В итоге логопедической работы обучающаяся 1 класса с ОНР (III уровень) и ОВЗ (ТНР) М. Анна должна уметь:
-фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
-четко дифференцировать все звуки речи;
-выполнять звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез;
-правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
-пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями;
-владеть навыками пересказа и составления рассказа по сюжетной картинке;
-владеть навыками словообразования и словоизменения;
-грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка; предложно-падежные формы строить правильно и проговаривать четко; простые и сложные предлоги употреблять адекватно;
-использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.);
-в письменных работах допускать меньшее количество дисграфических и орфографических ошибок.
-правильно читать текст (без искажений, замен, пропусков, угадывания) и понимать смысл прочитанного;
-отвечать на вопросы и передавать содержание текста.
Результативность логопедического сопровождения отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования с внесением последующих корректив в содержание логопедической работы и в индивидуальные маршруты коррекции.
Мониторинговая деятельность предполагает отслеживание:
-динамики развития обучающейся 1 класса М. Анны с ОНР (III уровень) и ОВЗ (ТНРР);
-эффективности плана индивидуального логопедического сопровождения;
- перспективное планирование коррекционно-развивающей работы.
|
Примерный прогноз развития ребенка: При соблюдении специальных условий в организации коррекционно-образовательного процесса и стабильного состояния здоровья, М.Анна сможет стабильно развиваться и обучаться по адаптированной общеобразовательной программе.
Литература:
19. Бабина Г. В. Формирование навыка фонемного анализа у детей с общим недоразвитием речи / Г. В. Бабина, Н. А. Грассе // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции: учеб. пособие / под общ.ред. О. Б. Иншаковой. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001. – с. 174-192.
20. Дисграфия, дислексия: технология преодоления. Садовникова И.Н. – М.: Владос, 2012.
21. Ефименкова Л. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей / Л. Н. Ефименкова, И. Н. Садовникова. – М.: Просвещение, 1972. – 205 с.
22. Иншакова О. Б. Отражение зрительно-пространственных трудностей в письме первоклассников / О. Б. Иншакова, А. И. Кричевец, Т. В. Ахутина // Ранняя диагностика, профилактика и коррекция нарушений письма и чтения. – М.: Изд-во МОГИ, 2006. – с. 44-49.
23. Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие для логопедов. В 2 ч. / О. Б. Иншакова. – М.: ВЛАДОС, 2003.
24. Ишимова О. А. Развитие речемыслительных способностей детей /
О. А. Ишимова, С. Н. Шаховская, Е. Д. Худенко. – М.: Просвещение,
2009. – 111 с.
25. Лалаева Р. И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р. И. Лалаева, Л. В. Бенедиктова. – М.: Изд-во Союз СПб, 2001. – 219 с.
26. Левина Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи / Р. Е. Левина. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 311 с.
|
27. Логинова Е. А. Актуальные вопросы логопедии в изучении дисграфии, организации её диагностики и коррекции / Е. А. Логинова // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы. – М.: Изд-во МСГИ, 2004. – с. 167-174.
28. Лопухина И. С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи / И. С. Лопухина. – М.: Аквариум, 1995. – 380 с.
29. Мисаренко Г. Г. Технология коррекции письма: развитие графомоторных навыков / Г. Г. Мисаренко // Логопед. – 2004. – № 2. – с. 4-14.
30. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / под ред. Т. В. Ахутиной, О. Б. Иншаковой. – М.: В. Секачёв, 2008. – 128 с.
31. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И. Н. Садовникова. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 256 с.
32. Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжёлыми нарушениями речи / Л. Ф. Спирова. – М.: Педагогика, 1980. – 192 с.
33. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием – М.: 1993.
34. Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 1984.
35. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательном учреждении. – М.: Когито-центр, 1996.
36. Ястребова А. В. Преодоление общего недоразвития речи – М.: Аркти, 2000.
Приложение №1 к программе индивидуального логопедического сопровожденияобучающейся 1 класса М. Анны с ОНР (III уровень) и ОВЗ (ТНР): Ковалева О.А. |
Календарно-тематическое планирование
коррекционно-логопедических индивидуальных занятий для обучающейся 1 класса М. Анны с ОНР (III уровень) и ОВЗ (ТНР)
|
Количество занятий в неделю - 3
Количество занятий за первое полугодие - 60
№ | Тема урока | Запланировано | Фактически проведено | ||
Кол-во занятий | Дата проведения | Кол-во часов | Дата проведения | ||
Развитие артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика. | |||||
Дыхательные упражнения. Развитие слухового внимания. Дифференциация речевых звуков и неречевых. Уточнение пространственно-временных представлений. | |||||
Уточнение и постановка изолированного звука | |||||
Автоматизация в прямых слогах, в начале слов, середине слов | |||||
Автоматизация в обратных слогах, в конце слов | |||||
Автоматизация в слогах со стечением согласных, в словах | |||||
Автоматизация в словах, в предложениях | |||||
Заучивание скороговорок, чистоговорок, стихотворений | |||||
Закрепление произношения звука в связной речи | |||||
Закрепление произношения звука при чтении | |||||
Развитие самоконтроля | |||||
Дифференциация звуков Р-РЬ Различение звуков в слогах, словах | |||||
Дифференциация звуков Р-РЬ. Различение звуков в словах | |||||
Различение звуков Р-РЬ в предложениях. Различение звуков в речи | |||||
Различение звуков Р-РЬ в письменной речи | |||||
Приложение №2 к программе индивидуального логопедического сопровожденияобучающейся 1 класса с ОНР (III уровень) и ОВЗ (ТНР) М. Анны Ковалева О.А. |
Календарно-тематическое планирование
коррекционно-логопедических групповых занятий для обучающихся 1 классов с ОНР (III уровень) и НВ ОНР
Количество занятий в неделю - 2
Количество занятий за первое полугодие - 30
№ | Тема урока | Запланировано | Фактически проведено | ||
Кол-во часов | Дата проведения | Кол-во часов | Дата проведения | ||
Развитие артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика Дыхательные упражнения. | |||||
Развитие слухового внимания. Дифференциация речевых звуков и неречевых. Уточнение пространственно-временных представлений. | |||||
Развитие просодической стороны речи | |||||
Знакомство с органами речи. Образование звуков речи | |||||
Работа над функциональным дыханием. Выделение первого звука в слове. | |||||
Определение количества и места звуков в слове. | |||||
Соотношение между буквами и звуками в слове. Различие звуков и букв. | |||||
Дифференциация слов, обозначающих предмет и слов, обозначающих действия. | |||||
Слова, обозначающие признак предмета. Изменение слов-признаков по родам. | |||||
Выделение первого слога в слове. Слогообразующая роль гласных звуков. | |||||
Определение порядка слогов в слове. Составление слов из слогов. | |||||
Деление двусложных и трехсложных слов на слоги. | |||||
Гласные первого ряда. Образование гласных [а, о, у, э, ы]. | |||||
Гласные второго ряда. Образование гласных [я, е, ю, е, и]. Выделение гласных звуков их ряда заданных звуков, слогов и слов. | |||||
Образование согласных звуков. Уточнение артикуляционно-акустических признаков согласных. | |||||
Дифференциация гласных и согласных звуков. | |||||
Мягкий знак на конце слова. Смыслоразличительная роль мягкого знака на конце слова. | |||||
Мягкий и твердый знак в середине слова. Смыслоразличительная роль мягкого и твердого знака в середине слова. Разделительный мягкий знак. | |||||
Твердые и мягкие согласные. Выделение на слух твердое и мягкое звучание согласных. | |||||
Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда. | |||||
Буква П. Звуки [б-б']. Буква Б. Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи в слогах и словах. Выделение [б-п] в предложениях.. | |||||
Звуки [т-т']. Буква Т. Звуки [д-д']. Буква Д. Выделение звуков [д-т] в слогах и словах Выделение [д-т] в предложениях. | |||||
Звуки [г-г']. Буква Г. Звуки [к-к']. Буква К. Выделение звуков [к-г] в слогах и словах. Выделение [г-к] в предложениях | |||||
Звуки [с-с']. Буква С. Звуки [з-з']. Буква 3. Дифференциация з-с в слогах и словах. Дифференциация з-с в предложениях. | |||||
Звуки [в-в']. Буква В. Звуки [ф-ф']. Буква Ф. Дифференциация в-ф в слогах и словах. Дифференциация в-ф в предложениях. | |||||
Звук [ш]. Буква Ш. Звук [ж]. Буква Ж. Дифференциация Ш-Ж в слогах и словах. Дифференциация Ш-Ж в предложениях | |||||
Звук [Ч]. Буква Ч. Звук [Щ]. Буква Щ. Дифференциация [ч-щ] в слогах и словах. Дифференциация [ч-щ] в предложениях | |||||
Последовательный пересказ по вопросам | |||||
Последовательный пересказ с опорой на предметные картинки. | |||||
Последовательный пересказ с опорой на предметные картинки. |