Цели.
· Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов, методах познания живой природы.
· Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, работать с биологическими приборами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами.
· Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей при проведении наблюдений за живыми организмами, работы с различными источниками информации.
· Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе.
Задачи:
· развитие познавательного интереса к изучению природы,
· воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к животному миру,
· формирование понятия о необходимости охраны животных.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Биология. Животные», которыми должны овладеть обучающиеся в течении учебного года:
Знать/ понимать
- основные черты сходства и отличия животных и растений;
- основные виды животных своей местности;
- связь особенностей внешнего строения и образа жизни животных со средой обитания:
- сравнительные морфолого-анатомические характеристики изученных типов животных;
- связь строения органов и их систем с выполняемыми функциями;
- особенности индивидуального и исторического развития животных;
- роль животных в биоценозе и их взаимосвязи с остальными компонентами биоценоза и факторами среды;
- значение животных в природе и жизни человека;
- законы об охране животного мира.
Должен уметь:
- пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения различных групп животных;
|
- давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
- работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
- работать с учебной и научно- популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
- определять принадлежность животных к систематическим категориям;
- владеть языком предмета.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
- Соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых животными.
- Оказание первой помощи при укусах животных.
- Выращивание и размножение домашних животных, уход за ними.
Рабочая программа рассчитана на 34 рабочие недели (68 часов в год при двухчасовой недельной нагрузке)
№ | Кол-во часов по рабочей программе | Номера уроков | Тема |
1-2 | Введение | ||
3-42 | Многообразие животных | ||
43-55 | Строение, индивидуальное развитие, эволюция | ||
56-58 | Развитие и закономерности размещения животных на Земле | ||
59-64 | Биоценозы | ||
65-67 | Животный мир и хозяйственная деятельность человека | ||
Заключительный урок по курсу «Биология. Животные. 7 класс» | |||
4,11,13,17,24,30,43,44 | Лабораторные работы | ||
Экскурсия | |||
Контрольные работы | |||
22,34,42,64,69 | Уроки обобщения изученного материала | ||
Всего | 68 часов |
Учебно-тематическое планирование по биологии 7 класс.
|
№№№ПП № | Тема урока | Тип урока | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Виды контроля | Планируемые результаты освоения материала | Дата План | Дата Факт | Примечание | |
Введение (2 часа) Инструктаж по ТБ на уроках биологии История развития зоологии | Формирования знаний | Работа с текстом учебника, в тетради | Выделять этапы развития зоологии, становление ее как науки | ||||||
Современная зоология | Комбинированный | Работа с текстом учебника, в тетради | Фронтальный опрос | Знать черты сходства и отличия растений и животных | |||||
I Многообразие животных (40 часов) | |||||||||
Простейшие: Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики | Комбинированный | Работа с рисунками и текстом учебника, лабораторная работа | Фронтальный опрос | Знать особенности строения и жизнедеятельности простейших | |||||
Простейшие: Жгутиконосцы, инфузорииИнструктаж по ТБ Л.р «Многообразие водных одноклеточных животных» | Комбинированный | Работа с рисунками учебника, с таблицей | Индивидуальный опрос | Знать особенности строения и жизнедеятельности эвглены зеленой и инфузории-туфельки | |||||
Тип Губки: известковые, стеклянные, обыкновенные | Комбинированный | Работа с рисунками и текстом учебника, в тетради | Тестовый контроль | Характеризовать губок, их роль в природе и в жизни человека | |||||
Тип Кишечнополостные Классы Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы. | Комбинированный | Работа с рисунками учебника, в тетради | Индивидуальный опрос | Знать особенности строения и жизнедеятельности | |||||
Тип Плоские черви Классы Ресничные, Сосальщики, Ленточные. | Комбинированный | Работа с рисунками учебника, в тетради, с таблицей | Фронтальный опрос | Знать особенности строения, черты приспособленности к паразитизму | |||||
Циклы развития паразитических червей | Комбинированный | Работа с рисунками учебника | Индивидуальный опрос | Знать пути профилактики гельминтоза. | |||||
Тип Круглые черви | Комбинированный | Работа с учебником, в тетради, с ри -сунками | Индивидуальный опрос | Знать особенности строения и жизнедеятельности аскариды, уметь сравнивать с плоскими червями | |||||
Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые | Комбинированный | Работа с текстом и иллюстрациями учебника | Фронтальный опрос | Знать особенности строения и жизнедеятельности, черты усложнения | |||||
Классы Малощетинковые, ПиявкиИнструктаж по ТБ Л.р «Внешнее строение дождевого червя» | Комбинированный | Работа с рисунками учебника, в тетради, лаб. работа | Фронтальный опрос | Знать особенности внешнего строения, связанные со средой обитания. | |||||
Тип Моллюски Классы Моллюсков Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие | Комбинированный | Работа с рисунками учебника, в тетради, с натуральными объектами | Индивидуальный опрос | Знать особенности строения и жизнедеятельности, черты усложнения моллюсков | |||||
Инструктаж по ТБ Л.р «Особенности строения и жизнедеятельности моллюсков» | Комбинированный | Работа с текстом учебника, с таблицей | Фронтальный опрос | Характеризовать и сравнивать представителей классов моллюсков | |||||
Тип Иглокожие Классы Морские лилии, Морские звезды, Морские ежи, Офиуры, Голотурии | Комбинированный | Работа с текстом учебника, с рисунками, натур.объект. | Тестовый контроль | Знать особенности внешнего и внутреннего строения, их роль в природе | |||||
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. | Комбинированный | Работа с рисунками учебника, в тетради, с натуральными Объектами | Индивидуальный опрос | Знать общие признаки, уметь проводить лабораторные исследования | |||||
Класс Паукообразные | Комбинированный | Работа с рисунками учебника, в тетради, с таблицами | Индивидуальный опрос | Характеризовать паукообразных, сравнивать их с ракообразными | |||||
Класс Насекомые Инструктаж по ТБ Л.р «Изучение представителей отрядов насекомых» | Комбинированный | Работа с рисунками учебника, в тетради, с коллекциями | Фронтальный опрос, тест | Знать общие признаки, уметь проводить лабораторные исследования | |||||
Отряды насекомых: таракановые, прямокрылые, уховертки, поденки. | Комбинированный | Работа с текстом и рисунками учебника, в тетради | Индивидуальный опрос | Знать особенности строения, узнавать их на рисунках и в природе. | |||||
Отряды насекомых: стрекозы, вши, жуки, клопы | Комбинированный | Работа с текстом и рисунками учебника, в тетради | Фронтальный опрос | Знать особенности строения, приспособленности к среде обитания, узнавать в природе. | |||||
Отряды насекомых: бабочки, равнокрылые, двукрылые, блохи. | Комбинированный | Работа с текстом и рисунками учебника | Фронтальный опрос | Знать особенности строения, узнавать их на рисунках и в природе. | |||||
Отряд насекомых: перепончатокрылые | Комбинированный | Работа с текстом и рисунками учебника, в тетради | Индивидуальный опрос | Знать особенности строения пчел, муравьев, их значение | |||||
Обобщающий урок по теме: «Тип членистоногие» | Повторени я и обобщения знаний | Работа в тетради | Итоговый контроль | Применять полученные знания в новой ситуации | |||||
Тип Хордовые Подтипы Бесчерепные и Черепные | Формирования знаний и умений | Работа с рисунками учебника, в тетради | Знать основные признаки типа, характеризовать ланцетника | ||||||
Класс Рыбы Инструктаж по ТБ Л.р «Внешнее строение и передвижение рыб» | Комбинированный | Работа с рисунками учебника, в тетради, л.р | Индивидуальный опрос | Знать особенности строения рыб, умение наблюдать за организмами | |||||
Класс Хрящевые рыбы | Комбинированный | Работа с рисунками учебника, с таблицей | Фронтальный опрос | Характеризовать отряды, узнавать представителей | |||||
Класс Костные рыбы | Комбинированный | Работа с рисунками учебника, с таблицей | Индивидуальный опрос | Характеризовать отряды, узнавать представителей | |||||
Класс Земноводные, или Амфибии | Комбинированный | Работа с текстом учебника, в тетради, с ри -сунками | Тестовый контроль | Знать общую характеристику класса, делать вывод об усложнении | |||||
