СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА




По степени социальной опасности и вредоносности, а также по характеру совершенного деяния правонарушения делятся на преступления и проступки.

Преступление – виновно совершенное общественно опасное деяние, уголовно наказуемое деяние.

Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Кодексом (УК РФ), но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, то есть не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу или государству (ч.2 ст. 14 УК РФ)

Проступки – правонарушения, характеризующиеся меньшей степенью общественной опасности в сравнении с преступлениями и посягающие на отдельные стороны правопорядка.

Проступки не подпадают под действия уголовного законодательства в силу малозначительности степени общественной опасности преступных деяний.

В российском законодательстве, в зависимости от сферы правоотношений, характера нанесенного вреда и особенностей применяемых к правонарушителям санкций, выделяют 3 вида проступков: административный, гражданско-правовой и дисциплинарный.

 

1. административный – противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, наносящее вред установленному порядку государственного управления, за которое законом установлена административная ответственность.

Несколько иное определение предлагает В.В. Лукьянов: административным правонарушением следует признать деяние, посягающее на общественный порядок или общественную безопасность, ответственность за совершение которого установлена Кодексом административных правонарушений».[34] Забегая вперед, отметим, что универсальным отличием проступков от преступлений служит единственное обстоятельство, а именно: они не могут сопровождаться причинением тяжких последствий.[35]

В дополнение к приведенному выше определению добавим, что «административное правонарушение может представлять общественную опасность, и отсутствие или наличие такого признака деяния как общественная опасность не может служить границей, отделяющей проступки от преступлений». Общественную опасность административных правонарушений мы рассматриваем в связи с причинением реального вреда. Но, как известно, общественно опасными признаются и такие деяния, которые сами вреда не причиняют, но создают угрозу его причинения. Общественно опасной должна признаваться обстановка, заключающая в себе угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, живой природе, имуществу, которая реализуется помимо воли лица, виновного в ее создании, и, соответственно, общественно опасная обстановка является признаком объективной стороны правонарушения».[36] Признак наличия общественной опасности касается проступков с материальным составом. К составам с причинением вреда могут быть отнесены нарушения правил пожарной безопасности, завершающиеся пожаром с менее тяжкими последствиями, нарушение правил дорожного движения с причинением пострадавшему легких телесных повреждений и пр. «Общественно опасная обстановка разрушает общественную безопасность, являясь проявлением реальной действительности, исключающей причинение вреда.Общественная безопасность выступает в качестве основного объекта административных проступков. Здоровье человека, сохранность имущества, природа представляют собой дополнительные объекты, посягательства на которые могут иметь место, а могут и отсутствовать. Дополнительные объекты порождаются разрушительными, вредоносными силами, действующими в условиях возникшей общественно опасной обстановки ».[37]

Виды административного наказания:

- предупреждение;

- административный штраф;

- возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

- конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

- лишение специального права, предоставленное физическому лицу, за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом;

- административный арест (изоляция от общества на срок до 15 суток);

- административное выдворение за пределы страны иностранного гражданина или лица без гражданства;

- дисквалификация – лишение права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица и т.п.

«Совершение лицом административного проступка вносит изменения в его общий статус. К нарушителю могут быть применены установленные законом меры процессуального принуждения, а виновный обязан претерпевать осуществляемое законно принудительное воздержание»[38].

Также у гражданина, привлекаемого к административной ответственности, возникают процессуальные права, впрочем, сказанное касается и по отношению к лицам, привлекаемым к ответственности за преступления.

 

2. Гражданско-правовое нарушение (деликт) – противоправное деяние, наносящее вред урегулированным гражданским законодательством, имущественным и личным неимущественным отношениям.

Способы защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав:

- признание права;

- восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

- признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, а также применение последствий недействительности ничтожной сделки; признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

- самозащита права, способы которой должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения;

- принуждение к исполнению обязанности в натуре;

- возмещение убытков как расходов, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утраты или повреждения его имущества (реальный ущерб), а также неполученных доходов, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода);

- взыскание неустойки;

- компенсация морального вреда;

- прекращение или изменение правоотношения;

- неприменение судом акта государственного органа или органов местного самоуправления, противоречащего закону;

- иные способы.

3. Дисциплинарный проступок – противоправное, виновное неисполнение рабочими и служащими правил внутреннего трудового распорядка.

Законом предусмотрены следующие санкции за нарушение трудовой дисциплины и невыполнение служебных обязанностей:

- замечание;

- выговор;

- строгий выговор;

- перевод;

- увольнение.

 

4. В современной юридической науке выделяют еще одну из разновидностей правонарушения – конституционный деликт. В.О. Лучин определяет его как «деяние (действие или бездействие) субъекта конституционно-правовых отношений, не отвечающее должному поведению и влекущее за собой применение конституционной ответственности».[39] Конституционный деликт во многом отличается от уголовного преступления, дисциплинарного проступка, административного или гражданско-правового правонарушения, где также могут иметь место, в частности, нарушение конституционных прав и свобод человека.

Обособление конституционных деликтов, по мнению В.О. Лучина, можно проводить применительно к их основным объектам с учетом специфики различных сфер конституционного регулирования:

- конституционные деликты в сфере основ конституционного строя;

- конституционные деликты в сфере прав и свобод человека и гражданина;

- конституционные деликты в сфере федеративного устройства;

- конституционные деликты в сфере институциональной организации и функционирования государственной власти;

- конституционные деликты в сфере местного самоуправления;

- конституционные деликты, связанные с внесением поправок и пересмотрением Конституции РФ.

Обобщая исследования В.О. Лучина и С.И. Некрасова по вопросу конституционного деликта, отразим основные моменты:

Общим объектом конституционного деликта являются «конституционные основы федерализма, организации и функционирования государственной власти. Непосредственным же объектом выступают конкретные права и законные интересы граждан и организаций, … полномочия федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, которые нарушаются… вследствие нарушения (неисполнения) соответствующим органом государственной власти норм федерального законодательства.

Объективную сторону конституционного деликта … образуют противоправность деяния органа государственной власти и явившейся его следствием определенный вредоносный результат».[40] Противоправным может быть как действие, так и бездействие. «При этом бездействие может быть признано таковым лишь при условии, если субъект конституционной ответственности не выполнил возложенной на него конституционной обязанности и не совершил действия, которое должен был совершить».[41]

Субъектами конституционных деликтов являются граждане иностранные граждане и лица без гражданства, государственные органы, негосударственные органы и объединения, должностные лица, которые нарушают конституционные установления и способны нести за это юридическую ответственность»[42].

Сразу уточним, что при рассмотрении проблемы определения субъектов внутрифедеративного конституционного деликта Некрасов С.И. предлагает считать таковыми только органы государственной власти в связи с тем, что «в правовом государстве даже постановка вопроса об ответственности населения Российской Федерации или какого-либо субъекта РФ, т.е. неопределенного круга граждан соответствующей территории, представляется немыслимой»[43].

Следует подчеркнуть возникшие противоречия в определении субъективной стороны конституционного деликта. Так, например В.О. Лучин считает, что она «отражает психическое отношение субъекта к деянию … Психическое отношение может выражаться в одной из форм вины: умысле или неосторожности… Наличие вины, хотя и не всегда отвечающей требованиям традиционной формы, в принципе также является необходимым условием наступления ответственности… Наряду с виной субъективную сторону характеризуют такие факультативные признаки, как мотив и цель».[44] В то же время С.И. Некрасов утверждает, что «обстоятельное выяснение наличия или отсутствия вины субъекта конституционной ответственности во внутрифедеративных отношениях и ее формы навряд ли имеет такое же принципиально важное значение, как, например, в уголовной или административной ответственности»[45] в связи с тем, что принятие региональных нормативных правовых актов, не соответствующих федеральному законодательству, равно как и их неприведение в соответствие с федеральными нормами, зачастую объясняется благими целями и мотивами.

Отметим и специфику применяемых санкций, отличающих юридическую ответственность, наступающую при совершении конституционального деликта. Временное ограничение полномочий органов государственной власти и досрочное прекращение их полномочий определены таковыми.

Далее в своей работе охарактеризуем преступление как разновидность неправомерного поведения.

 

В зависимости от характера и степени общественной опасности классифицируют следующие виды преступлений:

- преступления небольшой тяжести – умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает двух лет лишения свободы;

- преступления средней тяжести – умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы, а также как неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает два года;

- тяжкие преступления – умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы;

- особо тяжкие преступления – умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

За совершение преступлений государством установлены наиболее строгие меры государственного принуждения:

- штраф - денежное взыскание, назначаемое в размере, соответствующем определенному количеству минимальных размеров труда, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период;

- лишение права занимать определенные должности на государственной службе, в органах местного самоуправления или заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью;

- лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного;

- обязательные работы, которые заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления;

- исправительные работы, которые отбываются по месту работы осужденного;

- ограничение по военной службе, во время отбывания которого как наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании;

- конфискация имущества – принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества осужденного;

- ограничение свободы – содержание совершеннолетнего осужденного в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора;

- арест – содержание осужденного в условиях строгой изоляции от общества на срок от одного до шести месяцев;

- лишение свободы – изоляция осужденного от общества на срок от шести месяцев до двадцати лет путем его направления в колонию-поселение, помещение в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию либо тюрьму;

- пожизненное лишение свободы – альтернатива смертной казни за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь;

Уголовным кодексом РФ предусмотрено наказание и за неоконченные преступления, которые, в свою очередь, подразделяются на покушение (умышленные действия (бездействия) лица, непосредственно направленные на совершение преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельствам) и приготовление (приискание, изготовление или приспособление лицом средств или орудий совершения преступления, приискание соучастников преступления, сговор на совершение преступления либо иное умышленное создание условий для совершения преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельствам) - ст. 30 ч.1 и 2 УК РФ.

Также уголовное наказание может быть назначено за деяния, признанные:

-соучастием, т.е. умышленным совместным участием двух или более лиц в совершении преступления (ст. 33 УК РФ дифференцирует соучастников преступления на исполнителей, организаторов, подстрекателей и пособников);

- укрывательством, т.е. умышленным сокрытием преступника, орудий и средств совершения преступления и иных доказательств (ст.316 УК РФ);

- недонесением о преступлении.

Наказание применяется для восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений и отбывается в соответствии со специальным законодательством. После отбывания наказания у освобожденного лица остается судимость. Погашение или снятие судимости аннулирует все последствия, связанные с ней.

Ныне действующим УК РФ предусмотрено освобождение от уголовной ответственности по ряду причин (в связи с деятельным раскаянием, в связи с примирением с потерпевшим, в связи с изменением обстановки, в связи с истечением сроков давности). УК РСФСР 1960 г. не содержали специальной главы, нормы которой регулировали бы правовые основания освобождения от уголовной ответственности. Анализ следственной и судебной практики показывает, что антикриминогенный потенциал института освобождения от уголовной ответственности реализуется лишь частично… «В частности, ошибочна формулировка УК РФ «лицо может быть освобождено от уголовной ответственности»: она предполагает в качестве основания освобождения от уголовной ответственности не столько положительные посткриминальные поступки виновного, в точности и в полном объеме выполнившего все условия предложенного законодательством компромисса, сколько усмотрение суда, прокурора или лица, производящего дознание… Отсутствие однозначной гарантии освобождения от уголовной ответственности лица, совершившего преступление, в обмен на выполнение им условий, перечисленных в законе, редко снижает главное их назначение – склонить таких лиц к осознанию своей вины, положительному посткриминальному поведению»[46]

«Принуждение можно понимать как отрицание воли подвластного и внешнее воздействие на его поведение… Юридическая наука изучает правовое принуждение, которое применяется на основе юридических норм и в связи с их нарушением, понуждает к соблюдению государственно-властных предписаний»[47]В зависимости от основания и процедурных особенностей выделяют уголовные, административные, дисциплинарные, гражданско-правовые виды принуждения… Основная задача принудительных актов – защита правопорядка. По способу его охраны следует различать три вида принуждения: пресечение, восстановление, наказание (взыскание)»[48]

ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: