ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»
Рассмотрен и рекомендован к утверждению XIX отчетно-выборной профсоюзной конференцией студентов
учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
(протокол от 25.09.2014)
Мы, обучающиесяГродненского государственного университета имени Янки Купалы, руководствуясь общепризнанными нравственными ценностями и нормами этикета, отдавая дань уважения нашему университету,принимаем настоящий Этический кодекс обучающихсяучреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» (далее – Этический кодекс)и обязуемся соблюдать его.
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Э тический кодекс представляетсобой свод положений, определяющих требования, предъявляемые к личности обучающегося и его поведению. Он составлен в соответствии с нравственной сутью университета и нормами юридической этики, направленными на утверждение справедливости, добра, гуманизма, человеколюбия и решение главной задачи высшей школы — всестороннего и гармоничного развития личности обучающихся.
2. Э тический кодекс представляет собой нравственный ориентир для обучающихся учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» (далее – обучающийся университета).
3.Основные термины, используемые в настоящем Этическом кодексе, и их определение:
«Мораль» – это определенная форма общественного сознания, совокупность социальных правил и норм поведения, которыми люди руководствуются в своей жизни на основе оценки человеческого поведения с точки зрения добра и зла, справедливости и несправедливости, способности жить по совести, чести.
«Этика» (от греч. ethos – нравственный обычай, характер, образ жизни) – учение о морали, о нравственном воспитании личности.
«Честь» – внешнее признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе.
«Достоинство» – категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности.
«Совесть» – выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, формировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения, производить самооценку совершаемых поступков.
«Всестороннее» развитие личности включает три качества:
- духовное богатство (мировоззренческие позицииличности, ценностные ориентиры, интеллектуальный потенциал обучающихся);
- моральная чистота (единство знаний и убеждений, слов и дела, целей и средств, гражданской ответственности в сочетании с эмоциональной чуткостью и добротой);
- физическое совершенство.
«Гармоничное» развитие личности связано с всесторонней, согласованной деятельностью личности в интересах общества и самого человека, насколько духовное богатство, моральная чистота и физическое совершенство пропорционально соответствуют друг другу.
«Здоровый образ жизни» является главной человеческой ценностью, частью системы вузовского образования обучающегося, его культуры и жизнедеятельности. Основными факторами этого понятия являются:
- гигиена умственной деятельности (эффективная мыслительная деятельность обучающихся зависит от здоровья, самочувствия, хорошего психофизического состояния);
- избавление от вредных привычек (курение; употребление алкоголя, наркотиков; сквернословия и т.п.);
- оптимальная двигательная активность (занятия физкультурно-спортивной деятельностью);
- правильное питание и полноценный ночной сон.
4. Основными задачами деятельности университета являются:
- подготовка высококвалифицированных специалистов, сочетающих профессионализм с высокой культурой, интеллектуальностью, гражданской активностью;
- становление и формирование жизненной позиции молодого человека, должного поведения, как в учебное, так и внеурочное время;
- воспитание обучающихся на основе общечеловеческих ценностей, гражданственности, патриотизма, уважения к национальным традициям и правам других народов, верности государству, его моральным и правовым ценностям.
5. Целью данного Этического кодекса является укрепление престижа университета за счет формирования в общественном сознании образа обучающегося университетакак высокоинтеллектуальной, всесторонне развитой и социально полезной личности.
6. Задачами настоящего Этического кодекса являются:
-определение правил поведения, способствующих формированию у обучающихся социального самосознания как совокупности нравственных ценностей, обеспечивающих процесс саморегуляции поведения обучающихся в разных сферах деятельности и общения;
-поддержание в студенческом сообществе духа сплоченности, патриотизма, демократии, толерантности;
- повышение ответственности обучающихся за соблюдение прав и свобод всех, кто находится рядом, когда свобода действий и свобода поступка обучающихся сочетаются с полной ответственностью за свои действия и их последствия.