить совокупность государственных организаций и организаций, составляющих структуру гражданского общества и подразделяемых в зависимости от характера и целей их деятельности на коммерческие и некоммерческие.
Коммерческие организации определяются ГК РФ как организации, преследующие в
качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Коммерческие организации создаются для осуществления предпринимательской деятельности и подразделяются по виду и характеру хозяйственной деятельности, по принадлеж-ности капитала и контролю, характеру собственности, правовому положению, масштабам и сфере деятельности (рис.2).
Рис.2. Классификация коммерческих организаций
По виду и характеру хозяйственной деятельности коммерческие организации разде-
ляются на промышленные, сельскохозяйственные, финансово-кредитные, торговые, строительные, транспортные, транспортно-экспедиторские, инжиниринговые, научно-исследовательские, туристские и др.
Промышленные фирмы осуществляют производство товаров (обычно к промышлен-
ным фирмам относятся те, более 50 % оборота которых приходится на производство промышленной продукции).Кредитно-финансовые учреждения (организации) – это банки, осуществляющие все банковские операции в соответствии с законом, и небанковские кредитные организации,имеющие право осуществлять отдельные банковские операции. Ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением получившего от Центрального банка РФ лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем наименовании слово «банк».
Торговые фирмы осуществляют в основном операции по купле-продаже товаров.
Транспортные фирмы занимаются перевозкой грузов и пассажиров и подразделяются
на судоходные, автомобильные, авиационные и железнодорожные.
Транспортно-экспедиторские фирмы специализируются на доставке товаров покупа-
телю, выполняя поручения промышленных, торговых и иных фирм.
Страховые фирмы, осуществляющие страхование грузов при морских, авиационных,
автомобильных, железнодорожных перевозках и перегрузке, играют существенную роль на национальном и мировом рынках.
Системный подход к анализу организаций заключается в выполнении совокупности указаний:
• рассматривать организацию как целое, состоящее из частей – обособленных подраз-
делений (технических, информационных, экономических, социальных и иных подсистем), к каждому из которых следует подходить как внутренне сложной системе;
• полезно определить границы организации и ее среды, чтобы понять, в каких формах
организация взаимодействует со средой (обмен информацией, материалами, энергией) и как они влияют друг на друга;
• рассматривать организацию как многоцелевую систему, имеющую неоднородные
внутренние и внешние цели (подцели подсистем), критерии достижения цели и т. д.;
• рассматривать организацию как полную систему, элементы и структура которой формируются на формальной (официальной) основе, а изменения в одном из элементов вызывают изменения в других;
• изучать динамику организации (исследование проблем организации для подготовки
управленческих стратегических решений).