Программа кружка по экспериментальной деятельности




«Мы исследователи» для детей старшего дошкольного возраста

Потребность в познании – источник развития личности. Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес.

Личность формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире. Задача педагога предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей условий, является экспериментальная деятельность.

Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными.

 

Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

 

Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

 

Основная цель программы кружка:

Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи:

1. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.

2. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.

3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

4. Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.

5. Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.

6. Развивать коммуникативные навыки.

Условия реализации:

Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в проведении родительского собрания, анкетирования, наглядной агитации, консультаций.

Для реализации поставленной цели и задач созданы условия в предметно-развивающей среде группы. Родители приняли активное участие в создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени.


Оборудование детской лаборатории:

· Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;

· природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;

· утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;

· разные виды бумаги, ткани;

· медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр мерные ложки;

· прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.

 

Программа кружка рассчитана на детей старшего дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей детей.

 

Срок реализации кружка – 1 год, сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей.

 

Режим занятий: 2 раза в месяц;

продолжительность – 25минут.

 

Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования).

 

Игровые приёмы:

· моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;

· повтор инструкций;

· выполнение действий по указанию детей;

· «намеренная ошибка»;

· проговаривание хода предстоящих действий;

· предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;

· фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме для последующего повторения и закрепления.

 

Ожидаемые результаты:

ü Проявление интереса к исследовательской деятельности;

ü Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;

ü Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;

ü Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;

ü Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;

ü Развитие коммуникативных навыков.

 

Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.

 

«Мы исследователи» - такая познавательная потребность, проявлением которой и являются познавательные интересы, во многом определяет развитие личности. Ценность опытно - экспериментальной деятельности в том, что она предоставляет возможность стимулировать эту потребность через близкие и естественные для ребёнка практические действия.

Кружок «Мы исследователи» расширяет и дает ребенку дополнительные возможности в познании окружающего мира.

 

 

Учебно-тематический план работы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: