Часто, когда заходит речь о творчестве в Монтессори-группе, педагоги говорят «Да, у нас есть дополнительные занятия музыкой или рисованием». Иногда добавляют «..но и в среде дети могут строить такие удивительные конструкции из розовой башни, штанг и цилиндров!» Это говорит лишь о том, что мы сами часто не до конца осознаем, чем отличается наше восприятие от восприятия мира ребенком. Для нас классическая розовая башня – банальна. Она нам не интересна. Нам бы что-нибудь замутить этакое с асимметрией и блестками. Но для трехлетнего ребенка построение башни – это супертворческий процесс, процесс осознавания концепции построения сериационного ряда. Вряд ли многие Монтессори-педагоги задумывались, например, о том, что такие «простые» материалы, как красные штанги, коричневая лестница и розовая башня дают нам в опыте представление о линейной, квадратичной и кубической зависимостях. Для тех, кто еще помнит что-то из школьной программы. Масса элементов красной лестницы зависит от их длины линейно (1,2,3,4…), масса ступенек коричневой лестницы пропорциональна «толщине», то есть квадрату стороны сечения (1,4,9,16…), а масса кубиков башни – объему, иначе кубу стороны (1,8,27,64…). Ребенок, просто перенося эти материалы, сортируя их, познает эти зависимости. Пока еще на телесном уровне, когда глаз и рука научаются координировано взаимодействовать и прогнозировать тяжесть каждого следующего элемента до опыта – то есть на глазок. Для ребенка это очень сложный и черезвычайно творческий процесс, который, в том числе, способствует в дальнейшем уже сознательному пониманию математических зависимостей.
Монтессори-группа – это лаборатория, оборудованная совершенными приборами и установками, позволяющими ребенку каждый день совершать открытия и предоставляющая огромные возможности для творчества.
|
Терпимость
Очень важное качество в мире, где все смешалось. Нации и религии, культуры и расы. Мы живем в эпоху, когда мононациональные и монорелигиозные сообщества перестают существовать. Вашим коллегой на работе, соседом по лестничной клетке зятем и даже внуком может оказаться человек, очень сильно отличающийся от вас цветом кожи, разрезом глаз, пищевыми предпочтениями и мировоззрением.
Успехи медицины приводят к тому, что мы становимся все более разнообразными, потому что выживают практически все, а те дети, которые в связи с особенностями здоровья или развития раньше были обречены на изоляцию, интегрируются в общество. И нам надо научиться жить рядом, понимать друг друга, уважать и договариваться.
В группе, где дети одного возраста и единая воспитательно-образовательная программа у педагога есть необходимость и задача научить всех одному и тому же. Поэтому любые отличия: в скорости работы, навыках, эмоциональном контроле и т.п. воспринимаются, как отклонения и патологии. Детям транслируется мысль, что мы все должны делать одно и то же с одинаковым результатом, в одно и то же время, то есть, быть одинаковыми. А тот, кто отличается – изгой.
Монтессори-группа – это место, где обучение терпимости происходит самым естественным образом. Одно из базовых требований к М-группе - разновозрастность, что предполагает разный опыт, возможности, психологические особенности детей. И это обучает пониманию и принятию того, что все люди разные, и это не только нормально, но и хорошо. К тому же, Монтессори-педагогика позволяет эффективно развиваться не только среднестатистическому ребенку, но и детям с особенностями в развитии. И присутствие таких детей в группе является еще одним важным шагом на пути к толерантности. Когда дети перестают боятся друг друга потому, что они разные, они научаются понимать, принимать и доверять.
|