Тема 1 Причины и условия жизни человека, способствующие возникновению ТЖС
Тема 2 Субъективные и объективные факторы жизни, приводящие к трудным ситуациям.
Тема 3 Стресс, фрустрация, конфликт и кризис как основные виды ТЖС.
Тема 4 Особенности поведения в ТЖС
Тема 5 Индивидуальные формы психокоррекционной работы с родителями, воспитывающих детей находящихся в трудной жизненной ситуации
Тема 6 Групповая формы психокоррекционной работы с родителями, воспитывающих детей находящихся в трудной жизненной ситуации
Тема 7 Особенности социально-психологического и педагогического сопровождения детей младшего возраста, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
Тема 8 Образ жизни подростка-беспризорника: философия выживания
Тема 9 Основные проблемы современной семьи.
Тема 10. Социальный статус ребенка, свершившего правонарушение, как отражение способа его взаимодействия с обстоятельствами жизненной ситуации.
Тема 11 Нормативно-правовое регулирование сопровождения семьи, находящейся в социально-опасном положении
Тема12 Организация педагогического сопровождения семьи воспитывающего ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации.
Вопросы к опросу
1. Психолого-педагогическая характеристика основных видов трудных жизненных ситуаций
2. Раскройте понятие «психолого-педагогическая поддержка» в психологии.
3. Каковы закономерности организации психолого-педагогической поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации?
4. Перечислите основные этапы организации психолого-педагогического сопровождения личности в образовательном процессе.
5. Перечислите поведенческие стратегии, помогающие успешно совладать с трудными ситуациями.
|
Примерные темы проектов
1. Разработка моделей социально-педагогической, медико-психолого-педагогической и социально-бытовой реабилитации несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации в условиях организациях образования и социальной защиты.
2. Разработка моделей психолого-педагогического сопровождения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
3. Разработка моделей психолого-педагогического сопровождения семьи воспитывающего ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации.
Например, «Модель психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья», «Модель психолого-педагогического сопровождения ребенка находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным поведением», «Модель социально-бытовой реабилитации ребенка, жизнедеятельность которого объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи», «Модель психолого-педагогического сопровождения семьи воспитывающего ребенка – жертвы насилия» и др.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации:
«...дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа); дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи...»
|
Извлечение из документа:Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ(ред. от 28.12.2016) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"https://www.consultant.ru/law/ref/ju_dict/word/deti,_nahodyaschiesya_v_trudnoj_zhiznennoj_situacii/ © КонсультантПлюс, 1997-2017
Вопросы к экзамену
1. Сущность понятия «трудная жизненная ситуация» с позиций различных наук.
2. Психолого-педагогическая характеристика основных видов трудных жизненных ситуаций
3. Основные группы факторов, приводящих к возникновению трудных жизненных ситуаций.
4. Виды психолого-педагогической поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
5. Нормативно-правовая база организации психолого-педагогической поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
6. Научные исследования, раскрывающие социально-психологические особенности и особенности поведения детей, находящихся в трудной ситуации жизни.
|
7. Основные характеристики социально-психологических особенностей детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
8. Основные характеристики особенностей поведения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
9. Условия жизни человека, способствующие возникновению трудных жизненных ситуаций
10. Сущность педагогических концепций Сороки-Росинского В.Н., Шацкого С.Т., Корчака Я.
11. Сущность педагогических концепций Макаренко А.С., Кащенко В.П.
12. Субъективные и объективные факторы жизни, приводящие к трудным ситуациям.
13. Стресс и фрустрация как основные виды трудных жизненных ситуаций
14. Конфликт и кризис как основные виды трудных жизненных ситуаций
15. Особенности поведения личности в трудных жизненных ситуаций
16. Закономерности организации психолого-педагогической поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
17. Основные этапы организации психолого-педагогического сопровождения личности в образовательном процессе
18. Индивидуальные формы психокоррекционной работы с родителями, воспитывающих детей находящихся в трудной жизненной ситуации
19. Групповые формы психокоррекционной работы с родителями, воспитывающих детей находящихся в трудной жизненной ситуации
20. Особенности социально-психологического и педагогического сопровождения детей младшего возраста, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
21. Образ жизни подростка-беспризорника: философия выживания
22. Основные проблемы современной семьи.
23. Социальный статус ребенка, свершившего правонарушение, как отражение способа его взаимодействия с обстоятельствами жизненной ситуации.
24. Нормативно-правовое регулирование сопровождения семьи, находящейся в социально-опасном положении
25. Организация педагогического сопровождения семьи воспитывающего ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации.
26. Типология психологических портретов родителей. Психологические типы родителей: невротичный, авторитарный, психосоматичный.
27. Сущность понятий «социальная запущенность», «педагогическая запущенность», «социально-педагогическая запущенность», «трудная жизненная ситуация».
28. Формирование осмысленности жизни, как фактор профилактики социальной дезадаптации несовершеннолетних в трудной жизненной ситуации.
29. Специфика трудных жизненных ситуаций на разных этапах социализации личности
30. Основные направления по профилактике социально-отклоняющегося поведения детей в трудной жизненной ситуации.
31. Алгоритм разработки моделей психолого-педагогического сопровождения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
32. Психологическое изучение познавательной, эмоционально-волевой, коммуникативно-поведенческой и личностной сфер ребенка.
33. Психологическое изучение социального окружения семьи ребенка с проблемами в развитии и макросоциальных факторов, влияющих на его социальную адаптацию.
34. Коррекция эмоционально-личностных и поведенческих расстройств у детей, попавших в ТЖС.
35. Коррекция нарушений в личностной и межличностной сферах детей и их родителей. Психокоррекция.
36. Индивидуальная психокоррекционная работа с детьми. Этапы и содержание группового психокоррекционного занятия с детьми.
37. Индивидуальная социально-педагогическая реабилитация детей в трудной жизненной ситуации.
38. Социально-педагогическая реабилитация беспризорных детей.
39. Социально-педагогическая реабилитация детей, подвергшихся насилию.
40. Социально-педагогическая реабилитация малолетних правонарушителей.
41. Защита индивидуального проекта.