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии Отряд Чешуйчатые | Комбинированный | Работа с рисунками учебника, с таблицей | Фронтальный опрос, викторина | Знать общую характеристику класса | |||||
Отряды пресмыкающихся: черепахи и крокодилы | Комбинированный | Работа с рисунками учебника, с таблицей | Индивидуальный опрос | Сравнивать между собой отряды рептилий | |||||
Класс Птицы Инструктаж по ТБ Л.р «Изучение внешнего строения птиц» | Комбинированный | Работа с рисунками учебника, с таблицей, л.р | Тестовый контроль | Знать особенности строения, приспособленность к полету. | |||||
Отряды птиц: Пингвины, Страусообразные, Казуарообразные, Гусеобразные | Комбинированный | Работа с текстом и рисунками учебника | Индивидуальный опрос | Знать особенности строения, приспособленность к среде обитания | |||||
Отряды птиц: дневные хищные, совы, куриные. | Комбинированный | Работа с текстом и рисунками учебника, с таблицей | Фронтальный опрос | Знать особенности строения, приспособленность к среде обитания | |||||
Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые | Комбинированный | Работа с текстом и рисунками учебника, с таблицей | Фронтальный опрос | Знать особенности строения, приспособленность к среде обитания | |||||
Обобщающий урок по теме «Птицы» | Повторения и обобщения знаний | Работа в тетради | Итоговый контроль | Применять полученные знания в новой ситуации | |||||
Класс Млекопитающие или Звери | Формирования знаний и умений | Работа с рисунками учебника, с таблицей | Фронтальный опрос | Знать особенности строения и организации, делать вывод об усложнении | |||||
Отряды млекопитающих: Однопроходные, сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые | Комбинированный | Работа с текстом и рисунками учебника | Индивидуальный опрос | Знать особенности строения и приспособленность к среде обитания | |||||
Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные | Комбинированный | Работа с рисунками учебника, с таблицей | Фронтальный опрос | Знать особенности строения и приспособленность к среде обитания | |||||
Отряды млекопитающих: Китообразные, Ластоногие | Комбинированный | Работа с рисунками учебника, с таблицей | Индивидуальный опрос | Знать особенности строения и приспособленность к среде обитания | |||||
Отряды млекопитающих: Хоботные, Хищные. | Комбинированный | Работа с рисунками учебника, с таблицей | Фронтальный опрос | Знать особенности строения и приспособленность к среде обитания | |||||
Отряды млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные. | Комбинированный | Работа с рисунками учебника, с таблицей | Индивидуальный опрос | Знать особенности строения и приспособленность к среде обитания | |||||
Отряды млекопитающих: Приматы | Комбинированный | Работа с рисунками учебника, с таблицей | Индивидуальный опрос | Знать особенности строения,сходство и родство с человеком | |||||
Обобщающий урок по теме «Класс Млекопитающие» | Повторения и обобщения знаний | Работа в тетради, с ри –сунками | Итоговый контроль | Применять полученные знания в новой ситуации | |||||
II Строение, индивидуальное развитие. Эволюция (13 часов) | |||||||||
Покровы тела Инструктаж по ТБ Л.р «Изучение особенностей покровов тела» | Комбинированный | Работа с учебником, в тетради, с ри -сунками, натур Объектами | Фронтальный опрос | Знать строение и функции покровов тела, уметь определять тип образований: чешуя, когти, перья и т.д | |||||
Опорно-двигательная система. Инструктаж по ТБ Л.р «Изучение опорно-двигательной системы». | Комбинированный | Работа с учебником, рисунками, л.р | Фронтальный опрос | Знать усложнение опорно-двигательн. системы, свойства наружного и преимущества внутреннего скелета | |||||
Способы передвижения животных. Полости тела. | Комбинированный | Работа с рисунками и текстом учебника | Фронтальный опрос | Знать признаки движений, усложнение двигательных органов | |||||
Органы дыхания и газообмен. | Комбинированный | Работа с рисунками учебника, | Фронтальный опрос | Знать эволюцию органов дыхания | |||||
Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии | Комбинированный | Работа с рисунками учебника, в тетради | Тестовый контроль | Обосновывать усложнение строения пищеварительной системы. | |||||
Кровеносная система. Кровь. | Комбинированный | Работа с рисунками учебника, с таблицей | Фронтальный опрос | Знать эволюцию кровеносной системы, состав и функции крови | |||||
Органы выделения. | Комбинированный | Работа с рисунками и текстом учебника | Индивидуальный опрос | Знать эволюционные изменения выделительной системы | |||||
Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. Л | Комбинированный | Работа с рисунками и текстом учебника | Фронтальный опрос | Знать эволюцию нервной системы. Уметь наблюдать и делать выводы | |||||
Органы чувств. Регуляция деятельности организма. | Комбинированный | Работа с рисунками и текстом учебника | Фронтальный опрос | Знать эволюцию органов чувств | |||||
Продление рода. Органы размножения. | Комбинированный | Работа с рисунками и текстом учебника | Тестовый контроль | Знать эволюционные преобразования половой системы | |||||
Способы размножения животных. Оплодотворение. Развитие животных с превращением и без превращения. Инструктаж по ТБ Л.р «Определение возраста животных» | Комбинированный | Работа с рисунками и текстом учебника, натуральными объектами, лаб. работа | Фронтальный опрос | Знать способы размножения: бесполое и половое. Уметь определять возраст животных по чешуе рыб, раковине моллюска | |||||
Периодизация и продолжительность жизни животных. | Комбинированный | Работа с текстом учебника | Индивидуальный опрос | Знать онтогенез и его периоды | |||||
Контрольная работа по теме: «Строение. Индивидуальное развитие Эволюция» | Проверки и учета знаний и умений | Работа в тетради | Итоговый контроль | Знать основные понятия темы, уметь применять полученные знания | |||||
III Развитие и закономерности размещения животных на Земле (3 часа) | |||||||||
Доказательства эволюции животных | Формирования знаний и умений | Работа с рисунками и текстом учебника | Фронтальный опрос | Приводить примеры доказательств эволюции животных | |||||
Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира. Многообразие видов как результат эволюции. | Комбинированный | Работа с рисунками и текстом учебника | Индивидуальный опрос | Знать движущие силы и результат эволюции | |||||
Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных | Комбинированный | Работа с рисунками и текстом учебника | Индивидуальный опрос | Знать понятия темы, называть причину миграций | |||||
IV Биоценозы (6 часов) | |||||||||
Естественные и искусственные биоценозы | Комбинированный | Работа с рисунками и текстом учебника | Фронтальный опрос | Характеризовать биоценозы. Уметь их сравнивать. | |||||
Факторы среды и их влияние на биоценозы. | Комбинированный | Работа с текстом учебника | Фронтальный опрос | Объяснять влияние факторов среды на организмы | |||||
Цепи питания. Поток энергии. | Комбинированный | Работа с рисунками учебника | Фронтальный опрос | Составлять цепи питания | |||||
Взаимосвязи компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. | Комбинированный | Работа с рисунками и текстом учебника | Индивидуальный опрос | Выделять связи между организмами | |||||
Экскурсия «Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза» | Обучения умениям и навыкам | Наблюдения за организмами | Фронтальный опрос | Знать взаимосвязи животных в лесу, цепи питания в нем, правила поведения в природе | |||||
Обобщающий урок по теме: «Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Биоценозы» | Повторения и обобщения знаний | Работа в тетради | Итоговый контроль | Применять полученные знания в новой ситуации | |||||
V Животный мир и хозяйственная деятельность человека (3 часа) | |||||||||
Воздействие человека и его деятельности на животных Одомашнивание животных | Формирования знаний и умений | Работа с текстом учебника | Фронтальный опрос | Определять степень воздействия человека на животный мир Знать этапы одомашнивания | |||||
Законы России об охране животного мира. Система мониторинга. | Комбинированный | Работа с текстом учебником | Индивидуальный опрос | Объяснять понятие мониторинги методы его осуществления | |||||
Обобщение знаний по теме «Животный мир и хозяйственная деятельность человека» | Повторения и обобщения знаний | Работа в тетради | Итоговый контроль | Применять полученные знания в новой ситуации | |||||
Заключительный урок по курсу «Биология. Животные. 7 класс» | Повторения и обобщения знаний | Работа с таблицами | Фронтальный опрос | Применять полученные знания и умения | |||||
|