Семинар №5
Тема: «Социальное и организационное пространство».
Управленческая пирамида как объект исследования.
На всех уровнях управления и во всех организационных подразделениях
применяются приблизительно одинаковые методы исследования, основу которых составляют анкетный опрос и интервью.
Анализируя социологическую литературу, можно сделать вывод, что индивидуальным контрибьюторам посвящено больше эмпирических исследований и научных статей, чем управленцам.
Среди управленцев, по крайней мере в советское время, лидирующее — по
количеству посвященных им исследований — место занимали бригадиры и мастера, которых изучали больше, чем среднее и высшее звенья управления.
Руководители среднего уровня изучены лучше, чем высшее руководство. Последняя тенденция прослеживается и в зарубежной литературе. Объяснить это можно труд нодоступностью — в силу конфиденциальности, секретов фирмы, недостатка времени для общения с исследователями — для наблюдения директоров компаний и высших менеджеров.
Отсюда вытекает важная закономерность: чем 410 ниже уровень иерархии
управления, тем доступнее он для исследователей и общественности. Исключение составляют секретные и закрытые предприятия, вход на которые социологам и журналистам запрещен. Общение с ними проходит через специальных представителей администрации, а в последнее время —через службу по связям с общественностью.
Обобщая сказанное выше, мы приходим к следующим выводам:
1. По мере продвижения вверх по управленческой иерархии методологические и методические возможности применения эмпирических методов социологии ограничиваются;
|
2. По мере продвижения снизу вверх по организационной структуре труднодоступность единиц наблюдения возрастает, следовательно, растет и закрытость организации;
3. По мере продвижения снизу вверх сокращается число объектов исследования и возрастает их социальный статус.
Уровни управленческой иерархии различаются численностью объектов
наблюдения. Кроме того, между ними обнаруживаются различия, обусловленные рангом и
содержанием того статуса, обладателями которого являются представители данного уровня
управления.
2. Формальная и неформальная организации.
Формальная и неформальная организации - два способа социальной организованности.
Формальная организация – это предварительно спланированная структура полномочий и функций, которая устанавливается на основе сложившегося взаимодействия между компонентами организации. Она ориентирована на достижение приемлемого уровня производства и общих целей организации. Формальная структура определяет всю систему отношений и набор функций, позволяющих осуществлять целенаправленную деятельность.
Формальная организация имеет следующие особенности:
1) она рациональна, т.е. в основе ее лежит принцип целесообразности сознательного движения к известной цели;
2) она безлична, т.е. рассчитана на индивидов, отношения между которыми устанавливаются по составленной программе. В формальной организации предусмотрены только служебные связи между индивидами, и она подчиняется лишь функциональным целям.
К формальным организациям относятся:
1) вертикальная (линейная) организация, объединяющая ряд органов и подразделений таким образом, что каждое из них находится между двумя другими - выше- и нижестоящими, а руководство каждым из органов и подразделений сосредоточено в одном лице;
|
2) функциональная организация, в соответствии с которой руководство распределяется между рядом лиц, специализирующихся на выполнении определенных функций и работ;
3) штабная организация, характеризующаяся наличием штаба советников, экспертов, помощников, не включенных в систему вертикальной организации.
Неформальная организация представляет собой спонтанно (самопроизвольно) сложившуюся систему социальных связей, норм, действий, являющихся продуктом более или менее длительного межличностного и внутригруппового общения.
Причины возникновения неформальной организации происходят из недостатков формальной организации: во-первых, в неизбежной ограниченности формальной организации, которая в принципе не может охватить и регулировать все процессы функционирования социальной организации, и, во-вторых, в специфике деятельности индивида в организации, выражающейся в нетождественности его интересов и его организационной функции.
В то же время в неформальной организации индивид располагает возможностью организационной самодеятельности, привнесения им в организацию элементов более широкой социальной среды (интересов, влияний, планов и т.д.). Это связано с его стремлением к дополнительному (помимо функционального) взаимодействию с другими людьми, к удовлетворению своих разнообразных социальных потребностей.
|
Неформальная организация проявляется в двух разновидностях:
1) внеформальная организация - понятие, введенное в теорию организации Р. Дабином в рамках его концепции организации как социотехнической системы. Согласно этой концепции внеформальная организация представляет собой особую подсистему социальной регуляции поведения в деятельности людей в производственных организациях, сосуществующую с такими подсистемами, как технико-технологическая, формальная и неформальная. Особенность внеформальной организации заключается в обеспечении известной вариантости при выполнении частных деловых задач в рамках организации и предписаний формальной организации. Ее основные задачи - модификация жестких правил поведения, предопределенных технической организацией и зафиксированных в нормах формальной организации, учет специфики частных задач, выполняемых в рамках заданной деятельности. Согласно Дабину внеформальная организация ориентирует индивида на решение творческих задач в пределах границ и форм, определенных формальной организацией.
Неформальная организация использует механизмы самоорганизации в сфере деловых отношений для достижения институциональных целей.
2) социально-психологическая организация, выступающая в виде межличностных связей, возникающих на основе взаимного интереса индивидов друг к другу вне связи с функциональными нуждами, т.е. непосредственная, стихийно возникающая общность людей, основанная на личном выборе связей и ассоциаций между ними (товарищеские отношения, любительские группы, отношения престижа, лидерства, симпатий и т.д.).
В зависимости от идейной и нравственной направленности, стиля организации можно классифицировать по трем группам:
1) просоциальные, т.е. социально-положительные группы. Это общественнополитические клубы интернациональной дружбы, фонды социальных инициатив, группы экологической защиты и спасения памятников культуры, клубные любительские объединения и др. Они имеют, как правило, позитивную направленность;
2) асоциальные, т.е. группы, стоящие в стороне от социальных проблем;
3) антисоциальные. Эти группы - самая неблагополучная часть общества, вызывающая у него тревогу.