Методические рекомендации по психологическому консультированию.
Медицинский психолог: Липатов С.Н.
Форма взаимодействия: психологическое консультирование с детьми и подростками при эмоциональном (психологическом) насилии, техники арт-терапии.
Возраст: 6 – 18 лет.
Цель: формирование позитивной Я-концепции ребенка, пострадавшего от насилия; совершенствование умений, навыков, способностей, позволяющих ребенку идентифицировать свои мысли, чувства, поведение для установления доверительных отношений с другими; восстановление чувства собственного достоинства и положительного представления о самом себе; формирование способности к самопринятию; выработка способности к самостоятельному принятию решений.
Длительность: одна консультация – 45-60 мин.; количество консультаций зависит от запроса.
Под эмоциональным насилием мы понимаем хронические формы поведения, при которых ребёнка унижают, оскорбляют, высмеивают, тем самым нарушая нормальное развитие его эмоциональной сферы. Психологическое насилие содержит в себе продолжающееся, длительное и распространяющееся поведение. Таким поведением может быть, например, игнорирование всего хорошего и подчеркивание всего негативного/плохого в поведении ребёнка или подростка. В дополнение ко всему это может сопровождаться физическим наказанием. Как следствие, происходит одностороннее эмоциональное развитие, снижение самооценки. Понимать свои чувства и чувства других, выбирать адекватное эмоциональное реагирование ребенок оказывается не в состоянии.
Доказано, что арт-терапия – один из эффективных подходов в психологической практике при оказании помощи детям и подросткам, пережившим/переживающим насилие и жестокое обращение. Техники арт-терапии позволяют более быстро и эффективно установить контакт с ребенком, стабилизировать его эмоциональное состояние, отыскать и привлечь защитно-приспособительные реакции, помочь быстрее пережить случившееся.
|
Рекомендации по проведению психологического консультирования «ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ – МОИ ПОМОЩНИКИ»
1.Установление доверительного контакта с ребенком или подростком.
При оказании ребенку помощи важно соблюдать следующие правила:
- быть уверенным, что вы в состоянии помочь;
- не давать невыполнимых обещаний;
- набираться опыта у тех, кто уже был в такой ситуации (супервизия, интервизия);
- быть терпеливым;
- не анализировать его переживания, состояние, говоря: «ты так чувствуешь себя, потому что…»;
- не спорить и не стараться образумить ребенка;
- делать все от вас зависящее, но не брать на себя персональную ответственность за чужую жизнь.
Рекомендации прикладного характера при общении с детьми и подростками, пережившими/переживающими психологическое насилие:
- присоединяться (говорить о том, о чем хочется говорить самим детям);
- исключить критику;
- исключить сравнение с другими детьми;
- применять кинестетический контакт (необходимо предварительное разрешение самого ребенка и его законных представителей);
- хвалить;
- безоценочно принимать ребенка;
- обеспечить защиту (быть на стороне ребёнка);
- совместный поиск пути решения трудностей.
2.Первичная диагностика.
Включает в себя диагностическую процедуру в ненавязчивом формате, мягкое и бережное взаимодействие с учетом ритма и темпа ребенка.
|
Рекомендовано к использованию:
А) свободная беседа;
Б) клиническая беседа/интервью;
В) рисуночные проективные методики: «Кинетический рисунок семьи», «Человек» и «Человек под дождем»; «Рисунок на свободную тему»;
Г) проективные методики дополнения: «Незаконченные предложения», «Письмо другу».
Интерпретации полученных результатов описаны в соответствующей литературе: В. Б. Шапарь. Практическая психология. ИнструментарийРнД.: Феникс, 2002; Е. И. Рогов. Настольная книга практического психологаМ.: Владос, 1996; Д. Я. Райгородский. Практическая психодиагностикаМ.: Бахрах-М, 2011 и многих других.
3. Обработка данных первичной диагностики. Подготовка ребенка к следующему этапу работы.
После получения и анализа диагностических данных мы можем наблюдать сильные и слабые стороны личности ребенка, выявить актуальный набор чувств и эмоций и выделить для себя психотерапевтические мишени. Особое внимание необходимо обратить на вытесняемые, табуированные, неосознаваемые, амбивалентные чувства и эмоции. Далее психолог рассказывает ребёнку или подростку о значении в жизни человека эмоций и чувств, учитывая возраст, вербальный и невербальный интеллект консультируемого.
Примером могут быть следующие тезисы: не бывает хороших или плохих эмоций и чувств; чувства – это наша сигнализация, т.е. наш отклик на изменения в окружающей действительности; у каждого человека есть как общие чувства, так и уникальные. И каждый сам может им дать как общее для всех название, так и описать своими словами.
|
4. Работа с чувствами и эмоциями в процессе психологического консультирования (беседа и рисование).
Психолог предлагает обозначить (назвать) свои актуальные чувства и эмоции и нарисовать каждое из них в виде образа, метафоры, абстракции и т.д. Каждое чувство/эмоция рисуется на отдельном листе А4. Если ребенку трудно озвучить свои актуальные чувства/эмоции (в формате здесь и сейчас), то психолог может подсказать какие базовые чувства существуют – грусть, счастье, злость, отвращение, а также рассказать о том, что все время человек обязательно что-то чувствует. Важно не торопить ребенка; за одну консультацию, возможно, он нарисует или только начнёт рисовать одно чувство/эмоцию. В данном случае важен сам процесс раскрытия себя и отреагирование состояния/переживания.
Инструменты для рисования могут быть любые, но лучше, чтобы ребенку было из чего выбирать (например, можно предложить карандаши, восковые мелки, акварельные краски).
Разговаривая с подростком, рекомендовано сделать акцент на том, что неблагоприятно сохранять чувства в себе, и только «выпустив» чувства из души, можно почувствовать облегчение.
5. Сочинение сказки или рассказа.
На следующем этапе полученные рисунки раскладываются по степени важности, нужности, яркости чувств. После этого психолог предлагает сочинить сказку или рассказ из полученного материала, сохраняя очередность. Если выбирается сказка, но ребёнку тяжело начать, то можно подсказать, как обычно начинаются сказки: жили-были; когда-то давным-давно; в далёком царстве и т.д. Если выбирается рассказ, то можно начать следующими словами: в городе N; в тот день была такая-то погода; ничего необычного не предвещало и т.д.
Далее идет обсуждение сказки или рассказа:
- что было сложным, а что более простым при написании?
- что изменилось после написания сказки?
- что помогло измениться, а что помешало?
- что сейчас хочется сделать, что ты сейчас чувствуешь?
- можно ли чувства, которые были в конце списка, также поместить в начало рассказа/сказки? (очень важный вопрос для дальнейшей работы, для интеграции чувств и эмоций в структуру личности).
- чем мы займемся на следующем занятии: порисуем или посочиняем сказки/рассказы/истории?
- что для тебя сегодня было самым важным?
В некоторых случаях, психолог может предложить нарисовать сказку/рассказ или рекомендовать как домашнее задание.
6. Краткое подведение итогов консультации, договоренность о следующей встрече.
Необходимо помнить, что оказание психологической помощи происходит через выражение травматических чувств. Важен сам процесс, а не конечный результат. Зачастую эффект от психологических консультаций отсрочен, но более устойчив в жизненной перспективе.
Будьте здоровы!