Развитие общих речевых навыков




Программа индивидуального логопедического сопровождения М Анны, обучающейся 1 класса, как часть Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ТНР МБОУ «СОШ»

Характеристика обучающегося Индивидуальная программа логопедического сопровождения разработана для обучающейся 1 класса М. Анныс ОНР (III уровень) и ОВЗ (ТНР).

 

Дата рождения: 2009 г

Логопедическая помощь оказывалась М. Анне в МБДОУ.

Особенности строения и подвижности артикуляционного аппарата: строение артикуляционного аппарата нормальное, губы тонкие, зубы редкие, мелкие, прикус прямой. При выполнении движений по подражанию чрезмерное напряжение, объем движений полный, темп выполнения быстрый, переход с лишними движениями.

Устная речь: сигматизм - смягчение звука [С] в речи, замена звука [Ц] на звук [Ч] в начале слова, парасигматизм шипящих - замена всей группы шипящих на свистящие звуки.

Фонематическое восприятие: не дифференцирует по акустическим признакам на уровне слога: ба-па (па-па), ча-тя(тя-тя),би-ба-бо (ба-ба-ба), затруднен количественный и позиционный фонематический анализ и синтез, при анализе предложения определяет количество слов, но затрудняется найти их место и последовательность.

Слоговая структура слова: допускает множественные ошибки при воспроизведении мало знакомых слов, слов сложной слоговой структуры (в основном уподобления, упрощения стечения согласных, пропуски и перестановки слогов) Например: скакалка-сакалка, сковорода – ковода, кинотеатр – тикатор.

Состояние словаря: активный и пассивный словарь скуден, ограничен бытовой лексикой, не соответствует возрастному уровню; затруднён подбор синонимов, антонимов, обобщающих понятий; часто употребляет слова в неправильном значении, путает похожие по смыслу слова.

Грамматический строй речи: затруднены процессы словообразования, словоизменения, употребления сложных предлогов; допускает ошибки при образовании формы родительного падежа множественного числа существительных; образовании прилагательных от существительных, образовании приставочных глаголов; неправильно согласовывает глаголы с существительными; ошибки в понимании предложно-падежных конструкций, нарушается структура предложений.

Связная речь: наблюдаются нарушения связи слов в предложениях, выражающих временные, пространственные и другие отношения, нарушены основные показатели связности речи: последовательность, логичность, композиционная целостность высказывания, наблюдается интонационная, логическая прерывистость, заключающаяся в неоправданной остановке речи, в обрыве фраз, мыслей, а иногда - в неоправданном повторении одних и тех же слов; нет целостного видения сюжета, отвлекается на детали;

рассказ состоит из отдельных предложений, не связанных между собой; события излагаются без обобщающей сюжетной линии, путём перечисления изображённого

Логопедическое заключение: ОНР III

Рекомендации ПМПК: Обучение по АООП НОО с ТНР (вариант 5.1); Сопровождение учителем –логопедом направленное на коррекцию общего недоразвития речи (звукопроизношения, слоговой структуры слова, развитие лексико-грамматической стороны речи, фонематических процессов и связной речи,)

 

 

Целью коррекционного логопедического сопровождения М. Анны, обучающейся 1 класса с ОНР (III уровень) и ОВЗ (ТНРР) является организация занятий, способствующих развитию фонетической, фонематической, лексико-грамматической сторон речи, связной речи, когнитивных процессов и создание предпосылок к полноценному овладению учебной программой по русскому языку и чтению.

Учитывая индивидуально-типологические особенности развития обучающейся, её образовательные потребности, решаются основные задачи коррекционного логопедического сопровождения:

-корригирование дефектов произношения;

-формирование звукового, слогового анализа и синтеза слов, полноценных фонематических представлений, восприятий;

-обогащение и развитие словарного запаса, обучение точному употреблению слов, как путём накопления новых словоформ, так и благодаря развитию умений пользоваться различными способами словоизменения и словообразования;

-обогащение словаря путём подбора антонимов и синонимов;

-развитие грамматического строя речи путём овладения грамматическими связями слов, нормами согласования, управления и примыкания;

-развитие и совершенствование умений и навыков в построении связных высказываний;

-развитие пространственных и временных представлений, мелкой и общей моторики, психических процессов.

Важным требованием к логопедическим занятиям является учёт основных дидактических принципов: быть регулярными, систематическими и последовательными; проводиться в зависимости от индивидуальных особенностей обучающегося; опираться на сознательность и активность обучающегося; быть оборудованными необходимыми пособиями, наглядными и техническими средствами обучения; содействовать прочности воспитываемых навыков правильной речи и поведения.

Организация обучения.

Индивидуальные логопедические занятия проводятся 3 раза в неделю по 20 минут, в группе 2 раза в неделю по 40 мин.

Срок реализации программы: первое полугодие 2017 -2018 учебного года.

Специальные условия для усвоения адаптированной образовательной программы обучающейся 1 класса с ОНР (III уровень) и ОВЗ (ТНР) М.Анны:

· организация коррекционно-развивающих логопедических занятий в логопункте МБОУ «СОШ»;

· строгое соблюдение режимных моментов;

· соблюдение дозированности нагрузки, чередование занятий и отдыха;

· индивидуальный подход;

· щадящий режим, исключающий переутомление ребёнка;

· развитие коммуникативных навыков на занятиях и вне занятий;

· организация взаимодействия в работе всех специалистов ПМПк, тесное сотрудничество с родителями.

Индивидуальный план логопедического сопровождения

Направление работы Задачи Форма работы Показатели достижений обучающегося
Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогового, звукового состава слова. Консультация родителей, учителя-предметника Качество и количество выполняемых заданий на занятиях. Положительная динамика в усвоении фонем родного языка  
Коррекция дефектов звукопроизношения Постановка и автоматизация в речи звука [Р] Индивидуальные КРЗ   Звукопроизношение без нарушений
Восполнение пробелов в развитии лексического запаса с овладением синтаксическими конструкциями разной сложности. -формирование и обогащение словарного запаса, - практическое овладение новыми образованиями слов при помощи суффиксов; - практическое овладение новыми образованиями слов при помощи приставок; -обогащение словаря подбором родственных слов; - практическое использование предлогов; - практическое овладение навыками подбора синонимов и антонимов и способами их употребления. Индивидуальные, групповые КРЗ Консультация родителей, самого обучающегося Качество и количество выполняемых заданий на занятиях Самостоятельное выполнение заданий
Развитие связной речи. -формирование навыка чёткого изложения своих мыслей, ответов на вопросы в точном соответствии с инструкцией или заданием по ходу учебной работы, используя усвоенную терминологию. Индивидуальные, групповые КРЗ Умение составлять рассказ по сюжетной картинке, пересказывать текст, устанавливать причинно-следственные связи.  
Коррекция акустической дисграфии, дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза   Устранение нарушений письменной речи Индивидуальные, групповые КРЗ Консультация родителей, учителя-предметника Качество и количество выполняемых заданий на занятиях. Самостоятельное выполнение заданий. Отсутствие ошибок в написании; понимание прочитанного текста  
Развитие психических процессов -Развитие высших психических функций; -формирование пространственных представлений; -формирование временных представлений; -развитие графомоторных навыков, моторных движений. Индивидуальные, групповые КРЗ Качество и количество выполняемых заданий на занятиях. Умеет концентрировать внимание на изучаемом материале. Положительная динамика развития ребенка.

 

Тематическое планирование индивидуальных занятий по коррекции ФН (фонетическое нарушение)

Индивидуальные занятия с учащимися со сложной структурой речевого дефекта

Развитие общих речевых навыков

Формирование правильного дыхания и осанки учащегося: выработка глубокого диафрагмально-рёберного дыхания; свободного, плавного, удлинённого, направленного выдоха.

Развитие речевой моторики: оральный и артикуляторный праксис, точность, чистоту, объём, плавность движений, умение удерживать заданную позу в процессе выполнения упражнений артикуляторной гимнастики (по подражанию и по словесной инстру кции).

Совершенствование произносительных качеств речи учащегося: уточнение правильной артикуляции гласных, произношение звукосочетаний гласных, артикуляции согласных раннего и среднего онтогенеза и их мягких вариантов, правильное воспроизведение слоговой структуры и ударного слога 2-3-х сложных слов с прямыми слогами.

Коррекция/уточнение произношения (в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся) звуков [ р, р’] их автоматизация и дифференциация.

Развитие просодической стороны речи: произвольная регуляция силы голоса; мягкая голосоподача; умеренный темп речи на материале стихотворений; произвольная выразительность речи; интонационная окраска речи в сопровождении мимикой и жестом; интонация законченности предложения, побудительного и вопросительного предложения, перечисления.

№ п.п. Тема, содержание. Кол-во занятий
  Развитие общих речевых навыков  
1. Развитие артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика. 2 ч.
2.   Дыхательные упражнения. Развитие слухового внимания. Дифференциация речевых звуков и неречевых. Уточнение пространственно временных представлений.
  Работа по постановке и закреплению звуков  
3. Постановка звука 10ч.
4. Автоматизация в прямых слогах, в начале слов
5. Автоматизация в прямых слогах, в начале, середине слов
6. Автоматизация в обратных слогах, в конце слов
7. Автоматизация в слогах со стечением согласных, в словах
8. Автоматизация в словах, в предложениях
9. Заучивание скороговорок, чистоговорок, стихотворений
10. Закрепление произношения звука в связной речи
11. Закрепление произношения звука при чтении
12. Развитие самоконтроля
  Работа по дифференциации смешиваемых звуков  
13. Различение звуков в слогах 3 ч. 15 ч.
14. Различение звуков в словах
15. Различение звуков в предложениях.Различение звуков в речи
  Всего:

 

Тематическое планирование групповых занятий по коррекции ОНР

№ п.п Наименование раздела Количество занятий
1-ый этап обучения
1. Развитие общих речевых навыков  
  Звук и буква   Звуко-буквенный анализ и синтез  
Слово. Слог  
Гласные и согласные звуки  
Разделительный твердый и мягкий знак  
Согласные твердые и мягкие  
Согласные звонкие и глухие  
Развитие связной речи  
  Итого  

 

Содержание коррекционно-логопедической работы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: