Планируемые результаты
Обучающиеся научатся:
• принимать и выполнять учебные (творческие) задачи;
• учитывать данные педагогом рекомендации в новом учебном материале в сотрудничестве с педагогом и сверстниками;
• адекватно воспринимать оценку педагога;
• различать способ и результат действия;
• проявлять познавательную инициативу в учебном и творческом сотрудничестве; самостоятельно учитывать выделенные педагогом ориентиры деятельности в новом учебном материале.
• воспринимать и понимать художественное творчество,
• проявлять интерес к хореографии как к виду искусства,
• следовать правилам здорового образа жизни, сочетать занятия с отдыхом, участвовать в коллективных и командных видах спорта;
учащийся получит возможность научиться:
• наблюдать, контролировать свое физическое и психологическое состояние, развивать основные физические качества, волю, настойчивость, противостоять и преодолевать ситуации, представляющие опасность для жизни.
• воспринимать основы общечеловеческих и национальных культур, принимать духовные традиции и культуры многонационального народа России;
• обладать опытом в бытовой и культурно-досуговой сфере.
Учебно-тематический план 1-го года обучения
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество часов | Теор. | Практич. |
Вводное занятие | ||||
Сценический шаг | ||||
Современный танец | ||||
Народный танец | ||||
Постановочная работа | ||||
Репетиционная работа | ||||
Танцевальные этюды | ||||
Публичные выступления | ||||
Итоговое занятие | ||||
итого |
Содержание 1-го года обучения
1. Вводное занятие
Теория. Вспомнить с детьми правила поведения на занятиях, правила проведения занятия (поклон).
2. Познакомить с требованиями к внешнему виду.
3. Разговор о технике безопасности на занятиях.
4. Провести начальную диагностику на элементарных движениях.
2. Сценический шаг
Теория. Мелодия, ритм, темп. Музыкальные размеры 4\4, 2\4. Такт и затакт. Правила и логика перестроений. Понятие - танцевальный шаг. Прослушивание музыки – тактирование- выделение сильной доли.
Практика. Поклон. Марш под музыку на месте, по кругу, вокруг себя, вправо, влево.
Рисунки танца: круг, диагональ, линия, строй, шахматный порядок, звездочка.
Шаги: танцевальный шаг, пружинистый шаг, приставные шаги, шаги на носках, на пятках, шаги накрест, шаги с остановкой (носок у колена), боковые шаги с носка и каблука. Бег: бег на носках, бег с захлёстом голени назад, бег ножницами, подскоки, галоп.
Комбинации на координацию движений, общеразвивающие упражнения, хлопки, притопы, приставные шаги, упражнения для рук, ходьба, сидя на корточках, прыжки «мячик», прыжки по6-ой позиции, по точкам, повороты вправо, влево; прыжки - разножка, прыжки с поджатыми ногами.
3. Современный танец
Теория: Особенности исполнения движений современного танца. Основы ритмических движений.
Практика: упражнения длярук, локтей, кистей, шеи, плеч, корпуса, бедер, ног и стоп.
- приставной шаг, с хлопком, с каблуком, с ладошками, с plie. Те же элементы с шагом накрест.
- Поворот на шагах, поворот на месте
- шаги вперед-назад. «уголок»
- бег на полупальцах
- прыжки по точкам по VI п. (2-4-6-8),подскоки с подниманием колен с продвижением, на месте.
Элементы разминки:
- наклоны головы (крестом), повороты, вращение
- работа плеч: поочередное, одновременное поднимание и опускание, качалочка, круги вперед-назад.
- Работа стоп: на demiplie по II п., поочередное, одновременное поднимание и опускание пяток, качалочка.
- Упражнения на растяжку: выпады, «паучок», и т.п.
Виды движений для развития подвижности позвоночника:
- наклоны торса с прямой спиной вперед, назад, в стороны - изгибы торса
4. Народный танец
Теория: Особенности русских народных движений. Позиции ног: открытые, закрытые, прямые. Позиции рук. Положения рук и кисти, головы, корпуса. Лирический и быстрый танец.
Практика: Русский народно-сценический танец.
Поклон в русском характере.
Положения рук. Раскрывание и закрывание рук на талию, в кулачках. Полочка.
Подготовительное положение рук, кисти загнуты вверх и др.
Удары стопами в полуприседе, притоп, шаг с притопом, притоп с подскоком.
Танцевальные движения: «Гармошка». Припадание на месте, с продвижением в сторону по 6-ой, 3-ей поз. «Ковырялочка». «Моталочка». «Молоточки».Комбинации.
Рисунки танца. Переходы в парах, линиях, по кругу: «прочес», «змейка», «до – за - до», «воротца».
5. Постановочная работа
Теория: Передача образа в танцевальной постановке. Рисунок танца.
Практика: Разучивание комбинаций, отработка их. Постановка.
Примерный репертуар: «Мама», «Марш снеговиков», «Гномики», танец снежинок…
6. Репетиционная работа.
Теория: беседы об особенностях и отличиях при исполнении классических, народных и спортивных танцевальных номеров. Поведение на сцене: выход и уход. Эмоциональность исполнения и передача образа.
Данный раздел включает в себя общеразвивающие упражнения, отработку сложных движений, изучение рисунка танцевальной композиции и работу с отстающими детьми. Показ танца является необходимым этапом постановочной работы. Во время выступления учащиеся воспитывают отношение к публичному выступлению и самоутверждаются. Репертуар постановок планируется в соответствии с актуальными потребностями и творческим состоянием группы. В связи с этим каждый год делается анализ педагогической и художественно-творческой работы коллектива, определяется новый репертуар музыкальный репертуар
7. Танцевальные этюды
Теория: педагог корректирует исполнение отдельных элементов, фигур, рисунка. Занятия групповые и индивидуальные (по востребованию).
Практика: танцевальные этюды педагог ставит сам: они служат ступенью, подготовкой к дальнейшим номерам.
танцевальные этюды – обучающиеся импровизируют под музыку. Это поиск пластического образа, состояния настроения.
8. Публичные выступления
Практика: Итогом деятельности детей становятся выступления на концертах, родительских собраниях. Радость детей, желание показать свои умения, смешивается со страхом: выход на сцену — очень ответственный шаг. И преодоление этого страха послужит детям в преодолении жизненных трудностей.
9. Итоговое занятие
Обеспечение
Методическое обеспечение
методы организации образовательного процесса:
Метод использования слова — универсальный метод обучения. С его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются
элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой и др. Это определяет разнообразие методических приёмов использования слова в обучении: рассказ, беседа, обсуждение, объяснение, словесное сопровождение движений под музыку и т.д.
Метод танцевального показа – это такой способ обучения, при котором педагог демонстрирует танцевальную композицию или элементы и анализирует их.
Метод устного изложения учебного материала – с его помощью педагог сообщает детям знания об истории и современном состоянии хореографии. Ритмики. Рассказывает об отдельных танцах и танцевальной музыке. Показывая и разъясняя, те или иные танцевальные композиции педагог помогает ребенку понять характер ритмической, танцевальной лексики и особенности танцевальной музыки.
Методы танцевально-практических действий.
Методы познавательной деятельности детей:иллюстративно-объяснительный метод, репродуктивный метод.
Методы наглядного восприятия - способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению учащимися программы курса обучения, повышения интереса к изучаемым упражнениям: показ упражнений, демонстрацию плакатов, рисунков, видеозаписей, прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков.
При репродуктивном методе дети сами воспроизводят известный им по прошлому опыту материал. Этот метод позволяет педагогу в процессе обучения осуществить контроль затем, как дети усваивают знания, овладевают танцевальными умениями и навыками.
Методы воспитания - это воздействие педагога на дошкольника с целью
формирования у них взглядов и убеждений, а также умений и навыков, как в
общении, так и в деятельности:
Метод внушения, то есть способ воздействия, при котором педагог стремится передать ребенку своё отношение к определённому материалу – танцевальной лексике, музыке, характеру исполнения движения, чувству ритма и т. п., а также своё (или других) мнение, настроение, оценку.
Метод убеждения – это способ воздействия, с помощью которого педагог обоснованно доказывает ребенку определённые положения, эстетические представления и оценки. Метод убеждения адресуется к разуму дошкольника.
Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется относительной доступностью упражнений. Однако использование данного метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту базу входят двигательные элементы и связки, позволяющие на их основе осваивать в дальнейшем более сложные движения.
Ступенчатый метод широко используется для освоения самых разных упражнений и танцевальных движений. Практически каждое упражнение можно приостановить для уточнения двигательного движения, улучшение выразительности движения и т.п. Этот метод может также применяться при изучении сложных движений.
Игровой метод используется при проведении музыкально — ритмических игр. Этот метод основан на элементах соперничества учащихся между собой и повышении ответственности каждого за достижение определённого результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения.
Рассмотренные методы наглядного обучения и устного изложения материала сочетаются с методом ритмично-практических действий.
Педагогические игры – метод с использованием игровых приёмов и ситуаций.
Коллективно-творческое дело – метод применяется на такой стадии развития детского, когда воспитанники овладели определёнными навыками самостоятельной, практической и творческой деятельности.
Методические приемы варьируются в зависимости от используемого хореографического материала (игра, пляска, упражнение, хоровод и т.д.), его содержания; объема программных умений; этапа разучивания материала; индивидуальных особенностей каждого ребенка. Все приемы и методы направлены на то, чтобы хореографическая деятельность детей была исполнительской и творческой.