Диалог с психологом
Елена Баканова,
психолог Москва
Что мы предлагаем ребенку,
Чтобы его жизнь удалась?
Часто Монтессри-педагогику называют педагогикой возможностей и косвенных целей образования. Это, действительно, точное определение, потому что порой мы сами не замечаем, как с детьми, приходящими к нам на занятия, происходит нечто необыкновенно важное, что вдруг проясняется в их рассуждениях, душевных порывах и даже просто во взоре, в обыкновенной детской улыбке. Мы радуемся этим изменениям, но не всегда можем точно определить какое именно качество, необходимое для дальнейшей жизни, вдруг проявилось в ребенке и какие условия, созданные нами, так сильно и явно повлияли на него.
Почему родители приводят своих детей в группы Монтессори? С этого вопроса мы начинаем каждый тренинг для Монтессори-педагогов. И ответов на него может быть много, и они самые разные, начиная от «раннего развития» и кончая «модно» и «рядом с домом». Но это все так сказать тактические задачи. Что же является стратегической?
Многие скажут, что каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив. К сожалению, даже это не всегда верно, некоторые хотят, чтобы их дети стали президентами, олимпийскими чемпионами и нобелевскими лауреатами. Что со счастьем, вообще говоря, не связано никак.
Мы же можем поставить несколько более простую задачу – что нужно человеку в современном обществе, чтобы он имел хорошую семью, хорошую интересную прилично оплачиваемую работу и друзей. Всего-то. Впрочем, может, это и есть счастье. Как было сказано в одном хорошем фильме, счастье – это когда утром тебе хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой.
Так какими же качествами надо для этого обладать? Учитывая, что личность человека процентов на девяносто формируется к 6-7 годам, мы можем сказать, что то время, которое ребенок проведет в наших группах 0-3 и 3-6 является базовым и формирующим. Теперь давайте посмотрим, насколько условия в Монтессори-группе и философия Монтессори помогают формированию основных качеств человека для успешной и счастливой жизни.
Коммуникабельность
![]() |
С одной стороны, склонность или нежелание общаться с другими людьми в значительной степени зависит от наследственности. Никакие воспитательные усилия не превратят интроверта в экстраверта. Коммуникационные проблемы можно грубо поделить на две группы:
- я не понимаю, чего хотят другие, и не учитываю их потребностей
- я не могу защитить себя от слишком интенсивного вторжения извне и избегаю его.
Монтессори-группа благодаря наличию очень простых правил, доступных детям с очень раннего возраста, учит их уважать чужие границы. Коврики и столики - как собственная территория, невозможность внедриться в чужую работу без согласия другого ребенка, необходимость ждать пока материал освободится. И эти же самые правила позволяют не склонному к контактам ребенку обезопасить себя от вторжения других. Без его согласия никто, включая взрослых, не имеет права внедриться в его деятельность, в его пространство, принудить его к каким-либо занятиям. Это снимает внутреннее напряжение и уменьшает потребность в защите, и, следовательно, повышает возможности эффективных коммуникаций, когда сам ребенок этого хочет.
Позитивное отношение к миру
![]() |
Это возможно основное, что дает ребенку Монтессори-группа. Исследования, которые проводились в США, там, где Монтессори-педагогика развита очень сильно и количество Монтессори-групп измеряется тысячами, показали, что именно социальные навыки и позитивное отношение к жизни – то, что остается у Монтессори-детей на более высоком, чем в среднем, уровне, на всю жизнь. То есть они считают, что мир хорош, и ему доверяют. В Монтессори-группе огромное количество факторов, которые работают именно на снижение тревожности и агрессивности ребенка: это и наличие собственной территории, и отсутствие конкуренции, сравнения и оценок, и отсутствие необходимости работать на результат и необходимости торопиться, и возможность заниматься именно тем, что тебе нравится и с тем, кто тебе нравится
Целеустремленность
![]() |
Когда родители говорят, что их ребенок не целеустремленный, часто они забывают, что «целеустремленность» подразумевает стремление к собственной цели. Современный ребенок с самого рождения живет в таких условиях, когда стремление к собственной цели чаще всего наказывается. Нельзя совать пальцы в розетку, нельзя лезть в мамину косметичку, нельзя собирать пробки и окурки, нельзя засовывать денежки в дисковод и т.д. И если ребенок с сильной нервной системой все-таки продолжает заниматься интересным для себя и следовать своей цели, и таких обычно называют упертыми или упрямыми, то ребенок со слабой нервной системой сдастся. Станет послушным. И будет выполнять указания родителей, потом учителей, потом начальства. Но о целеустремленности говорить здесь не приходится. Поэтому зачастую М-группа является единственным местом в жизни детей младшего возраста, где ребенок может поставить перед собой задачу, которая интересна именно ему, и работать над ее решением столько, сколько он считает нужным, добиваясь своей цели.
Работоспособность
![]() |
Имеет непосредственную связь с целеустремленностью. Тогда, когда мы занимаемся тем, что нам интересно, мы не замечаем времени, нас не страшат препятствия, мы готовы вкладывать в это максимум сил. И при этом мы получаем от этого массу удовольствия. «Научиться работоспособности», как бы странно ни звучало, можно только получая удовольствие от работы. Как только работать заставляют, учат не работоспособности, а подчинению.