МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ПО ЭКОНОМИКЕ
(в схемах и таблицах)
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Для неэкономических специальностей
Тамбов 2011
УДК 33
ББК 65.050
Э40
Рецензент:
д. э. н., профессор О.А. Степичева
Коллектив авторов:
Антонюк А.С., к. э. н., доцент;
Волков С.И., к. э. н., доцент;
Горностаева Л.А., к. э. н., доцент (отв. секретарь авт. колл.);
Дудина О.Ю., к. э. н., доцент;
Какушкина М.А., к. э. н., доцент;
Кожевникова Т.М., к. э. н., доцент;
Кузнецов И.А., д. э. н., профессор;
Ланина О.И., к. э. н., профессор;
Лоскутова М.В., к. э. н., доцент;
Рябых В.Н., к. э. н., доцент;
Саяпин А.В., к. э. н., доцент;
Харитонова Е.В., к. э. н., ст. преподаватель
Р48 | Рабочая тетрадь по экономике(в схемах и таблицах): учебное пособие для неэкономических специальностей / колл. авт.: А.С. Антонюк, С.И. Волков, Л.А. Горностаева [и др.]; М-во обр. и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина». Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2011. 126 с. | |
Рабочая тетрадь по экономике составлена в соответствии с программой, рассчитанной для студентов неэкономических вузов и факультетов. В ней отражены традиционные и современные разделы экономической науки. В пособие в сжатой и наглядной форме излагаются основные положения курса экономики. Каждая тема представлена в виде схем, таблиц, графиков и формул. Кроме того, к каждой теме даются тесты и задачи, предназначенные для активной работы на семинарских занятиях, а также для самостоятельных исследований. Данное пособие служит дополнением к учебнику «Экономика для неэкономических специальностей». Для студентов и преподавателей неэкономических вузов и факультетов. УДК 33 ББК 65.050 | ||
© ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», 2011 | ||
|
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Основные понятия экономической науки | |
Тема 2. Общие проблемы экономического развития. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК СИСТЕМА | |
ТЕМА 3. СОБСТВЕННОСТЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ. ТЕОРИЯ СОБСТВЕННОСТИ | |
тема 4. РЫНОЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ: СОДЕРЖАНИЕ, ФУНКЦИИ, ТИПОЛОГИЯ, ИНФРАСТРУКТУРА | |
ТЕМА 5. ПОВЕДЕНИЕ ПредприятиЯ (ФИРМЫ) на рынке. издержки ПРЕДПРИЯТИЯ и прибыль | |
ТЕМА 6. МЕХАНИЗМ РЫНОЧНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ | |
ТЕМА 7. КОНКУРЕНЦИЯ И РЫНОЧНАЯ ВЛАСТЬ. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ | |
ТЕМА 8. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА | |
ТЕМА 9. НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И ЕЕ СТРУКТУРА. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ | |
Тема 10. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спроси совокупное предложение | |
тема 11. экономическое развитие и экономический рост | |
Тема 12. безработица и инфляция как формЫпроявления макроэкономической нестАбильности | |
ТЕМА 13. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ | |
ТЕМА 14. ФИНАНСЫИ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА. СОДЕРЖАНИЕ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА | |
Тема 15. ДЕНЬГИ. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА И ПРИНЦИПЫЕЕ ПОСТРОЕНИЯ. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОТИКА ГОСУДАРСТВА | |
ТЕМА 16. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫЭКОНОМИКИ. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА |
Тема 1. Основные понятия экономической науки
|
Цель: рассмотреть фундаментальные понятия экономической науки, ее предмет, функции, цель и задачи, методы; дать понятие экономических отношений и экономических агентов.
Ключевые понятия и термины: политэкономия, экономика, микроэкономика, макроэкономика, нормативная и позитивная экономика, научная абстракция, анализ и синтез, индукция и дедукция, экономико-математическое моделирование, экономические эксперименты, экономические законы, экономические категории, экономические отношения, общие законы, специфические законы, социально-экономические отношения, организационно-технические отношения.
Слово «экономика» является сложным словом греческого происхождения. Первая его часть – oiko – означает дом, вторая часть – nomos – управление, закон. Буквальное значение слова – управление домом. Поскольку для древних греков слово дом имело более широкое чем сейчас для нас значение, и прежде всего, хозяйственное значение, то экономика – это управление хозяйством или наука об управлении хозяйством.
В настоящем термин «экономика» имеет три смысловых значения.
ТЕРМИН «ЭКОНОМИКА» | ||||||||
экономика – это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества в целом созданием необходимых благ (экономика отрасли, региональная экономика (района, края, области, страны), мировая экономика). | экономика – это совокупность экономических (производственных) отношений между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. | экономика – это наука о выборе наиболее эффективных (рациональных) способов удовлетворения безграничных потребностей людей ограниченными экономическими ресурсами. | ||||||
Экономика – это наука, изучающая то, как люди совершают выбор среди ограниченных экономических ресурсов, которые могут быть использованы ими альтернативно для производства различных товаров и услуг с их последующим распределением и потреблением. | ||||||||
|
При изучении экономической науки необходимо четко различать:
сферу исследования – экономическая жизнь или среда, в которой осуществляется хозяйственная деятельность и происходят позитивные или негативные экономические процессы;
объект исследования – экономические процессы и явления, происходящие в той или иной экономической среде;
субъект исследования – экономические агенты;
предмет исследования – жизнедеятельность экономических агентов, а также их экономическое поведение в связи с той экономической средой, в которой они находятся.
ФУНКЦИИ ЭКОНОМИКИ | |||||||||||
Методологическая функция | Научно-познавательная функция | Критическая функция | Практическая (рекомендательная), функция | ||||||||
Экономика как наука включает в себя следующие разделы.
Микроэкономика занимается изучением относительно мелкомасштабных экономических процессов, субъектов, явлений, касающихся в основном предприятий, фирм, предпринимателей, их хозяйственной деятельности и экономических отношений между ними в процессе производства, распределения, обмена и потребления.
Микроэкономика – особый раздел экономической науки, изучающий экономические отношения между хозяйствующими субъектами, их деятельность и влияние на национальную экономику. |
Макроэкономика занимается изучением крупномасштабных экономических явлений и процессов, относящихся к экономике страны, ее хозяйству в целом. Объектом изучения являются сводные обобщающие показатели по всему хозяйству: национальное богатство, валовой национальный продукт, национальный доход, государственные и частные инвестиции, общее количество денег в обращении.
Макроэкономика (национальная экономика) – раздел экономической науки, изучающий экономические процессы и явления, охватывающие национальное хозяйство как единую систему, в которой органически соединяются все звенья материального и нематериального производства. |
Эти два раздела в структуре экономической науки являются основными, однако дополнительно можно выделить еще два.
Мезоэкономика – раздел экономической науки, занимающийся изучением функционирования определенных подсистем национальной экономики и отраслей народного хозяйства. |
Мезоэкономика изучает экономические явления и процессы, охватывающие все промежуточные системы или отрасли народного хозяйства (АПК, ВПК, экономику здравоохранения, экономику торговли, т.е. экономику отдельных отраслей и сфер народного хозяйства).
Мировая экономика – раздел экономической науки, изучающий поведение мировой экономики и мирового хозяйства в целом. |
Мировая экономика это сумма всех национальных экономик, связанных международным разделением труда, мировым рынком, системой межгосударственных хозяйственных связей.
Исследуя экономические процессы и явления общества, экономика использует определенную совокупность методов познания.
МЕТОДЫПОЗНАНИЯ ЭКОНОМИКИ | |||||||||||||||||||||
Метод научной абстракции | Исторический метод | Логический метод | Метод анализа и синтеза | ||||||||||||||||||
Метод индукции и дедукции | Экономико-математическое моделирование с применением компьютерных технологий | Графический метод | Экономические эксперименты | ||||||||||||||||||
Характеристика основных школ и направления развития
Экономической науки
Школы, направления и их представители | период формирования | основные идеи |
Меркантилизм – первая школа экономики. Томас Мен (1571-1641), англичанин | XVI-XVIII вв. | 1. Главное богатство общества – это деньги (золото и серебро). 2. Источник богатства – сфера обращения (торговля и денежный оборот) 3. Богатство накапливается в результате внешней торговли, а потопу исследовать надо только сферу обращения |
Школа физиократов (природа и власть). Франсуа Кенэ (1694-1774), француз | XVIII в. | 1. Истинным богатством нации выступает продукт, произведенный в сельском хозяйстве. 2. Первыми попытались вывести прирост богатства из процесса производства, а не обращения |
Английская классическая политэкономия. Уильям Петти (1623-1687), Адам Смит (1723-1790), Давид Рикардо (1772-1823), англичане | XVII-XIX вв. | 1. Богатство нации создается в материальном производстве, а не в сфере обращения. 2. Главный источник богатства – труд. 3. Раскрыли значение труда как основы и меры ценности всех товаров. 4. Заложили основы трудовой теории стоимости |
Марксизм. Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс (1820-1895), немцы | С середины XIX в. | 1. Разработали теории стоимости и прибавочной стоимости. 2. Открыли закон стоимости как закон развития товарного производства. 3. Разработали теорию воспроизводства и экономических кризисов. 4. Открыли экономические законы капиталистического способа производства |
Неоклассическое направление. Альфред Маршалл (1842-1924), англичанин | С конца XIX в. | 1. Частнопредпринимательская рыночная система, способная к саморегулированию и поддержанию экономического равновесия. 2. Государство создает благоприятные условия для функционирования рыночной экономики |
Кейнсианство. Джон Кейнс (1883-1946), англичанин | С 1930-х гг. | 1. Разработал теорию спроса и предложения, а также равновесной цены. 2. Государство должно актив регулировать экономику, т.к. рынок не способен обеспечивать социально-экономическую стабильность общества. 3. Государство через кредит и бюджет должно регулировать экономику, обеспечивая полную занятость и высокий рост производства. 4. Разработал теорию эффективного спроса и теорию эффективного инвестирования. |
Неоклассический синтез. Джон Хикс (1904-1989), Пол Самуэлсон (1915), американцы | С 1950-х гг. | 1. В зависимости от развития экономики предлагает использовать либо кейнсианские рекомендации государственного регулирования, либо рецепты экономистов, стоящих на позициях ограничения государственного вмешательства в экономику. 2. Лучший регулятор – денежно-кредитные методы. 3. Рыночный механизм способен сам устанавливать равновесие между спросом и предложением, производством и потреблением. |
Монетаризм. Милтон Фридман (1912), американец | С 1970-х гг. | 1. Выдвинул монетарную теорию национального дохода и новый вариант количественной теории денег. 2. Главный способ воздействия на экономику – государственное регулирование через эмиссию, кредитный процент. Налоговые ставки, таможенные тарифы |
Тест по теме
1. Установите соответствие между отдельными методами экономических исследований и их содержанием:
1. анализ;
2. синтез;
3. индукция;
4. дедукция.
Варианты ответов:
1. соединение отдельных частей экономического явления в процессе его познания в единое целое;
2. познание экономического явления на основе разделения его на отдельные составные части и изучение каждой из частей;
3. познание экономического явления, предполагающее делать выводы на основе перехода от частных фактов к общим. Отвлечение в процессе исследования экономического явления от несущественного, неглавного;
4. познание экономического явления, предполагающее делать выводы при переходе от общих фактов к частным.
2. Дедукция, или логический метод, предполагает…
1. предварительное изучение фактов;
2. переход от частных выводов к наиболее общим;
3. переход от наиболее общих выводов к относительно частным;
4. разделение проблем на составные части.
3. К определению предмета экономической теории относятся положения о (об)…
1. ограниченности ресурсов;
2. совершенствование ресурсов труда;
3. наращивании духовного богатства;
4. безграничности потребностей.
4. Экономические законы отражают…
1. необходимые и устойчивые связи экономических отношений;
2. количественные оценки экономических явлений и процессов;
3. содержание экономических взаимосвязей;
4. переходные состояния экономических отношений.
5. Заполните пропуск
Метод_______________– это процесс фокусирования на наиболее важных факторах для объяснения экономического явления.
1. синтеза;
2. индукции;
3. дедукции;
4. абстракции.