Характеристика основных школ и направления развития




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА»

 

 

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ПО ЭКОНОМИКЕ

(в схемах и таблицах)

 

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Для неэкономических специальностей

 

Тамбов 2011

УДК 33

ББК 65.050

Э40

 

Рецензент:

д. э. н., профессор О.А. Степичева

 

Коллектив авторов:

Антонюк А.С., к. э. н., доцент;

Волков С.И., к. э. н., доцент;

Горностаева Л.А., к. э. н., доцент (отв. секретарь авт. колл.);

Дудина О.Ю., к. э. н., доцент;

Какушкина М.А., к. э. н., доцент;

Кожевникова Т.М., к. э. н., доцент;

Кузнецов И.А., д. э. н., профессор;

Ланина О.И., к. э. н., профессор;

Лоскутова М.В., к. э. н., доцент;

Рябых В.Н., к. э. н., доцент;

Саяпин А.В., к. э. н., доцент;

Харитонова Е.В., к. э. н., ст. преподаватель

 

 

Р48 Рабочая тетрадь по экономике(в схемах и таблицах): учебное пособие для неэкономических специальностей / колл. авт.: А.С. Антонюк, С.И. Волков, Л.А. Горностаева [и др.]; М-во обр. и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина». Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2011. 126 с.  
    Рабочая тетрадь по экономике составлена в соответствии с программой, рассчитанной для студентов неэкономических вузов и факультетов. В ней отражены традиционные и современные разделы экономической науки. В пособие в сжатой и наглядной форме излагаются основные положения курса экономики. Каждая тема представлена в виде схем, таблиц, графиков и формул. Кроме того, к каждой теме даются тесты и задачи, предназначенные для активной работы на семинарских занятиях, а также для самостоятельных исследований. Данное пособие служит дополнением к учебнику «Экономика для неэкономических специальностей». Для студентов и преподавателей неэкономических вузов и факультетов.   УДК 33 ББК 65.050
  © ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», 2011
     

 
 
 


СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Основные понятия экономической науки  
Тема 2. Общие проблемы экономического развития. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК СИСТЕМА  
ТЕМА 3. СОБСТВЕННОСТЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ. ТЕОРИЯ СОБСТВЕННОСТИ  
тема 4. РЫНОЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ: СОДЕРЖАНИЕ, ФУНКЦИИ, ТИПОЛОГИЯ, ИНФРАСТРУКТУРА  
ТЕМА 5. ПОВЕДЕНИЕ ПредприятиЯ (ФИРМЫ) на рынке. издержки ПРЕДПРИЯТИЯ и прибыль  
ТЕМА 6. МЕХАНИЗМ РЫНОЧНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ  
ТЕМА 7. КОНКУРЕНЦИЯ И РЫНОЧНАЯ ВЛАСТЬ. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  
ТЕМА 8. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА  
ТЕМА 9. НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И ЕЕ СТРУКТУРА. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ  
Тема 10. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спроси совокупное предложение  
тема 11. экономическое развитие и экономический рост  
Тема 12. безработица и инфляция как формЫпроявления макроэкономической нестАбильности  
ТЕМА 13. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ  
ТЕМА 14. ФИНАНСЫИ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА. СОДЕРЖАНИЕ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА  
Тема 15. ДЕНЬГИ. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА И ПРИНЦИПЫЕЕ ПОСТРОЕНИЯ. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОТИКА ГОСУДАРСТВА  
ТЕМА 16. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫЭКОНОМИКИ. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА  

Тема 1. Основные понятия экономической науки

Цель: рассмотреть фундаментальные понятия экономической науки, ее предмет, функции, цель и задачи, методы; дать понятие экономических отношений и экономических агентов.

Ключевые понятия и термины: политэкономия, экономика, микроэкономика, макроэкономика, нормативная и позитивная экономика, научная абстракция, анализ и синтез, индукция и дедукция, экономико-математическое моделирование, экономические эксперименты, экономические законы, экономические категории, экономические отношения, общие законы, специфические законы, социально-экономические отношения, организационно-технические отношения.

Слово «экономика» является сложным словом греческого происхождения. Первая его часть – oiko – означает дом, вторая часть – nomos – управление, закон. Буквальное значение слова – управление домом. Поскольку для древних греков слово дом имело более широкое чем сейчас для нас значение, и прежде всего, хозяйственное значение, то экономика – это управление хозяйством или наука об управлении хозяйством.

В настоящем термин «экономика» имеет три смысловых значения.

 

  ТЕРМИН «ЭКОНОМИКА»  
экономика – это хозяйственная система, обеспечи­вающая удовлетворение потребностей людей и общества в целом созданием необходимых благ (экономика отрасли, региональная экономика (района, края, области, страны), мировая экономика).     экономика – это совокупность экономических (производственных) отношений между людьми, складываю­щихся в процессе производства, распределения, обмена и по­требления материальных благ и услуг.   экономика – это наука о выборе наиболее эф­фективных (рациональных) способов удовлетворения безгра­ничных потребностей людей ограниченными экономическими ресурсами.  
         
  Экономика – это наука, изучающая то, как люди совершают выбор среди ограниченных экономических ресурсов, которые могут быть использованы ими альтернативно для производства различных товаров и услуг с их последующим распределением и потреблением.  
                 

 

При изучении экономической науки необходимо четко различать:

сферу исследования – экономическая жизнь или среда, в которой осуществляется хозяйственная деятельность и происходят позитивные или негативные экономические процессы;

объект исследования – экономические процессы и явления, происходящие в той или иной экономической среде;

субъект исследования – экономические агенты;

предмет исследования – жизнедеятельность экономических агентов, а также их экономическое поведение в связи с той экономической средой, в которой они находятся.

 

 

  ФУНКЦИИ ЭКОНОМИКИ  
     
Методологическая функция   Научно-познавательная функция   Критическая функция   Практическая (рекомендательная), функ­ция
                       

Экономика как наука включает в себя следующие разделы.

 

Микроэкономика занимается изучением относительно мелкомасштабных экономических процессов, субъектов, явлений, касающихся в основном предприятий, фирм, предпринимателей, их хозяйственной деятельности и экономических отношений между ними в процессе производства, распределения, обмена и потребления.

 

Микроэкономика – особый раздел экономической науки, изучающий экономические отношения между хозяйствующи­ми субъектами, их деятельность и влияние на национальную экономику.

 

Макроэкономика занимается изучением крупномасштабных экономических явлений и процессов, относящихся к экономике страны, ее хозяйству в целом. Объектом изучения являются сводные обобщающие показатели по всему хозяйству: национальное богатство, валовой национальный продукт, национальный доход, государственные и частные инвестиции, общее количество денег в обращении.

 

Макроэкономика (национальная экономика) – раздел экономической науки, изучающий экономические процессы и явления, охватывающие национальное хозяйство как еди­ную систему, в которой органически соединяются все звенья материального и нематериального производства.

Эти два раздела в структуре экономической науки являются основными, однако дополнительно можно выделить еще два.

 

Мезоэкономика – раздел экономической науки, занимающийся изучением функционирования определенных подсистем национальной экономики и отраслей народного хозяйства.

Мезоэкономика изучает экономические явления и процес­сы, охватывающие все промежуточные системы или отрасли народного хозяйства (АПК, ВПК, экономику здравоохранения, экономику торговли, т.е. экономику отдельных отраслей и сфер народного хозяйства).

 

 

Мировая экономика – раздел экономической науки, изучающий поведение мировой экономики и мирового хозяйства в целом.

Мировая экономика это сумма всех национальных эконо­мик, связанных международным разделением труда, мировым рынком, системой межгосударственных хозяйственных связей.

Исследуя экономические процессы и явления общества, экономика использует определенную совокупность методов по­знания.

  МЕТОДЫПОЗНАНИЯ ЭКОНОМИКИ  
       
Метод научной абстракции   Исторический метод   Логический метод   Метод анализа и синтеза  
                 
  Метод индукции и дедукции   Экономико-математическое моделирование с примене­нием компьютерных технологий   Графический метод   Экономические эксперименты  
                                           

Характеристика основных школ и направления развития

Экономической науки

Школы, направления и их представители период формирования основные идеи
Меркантилизм – первая школа экономики. Томас Мен (1571-1641), англичанин XVI-XVIII вв. 1. Главное богатство общества – это деньги (золото и серебро). 2. Источник богатства – сфера обращения (торговля и денежный оборот) 3. Богатство накапливается в результате внешней торговли, а потопу исследовать надо только сферу обращения
Школа физиократов (природа и власть). Франсуа Кенэ (1694-1774), француз XVIII в. 1. Истинным богатством нации выступает продукт, произведенный в сельском хозяйстве. 2. Первыми попытались вывести прирост богатства из процесса производства, а не обращения
Английская классическая политэкономия. Уильям Петти (1623-1687), Адам Смит (1723-1790), Давид Рикардо (1772-1823), англичане XVII-XIX вв. 1. Богатство нации создается в материальном производстве, а не в сфере обращения. 2. Главный источник богатства – труд. 3. Раскрыли значение труда как основы и меры ценности всех товаров. 4. Заложили основы трудовой теории стоимости
Марксизм. Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс (1820-1895), немцы С середины XIX в. 1. Разработали теории стоимости и прибавочной стоимости. 2. Открыли закон стоимости как закон развития товарного производства. 3. Разработали теорию воспроизводства и экономических кризисов. 4. Открыли экономические законы капиталистического способа производства
Неоклассическое направление. Альфред Маршалл (1842-1924), англичанин С конца XIX в. 1. Частнопредпринимательская рыночная система, способная к саморегулированию и поддержанию экономического равновесия. 2. Государство создает благоприятные условия для функционирования рыночной экономики
Кейнсианство. Джон Кейнс (1883-1946), англичанин С 1930-х гг. 1. Разработал теорию спроса и предложения, а также равновесной цены. 2. Государство должно актив регулировать экономику, т.к. рынок не способен обеспечивать социально-экономическую стабильность общества. 3. Государство через кредит и бюджет должно регулировать экономику, обеспечивая полную занятость и высокий рост производства. 4. Разработал теорию эффективного спроса и теорию эффективного инвестирования.
Неоклассический синтез. Джон Хикс (1904-1989), Пол Самуэлсон (1915), американцы С 1950-х гг. 1. В зависимости от развития экономики предлагает использовать либо кейнсианские рекомендации государственного регулирования, либо рецепты экономистов, стоящих на позициях ограничения государственного вмешательства в экономику. 2. Лучший регулятор – денежно-кредитные методы. 3. Рыночный механизм способен сам устанавливать равновесие между спросом и предложением, производством и потреблением.
Монетаризм. Милтон Фридман (1912), американец С 1970-х гг. 1. Выдвинул монетарную теорию национального дохода и новый вариант количественной теории денег. 2. Главный способ воздействия на экономику – государственное регулирование через эмиссию, кредитный процент. Налоговые ставки, таможенные тарифы

Тест по теме

1. Установите соответствие между отдельными методами экономических исследований и их содержанием:

1. анализ;

2. синтез;

3. индукция;

4. дедукция.

Варианты ответов:

1. соединение отдельных частей экономического явления в процессе его познания в единое целое;

2. познание экономического явления на основе разделения его на отдельные составные части и изучение каждой из частей;

3. познание экономического явления, предполагающее делать выводы на основе перехода от частных фактов к общим. Отвлечение в процессе исследования экономического явления от несущественного, неглавного;

4. познание экономического явления, предполагающее делать выводы при переходе от общих фактов к частным.

2. Дедукция, или логический метод, предполагает…

1. предварительное изучение фактов;

2. переход от частных выводов к наиболее общим;

3. переход от наиболее общих выводов к относительно частным;

4. разделение проблем на составные части.

3. К определению предмета экономической теории относятся положения о (об)…

1. ограниченности ресурсов;

2. совершенствование ресурсов труда;

3. наращивании духовного богатства;

4. безграничности потребностей.

4. Экономические законы отражают…

1. необходимые и устойчивые связи экономических отношений;

2. количественные оценки экономических явлений и процессов;

3. содержание экономических взаимосвязей;

4. переходные состояния экономических отношений.

5. Заполните пропуск

Метод_______________– это процесс фокусирования на наиболее важных факторах для объяснения экономического явления.

1. синтеза;

2. индукции;

3. дедукции;

4. абстракции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: