Программа индивидуального логопедического сопровождения М Анны, обучающейся 1 класса, как часть Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ТНР МБОУ «СОШ»
Характеристика обучающегося Индивидуальная программа логопедического сопровождения разработана для обучающейся 1 класса М. Анныс ОНР (III уровень) и ОВЗ (ТНР).
Дата рождения: 2009 г
Логопедическая помощь оказывалась М. Анне в МБДОУ.
Особенности строения и подвижности артикуляционного аппарата: строение артикуляционного аппарата нормальное, губы тонкие, зубы редкие, мелкие, прикус прямой. При выполнении движений по подражанию чрезмерное напряжение, объем движений полный, темп выполнения быстрый, переход с лишними движениями.
Устная речь: сигматизм - смягчение звука [С] в речи, замена звука [Ц] на звук [Ч] в начале слова, парасигматизм шипящих - замена всей группы шипящих на свистящие звуки.
Фонематическое восприятие: не дифференцирует по акустическим признакам на уровне слога: ба-па (па-па), ча-тя(тя-тя),би-ба-бо (ба-ба-ба), затруднен количественный и позиционный фонематический анализ и синтез, при анализе предложения определяет количество слов, но затрудняется найти их место и последовательность.
Слоговая структура слова: допускает множественные ошибки при воспроизведении мало знакомых слов, слов сложной слоговой структуры (в основном уподобления, упрощения стечения согласных, пропуски и перестановки слогов) Например: скакалка-сакалка, сковорода – ковода, кинотеатр – тикатор.
Состояние словаря: активный и пассивный словарь скуден, ограничен бытовой лексикой, не соответствует возрастному уровню; затруднён подбор синонимов, антонимов, обобщающих понятий; часто употребляет слова в неправильном значении, путает похожие по смыслу слова.
Грамматический строй речи: затруднены процессы словообразования, словоизменения, употребления сложных предлогов; допускает ошибки при образовании формы родительного падежа множественного числа существительных; образовании прилагательных от существительных, образовании приставочных глаголов; неправильно согласовывает глаголы с существительными; ошибки в понимании предложно-падежных конструкций, нарушается структура предложений.
Связная речь: наблюдаются нарушения связи слов в предложениях, выражающих временные, пространственные и другие отношения, нарушены основные показатели связности речи: последовательность, логичность, композиционная целостность высказывания, наблюдается интонационная, логическая прерывистость, заключающаяся в неоправданной остановке речи, в обрыве фраз, мыслей, а иногда - в неоправданном повторении одних и тех же слов; нет целостного видения сюжета, отвлекается на детали;
рассказ состоит из отдельных предложений, не связанных между собой; события излагаются без обобщающей сюжетной линии, путём перечисления изображённого
Логопедическое заключение: ОНР III
Рекомендации ПМПК: Обучение по АООП НОО с ТНР (вариант 5.1); Сопровождение учителем –логопедом направленное на коррекцию общего недоразвития речи (звукопроизношения, слоговой структуры слова, развитие лексико-грамматической стороны речи, фонематических процессов и связной речи,)
Целью коррекционного логопедического сопровождения М. Анны, обучающейся 1 класса с ОНР (III уровень) и ОВЗ (ТНРР) является организация занятий, способствующих развитию фонетической, фонематической, лексико-грамматической сторон речи, связной речи, когнитивных процессов и создание предпосылок к полноценному овладению учебной программой по русскому языку и чтению.
Учитывая индивидуально-типологические особенности развития обучающейся, её образовательные потребности, решаются основные задачи коррекционного логопедического сопровождения:
-корригирование дефектов произношения;
-формирование звукового, слогового анализа и синтеза слов, полноценных фонематических представлений, восприятий;
-обогащение и развитие словарного запаса, обучение точному употреблению слов, как путём накопления новых словоформ, так и благодаря развитию умений пользоваться различными способами словоизменения и словообразования;
-обогащение словаря путём подбора антонимов и синонимов;
-развитие грамматического строя речи путём овладения грамматическими связями слов, нормами согласования, управления и примыкания;
-развитие и совершенствование умений и навыков в построении связных высказываний;
-развитие пространственных и временных представлений, мелкой и общей моторики, психических процессов.
Важным требованием к логопедическим занятиям является учёт основных дидактических принципов: быть регулярными, систематическими и последовательными; проводиться в зависимости от индивидуальных особенностей обучающегося; опираться на сознательность и активность обучающегося; быть оборудованными необходимыми пособиями, наглядными и техническими средствами обучения; содействовать прочности воспитываемых навыков правильной речи и поведения.
Организация обучения.
Индивидуальные логопедические занятия проводятся 3 раза в неделю по 20 минут, в группе 2 раза в неделю по 40 мин.
Срок реализации программы: первое полугодие 2017 -2018 учебного года.
Специальные условия для усвоения адаптированной образовательной программы обучающейся 1 класса с ОНР (III уровень) и ОВЗ (ТНР) М.Анны:
· организация коррекционно-развивающих логопедических занятий в логопункте МБОУ «СОШ»;
· строгое соблюдение режимных моментов;
· соблюдение дозированности нагрузки, чередование занятий и отдыха;
· индивидуальный подход;
· щадящий режим, исключающий переутомление ребёнка;
· развитие коммуникативных навыков на занятиях и вне занятий;
· организация взаимодействия в работе всех специалистов ПМПк, тесное сотрудничество с родителями.
Индивидуальный план логопедического сопровождения
Направление работы | Задачи | Форма работы | Показатели достижений обучающегося |
Развитие звуковой стороны речи. | Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогового, звукового состава слова. | Консультация родителей, учителя-предметника | Качество и количество выполняемых заданий на занятиях. Положительная динамика в усвоении фонем родного языка |
Коррекция дефектов звукопроизношения | Постановка и автоматизация в речи звука [Р] | Индивидуальные КРЗ | Звукопроизношение без нарушений |
Восполнение пробелов в развитии лексического запаса с овладением синтаксическими конструкциями разной сложности. | -формирование и обогащение словарного запаса, - практическое овладение новыми образованиями слов при помощи суффиксов; - практическое овладение новыми образованиями слов при помощи приставок; -обогащение словаря подбором родственных слов; - практическое использование предлогов; - практическое овладение навыками подбора синонимов и антонимов и способами их употребления. | Индивидуальные, групповые КРЗ Консультация родителей, самого обучающегося | Качество и количество выполняемых заданий на занятиях Самостоятельное выполнение заданий |
Развитие связной речи. | -формирование навыка чёткого изложения своих мыслей, ответов на вопросы в точном соответствии с инструкцией или заданием по ходу учебной работы, используя усвоенную терминологию. | Индивидуальные, групповые КРЗ | Умение составлять рассказ по сюжетной картинке, пересказывать текст, устанавливать причинно-следственные связи. |
Коррекция акустической дисграфии, дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза | Устранение нарушений письменной речи | Индивидуальные, групповые КРЗ Консультация родителей, учителя-предметника | Качество и количество выполняемых заданий на занятиях. Самостоятельное выполнение заданий. Отсутствие ошибок в написании; понимание прочитанного текста |
Развитие психических процессов | -Развитие высших психических функций; -формирование пространственных представлений; -формирование временных представлений; -развитие графомоторных навыков, моторных движений. | Индивидуальные, групповые КРЗ | Качество и количество выполняемых заданий на занятиях. Умеет концентрировать внимание на изучаемом материале. Положительная динамика развития ребенка. |
Тематическое планирование индивидуальных занятий по коррекции ФН (фонетическое нарушение)
Индивидуальные занятия с учащимися со сложной структурой речевого дефекта
Развитие общих речевых навыков
Формирование правильного дыхания и осанки учащегося: выработка глубокого диафрагмально-рёберного дыхания; свободного, плавного, удлинённого, направленного выдоха.
Развитие речевой моторики: оральный и артикуляторный праксис, точность, чистоту, объём, плавность движений, умение удерживать заданную позу в процессе выполнения упражнений артикуляторной гимнастики (по подражанию и по словесной инстру кции).
Совершенствование произносительных качеств речи учащегося: уточнение правильной артикуляции гласных, произношение звукосочетаний гласных, артикуляции согласных раннего и среднего онтогенеза и их мягких вариантов, правильное воспроизведение слоговой структуры и ударного слога 2-3-х сложных слов с прямыми слогами.
Коррекция/уточнение произношения (в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся) звуков [ р, р’] их автоматизация и дифференциация.
Развитие просодической стороны речи: произвольная регуляция силы голоса; мягкая голосоподача; умеренный темп речи на материале стихотворений; произвольная выразительность речи; интонационная окраска речи в сопровождении мимикой и жестом; интонация законченности предложения, побудительного и вопросительного предложения, перечисления.
№ п.п. | Тема, содержание. | Кол-во занятий |
Развитие общих речевых навыков | ||
1. | Развитие артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика. | 2 ч. |
2. | Дыхательные упражнения. Развитие слухового внимания. Дифференциация речевых звуков и неречевых. Уточнение пространственно временных представлений. | |
Работа по постановке и закреплению звуков | ||
3. | Постановка звука | 10ч. |
4. | Автоматизация в прямых слогах, в начале слов | |
5. | Автоматизация в прямых слогах, в начале, середине слов | |
6. | Автоматизация в обратных слогах, в конце слов | |
7. | Автоматизация в слогах со стечением согласных, в словах | |
8. | Автоматизация в словах, в предложениях | |
9. | Заучивание скороговорок, чистоговорок, стихотворений | |
10. | Закрепление произношения звука в связной речи | |
11. | Закрепление произношения звука при чтении | |
12. | Развитие самоконтроля | |
Работа по дифференциации смешиваемых звуков | ||
13. | Различение звуков в слогах | 3 ч. 15 ч. |
14. | Различение звуков в словах | |
15. | Различение звуков в предложениях.Различение звуков в речи | |
Всего: |
Тематическое планирование групповых занятий по коррекции ОНР
№ п.п | Наименование раздела | Количество занятий | |
1-ый этап обучения | |||
1. | Развитие общих речевых навыков | ||
Звук и буква | Звуко-буквенный анализ и синтез | ||
Слово. Слог | |||
Гласные и согласные звуки | |||
Разделительный твердый и мягкий знак | |||
Согласные твердые и мягкие | |||
Согласные звонкие и глухие | |||
Развитие связной речи | |||
Итого |
Содержание коррекционно-логопедической работы