Манифест коммунистической партии и наш день




Одной из самых актуальных книг на сегодня является написанный в 1848 году манифест коммунистической партии. Ряд положений касающихся конкретного момента середины 19 века представляют сейчас только исторический интерес, однако теоретические основы заложенные Марксом и Энгельсом в ключевом документе коммунистического движения не теряют своей актуальности вот уже вторую сотню лет. Обратите внимание на контраст: в то время как другие книги, написанные в 1848 году, и даже опубликованные в начале 21 века, уже совершенно потеряли свои теоретические краски и покрылись музейной пылью, коммунистический манифест не теряет своих красок. Маркса критиковали на протяжении 160 лет, однако критиканы уже давно лежат в могиле вместе со своими бездарными пасквилями, а Карл Маркс в седине своей львиной гривы продолжает смотреть в будущее со страниц своих трудов и вдохновлять умы людей уже второй век после своей смерти. Современным «экспертам» и постоянно отмечающим свое непринятие «устаревшего» марксизма стыдно сегодня читать то, что они же написали ещё вчера. Воистину, кризис охватил всю буржуазную идеологию.

Манифест Коммунистической партии представляет собой образец исследования наиболее фундаментальных явлений, которые окружают нас и сегодня в 21 веке. Простой пример – Маркс и Энгельс в 1848 году рассмотрели противоречивый процесс движения свободной конкуренции и обозначили перспективу – превращение свободного рынка в монополистический капитализм. Концентрация капитала достигла беспрецедентного уровня. Буржуазные экономисты и социологи на протяжении десятилетий отказывались признавать централизацию капитала, они обещали децентрализацию богатства и рисовали мелкий бизнес как будущее всего человечества. Эрнст Шумахер посвятил этой идее даже целую книгу под миловидным названием «Малое прекрасно». Реальные цифры в 21 веке, однако, как всегда, полностью опровергают предсказания буржуазных экономистов. Парадокс, но ряд «специалистов» по-прежнему упорствуют.

Сегодня в мировом капиталистическом хозяйстве доминирует немногим больше 200 крупных монополий, большая часть из которых базируется в Соединенных Штатах. Британская организация «Global Justice Now » приводит цифры, согласно которым в ТОП-100 хозяйствующих субъектов в 2016 году входит 69 крупных корпораций, и только 31 государство, в то время как в позапрошлом году корпораций в этом списке было 63. ТОП-200 также демонстрирует бешенную концентрацию капитала: здесь мы находим уже 153 корпорации. Всего 10 корпорации, среди которых Walmart, Apple и Royal Dutch Shell контролируют 40 % мирового богатства. Общая ценность 10 крупнейших капиталистических монополий выше, чем материальные блага 180 стран мира.

В своей книге «Империализм как высшая стадия капитализма » Ленин подробно разбирает тенденции капиталистического хозяйства и приходит к выводу, что в эпоху господства монополий реальная экономическая власть сосредоточена в руках крупных банков. Современный анализ ситуации полностью подтверждает на новом уровне то, что Ленин отметил в 1916 году. Мировое хозяйство, взятое в целом, существует под властью финансового капитала. Цифры, представленные Швейцарским федеральным технологическим институтом Цюриха (ETH) в аналитическом докладе «Сеть глобального корпоративного контроля » свидетельствуют о том, что небольшой консорциум банков контролирует практически всю мировую экономику. Вот список ядра современной буржуазии по всему миру: «Barclays», «UBS», «JPMorgan Chase & Co Goldman Sachs», «Vanguard Group», «Deutsche Bank», «Bank of New York Mellon Corp», «Morgan Stanley», «Bank of America Corp», «Société Générale». Спекулятивный характер современного финансового капитала стал спусковым крючком, запустившим процессы нынешнего кризиса капитализма. Финансовый капитал, сконцентрированный в руках крупнейших банковских структур и инвестиционных фондов, охватил сегодня весь земной шар. Глобализация мира, о которой «социологи» стали активно говорить 10-15 лет тому назад, была предсказана Марксом все в том же Коммунистическом манифесте.

«Буржуазия путем эксплуатации всемирного рынка сделала производство и потребление всех стран космополитическим. К великому огорчению реакционеров она вырвала из-под ног промышленности национальную почву. Исконные национальные отрасли промышленности уничтожены и продолжают уничтожаться с каждым днем. Их вытесняют новые отрасли промышленности, введение которых становится вопросом жизни для всех цивилизованных наций, отрасли, перерабатывающие уже не местное сырье, а привозимое из самых отдаленных областей земного шара, и вырабатывающее фабричные продукты, потребляемые не только внутри данной страны, но и во всех частях света. Вместо старых потребностей, удовлетворявшихся отечественными продуктами, возникают новые, для удовлетворения которых требуются продукты самых отдаленных стран и самых различных климатов. На смену старой местной и национальной замкнутости и существованию за счет продуктов собственного производства, приходит всесторонняя связь и всесторонняя зависимость наций друг от друга. Это в равной мере относится как к материальному, так и к духовному производству. Плоды духовной деятельности отдельных наций становятся общим достоянием. Национальная односторонность и ограниченность становятся все более и более невозможными, и из множества национальных и местных литератур образуется одна всемирная литература».

Это гениальное предвидение было сделано в тот момент, когда единственной страной мира, где товарное производство достигло масштабов всего общества, была Англия. Но оно целиком и полностью подтверждается современным нам положением дел. Капитализм сегодня - это, прежде всего, господство над мировым рынком – главная цель всякой крупной корпорации.

Глобализация - есть выражение неизбежной тенденции капитализма к выходу за рамки национальных границ и все большему расширению международного разделения труда. В перспективе, при социализме этот процесс открывает невероятные просторы для всяческого процветания всех уголков мира на основе их планомерного сотрудничества между собой.

Однако, при капитализме перспектива всестороннего развития личности сдерживается оковами стремления к прибыли. При капитализме процесс глобализации означает гениальное изобретение в целях грабежа горсткой компаний сотен миллионов людей. Вместо ослабления международных противоречий, капиталистическая глобализация ведет к обострению конфликтов в разных частях света, выходя в отдельных местах в стадию войн.

Первой жертвой мирового империализма всегда становятся отсталые страны, существующие в качестве сырьевого придатка к странам с развитой обрабатывающей промышленностью.

Невероятная концентрация капитала сопровождается и ростом социального неравенства. Так 1% населения земли владеет свыше 50% мирового богатства. Капиталистические компании постоянно сталкиваются между собой в надежде поглотить конкурента и увеличить собственную прибыль. Борьба эта сегодня не несет за собой развития производительных сил, а напротив - приводит к их массовому разрушению и обнищанию миллиардов людей, в строгом соответствии, что Маркс писал в своем коммунистическом манифесте.

За научное планирование!

Марксисты убеждены: назрела объективная необходимость гармонизации гигантских ресурсов нашей планеты, средств производства и рабочей силы в едином рационально сформулированном хозяйственном плане. Капиталистическое производство даже в эпоху монополий продолжает оставаться анархическим, основанным на жадности и постоянном поиске все новых способов нещадной эксплуатации ресурсов. Во всем мире капиталистические корпорации показали свое пренебрежительное отношение к окружающей среде. Массовое уничтожение лесов, отравление морей, истребление различных видов животных и растений. Нарушение установленных самими же капиталистами норм выбросов CO2 приводят к серьезному загрязнению воздуха, которым мы дышим, воды, которую мы пьем и продуктов питания, которые мы потребляем каждый день. Существование капиталистической системы представляет собой серьезную угрозу для всей планеты в целом и для каждого человека в частности.

Объективно говоря, сегодня человечество создало все предпосылки для разрешения всех стоящих перед ним сейчас проблем. Производительные силы, созданные миллионами рабочих позволяют, при их планомерном использовании, искоренить нищету и безработицу, уничтожить голод который все ещё имеет место на земле, обеспечить достойный уровень образования и здравоохранения всем, решить проблему нехватки жилья, разрушить условия возникновения войн и международных конфликтов и главное снизить рабочий день до 5-6 часов, обеспечив достаточно свободного времени для всестороннего и полноценного развития каждой отдельной личности. Все это не сделано, не потому что невозможно вообще, а потому, что невозможно в рамках частной собственности, так как производительные силы бьются в узких ограничительных рамках индивидуального присвоения, и их необходимо освободить из лапы капиталистов и поставить под контроль демократического планирования, тем самым обобществив их.

Когда-то буржуазия уже выполнила свою историческую задачу: революционным путем она смела все феодальные преграды, дав невероятный толчок в развитии рынка. Сегодня же буржуазия из прогрессивного класса превратилась в класс реакционный – класс, неспособный создать ничего принципиально нового в области производства. Пролетариат – класс наемных работников - та сила, которая способна разрешить назревшие противоречия и обобществить средства производства, дав импульс прогрессу так, как это сделала когда-то буржуазия – путем революции и никак иначе.

Социалистическая революция призвана упразднить частную собственность, заменив её демократическим планированием и отправить национальное государство в музей древности, равно как и всякое государство вообще. Это не будет революция, которая посадит себе на шею новых эксплуататоров, напротив – её принципиальная стратегическая задача – ликвидация всякой эксплуатации человека человеком. Плановая экономика нуждается в демократии производителей, рабочей демократии. Опыт Советского Союза и «социалистических» стран наглядно демонстрирует важность этого нашего положения для будущего. Демократически организованная власть пролетариата, взятая в общемировом масштабе, сформирует единый хозяйственный план и даст невероятный толчок для развития производительных сил, в задачи которых теперь будет входить не обеспечение прибылью кучки паразитов в отдельных странах, а формирование условий для всестороннего развития каждого жителя Социалистической федерации народов мира.

Классовая борьба

Исторический материализм учит нас, что условия жизни человека определяют его сознание. Идеалисты склонны представлять волю одного человека или сознание какой-то группы как двигатель прогресса, однако, история, рассмотренная в своем движении, обнаруживает, что человеческое сознание глубоко консервативно, а не революционно. Человеческое сознание всегда отстает от изменяющихся условий. Люди всегда склонны «цепляться» за привычные идеи, принципы, общественные институты, религиозные представления, нормы морали и, конечно, за существующий общественный строй. Но всё находится в непрерывном движении. Как бы нам того не хотелось, все развивается диалектически, переходя в конечном итоге в свою противоположность. Рано или поздно общественное сознание быстро и решительно догоняет реальность. Происходит это всегда взрывным путем. Да, это революция.

Марксизм объясняет социальное развитие через рассмотрение развития производительных сил. Когда промышленность, сельское хозяйство, наука и техника находятся в процессе возрастающей динамики, абсолютное большинство людей воспринимает существующее общество также естественно и нормально, как восход и закат. «Бытие определяет сознание », - так утверждал Карл Маркс.

Однако, когда производственные отношения перестают удовлетворять нынешнему уровню развития производительных сил, когда кризис охватывает все общество, когда дурно организованное производство не ведет к росту благосостояния, а погружает людей в бедность, увеличивая социальное расслоение, наступают великие события, которые качественно меняют отношение людей к собственной жизни. Рутина прошлого и тяжелый груз традиций летит ко всем чертям, освобождая место для восприятия новых идей. Процесс этот, однако, является не автоматическим. Если бы революция была математическим уравнением, все классовые битвы завершались бы вычислением корней этого уравнения при помощи простой теоремы Виетта или формулы Кардано. В реальности же, революция - есть борьба живых сил. “Свято место пусто не бывает”, – гласит русская поговорка. “Природа не терпит пустоты”, – утверждает Наука. Там, где вовремя не удастся продемонстрировать людям на их опыте несостоятельность старых порядков, произойдет загнивание революции и наступление эпохи реакции, также как это было после падения Парижской коммуны, Русской революции 1905 года, Испанской революции 1930-х годов, революций 1968 года в Западной Европе и т.д.

Задача марксистов как партии состоит в разоблачении перед миллионами людей несостоятельности старых порядков и принципов. Массы не учатся по книгам, они учатся на собственном опыте. Рабочая, марксистская партия – память рабочего класса, хранительница того бесценного опыта десятков лет классовой борьбы, который непременно должен быть преподнесен людям в качестве руководства к тому, как надо делать, и как не надо делать. В своем манифесте Маркс и Энгельс определили всю историю человечества, как историю борьбы классов. Такое заключение два мыслителя сделали на основе переработки всего предшествующего им развития общества. Свои идеи они высказывали в эпоху темной мглы неподвижности и реакционности общественного сознания. Однако, это было в тот момент, когда Европу готовился захлестнуть революционный пожар 1848-1849 г. Нынешняя ситуация в России и во всем мире свидетельствует о том, что мы готовимся вступить в эпоху глобальных изменений общественного сознания, в чем то похожую на ту, что происходила в Испании накануне Гражданской Войны 1936-1939 годов. Все большее количество людей в нашей стране и на всей планете начинают сомневаться в правильности и непоколебимости общества, в котором они живут. В разных странах борьба приобретает разные формы - Героическая борьба рабочих в Южной Кореи, сидячие стачки в Латинской Америке, Всеобщая забастовка во Франции 2016 года и 180.000.000 бастующих трудящихся в Индии. Однако, существуют и иные формы выражения протеста, о которых гораздо чаще предпочитают говорить подконтрольные капиталистам СМИ - Будь то Исламский радикализм или Борьба с коррупцией. В действительности такие формы основаны на недовольстве масс, но их лидеры уводят людей от главных вопросов – вопросов частной собственности и буржуазного государства, тех вопросов, которые мы, марксисты поднимаем постоянно и стремимся указать людям на первопричину происходящих событий и невозможность улучшения или реформирования существующего строя.

История всякой революции показывает: в кратчайшие сроки массы способны разочаровываться в одних и быстро воспринимать идеи других, как в канун февральской революции, сто лет тому назад, партия большевиков представляла разрозненную организацию, охватывающую абсолютное меньшинство рабочего класса, однако, начавшиеся за тем грандиозные события позволили марксистам завоевать доверие и поддержку абсолютного большинства рабочего класса. Фукуяма горько ошибся, история не закончилась. В действительности она только начинается.

Когда будущие поколения будут смотреть на модель нашего общества в музее, для них это будет примерно тем же, чем для нас сегодня является каменный топор, первобытная община, наскальная живопись и каннибализм. Предварительное условие для достижения высокого уровня производительных сил – упразднение капиталистической анархии, установление научного планирования, в котором люди всех полов, цветов кожи, языков и сексуальных ориентаций смогут взять условия всего своего существования под свой собственный контроль. «Это утопия!», - скажет нам «реалист». Но ведь совершенно невозможно представить, что нынешние противоречия и проблемы общества разрешатся сами собой, в пределах нынешней системы, которая уже довела мир до нынешнего состояния. Утверждать, что человечество неспособно найти лучшую альтернативу - значит ставить крест на будущем человечества. «Социализм или варварство », - так Карл Маркс определял основные пути развития человечества будущего. Марксизм строит свою программу на оптимизме развития производительных сил и знании диалектики. Мы убеждены, что сегодня кажется невозможным и разделяется меньшинством, уже через небольшой промежуток времени может стать достоянием всего общества. И вот тогда какой-нибудь «эксперт» снова скажет: «Ну это же было всем очевидно ещё задолго до того как это произошло!». Используя колоссальный потенциал науки и техники, избавив их от оков частной собственности и национальных рамок, можно решить все проблемы, которые стоят сегодня перед абсолютным большинством человечества, перед теми, кто трудится. История человека начнется только тогда, когда человечество уничтожит капиталистическое рабство и примет первые шаги на пути от царства необходимости к царству свободы.

Объясняя происходящее мы, марксисты всегда помним о мысли Маркса которую он выписал в своих «Тезисах о Фейербахе » – «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его ».

 

/И-Я/

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: